Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 Дополнительная общеобразовательная программа «Студия мультипликации» Направленность – техническая Уровень - стартовый Возраст детей: 14-16 лет, Срок реализации: 1 год Составитель: Головских Е. Г., учитель ИЗО, МХК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Мультипликация как вид детского творчества существует уже два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности. Актуальность программы продиктована рядом факторов: - нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р. Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». Письмо Министерства образования Московской области № 18.11.2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области». Требования СанПиН 2.4.4.3172-14. Конвенцией ООН «О Правах ребенка». Стратегией развития дополнительного образования до 2025 года. - современной тенденцией развития дополнительного образования. Актуальность программы предполагает: раскрытие индивидуальных способностей учащегося, развитие определенных способностей для адаптации в окружающем мире; расширение кругозора учащихся, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления. Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Дополнительная образовательная программа студии мультипликации стала результатом педагогического поиска эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через широкую палитру видов творческой деятельности. Условия реализации программы Занятия проходят не только в традиционной форме, но и в форме игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей. Ведь именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Педагогическая целесообразность образовательной программы Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, 4 формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учащихся развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоциональночувственного развития учащихся, что необходимо при создании мультфильмов. В ходе освоения образовательной программы сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Проектная технология при реализации программы Мультипликация позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности. Новизна программы. Настоящая программа составлена на основе методического пособия для педагогов ведущих мультстудий «Секреты детской мультипликации» О. Дунаевской и Н. Пунько. Суть программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся. Применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической деятельности по созданию мультипликационных фильмов. Цель программы – развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности . Задачи программы: Предметные: обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в анимационной деятельности; обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов. познакомить учащихся с основными видами мультипликации; освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации; создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов; познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций; установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов. обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании мультипликации. Метапредметные: расширять представление об окружающем мире; развивать творческие склонности и способности детей; развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка; создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач. Развивать речь. Формировать навыки творческого мышления. развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других. Личностные: формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; формирование внимания, аккуратности, целеустремленности; формирование этических норм в межличностном общении. воспитывать умение работать в группе; самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей; воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать интерес к получению новых знаний. Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами. Воспитывать ответственность. Воспитывать уважение к труду. Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа. Особенности организации программы Основная форма занятия – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, при организации которого органически сочетаются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися. Программа данного курса представляет систему занятий для детей от 14-16 лет и рассчитана на 1 год обучения. Набор детей в объединение осуществляется по желанию и заявлению родителей. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, занятия проводятся : 1 раз в неделю по 2-3 академических часа;, продолжительность1 часа занятия: 35 минут; состав группы составляет 8-10 человек и является постоянным. Программа рассчитана на 68-102 часов в год. Темы и занятия распределяются с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии – практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов: 1. Тематическое рисование (рисунок по заданной теме). Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наброски и зарисовки). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение. 2. Декоративно-прикладное творчество. Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа, и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними. 3. Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие, съемка. Учебно-тематический план (102 час.) Название раздела Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Формы контроля Вводное занятие 2 2 Беседа, опрос Раздел 1.Парад мультпрофессий Тема 1.1 Профессия мультипликатор 2 1 1 Беседа Раздел 2. Кукольная анимация Тема 3.1 История кукольной анимации 4 2 2 Самостоятельные работы, опрос Тема 3.2 Работа над сценарием кукольного фильма 6 2 4 Тема 3.3 Создание героев 4 - 4 Тема 3.4.Фотосъемка кукольного мультипликационного фильма 8 8 Раздел 3. Перекладка Тема 5.1 История на бумаге 4 2 2 Самостоятельные работы, беседа Тема 5.2. Движение героев 4 2 2 Тема 5.3 Мы-аниматоры 8 8 Тема 5.4 Готовый мультфильм 2 2 Раздел 4. Лего анимация Тема 7.1 Лего фигурки в мультфильмах 10 2 8 Беседа Тема 7.2 Профессия режиссер, профессия оператор 6 2 4 Самостоятельные работы Тема 7.3 Озвучивание героев, готовый фильм. 