Медиа технологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МЕДИА ТЕХНОЛОГИИ»
НАПРАВЛЕННИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 2 год
Составитель: Давыдова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования

пгт. Горноуральский
2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Медиа технологии» составлена с учетом действующего законодательства
Российской Федерации и Свердловской области.
1. Конституции РФ.
2. Конвенции ООН «О правах ребенка».
3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ.
4. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ Об
образовании в Свердловской области (с изменениями на 3 июля 2020 года).
5. СанПиН № 16 (СП 3.1/2.4.3598-20) на 2020-2021 учебный год в условиях
распространения коронавирусной инфекции для образовательных организаций,
включая школы и детские сады.
В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение
новыми информационными технологиями. Уже трудно представить нашу жизнь
без такого явления, как Интернет, телевидение. Технический прогресс в области
теле- и видео аппаратуры достиг такого уровня, что практически в каждом доме
есть компьютер или смарт-ТV, а также почти у половины есть доступ к
интернету. Владение новыми информационными технологиями является одним
из условий конкурентоспособности человека в современной жизни. Молодое
поколение осваивает новые информационные технологии оперативно и с
большим интересом.
Техническая база, необходимая для организации собственного
телевизионного производства, сегодня стала вполне доступной. В её основе –
цифровые фото- и видеокамеры, компьютеры, которые постепенно перестают
быть экзотикой и становятся предметами быта. Современные смартфоны не чуть
не уступают по качеству съемки специальным гаджетам, да и программы
появляются в форме доступных и простых приложений.
Развивается и интернет. Журналистика как печатная, так и телевизионная
переходит в виртуальные сети. Создаются блоги с разными тематиками,
официальные новостные странички любой организации, целые интернет каналы.
Программа имеет социальное и научно – техническое
направление.
Актуальность программы. Сегодня детская журналистика имеет хорошие
возможности в системе дополнительного образования. Важная особенность
телевизионного и печатного производства состоит в том, что оно является
коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена только
общими усилиями большого творческого коллектива. Качественный пост в сети
интернет тоже результат коллективного труда. Успех, зрительское внимание
приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает
над воплощением единой творческой задачи.
Эти особенности позволяют рассматривать современное детское
телевидение и печатное дело не только как средство развитие детских талантов
или способ подготовки будущих журналистов. Медиа технологии может
выступать как современное направление коллективной социально значимой
деятельности детского коллектива, направленной на продвижение ценностей

демократии, гуманизма, прав человека. Детская медиасфера рассматривается в
рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в
рамках которой они приобретают культурный, нравственный и социальный
опыт.
Новизна программы является её практико-ориентированный характер и
адаптированность телепроизводства и иного медиапроизводства к современным
техническим условиям. Подростки проходят обучение в процессе работы над
реальным телевизионным продуктом – выпуском регулярной телепередачи для
школьного телеэфира. Освоение каждого раздела программы сопровождается
подготовкой и выпуском учащимися информационно - новостных сюжетов и
интернет постов, а также накоплением материалов к общему групповому
проекту: «Телевизионная передача «Точка роста» и социальные сети «Точка
роста».
Практическая работа, которую выполняют школьники, заключается в
съёмках телесюжетов, создании сценария, записях закадрового текста,
видеомонтажах, а также создание новостных постов. Работа носит коллективный
характер. Очевидно, что качество конечного продукта зависит от слаженной
работы всей группы: журналиста, оператора, фотографа, монтажера. Поэтому
важную роль в процессе обучения занимает воспитание культуры поведения и
общения в коллективе. С этой цель в программе предусмотрены специальные
тренинги, упражнения, совместные занятия всей группы.
Поскольку работа над сюжетами имеет четкие сроки, то это накладывает на
весь коллектив и каждого ребенка ответственность за выполнение своей части
общего дела. Таким образом, программа предоставляет большие возможности
для решения воспитательных задач: обучения детей самоорганизации,
самоуправлению, социальному проектированию.
Организация практических занятий проводится по подгруппам, исходя из
возможностей технического обеспечения (количество видео- и фототехники и
компьютеров), а также соблюдения правил электробезопасности (работа с
электроаппаратурой выполняется согласно инструкции).
Программа модульная. Каждый модуль включает в себя свои особенности
исходя из возраста обучающихся. В программе «Медиа технологии»
предусмотрены два модуля: «Я в кадре», для учащихся среднего возраста; «Мы в
эфире», для обучающихся старшего звена.
«Я в кадре» - 1 модуль программы дополнительного образования,
рассчитанная на обучающихся среднего школьного возраста 5 – 6 класса (11-13
лет). Программа «Я в кадре» разработана на 136 часов: 2 года обучения.
Группа формируется из 6-10 человек.
Формы обучения – очная. Программа рассчитана на 2 года обучения,
занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Форма занятий: занятия включают в себя организационную, теоретическую
и практическую части. Организационная часть обеспечена всеми необходимыми
для работы материалами и иллюстрациями. Теоретическая часть занятий при
работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о

теме и предмете знания. Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуально-групповая
Второй модуль «Мы в эфире» программы дополнительного образования
«Медиа технологии» рассчитана на детей среднего и старшего школьного
возраста (13 – 17 лет).
Предусматривается создание учебных групп
(журналистов, операторов, монтажеров) состав группы постоянный.
Программа «Мы в эфире» рассчитана на (136 часов в год на 1 группу
обучения в 7-10 классах, всего 272 часа на 2 года обучения). Учащиеся
формируются в составе 8-10 человек, а также делятся на подгруппы по 3-4
человека для освоения практических навыков выбранной специализации
(операторское мастерство, журналистика и видеомонтаж), так как техническое
обеспечение студии состоит из цифровой фотокамеры с возможностью
видеосъемки, и 10 персональных компьютеров для создания текстов, просмотра
отснятого материала, компьютера с возможностью видеомонтажа, микрофона,
штатива для фотоаппаратуры. Режим 2 раза в неделю по 2 академических часа.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
 Создание оптимальных условий для развития нравственного, творческого
потенциала и интереса у обучающихся к медиажурналистике, через
приобщение их к телевизионному и печатному творчеству.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
 Формирование у обучающихся активной гражданской позиции через
воспитание интереса к общественно-значимой деятельности.
 Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности через
включение их в совместную творческую деятельность при создании
нестандартных, познавательных телепрограмм, а также новостных постов в
социальных сетях.
 Развитие журналистских навыков и умений через освоение методов и
приемов практической работы на ТВ и ведении социальных новостных
страниц.

