Общие положения и нормативно-правовая основа
Настоящий Учебный план начального общего образования (далее – Учебный план)
разработан для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 24 (далее – МАОУ СОШ № 24) на 2025-2026 учебный год,
обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной
неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей.
Учебный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы
начального общего образования (ООП НОО) МАОУ СОШ № 24 и обеспечивает реализацию
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО), а также Федеральной образовательной программы начального общего образования
(ФОП НОО) (с изменениями и дополнениями на 01.09.2025 г.).
Разработка Учебного плана осуществлена с учетом требований следующих нормативных
документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального oбщeгo
образования» (далее - ФГОС HOO), (с изменениями и дополнениями на 01.09.2025 г.).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального oбщeгo образования» (далее ФОП HOO), (с изменениями и дополнениями на 01.09.2024 г.).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 31 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального oбщeгo образования, основного общего
образования и среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального oбщeгo образования, основного общего
образования и среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июня 2025 г. № 467 «О
внесении в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
Методические рекомендации МР 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной
нагрузки в общеобразовательных организациях, утвержденные Федеральной службой по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10 ноября 2023 г.
Письмо Минпросвещения России от 01 июля 2025 г. № 03-1326 «О направлении
информации» (вместе с методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период).
Приказ Минпросвещения РФ от 26.06.2025 г. № 495 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных
учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий».
Устав МАОУ СОШ № 24.
ООП НОО МАОУ СОШ № 24.
Учебный план утверждается ежегодно приказом директора МАОУ СОШ № 24 и является
приложением к ООП НОО.
Цели и задачи учебного плана
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 24 на 2025-2026 учебный год
разработан с целью обеспечения качественной реализации федерального государственного
образовательного стандарта и федеральной образовательной программы начального общего
образования. Он направлен на создание условий для:
-становления и развития личности обучающегося в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями;
-освоения обучающимися системы предметных знаний и универсальных учебных действий,
необходимых для успешного продолжения образования на уровне основного общего образования;
-формирования основ функциональной грамотности;
-обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей Учебный план решает следующие задачи:
-определяет перечень, последовательность и распределение по классам учебных предметов,
обязательных для изучения на уровне начального общего образования в соответствии с ФОП
НОО;
-устанавливает объем учебного времени, отводимого на изучение каждого учебного
предмета по классам (годам обучения), исходя из требований ФОП НОО и СанПин;
-регламентирует максимальный объема аудиторной учебной нагрузки обучающихся в
соответствии с действующими санитарными нормами;
-определяет использование части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, с учетом специфики МАОУ СОШ № 24 и потребностей
обучающихся, в строгом соответствии с объемом, установленным федеральным учебным планом
ФОП НОО для данного варианта и класса.
Структура и содержание учебного плана
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть: определяется федеральным учебным планом ФОП НОО (вариант №1
для пятидневной недели). Она включает перечень учебных предметов и минимальное количество
часов на их изучение, освоение которых гарантирует единство образовательного пространства
страны и формирование основ общекультурного и личностного развития обучающихся, а также
овладение базовыми предметными и метапредметными результатами, определенными ФГОС
НОО.
Объем обязательной части по классам составляет:
-1 класс – 20 часов в неделю.
-2 класс – 23 часа в неделю.
-3 класс – 23 часа в неделю.
-4 класс – 23 часа в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Объем данной части определяется как разница между максимально допустимой недельной
аудиторной нагрузкой обучающихся, установленной СанПин 1.2.3685-21, и объемом обязательной
части федерального учебного плана ФОП НОО для данного класса. В данном Учебном плане на
2025-2026 учебный год объем этой части составляет:
-В 1-ом классе: 21 час (макс. СанПин) – 20 часов (обязат. ФОП)=1 час. Этот час используется
для увеличения количества часов на изучение учебного предмета «Физическая культура», доводя
его недельную нагрузку до 3 часов, что соответствует требованиям ФОП НОО в редакции
приказов № 171 и № 704.
-Во 2-ом классе: 23 часа (макс. СанПин) -23 часа (обязат.ФОП)=0 часов. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, отсутствует.
-В 3-ем классе: 23 часа (макс. СанПин) – 23 час (обязат.ФОП)=0 часов. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, отсутствует.
-В 4-ом классе: 23 часа (макс. СанПин) – 25 часов (обязат. ФОП)= - 2 часа. Объем
обязательной части по ФОП превышает максимально допустимую нагрузку по СанПин. В этом
случае часть, формируемая участниками образовательных отношений, отсутствует (равна 0), а
общее количество часов в Учебном плане доводится до 23 часов путем сокращения часов из
обязательной части, установленной ФОП, для соблюдения санитарных норм.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
курсами:
- «Занимательный русский язык», 2-3 класс по 0,5 часа в неделю;
- «Занимательное литературное чтение», 2-3 класс по 0,5 часа в неделю.
