Положение о классном руководстве МАОУ СОШ №24 02.09.2020

1.6. Непосредственное руководство и координацию работы классных руководителей осуществляет
заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.7. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
возлагаются на других педагогических сотрудников, не имеющих классного руководства.
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа
директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией
школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными
представителями детей), родительским комитетом класса и общешкольным родительским комитетом,
педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами организаторами, Советом профилактики,
социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности обучающихся,
представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты, защиты прав
несовершеннолетних и т.д.
1.9. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.
1. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1 Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс,
строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в коллективе
класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной
социализации в обществе.
2.3.Задачи:
Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими
государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого
общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности,
коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;
2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного
на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической
готовности им следовать;
3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным
явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии;
обесцениванию жизни человека и др.;
4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за
свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов
второй мировой войны;
5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях
современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ.

3. Функции классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психолого-педагогической
службами школы), выражающаяся в:

изучении индивидуальных особенностей, обучающихся;

выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;

изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;

изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;

прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов
формирования классного коллектива;

прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы
в целом;
3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;

координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и
организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся,
организация деятельности органов ученического самоуправления;

организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками, педагогом –
психологом, педагогом – организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским
работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;

содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в получении
дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по
интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях дополнительного
образования;

участии в работе педагогических и методических советов, методических, творческих
объединений классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;

координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во
внеучебное и каникулярное время;

организации работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в образовательной деятельности;

заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся;

выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным
педагогом);

обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся;

систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля,
коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и
тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);

систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на
различных видах учета;

ведении документации классного руководителя (Приложение 1)
3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:

развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между
обучающимися и взрослыми;

оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;


содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного ребенка;

оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми,
социумом;

информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных
организациях, и объединениях.
3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:

контроле за успеваемостью каждого обучающегося;

контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

контроле за самочувствием обучающихся;

контроле за организацией питания обучающихся класса;

контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
обучающихся»;

контроле за состоянием закреплённого кабинета.
4. Функциональные обязанности классного руководителя
4.1. Инвариантная часть деятельности классного руководителя:
4.1.1 В рамках личностно - ориентированной деятельности по воспитанию и социализации
обучающихся в классе:
- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
- обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов
деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой
деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
- осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения
его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного
воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание
помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе
проблемных, стрессовых и конфликтных;
- выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической
помощи;
- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных
для здоровья веществ;
- формирование навыков информационной безопасности;
- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами
мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;
- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий
доступности ресурсов системы образования.
4.1.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с
классом как социальной группой:
- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
- регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической,
поликультурной среде;
- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным,
общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской

позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности
достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной
деятельности;
- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в
том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;
- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы
физическому и психическому здоровью обучающихся;
- профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм
проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
4.1.3. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся:
- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в
целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий
для развития личности каждого ребёнка;
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и
организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей)
путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам
обучения и воспитания, личностного развития детей.
4.1.4. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом:
- взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом
особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
- взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
- взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного
образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и
интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий
личностного развития;
- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по
вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуальнопознавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую,
физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему
внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;
- взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной
организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
- взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной
организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.1.5. В рамках участия в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами:
- участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;

- участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации
обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций
культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной
жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных
органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры,
спорта, профессионального образования, бизнеса.
4.1.6. В рамках ведения и составления педагогическими работниками, осуществляющими классное
руководство, следующей документации:
- составляет план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством (на основе
перспективного плана работы МАОУ СОШ №24),
-заполняет журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности.
-контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них оценок учителями предметниками.
- ведет личные дела учащихся, в том числе размещает информацию об учащихся в
информационной системе;
-составляет социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией МАОУ СОШ
№24);
-готовит характеристики учащихся класса ( по запросму);
-протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для подготовки
родительских собраний;
4.2. В рамках вариативной части деятельности классного руководителя
(формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации).
-организует мероприятия с целью знакомства и изучения обучающимися традиций и
национальной культуры;
-выявляет причины низкой успеваемости обучающихся и организует их устранение;
-содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков,
секций, объединений, организуемых в образовательной организации;
-обеспечивает регулирование и контроль организации индивидуального обучения с
обучающимися, которым такая форма предоставлена на основании приказа по образовательной
организации;
-организует участие учащихся класса в традиционных мероприятиях образовательной
организации, с целью всестороннего развития и воспитания обучающихся.
5.Права классного руководителя
Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных
нормативных актов общеобразовательной организации имеет следующие права:
5.1. Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом
контекстных условий деятельности;
5.2. Вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического
совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся
совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от
своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
5.3. Участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной
организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной
организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;

5.4. Самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
5.6. Использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации)
инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
5.7. Получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной
организации для реализации задач по классному руководству;
5.8. Приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного
руководства;
5.9. Давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении
воспитательных мероприятий;
5.10. Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с
целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом
обучающихся класса;
5.11. Защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной
организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других
педагогических работников;
5.12. Повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
6. Ответственность классного руководителя
6.1.В установленном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель
несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время проводимых
им социально – педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся
(воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.
6.2.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил
внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных
распоряжений директора школы, обязанностей, установленных настоящим положением, в том
числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
6.3.За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может
быть применено увольнение.
6.4.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или)
психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного
аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от выполнения
обязанностей в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании".
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.5.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил
организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к
административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным
законодательством.
6.6.За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих функциональных обязанностей классный руководитель несет
материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.

7. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
7.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством,
относятся:
7.1.1.Комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в
нормативных документах;
7.1.2.Адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных
особенностей детей, характеристик класса;
7.1.3. Инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи
информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и
методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и
т.д.;
7.1.4. Системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов
воспитательного процесса.
7.2. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной
степени достаточно высоки показатели по всем группам критериев.
7.3. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная
динамика в:

состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;

степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа
жизни;

уровне воспитанности учащихся, уровне сформированности классного коллектива;

проценте участия и посещаемости внеурочных мероприятий;

уровне участия в учебно-воспитательных мероприятий школы, РДШ;

проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;

рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях
школы, района, округа;

степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
8. Оплата труда классного руководителя
Оплата труда классного руководителя МАОУ СОШ № 24 производится согласно ст.32
п.11 и ст.54 п.4 Закона РФ "Об образовании". Образовательное учреждение в пределах
имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения
самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и
других мер материального стимулирования и закрепляет их в Положении об оплате труда
работников МАОУ СОШ № 24, в Положении о доплатах и надбавках педагогическим
работникам МАОУ СОШ № 24, в Положении о стимулирующих выплатах работникам МАОУ
СОШ № 24.
Приложение 1
к Положению о классном руководстве

Документация классного руководителя
1. План воспитательной работы класса на учебный год;
2. Социальный паспорт класса( по предложенной форме);
3. Личные дела обучающихся;
4. Протоколы родительских собраний;

5. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
6. Отчеты о работе классного руководителя (по предложенной форме);
7. Анализ работы классного руководителя за учебный год;
8. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».