Учебный план для 5-7 классов:
Тематическое планирование программы структурировано по разделам
1 год обучения





Вводное занятие «Всё только начинается…» - 1 час
Раздел 1«Журналистика как она устроена» - 4 часа
Раздел 2 «Заголовки и иллюстрации» - 4 часа
Раздел 3 «Журналистский текст в социальных сетях и других ресурсов
сети интернет» - 19 часов
 Раздел 4 «Я в кадре» - 12 часов
 Раздел 5 «Мастерская слова» - 16 часов
 Раздел 6 «Выпуск своих постов в социальных сетях «Точка роста» - 12
часов
2 год обучения








Вводно занятие «Что такое видеоконтент» - 1 час
Раздел 1 «Работа с видеокамерой и фотоаппаратом» - 11 часов
Раздел 2 «Журналист в кадре» - 8 часов
Раздел 3 «Готовим свой сценарий и стендап» - 12 часов
Раздел 4 «Съемочный процесс» - 14 часов
Раздел 5 «Знакомство с программами видеомонтажа» - 10 часов
Раздел 6 «Подготовка и выпуск своих программ и видеоматериалов в
социальных сетях «Точка роста» - 12 часов

На изучение всех разделов отводится 68 учебных часов в год.

Содержания учебного плана
1 год обучения
Вводное занятие «Всё только начинается…» – 1 час
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с программой обучения.
Правила работы и поведения.
Раздел 1 «Журналистика как она устроена» – 4 часа
Тема 1 Как и почему возникла журналистика. Значение журналистики (1
час)
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние
газеты на общественную мысль в России.
Тема 2. Роль журналистики в обществе. Профессия журналиста. (1 час)
Журналистика, СМИ, публицистика: разграничение понятий.
Тема 3. Профессиональные качества журналиста. (1 час)
Теория: профессиональные качества журналиста: объективность, оперативность,
толерантность, коммуникабельность.
Тема 4. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. (1 час)
Теория: источники информации: люди, архивы, почта, Интернет.
Методы сбора информации.
Раздел 2 «Заголовки и иллюстрации» – 4 часа
Тема 1. Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение
журналистского текста. (1 час)
Виды иллюстраций в журналистике, средства художественного оформления.
Роль рисунка и фотографии в публикации.
Тема 2. Заголовок. Его основные функции и виды. (1 час)
Оформление заглавной части, логотип.
Магическая сила заголовка.
Заголовочный комплекс.
Рубрикация материалов.
Тема 3. Подписи к снимкам. (1 час)
Подготовка подписей к снимкам.
Тема 4. Личность журналиста в тексте. (1 час)
Создание фотографий с места события по заданной теме.
Раздел 3 «Журналистский текст в социальных сетях и других ресурсах сети
интернет» – 19 часа

Тема 1. Создание журналистского текста. (1 час)
Что и как писать? Фактура.
Язык печати и соцсетей.
Формирование представлений о профессии журналиста.
Тема 2. Создание журналистского текста (1 час)
О чём писать? Источники информации.
Виды журналистских текстов и принципы их построения.
Тема 3. Работа над журналистским текстом. (1 час)
Тема найдена, что дальше?
Признаки жанров журналистики.
Особенности жанров.
Тема 4. Работа над журналистским текстом. Корректура. Редактирование. (1
час)
Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка.
Тема 5. Тема, замысел. «Пишем материал», отвечая на главные вопросы
информации: что, где, когда? (1 час)
Идея журналистского произведения.
Критерии оценки журналистского текста
Тема 6. Сбор информации. (1 час)
Методы сбора информации и способы обработки материала.
Наблюдение – основной метод сбора информации
Тема 7. Обработка собранного материала. (2 часа)
Тема 8. Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства
эмоциональной выразительности публицистического стиля речи). (2 часа)
Специфика использования средств эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле, формировать умения находить выразительные
средства и классифицировать их, пополнение активного словарного запаса
учащихся.
Тема 9. Лексические особенности публицистического стиля речи. (3 час)
Основные понятия раздела «Лексика», особенности лексики публицистического
стиля.
Анализ статьи публицистического стиля.
Классификация стилистических ошибок, работа по исправлению стилистических
ошибок.
Тема 10. Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. (1 час)
Тема 11. Работа над проектом. (5 часов)
Создание проектных работ (собственных публикаций по темам)

Раздел 4 «Мастерская слова» - 18 часов
Тема 1. Публицистика. Жанровое
интересной публицистики. (1 час)
История и теория жанров публицистики.

разнообразие

-

залог

читаемой,

Тема 2. Заметка. (2 часа)
Что такое заметка и её основные черты
Типы заметок: краткая и расширенная.
Тема 3. Отчет. Что такое отчёт и его основные черты. (1 час)
Творческая мастерская «Бюро детективных расследований».
Тема 4. Что такое информация (новость) и её основные черты. (3 часа)
Типы информации.
Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок. Правила
построения информации.
Формы и методы новостей.
Тема 5. «Пишем информацию, заметку». (2 часа)
Мастер-новость «Час важных сообщений».
Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
Тема 6. Что такое интервью, его признаки. (3 часа)
Типы и виды интервью.
История и теория жанра интервью, особенности этого жанра, отличие от других
жанров.
Интервью. «Расспросные речи» - прообраз интервью. «Газетный жанр интервью.
Вопросы-крючочки».
Тема 7. Репортаж. Что такое репортаж, его признаки. (2 часа)
Предмет репортажа и его основа.
Виды и типы репортажа.
Тема репортажа и его герой.
Подготовка к репортажу.
Фоторепортаж.
Тема 8. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. (2 часа)
Понятие национальной культуры и отражение этой культуры в языке; концепция
Д.С. Лихачева.
Эссе (Эссе «Самая большая ценность народа»)
Тема 9. Опрос. Пресс-релиз. (2 часа)
Что такое опрос, пресс-релиз.
Функции пресс-релиза, структура.
«Пишем опрос, пресс-релиз».