- курсами внеурочной деятельности, планом внеурочной деятельности.
Особенности организации образовательной деятельности
Режим работы: МАОУ СОШ № 24 функционирует в режиме пятидневной учебной недели
для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года: Продолжительность учебного года составляет:
-Для 1-х классов – 33 учебные недели.
-Для 2-4 классов – 34 учебные недели.
Продолжительность урока: Продолжительность урока составляет 40 минут. В 1 классе
применяется «ступенчатый» режим обучения с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
-В сентябре-октябре – по 3 урока в день продолжительностью 35 минут каждый.
-В ноябре-декабре – по 4 урока в день продолжительностью 35 минут каждый.
-С января по май – по 4 урока в день продолжительностью 40 минут каждый.
-В середине учебного дня в 1 классе предусмотрена динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут.
Между началом внеурочной деятельности и последним уроком по расписанию проводится
перерыв продолжительностью 20 минут. Чередование учебной и внеурочной деятельности в
рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования
определяет ОО соответствующим расписанием, ежегодно утверждаемым директором школы.
Язык обучения: Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации – русском языке.
Изучение родного языка и второго иностранного языка: Учебный план обеспечивает
преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность
преподавания и изучения родного языка из числа народов Российской Федерации, из числа
государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка.
Для организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного
языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных
языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей
Организации и по заявлению родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся. «Второй иностранный язык» не являются обязательными для изучения на уровне
начального общего образования. В данном Учебном плане на 2025-2026 учебный год их изучение
не предусмотрено.
Внеурочная деятельность: Время, отведенное на внеурочную деятельность (до 10 часов в
неделю на класс), не включается в объем максимально допустимой аудиторной нагрузки
обучающихся. Внеурочная деятельность организуется в формах, отличных от урочной, и
направлена на достижение планируемых результатов ООП ННО.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до
1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ СОШ № 24.
В Учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы (учебные
модули): «Русский язык», «Литературное чтение», «Родной язык (язык народа Российской
Федерации) и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Литературное
чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)», «Иностранный язык»,
«Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики»
(включающие учебный модуль «Основы православной культуры», учебный модуль «Основы
иудейской культуры», учебный модуль «Основы буддийской культуры», учебный модуль
«Основы исламской культуры», учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»,
учебный модуль «Основы светской этики»), «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд
(технология)», «Физическая культура».
При изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из модулей «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики» по заявлению родителей (иных законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Учебная нагрузка и соблюдение санитарных норм
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять
менее 2966 академических часов и более 3305 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (6дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ
№ 24, включает учебные предметы, учебные курсы, учебные модули, курсы внеурочной
деятельности по выбору родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии
и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы.
При реализации трехгодичного срока обучения на уровне начального общего образования
необходимо равномерно распределять образовательную нагрузку на три года обучения,
корректировать общий объем аудиторной нагрузки обучающихся по индивидуальном учебным
планам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Для начального уровня общего образования представлены пять вариантов федерального
учебного плана: для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке
(5-дневная и 6-дневная учебная неделя), МАОУ СОШ № 24 использует вариант учебного плана
№ 1. При использовании данного варианта федерального учебного плана учитывается
изменение нагрузки для 1 класса 15 часов в сентябре-октябре.
В первую очередь уменьшаются часы учебных предметов, которые имеют максимальное
количество баллов по шкале трудности – математика, русский язык, окружающий мир,
литературное чтение.
Вместе с тем сокращение допускается не более, чем на 1 час в неделю по каждому предмету.
Учебные предметы «Русский язык», «Математика» сокращаются на один час в неделю, а
«Литературное чтение» на 0,5 часа.
Учебный предмет «Окружающий мир» относится к числу наиболее объемных по
содержанию текстов в учебнике, объяснений учителя, бесед, поэтому является трудным для
восприятия, чтения первоклассниками и их общения во время учебных занятий. Учитывая
особенности адаптационного периода, целесообразно в сентябре-октябре проводить по 1 уроку в
неделю. Учитель
может компенсировать содержание второго урока за счет проведения
наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в природу, в учреждения культуры и места трудовой
деятельности людей.
Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» сокращаются на 0,5 часа. Это
означает, что возможны два варианта планирования этих уроков: 1) проведение одного урока в
неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки; 2) проведение по очереди уроков по изо и
музыке: первая и третья недели – урок изобразительного искусства; вторая и четвертая недели –
урок музыки. Целесообразно предусматривать использование музыки и изобразительного
искусства на уроках литературного чтения и окружающего мира, что может компенсировать
уменьшение числа часов на изучение этих предметов.