2 2 Раздел 5. Пластилиновая анимация Тема 8.1 Выбор сюжета для пластилинового мультфильма 2 2 Беседа, творческое задание Тема 8.2 Подготовка героев 10 10 Тема 8.3 Внимание…Мотор! 2 2 Тема 8.4 Озвучивание фильма. Просмотр готового материала . 4 - 4 Раздел 6. Отчет Тема 8.1 Создание коллективного фильма отчета 20 2 18 Самостоятельная творческая работа. Тема 8.2 Отчет за год 2 2 Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам. Итого: 102 23 79 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название раздела Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Формы контроля Вводное занятие. Инструктаж правила безопасности в студии. 2 2 Беседа, опрос Раздел 1. Парад мультпрофессий (2 часа) Рассказ о профессии мультипликатор. Игра «Отгадай профессию». 2 1 1 Беседа Раздел 2. Кукольная анимация (22 часа) История кукольной анимации 4 2 2 Самостоятельные работы, опрос Что такое сценарий? Пишем сценарий для кукольного мультфильма. 6 2 4 Создание героев 4 4 Съемка кукольного мультфильма, монтаж, просмотр. 8 8 Раздел 3. Перекладка (18 часов) Анимация-перекладка -это? 4 2 2 Самостоятельные работы, беседа Движение героев в кадре. 4 2 2 Съемка перекладного мультфильма. 8 8 Просмотр, разбор готового мультфильма. 2 2 Раздел 4. Лего анимация (18 часов) Лего фигурки в мультфильмах. 10 2 8 Беседа Кто такой режиссер? Кто такой оператор? Съемка лего мультфильма. 6 2 4 Самостоятельные работы Озвучивание героев, просмотр готового фильма. 2 2 Раздел 5. Пластилиновая анимация (18 часов) Выбор сюжета для пластилинового мультфильма. 2 2 Беседа, творческое задание Подготовка героев 10 10 Съемка анимации. 2 2 Озвучивание фильма. Просмотр готового материала . 4 4 Раздел 7. Отчет (22 часа) Создание коллективного фильма отчета 20 2 18 Самостоятельная творческая работа. Отчет за год 2 2 Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам. Итого: 102 23 79 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (102 час.) 1. I. Вводное занятие (2 час.) Вводное занятие (1 час.). Ознакомление с разделами программы. Инструктаж по технике безопасности, поведению в кабинете, ПДД. II.Кукольная анимация (22 часа) История кукольной анимации (4 час.) Теория: Рассказ об истории мультипликации. Практика: Просмотр первых мультфильмов. Что такое сценарий? (6 час.) Теория: Сценарий -это? Практика: Пишем сценарий к кукольному мультфильму. Создание героев. (4 часа) Практика: Создаем героев кукольного мультфильма. Съемка кукольного мультфильма. (8 час.) Практика: Съемка кукольного мультфильма, монтаж, просмотр. III.Перекладка (18 часов) Анимация-перекладка -это? (4 час.) Теория: Рассказ о технике «перекладка» Практика: Пишем сценарий . Движение героев в кадре. (4 час.) Теория: Просмотр мультфильмов-перекладок. Практика: учимся анимировать «бумажки». Съемка перекладного мультфильма. (8 час.) Практика: Снимаем анимацию-перекладку. Просмотр, разбор готового мультфильма. (2 час.) Теория: Просмотр готового мультфильма. Практика: Разбор анимации. VI.Лего анимация (18 часов) Лего фигурки в мультфильмах.(10 час.) Теория: Какие бывают фигурки. Практика: Просмотр лего мультфильмов. Кто такой режиссер? Кто такой оператор? Съемка лего мультфильма.(6 час.) Теория: Рассказ о профессиях режиссера и оператора. Практика: Съемка лего-мультфильма. Озвучивание героев, просмотр готового фильма.(2 час.) Практика: Озвучиваем героев. Просмотр фильма. V. Пластилиновая анимация (18 часов) Выбор сюжета для пластилинового мультфильма. (2 час.) Теория: Выбираем сказку или придумываем сюжет сами. Подготовка героев (10 час.) Практика: Лепка героев из пластилина. Съемка анимации. (2 час.) Практика: Съемка мультфильма. Озвучивание фильма. Просмотр готового материала .(2 час.) Практика: Озвучивание анимации. Теория: Просмотр. VI. Отчет (22 часа) Создание коллективного фильма отчета (20 час.) Теория: Создание сценария. Практика: Съемка, озвучивание, монтаж мультфильма. Отчет за год (2 часа) Теория: Просмотр всех фильмов за год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Предметные: правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; обучающиеся должны знать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы); обучающиеся должны знать виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения); знать этапы создания мультфильма; историю создания первого мультфильма; обучающиеся должны знать содержание деятельности профессий мультипликационной анимации; уметь передавать движения фигур человека и животных, других персонажей мультфильма; правила и подходы создания сценария; профессиональные анимационные термины (монтаж, хронометраж, подложка и т.д.); . Метапредметные: обучающиеся должны уметь изготавливать персонажей мультфильмов из разных материалов (пластилина, бумаги и т.п.); обучающиеся должны уметь пользоваться компьютерными графическими инструментами для создания и монтажа мультфильма; самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа. Личностного развития: обучающиеся должны уметь определять порядок действий, планировать этапы своей работы; обучающиеся должны уметь проявлять творчество в создании своей работы. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: хорошо освещенный и проветриваемый учебный класс с партами и стульями по количеству учащихся; ноутбук, фотоаппарат или телефон; канцелярия; звуковая аппаратура, микрофоны; аудио-видео фонд. Формы аттестации Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года). - Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.(приложение 1) - Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения -определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения : опрос учащихся, итоговая выставка детских работ ( в коллективе).(приложение 2) Формы контроля: -самостоятельные работы в различных техниках мультипликации; -творческие задания; -анкетирование; -презентации творческих проектов; -выпуск анимационных фильмов. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности. Методические условия реализации программы В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала. Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения). Содержание, методы и формы работы Мультстудия – это, в сущности, длительная творческая игра, позволяющая получить интересный продукт – любительский мультфильм или серию мультфильмов. Это коллективная игра, которая помогает соединить усвоенные детьми навыки и знания с собственным творчеством. Игра организуется с распределением заданий по «кинопрофессиям» (художник, режиссер, сценарист, оператор, художник-мультипликатор и др.) и относительно частым чередованием этих творческих профессий у детей. Такая система позволяет педагогу обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому ребенку. Все дети – творцы, у каждого ребенка свои способности и таланты: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, четвертые – к театральному искусству, а кто-то еще не знает о своих способностях и талантах. Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность разбудить творческие способности. Даже в самом коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и музыка, и пение. Это способствует развитию личностных качеств, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке, дает возможность удовлетворить свои творческие склонности и интересы. Чередование творческих поручений по «киношным профессиям» при проведении занятий обеспечивает возможность нескольких вариантов освоения содержания программного материала исходя из интересов и склонностей ребенка. Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством педагога дает возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. Коллективная творческая работа, как всем коллективом, так и по группам. Коллективная творческая работа помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким, органичным и эффективным. Эта работа может рассматриваться как организация социального опыта через личный опыт, приобретаемый во время занятия – создания мультфильма, поскольку он является социально значимым продуктом, и организация его дальнейшей судьбы (демонстрация в различных социальных группах, обсуждение, продолжение в последующих «сериях» и т.д.) это тоже наращивание социального опыта ребенка. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности. Поскольку дети очень разные по своим индивидуальным и личностным особенностям. У них разный темперамент и уровень общего психического развития, типы мышления и характер поведения, они по-разному относятся к себе, к людям, к миру и к труду. У них разные интересы и склонности и многое-многое другое. В зависимости от тех или иных особенностей способность к обучению у них разная. Формы организаций образовательного процесса: - групповая и индивидуальная Формы организации учебного занятия: - беседа; - практические занятия; - игры. Педагогические технологии: - технология индивидуального обучения; - технология группового обучения; - технология развивающего обучения; - технология игровой деятельности; - коммуникативная технология обучения; - информационно-коммуникативные технологии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273. 2. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 4. Письмо Министерства образования Московской области № 3594/21в от 24.03.2016 г. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области». 5. Требования СанПиНа 2.4.4.3172-14. 6. Конвенция ООН «О Правах ребенка». 7. Стратегия развития дополнительного образования до 2025 года. Учебно–методическая литература для педагога 1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г. 2. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г. 3. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. 4. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г. 5. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003г. 6. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г. 7. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год. 8. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.,1990 г. 9. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г. 10. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г. 11. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г. 12. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г. 13. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г. 14.Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г. 15. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г. 16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г. 17.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г. 18.Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г. 19. Хоаким Чаварра, Ручная лепка. – М., 2003г. 20.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983г. 21. Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. -160 с. – («Легко и просто»). 22. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.,1990 г. Ресурсы Интернета: http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний; http://www.college.ru/ – Открытый колледж; http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики; http://www.rusedu.info – архив учебных программ. Литература для родителей и обучающихся 1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.Курдюкова. – М, 2007. 2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008. 3. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г. 4. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.1990 г. 5. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г. 6. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г. 7. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г. 8. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г. 9. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г. 10. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г. 11. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г 12. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике», учебно-методическое пособие – Волгоград, 2002г. 13. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г. 14. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г. 15. Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г. 16. Хоаким Чаварна, Ручная лепка. – М., 2003г.