Тема 10. Работа над проектом, портфолио. (1 час)
Раздел 5 «Я в кадре» – 10 часов
Тема 1. Жанры журналистики, требующие присутствие автора. (1 час)
Информационные, аналитические, художественно-публицистические группы
газетных жанров.
Тема 2. Какое влияние оказывает личность автора на текст (1 час)
Зависимость выбора подачи материала от личности автора, как автор влияет на
настроение текста
Тема 3. Внешность автора (1 час)
Зависимость выбора внешнего вида автора от темы материала.
Тема 4. Разные соцсети под разным соусом. (1 час)
Разновидности соцсетей (официальные и неофициальные). Как вид соцсетей и
интернет ресурсов влияет на подачу материала и на внешний вид их авторов
Тема 5. Технологии здоровьесбережения для голоса. (1 час)
Примеры методов сбережения голоса журналиста.
Тема 6. Работа над проектом. (5 часов)
Раздел 6 «Выпуск своих постов в социальных сетях «Точка роста» – 12
часов
Инструктаж о технике безопасности во время проведения практических заданий,
распределение творческих заданий, распределение творческих заданий и их
выполнение, с последующей публикацией в социальных сетях образовательного
центра «Точка роста».
Работа над собственными текстами.
2 год обучения
Вводно занятие «Что такое видеоконтент» - 1 час
Инструктаж по технике безопасности
Знакомство с программой обучения
Знакомство с термином видеоконтент
Раздел 1 «Работа с видеокамерой и фотоаппаратом» - 11 часов
Тема 1. Знакомство с устройством видеокамеры и фотоаппаратом – 2 часа
Демонстрация работы с камерой и фотоаппаратом в режиме видеосъемки. Проба
съемки камерой и фотоаппаратом со штатива и с рук.
Тема 2. Построение кадра – 2 часа

Приемы построение кадра. Съемка предметов, портрета, пейзажа в режиме видео.
Тема 3. Съемка в разных условиях и с использованием эффектов – 2 часа
Изменение условий съемки при разных погодных условиях. Применение разных
эффектов во время съемки.
Тема 4. Съемки видеоряда – 3 часа
Что такое видеоряд. Монтажная съемка видеоряда. Набор видеоряда. Съемка
интервью.
Раздел 2 «Журналист в кадре» - 8 часов
Тема 1. Образ журналиста – 2 часа
Внешний вид журналиста. Приемы воздействия внешним видом. Соответствие
внешности журналиста его материалу.
Тема 2. Работаем над речью – 4 часа
Отработка приемов правильной речи. Упражнения по речи. Работа над
артикуляцией. Работа над интонацией. Снимаем свою речь
Тема 3. Работа журналиста в кадре – 2 часа
Как вести себя в кадре. Как взаимодействовать с окружением в кадре.
Раздел 3 «Готовим свой сценарий и стендап» - 12 часов
Тема 1. Что такое стендап и как его писать - 4 часа
Что такое стендап. Виды стендата. Как вести себя в кадре во время записи
стендапа. Пишем стендап сами.
Тема 2. Что такое сценарий и как его готовить – 3 часа
Кто готовит сценарий. Зачем нужен сценарий. Какие виды медиа могут обойтись
без сценария. Как оформить сценарий, чтобы было понятно и удобно его
использовать.
Тема 3. Работаем над сценарием, разрабатываем свою идею – 5 часов
Идея сценария. Пишем свой сценарий.
Раздел 4 «Съемочный процесс» - 14 часов
Тема 1. Пространство для съемок. Как выбираем место съемки – 4 часа
Где можно организовать съемки. Как организовать пространство для съемок.
Какой реквизит необходим для съемок. Готовим пространство для съемок.
Необходимое оборудование для съемок
Тема 2. Съемочная команда и где ее взять – 4 часа

Что такое съемочная команда. Сколько должно быть людей в съемочной
команде. Где взять людей для съемок.
Тема 3. Организация съемочного процесса – 2 часа
Как продумать съемочный процесс. Как ничего не забыть для организации
съемок. Продумываем план съемок.
Тема 4. Съемочный процесс – 4 часа
Как пережить съемочный процесс. Как облегчить себе съемочный процесс.
Реализация своего съемочного плана.
Раздел 5 «Знакомство с программами видеомонтажа» - 10 часов
Тема 1. Нелинейный и линейный монтаж – 2 часа
Что такое линейный монтаж. Что такое нелинейный монтаж. Как монтажная
съемка облегчает нелинейный монтаж. Монтажная фраза.
Тема 2. Программы видеомонтажа – 2 часа
Знакомство с программами видеомонтажа. Знакомство с интерфейсом
программы и инструментами.
Тема 3. Практика нелинейного монтажа – 6 часов
Практические приемы монтажа. Монтируем видеоряд. Наложение перебивок и
видеопереходов. Работа со звуком при монтаже. Наложение музыки. Наложение
титров.
Раздел 6 «Подготовка и выпуск своих программ и видеоматериалов в
социальных сетях «Точка роста» - 12 часов
Инструктаж о технике безопасности во время проведения практических заданий,
распределение творческих заданий, распределение творческих заданий и их
выполнение, с последующей публикацией в социальных сетях образовательного
центра «Точка роста».
Работа над собственными видеоматериалами.

Учебный план для 5-7 классов
1 год обучения
№№
п/п

1.

2.
3.

4.
5.
6.

Название модуля, темы
Вводное занятие
«Всё
только
начинается…»»
Раздел 1
«Журналистика как она
устроена»
Раздел 2
«Заголовки и иллюстрации»
Раздел 3
«Журналистский текст в
социальных сетях и других
ресурсов сети интернет»
Раздел 4
«Я в кадре»
Раздел 5
«Мастерская слова»
Раздел 6
«Выпуск своих постов в
социальных сетях «Точка
роста»
Всего

Количество часов
Теория
Практика
1

Всего
1

2

2

4

2

2

4

4

15

19

4

8

12

6

10

16

1

11

20

48

12

68 часов

Учебный план для 5-7 классов
2 год обучения
№№
п/п

Название модуля, темы
Вводно занятие
«Что такое видеоконтент»

1.