«Труд (технология)» - учебный предмет, который требует развития умений пользоваться
ножницами, осуществлять измерения с помощью линейки, складывать бумагу, делать аппликацию
и др., поэтому рекомендуется в период адаптации к школе уменьшить число часов и проводить
уроки труда через неделю. Это позволит в медленном темпе начать становление умений и
навыков, которыми дети не овладели в период дошкольного детства.
Распределение часов по учебным предметам по варианту № 1 федерального учебного
плана:
Первая и третья неделя
Русский язык - 4 ч.
Литературное чтение – 4 ч.
Математика – 3 ч.
Окружающий мир – 1 ч.
Музыка – 0,5 ч.
Изобразительное искусство – 0,5 ч.
Труд (технология) – 0 ч.
Физическая культура – 2 ч.
Итого: 15 часов
Вторая и четвертая неделя
Русский язык - 4 ч.
Литературное чтение – 3 ч.
Математика – 3 ч.
Окружающий мир – 1 ч.
Музыка – 0,5 ч.
Изобразительное искусство – 0,5 ч.
Труд (технология) – 1 ч.
Физическая культура – 2 ч.
Итого: 15 часов
Объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с вариантом № 1
федерального учебного плана составляет:
-1 класс – 21 час;
-2 класс – 23 часа;
-3 класс – 23 часа;
-4 класс – 23 часа.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение года составляет:
-1 класс – 645 часов;
-2 класс – 782 часа;
-3 класс – 782 часа;
-4 класс – 782 часа.
При реализации варианта федерального учебного плана № 1 количество часов на
физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовать МАОУ СОШ № 24 за
счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, включая использование
учебных модулей по видам спорта.
Объем максимальной допустимой образовательной нагрузки в течение дня соответствует
требованиям СанПин 1.2.3685-21 и не превышает:
-для обучающихся 1 классов - 4 урока (5 уроков один раз в неделю при наличии физической
культуры);
-для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков (6 уроков один раз в неделю при наличии
физической культуры).
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов,
определенной гигиеническими нормативами. Распределение учебной нагрузки в течение учебной
недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду
(при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует действующим
санитарным правилам и нормативам). На эти дни в расписание уроков включаются предметы,
соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим
баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2-4-х уроках в середине
учебной недели.
В 4 классе объем обязательной части федерального учебного плана ФОП НОО (25
часов) превышает максимально допустимую недельную нагрузку по СанПин (23 часа). В
целях безусловного соблюдения санитарных норм, недельная аудиторная нагрузка
обучающихся 4 класса установлена в объеме 23 часа. Сокращение часов произведено из
обязательной части федерального учебного плана. В данном Учебном плане сокращено по 1
часу из учебных предметов «Окружающий мир», «Физическая культура», что отражено в
таблице соответствующего класса.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2
часа – для 4 класса. МАОУ СОШ № 24 осуществляется координация и контроль объёма
домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими
нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при
наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания
учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например,
подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в
соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами.
Режим работы и график учебного года устанавливается образовательной организацией
самостоятельно с учетом законодательства Российской Федерации и гигиенических нормативов
(по четвертям, триместрам, индивидуальному графику).
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени, каникул. Продолжительность учебных периодов
составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10
недель для 1 классов и не более 11 недель для 2-4 классов. Продолжительность каникул должна
составлять не менее 7 календарных дней. Суммарная минимальная продолжительность каникул
составляет: не менее 133 дней при 19 неделях, 126 дней при 18 неделях. Для обучающихся в 1
классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
При организации учебного графика по четвертям продолжительность учебных четвертей
составляет:
I четверть - 8 учебных недель (для 1 - 4 классов);
II четверть - 8 учебных недель (для 1 - 4 классов);
III четверть - 11 учебных недель (для 2 - 4 классов), 10 учебных недель (для 1 классов);
IV четверть - 7 учебных недель (для 1 - 4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 - 4 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 - 4 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 - 4 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
При возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций на отдельных территориях
общеобразовательные организации могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного
года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы.
Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с
подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация
учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих
программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными
планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Учебный предмет «Математика» организован изучением математики в 1-4 классах по 4 часа
в неделю. Изучение математики и информатики направлено на развитие математической речи,
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том
числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интерне» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий);
«Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
Учебный предмет «Иностранный язык» представлен изучением английского языка, начиная
со второго класса в количестве 2 часов в неделю. При проведении занятий по учебным предметам
«Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом
норм по предельно допустимой наполняемости групп (при созданных условиях в МАОУ СОШ №
24). Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Учебный предмет «Окружающий мир» организован изучением по 2 часа в неделю в 1-4
классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование
уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 №
371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение
федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов
на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной
образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1
часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модуль «Основы светской
этики». Основы светской этики - это один из шести модулей курса Основы религиозных культур и
светской этики, направленный на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и
своей сопричастности к ним.
Учебные предметы «Музыка» и «ИЗО» изучаются по 1 часу в неделю. Изучение предметов
«Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к
художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения
к окружающему миру.
Учебный предмет «Труд (технология)» с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Федеральная
рабочая программа по предмету «Труд (технология)» (далее - ФРП «Труд (технология)») на уровне
начального общего образования, включенная в ФОП HOO, имеет статус непосредственного
применения.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» на уровне начального oбщeгo
oбразования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального oбщeгo образования ФГОС HOO, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих
правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического
знакомства с историей ремесел и технологий. Содержание модулей предмета «Труд (технология)»
актуализировано,уточнено, дополнено темами «Мир профессий».
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 3 часов в неделю в 1-ом классе, во
2-4 классах в объеме 2 часов в неделю.
Учебный план начального общего образования (1-4 классы, пятидневная неделя)
В качестве учебного плана НОО МАОУ СОШ № 24 выбран Федеральный учебный план
Вариант 1.
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные
предметы/классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
8
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
-
-
-
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
3
2
2
2
9
21
22
22
23
88
Занимательный русский язык
0
0,5
0,5
0
1
Занимательное литературное чтение
0
0,5
0,5
0
1
Итого:
0
1
1
0
2
Учебные недели
33
34
34
34
135
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Всего часов
645
(с
учетом
15
часов
в сентябре
октяб
ре)
782
782
782
2991
(с учетом
15 часов в
сентябре октябре)
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная санитарными правилами и
гигиеническими нормативами
21
(15
часов
в сентябре
октяб
ре)
23
23
23
90
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО определяет
основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на выявление и оценку
образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на
ступени начального общего образования.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения степени освоения
обучающимися содержания учебных предметов за определенный период (четверть, полугодие,
год). Порядок, формы, периодичность и система оценивания при промежуточной аттестации
регламентируется локальным нормативным актом МАОУ СОШ № 24 «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МАОУ СОШ № 24».
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии
с календарным учебным графиком и единым графиком оценочных процедур МАОУ СОШ № 24.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из
части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
В 1 классе обучение безотметочное. Основное внимание уделяется качественной оценке
достижений обучающихся, анализу их затруднений и определению путей их преодоления.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме
словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений
учителя, по итогам проверки комплексной итоговой контрольной работы.
Во 2-4 классах используются различные формы промежуточной аттестации по учебным
предметам, которые могут включать:
-по русскому языку: контрольные диктанты с грамматическим задание, списывание,
изложения, контрольные работы (тесты);
-по литературному чтению: проверка техники чтения, выразительное чтение наизусть, анализ
текста (устный/письменный), тестирование;
-по иностранному языку: лексико-грамматические тесты, проверка навыков аудирования,
чтения, устного говорения;
-по математике: контрольные работы, математические диктанты, самостоятельные работы,
тестирование;
-по окружающему миру: контрольные работы (тесты, задания с развернутым ответом),
проверочные работы, проекты, практические работы (например, наблюдения, опыты);
-по основам религиозных культур и светской этики: творческие работы (рисунки, поделки,
сообщения), тестирование, устный опрос;
-по изобразительному искусству: просмотр и оценка творческих работ, защита проектов;
-по музыке: тестирование по основам музыкальной грамоты, оценка исполнительских
навыков (пение), защита проекта о композиторе/музыкальном произведении;
-по труду (технологии): оценка практического изделия, защита проекта, тестирование по
основам технологии;
-по физической культуре: сдача контрольных нормативов, тестирование по основам знаний о
физической культуре и спорте.
Конкретные формы аттестации по каждому предмету в определенном классе уточняются на
заседании МО учителей начальных классов, тексты работ являются едиными на параллель.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается
итоговой аттестацией.
Заключительные положения
Настоящий Учебный план является обязательным для выполнения всеми педагогическими
работниками МАОУ СОШ № 24, реализующими ООП НОО. Изменения и дополнения в Учебный
план могут вноситься по решению Педагогического совета МАОУ СОШ № 24 и утверждаться
приказом директора в установленном порядке, при условии соблюдения требований
законодательства Российской Федерации в сфере образования и соответствия ФОП НОО.