2.
3.

4.
5.

6.

Раздел 1
«Работа с видеокамерой и
фотоаппаратом»
Раздел 2
«Журналист в кадре»
Раздел 3
«Готовим свой сценарий и
стендап»
Раздел 4
«Съемочный процесс»
Раздел 5
«Знакомство
с
программами
видеомонтажа»
Раздел 6
«Подготовка
и выпуск
своих
программ
и
видеоматериалов
в
социальных сетях «Точка
роста»
Всего

Количество часов
Теория
Практика
1

Всего
1 час

3

8

11

3

5

8

4

8

12

6

8

14

2

8

10

3

9

12

22

46

68 часов

Планируемые результаты
По итогам реализации программы учащимися будут достигнуты:
Личностные результаты:
- знакомство с особенностями профессии журналиста на основе
- понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально
творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских
качеств;
- освоение основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
- овладеть культурой общения с медиа,
- овладеть навыками работы с различными источниками информации;
- развить творческих и коммуникативных способностей;
-развить критическое мышления, умение интерпретировать, анализировать
и оценивать медиатексты,
- овладеть различными формами самовыражения при помощи
медиатехники.
Предметные результаты:
- выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
- знать специфику и структуру основных печатных жанров (уметь
различать информацию, заметку, интервью, статью);
- овладеть навыками работы с текстом.
анализировать текст как конечного результата журналистской
деятельности, создавать тексты в различных жанрах, искать информацию в
различных источниках;
- уметь редактировать текст, работать в текстовых редакторах;
- уметь работать с видео- и фотоаппаратурой;
- уметь создавать сценарии своего видеоконтента;
- уметь собирать свою команду для съемок;
- уметь организовывать съемочный процесс;
- уметь монтировать.
Способы проверки усвоение программы:
собеседование (выявление интересов, предпочтений обучающихся), опрос,
анализ работ, наблюдение, тестирование.
Промежуточная аттестация: защита (презентация) творческих проектов.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурс постов и материалов
по заданной тематики. Работы должны быть полностью самостоятельными,
обучающиеся должна написать и небольшой репортаж, подобрать к нему
иллюстрации и самостоятельно опубликовать. Для обучающихся второго года

обучение – это свои собственные видеопродукты, которые обучающиеся создают
как самостоятельно, так и в команде и размещают их в социальных сетях.

Учебный план для 8-10 классов:
Тематическое планирование программы 1 года обучения структурировано
по разделам
 Тележурналистика - 30 часа
 Операторское мастерство - 44 часов
 Видеомонтаж - 62 часа
На изучение всех разделов отводится 136 учебных часов в год.
Тематическое планирование
структурированно по разделам

программы

для

2

года

 Интернет журналистика – 18 часов
 Препродакш – 30 часа
 Производство контента – 40 часа
 Постпродакшн – 48 часа
На изучение всех разделов отводится 136 учебных часов в год

обучения

Содержание учебного плана 1 год обучения
Раздел 1. Тележурналистика.
Тема 1. Введение в тележурналистику. (1 ч.)
Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции
телевидения.
Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач.
Телевизионные жанры.
Специфика регионального телевидения. Особенности детской
тележурналистики.
Тема 2. Жанры телевизионной журналистики (5 ч.)
Основные жанры, используемые в тележурналистике
Репортаж
Видеосюжет
Закрывашка
Текс ведущего - подводка
Тема 3. Телевизионный сюжет. (5 ч.)
Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».
Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных
сюжетов.
Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом.
Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».
Тема 4. Новости. (5 ч.)
Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска.
«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей.
«Инфотейнмент».
Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации.
Информационный повод.
Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к
информационному сюжету.
Тема 5. Интервью. (6 ч.)
Цели и особенности интервью.
Активное слушание. Коммуникативные техники.
Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью.
Тема 6. Документальный видеофильм. (3 ч.)
Художественная документалистика.
Этапы работы над сценарием документального фильма.
Съёмки документального фильма: особенности работы с героями и
натурой.
Использование архивных материалов.

Тема 7. Ведущий телепрограммы. (5ч.)
Ведение эфира. Имидж ведущего.
Речь на телевидении. Интонация, логические паузы, акценты в речи.
Принципы работы ведущего с оператором в студии.
Раздел 2. Операторское мастерство.
Тема 1. Видеокамера. (5 ч.)
Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой.
Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их
грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой.
Тема 2. Видеоряд. (6 ч.)
Требования к видеоряду.
Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра,
выравнивание кадра по вертикали.
Устойчивость камеры при съёмках без штатива.
Тема 3. Композиция кадра. (6 ч.)
План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива.
Глубина кадра.
Свет и цвет.
Тема 4. Человек в кадре. (6 ч.)
Выбор плана при съёмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка,
«воздух».
Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило
восьмёрки».
Съёмка интервью. «Говорящий фон».
Съёмка «стенд-ап».
Тема 5. Внутрикадровый монтаж. (5 ч.)
Панорама. Переход фокуса. Движение камеры.
Монтажная фраза.
Тема 6. Съёмка телесюжета. (12 ч.)
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
«Картинка» - основа телесюжета.
Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета.
Съёмки в особых условиях освещенности.
Тема 7. Съемка в автоматическом и ручном режиме. (2 ч.)
Построение кадра.
Настройка фокуса и баланса в ручную
Перефокусировка кадра.

Раздел 3. Видеомонтаж.
Тема 1. Основы нелинейного видеомонтажа (6 ч.).
Оборудование для линейного и нелинейного видеомонтажа. Основные
правила и меры безопасности при обращении с техникой.
Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и
просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа.
Технология
линейного
видеомонтажа.
Технология
нелинейного
видеомонтажа.
Тема 2. Монтажный план сюжета. (6 ч.)
Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного
плана сюжета.
Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по
ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр.
Использование «перебивок», деталей.
Тема 3. Импортирование видеофайлов на компьютер. (3 ч.)
Работа с модулем Video Capture программы видеомонтажа MoveAvi Video
Edition Plus YouCut Video Edition
Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета.
Запись закадрового текста.
Тема 4. Программа видеомонтажа. (8 ч.)
Основные инструменты программы видеомонтажа MoveAvi Video Edition
Plus YouCut Video Edition
Интерфейс программы. Формат dvp.
Настройки программы для начала работы.
Тема 5. Звуковой ряд телесюжета. (4 ч.)
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов.
Создание файла проекта.
Работа с модулем Audio Editor программы аудиомонтажа Audasity.
Использование аудиофильтров.
Тема 6. Построение видеоряда. (8 ч.)
Размещение видео на дорожке видеоредактора.
Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.
Тема 7. Создание видеофайла телесюжета. (2 ч.)
Создание видеофайла телесюжета в программе MoveAvi Video Edition Plus
YouCut Video Edition. Экспортирование файла на видеокамеру и другие
носители.
Тема 8. Специальные инструменты видеомонтажа. (5 ч.)

Создание титров и заставок.
Видеофильтры.
Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла.
Тема 9. Создание проекта «Точка роста». (20 ч.)
Создание телевизионной передачи. Роликов.
Содержание учебного плана 2 год обучения
Раздел 1. Интернет журналистика
Тема 1 История развития видеоконтента (2 ч.)
Что такое видеоконтент.
С чего начиналось блогерство
Кто такие блогеры
Какое влияние оказывает видеоконтент
Тема 2 Концепция YouTube-шоу (2 ч.)
Особенности платформы.
Что можно размещать на платформе
Плюсы и минусы платформы
Тема 3 Виды блогеров (2 ч.)
Жанры блогов
Стиль блогерства и блогера
Тема 4 YouTube шоу — что это? Понятия жанра и формата шоу. (2 ч.)
Что такое шоу.
Как создать шоу на платформе.
Жанр и форма шоу
Тема 5 Выбор жанра: разбираем на кейсах (4 ч.)
Решаем кейсы с жанрами шоу
Тема 6 Как придумать идею? (4 ч.)
Что такое идея шоу
Этапы разработки идеи
Разрабатываем свою идею
Тема 7 Есть идея, формат шоу, а как всё упаковать? (2 ч.)
Как упаковать шоу
Что такое форма шоу
Разрабатывает свою «упаковку»
Раздел 2. Препродакш
Тема 1 Общаемся с подписчиками (2 ч.)

Кто такие подписчики
Какие способы взаимодействия бывают
Придумываем свои ходы взаимодействия с подписчиками
Тема 2 Концепция блога: ЦА, тренды и конкуренты (2 ч.)
Что такое целевая аудитория
Тренды и конкуренты – что это
Разрабатываем свою концепцию
Тема 3 Как создать сценарий шоу? (6 ч.)
Что такое сценарий
Как оформить сценарий, чтобы он был всем понятен
Что включаем в сценарий
Виды сценариев
Создаем сценарий
Тема 4 Собираем команду проекта (4 ч.)
Кто нужен для создания проекта
Mast have в любой команде
Пробуем себя в разных ролях
Тема 5 Работа ведущего (4 ч.)
Кто такой ведущий
Роли ведущего
Профессиональные тайны ведущего
Тема 6 Настройка голоса и дикции (6 ч.)
Упражнения для развития дикции и силы голоса
Упражнения для развития правильного дыхания
Постановка интонаций
Тема 7 Куда деть руки? Работаем с жестами и учимся… (6 ч.)
Местоположение ведущего в кадре
Открытые и закрытые жесты
Как с помощью жестов расположить к себе аудиторию
Раздел 3 Производство контента
Тема 1 Как определить идею и составить структуру шоу? (4 ч.)
Что такое идея шоу
Структура некоторых жанров
Драматургия любого шоу
Составляем структуру шоу
Тема 2 Съемочная команда (2 ч.)
Составляем свою команду
Планируем съемки и обязанности участников команды

Тема 3 Пережить съемочный день (2 ч.)
Что может случится во время съемки. Готовимся к любым форс-мажорам.
Заканчивается ли работа над проектом с окончанием съемок
Тема 4 Какая техника нужна для съемки? (2 ч.)
Что необходимо для успешного съемочного процесса
Минимальный список техники для съемки
Составляем свой список необходимой техники
Тема 5 Организуем съемочный павильон (4ч.)
Особенности съемки в павильоне
Зачем нужны декорации
Декорации под идею шоу
Разрабатываем свой план декораций
Тема 6 Свет для съемочного процесса (2 ч.)
Как выстроить свет в павильоне
Минимальное количество осветительных приборов
Тема 7 Ракурс и композиция: выстраиваем кадр (4 ч.)
Что такое ракурс и композиция
Выстраиваем кадр и плановость для каждой камеры в павильоне
Что такое режиссерский сценарий
Тема 8 Звуковой дизайн (4 ч.)
Интершум – нужен ли он для шоу
Звуковое сопровождение шоу
Создаем свой звуковой дизайн шоу
Тема 9 Основы работы в Adobe Premiere Pro (8 ч.)
Основные инструменты программы видеомонтажа Adobe Premiere Pro
Интерфейс программы. Формат avi.
Настройки программы для начала работы.
Тема 10 Знакомство с работой в Adobe After Effects (8 ч.)
Основные инструменты программы видеомонтажа Adobe After Effects
Интерфейс программы.
Настройки программы для начала работы.
Раздел 4 Постпродакшн
Тема 1 Авторское право в медиа (2 ч.)
Что такое авторское право
История авторского права
Особенности применения авторского права на территории РФ
Тема 2 Правила заимствования материалов (3 ч.)

Можно ли заимствовать
Правила заимствования
Как пользоваться чужими наработками и не боятся санкций
Тема 3 Как защитить свои права? (2 ч.)
Мое авторское право
Способы защыты моих автоских прав
Как доказать свое авторство
Тема 4 Какие аудио, видео и фото можно использовать в блоге? (3 ч.)
Что такое медиа стоки
Типы лицензии
Лицензия категории ССО
Тема 5 Почему фактчекинг — это важно? (2 ч.)
Что такое фактчекинг
Как провести фактчекинг
Тема 6 Восприятие визуального контента. Тренды. (4 ч.)
Как мы воспринимаем визуальный контент
Что такое целостность контента
Тренды визуальной подачи контента
Тема 7 Визуальный стиль медиапродукта (4 ч.)
Что такое визуальный сторителлинг
Что такое визуальный стиль медиапродукта
Разрабатываем свой стиль для контента
Тема 8 Попасть в тренды (2 ч.)
Что такое тренды
Как попасть в тренды
Тема 9 Продвижение и монетизация (2 ч.)
Что такое продвижения
Что такое монетизация
Создаем свои настройки на канале
Создание проекта «Точка роста» (22 ч.)
Создание телевизионной передачи. Роликов.

Учебно-тематический план 1 год обучения
№
№
тем

Тематика занятий

Количество учебных часов
Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Тележурналистика

30

1.

Тема 1. Введение в тележурналистику.

1

2.

2

3

5

3.

Тема 2. Жанры телевизионной
журналистики
Тема 3. Телевизионный сюжет.

2

3

5

4.

Тема 4. Новости.

2

3

5

5.

Тема 5. Интервью.

2

4

6

6.

Тема 6. Документальный
видеофильм.
Тема 7. Ведущий телепрограммы.

1

2

3

2

3

5

7.

1

Раздел 2. Операторское мастерство

44

8.

Тема 1. Видеокамера.

2

3

5

9.

Тема 2. Видеоряд.

2

4

6

10. Тема 3. Композиция кадра.
11. Тема 4. Человек в кадре.

2

4

6

4

4

6

12. Тема 5. Внутрикадровый монтаж.
13. Тема 6. Съёмка телесюжета.

2

3

5

4

8

12

2

2

4

14. Тема 7. Съемка в автоматическом и
ручном режиме
Раздел 3. Видеомонтаж
15. Тема 1. Основы нелинейного
видеомонтажа.
16. Тема 2. Монтажный план сюжета.
17. Тема 3. Импортирование
видеофайлов на компьютер.
18. Тема 4. Программа видеомонтажа.
19. Тема 5. Звуковой ряд телесюжета.
20. Тема 6. Построение видеоряда.
21. Тема 7. Создание видеофайла
телесюжета.
22. Тема 8. Специальные инструменты
видеомонтажа.
23. Создание проекта «Точка роста»
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

62
2

4

6

2

4

6

1

2

3

2

6

8

1

3

4

2

6

8

1

1

2

1

4

5

1

19

20
136

Учебно-тематический план 2 год обучения
№
№
тем

Тематика занятий

Количество учебных часов
Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Интернет журналистика

2.

Тема 1 История развития
видеоконтента
Тема 2 Концепция YouTube-шоу

3.

Тема 3 Виды блогеров

4.

Тема 4 YouTube шоу — что это?
Понятия жанра и формата шоу
Тема 5 Выбор жанра: разбираем на
кейсах
Тема 6 Как придумать идею?

1.

5.
6.
7.

8.

18
2

2
1

2

1

2

1

1

2

1

3

4

1

3

4

Тема 7 Есть идея, формат шоу, а как
всё упаковать?
Раздел 2. Предпродакшн

1

1

2

Тема 1 Общаемся с подписчиками

1

1

2

1

1

2

2

4

6

1

3

4

1

3

4

2

4

6

2

4

6

Тема 2 Концепция блога: ЦА,
тренды и конкуренты
10. Тема 3 Как создать сценарий шоу?
11. Тема 4 Собираем команду проекта
9.

12. Тема 5 Работа ведущего.
13. Тема 6 Настройка голоса и дикции
14. Тема 7 Куда деть руки? Работаем с
жестами и учимся…
Раздел 3. Производства
видеоконтента
15. Тема 1 Как определить идею и
составить структуру шоу?
16. Тема 2 Съемочная команда
17. Тема 3 Пережить съемочный день
18. Тема 4 Какая техника нужна для
съемки?
19. Тема 5 Организуем съемочный
павильон
20. Тема 6 Свет для съемочного
процесса

1
1

30

40
1

3

4

2

2

1

1

2

1

1

2

1

3

4

1

1

2

21. Тема 7 Ракурс и композиция:
выстраиваем кадр
22. Тема 8 Звуковой дизайн
23. Тема 9 Основы работы в Adobe
Premiere Pro
24. Тема 10 Знакомство с работой в
Adobe After Effects
Раздел 4. Постпродакшн

1

3

4

1

3

4

2

6

8

2

6

8
48

25. Тема 1 Авторское право в медиа
26. Тема 2 Правила заимствования
материалов
27. Тема 3 Как защитить свои права?
28. Тема 4 Какие аудио, видео и фото
можно использовать в блоге?
29. Тема 5 Почему фактчекинг — это
важно?
30. Тема 6 Восприятие визуального
контента. Тренды.
31. Тема 7 Визуальный стиль
медиапродукта
32. Тема 8 Попасть в тренды
33. Тема 9 Продвижение и монетизация

1

1

2

1

2

3

1

1

2

1

2

3

1

1

2

1

3

4

1

3

4

1

1

2

1

1

2

34. Создание проекта «Точка роста»

1

21

22

ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

136

Планируемые результаты
Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно должны
знать:
- основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного
журналиста в частности;
- правила грамотного оформления сценария и этапов работы над фильмом; (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объектов для съемок
в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей и т. д.)
Уметь:
- находить формы активного сотрудничества в любом виде деятельности;
- оперативно, собирать полную информацию и обрабатывать ее;
- рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за
кадром;
- владеть основами тележурналистики;
- владеть основами операторского мастерства;
- владеть основами нелинейного видеомонтажа.
Тележурналисты:
- написать и отредактировать текст;
- собирать и обрабатывать информацию;
- овладеть техникой интервью, работой в кадре;
- рассуждать в устной форме, как в кадре, так и за кадром;
- работать в прямом эфире;
- работать с аудиторией;
- самостоятельно определять свою позицию, принимать решения в ситуациях
морального выбора и нести ответственность за эти решения;
- самостоятельно работать над написанием литературного и документального
сценария;
- разрабатывать сюжетную линию.
Операторы:
- работать с любой видеокамерой;
- снимать в автоматическом и ручном режиме;
- постановка внутрикадрового пространства, света;
- работать с видео и светотехнической аппаратурой;
Монтажеры:
- освоить программу видеомонтажа Adobe Premiere Pro, MoveAvi Video Edition
Plus YouCut Video Edition.
- размешать закадровый текст, синхронны на видеодорожки;
- работать с микрофоном, микширование;
- работать с черновой и чистовой фонограммой;
- работать со звукозаписывающей аппаратуры;
- уметь работать со звукозаписывающей аппаратуры;

Способы проверки усвоение программы:
собеседование (выявление интересов, предпочтений обучающихся), опрос,
анализ работ, наблюдение, тестирование.
Промежуточная аттестация: защита (презентация) творческих проектов.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурс видеороликов,
видеосюжетов по заданной тематики. Работы должны быть полностью
самостоятельными, обучающиеся должна написать репортаж, озвучить, снять
сюжетную линии и самостоятельно смонтировать.

Материально-техническая база
 Цифровая фотокамера Nikon
 Станция нелинейного монтажа на базе Intel Pentium 7, Composite, S-Video,
DV In\Out
 Активные колонки, микрофон
 Штатив для цифровой камеры 1 шт.
Программно-методическое обеспечение
- разработки занятий с группой операторов;
- разработки тематических упражнений для операторов;
- разработки занятий с группой монтажеров;
- методические материалы для проведения тренингов с журналистами;
- упражнение для развития мышц языка;
- упражнение для развития подвижности гуд;
- упражнение для глаз;
- дыхательная гимнастика

Методические материалы
Практическое занятие 1
Жанры и функции телевидения
1.
Подготовьте монолог в кадре на заданную тему, запишите его. Обсудите
его с друзьями, сотрудниками телередакций. Попробуйте себя в текстовом,
тезисном и импровизационном выступлении – очень важно определить, какой из
типов вам дается лучше всего.
2.
Напишите сценарий репортажа о событии, участником которого вам
реально пришлось быть. Если есть возможность, попробуйте снять
самостоятельно телевизионный репортаж (можно без последующего монтажа, в
данном случае работайте так, как это был бы прямой репортаж).
3.
Вспомните основные понятия, связанные с социальными функциями
телевидения. На материале нескольких телевизионных передач, относящихся к
разным жанрам, попробуйте составить сравнительную таблицу:
Жанры

Реализуемые
функции

Есть ли взаимосвязь? Можно ли утверждать, что тому или иному жанру
соответствуют те или иные функции ТВ?

Практическое занятие 2
Телевизионный сценарий
1.
Напишите сценарий репортажа. Пропишите заранее stand-up и запишите по
возможности, учитывая его драматургические особенности. Обоснуйте
необходимость появления в кадре журналиста именно в этом контексте.
2.
Запишите интершумы, соответствующие обстановке вашего репортажа.
Обсудите, добавьте необходимые. Обоснуйте необходимость интершумов в
вашем репортаже.
Практическое занятие 3
Речь журналиста в эфире
1. Прочитайте внимательно, произнесите безударные сочетания -оо, -оа, -ао:
Удивительное воображение.
Сертификат соответствия.
Спутник на орбите.
Увидите на обороте книги.
Погода на островах.
Говорите по-английски?

Съедим по антрекоту?
Идти пешком до озер?
Найдите по объявлению.
2.Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:
Введение
ввинтить – винтить
Брусчатка
Бутсы
Безрасчетный
Отдергивать
Жужжание
расшифровать
тридцать
отцвели
без сбоя – без боя
вас сберечь – вас беречь
к голове – голове
к городу – городу
як горбатый – я горбатый
вас спасти – вас пасти
нам мылить – намылить
вас сдать – воздать
подделка – поделка
ссудить – судить
в форму – форму
Практические занятия № 4
Телевизионный сюжет
1. Используя знания об «эффекте Кулешова» распишите раскадровку
вашего сюжета. Насколько выразительнее стал сюжет после применения этого
закона восприятия? При монтаже каких жанров необходимо учитывать это
психологическое свойство.
2. Попробуйте озвучить сюжет до речевой гимнастики. Проведите
полный курс разминки речевого аппарата и еще раз запишите звук. Сравните,
есть ли разница. В чем она? Дайте послушать оба варианта вашим коллегам.
Обсудите с ними степень важности
1.1. Упражнение для глаз
Глазной профилактический комплекс
1 Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для
выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты

жизни: любовное свидание или первую улыбку сына, плеск ласкового моря или
лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания.
2 Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами:
сначала по часовой стрелке, затем - против.
3 Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали:
направо-налево, и вертикали: вверх-вниз.
4 Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза.
5 Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы
на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий
повторите в правую сторону.
6 Зеркальная диагональ. Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в
левый верхний угол, затем в правый.
7 "Темное расслабление". Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы
скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного
цвета.
8 Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.
9 "Косые глаза". Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к
переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него - тогда
глаза легко "соединятся".
10 "Близко-далеко, или работа глаз на расстоянии". Подойдите к окну,
внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева,
растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на
уровне глаз. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую
линию, уходящую вдаль, и направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь
увидеть максимально удаленные предметы.
Правила выполнения
Все упражнения, кроме последнего, выполняются сидя, в удобном положении.
Спина - прямая, шея и плечи максимально расслаблены.
В упражнениях, когда глаза двигаются по определенным направлениям,
фиксируйте финальную точку каждого движения на несколько секунд. Каждое
такое упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в каждом направлении.
Упражнения можно выполнять в разной последовательности и неограниченное
количество раз.

Стоит выбрать несколько упражнений и повторять их в течение рабочего дня.
Такая мышечная мини-зарядка особенно необходима всем, работающим за
компьютером.
В "производственный комплекс" стоит ввести гимнастику шейного отдела наклоны головы вперед, вправо-влево и круговые вращения.
1.2. Упражнения к урокам журналистики.
Занятие по теме «Артикуляционная гимнастика, произношение»
Упражнение для развития мышц языка
Высунуть язык наружу и произвести движение влево, вправо, вверх и вниз
Высунуть язык и произвести круговые движения слева направо и справа
налево
Открыть рот, и слегка высунув язык, сделать его широким, узким, чашечкой
Слегка приподнятым кончиком языка делать круговые движения вокруг
зубов с наружной и внутренней стороны Поочередно вытаскивать язык то
«лопатой», то «жалом» Рот полуоткрыт. Присасывать язык к небу, затем
отрывать его со щелканьем
Упражнение для развития подвижности гуд
Растяните губы в улыбке без обнажения зубов и в исходное положение Плотно
сомкнутые губы вытянуть вперед, не сужая губ Вытянуть губы в форме трубочке
Чередовать движение верхней и нижней губы
Дыхательная гимнастика для снятия напряжения
гортанной мускулатуры
- Поворот головы влево, одновременно с глазами - вдох, в исходное
положение - выдох
- Запрокинуть голову назад - вдох, одновременно глаза поднимаются
вверх, опустить голову на грудь - выдох, одновременно глаза
опускаются вниз
- Руки сложены на груди, полунаклон вперед - вдох, вернуться в
исходное положение – выдох
Упражнение делаются сначала беззвучно, затем при каждом движении
произносить слова текста.
1.3. Материалы к тренингам
Интонационно-фонетические упражнения
- Упражнение для снятия зажима затылочной мышцы и нижней челюсти
произнести ГАЙ, МАИ, НАИ, ВАИ легкими движением откидывая
голову назад.

- Произнести АМБА, АНДА, АРДА, АЛГА, поднимая вверх плечи.
- Произнести ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР «перекатывая»
запрокинутую голову по спине то вправо, то влево.
- Мягко опустить челюсть, придержать ее рукой и, как бы посылая звук
резонатор, произнести ААМ, ААН, ААЛ, АААМ, АААН, АААЛ.
- Произнести медленно «К» или «Т» несколько раз, затем медленно,
беззвучно, почти не раскрывая рта, А - Э - 0.
Лучше начинать со скороговорок. Скороговорки надо прорабатывать через
очень медленную, преувеличенно чёткую речь. Рекомендуется найти
музыкальный ритм речи, в каком бы темпе вы ни произносили текст. Темп не
следует увеличивать (ускорять) до тех пор, пока вы не добьётесь уверенного,
чёткого, непрерывного, внятного произношения без каких-либо запинок!
В слове может быть только одно ударение: как в речи, так и в пении.
Нахождение логических центров, ударных (главных) слов является
важнейшей задачей в работе над текстом. От того, какое именно слово (или
слова) вы выделите, зависит смысл предложения. Перенос логического ударения
на то или иное слово часто совершенно меняет смысл фразы. Количество
главных слов во фразе может быть различно, и надо следить, чтобы фраза не
была ими перегружена. Не стоит забывать и про логические паузы — остановки
в речи, группирующие слова по смыслу и часто совпадающие со знаками
препинания.
При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные
повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Необходимо добиваться
состояния активной свободы (или свободной, естественной активности).
Произнесение слов и предложений должно стать слегка утрированным,
приподнятым в динамике, энергоёмким, объёмным, ЕДИНЫМ ЗВУКОВЫМ
ПОТОКОМ.
Кроме того, «от долгого и многократного повторения одних и тех же слов
речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же
работу в самом быстром темпе» (К. С. Станиславский). Если произнесение
какого-либо звука или сочетания звуков вызывает у вас затруднение, то работать
нужно именно с теми скороговорками, в которых этих звуков больше всего.
Фразы не должны начинаться с лишних призвуков, причмокиваний.
Закрывать рот следует после окончания звучания, иначе получается его
«съедание» и звучит «М» на конце фразы.
Чем отчётливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные.
Все слова необходимо произносить близко, «впереди»; чувствовать их на
губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.
Для того чтобы лучше почувствовать непрерывность, кантиленность
звучания (поток), рекомендуется фразы-скороговорки (а впоследствии и тексты
исполняемых произведений) произносить поначалу одними гласными:
У воды удавы. [у-а-ы-у-а-ы]
У Егора и Федоры в огороде помидоры. [у-е-о-а-и-е-о-ы-а-а-о-е-а-и-о-ы]
Правила для согласных:

 Свистящие и шипящие согласные (с, ч, ш, щ) следует произносить как
можно более коротко, чтобы не прерывалась вокальная линия.
 Сонорные и звонкие согласные интонируются на высоте следующей за
ними гласной.
 Правило переноса согласных на следующий слог: если слог в слове
заканчивается на согласную букву, следует эту согласную отнести к
следующему слогу.
Правило переноса необходимо для непрерывности звукового потока при
произнесении (а впоследствии и пропевании) текста. Например:
В сугробе Егорка барахтался.
[фсу-Гро-бе-е-го-Рка-ба-ра-Хта-Лся]
Правило для гласных:
Если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с
гласной, нужно их разделить твёрдой атакой. Например:
Как хороша она.
[ка-кха-ра-ша-' а-на]
В качестве речевых упражнений используйте приведённые далее
скороговорки.
***
Били лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бёдра, лбы и грудь.
***
Бык бодатый боком бился,
Бык бодался, бык бодрился.
Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

Список использованной литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития., «Издательство
Казанского университета», 1996-98 г.г.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М.: «Искусство», 1979
3. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. – М.: «Искусство», 1987
4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.:
«Аспент – пресс», 2001
5. Муратов С. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.:
«Искусство», 1983
6. Отт У. Телевизионное знакомство. – М.: «Искусство», 1989
7. Сборник авторских образовательных программ – лауреатов 3
Всероссийского конкурса // Учебная программа «Основы телевизионной
журналистики» (Ж.Н. Рычкова). – М., 1999
8. Юровский А. Телевидение – поиски и решения. – М.: «Искусство» 1983


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».