Студия мультипликации

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №24

Дополнительная общеобразовательная
программа
«Студия мультипликации»
Направленность – техническая
Уровень - стартовый
Возраст детей: 14-16 лет,
Срок реализации: 1 год

Составитель: Головских Е. Г., учитель ИЗО, МХК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже два десятка лет - как в нашей
стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы,
фестивали по этому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и
взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом,
доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей,
сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт
самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у
детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие
быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие
пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных
отношений; цвета, ритма, движения.
Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на
нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону,
анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи
«границы совпадают только с границами воображения».
Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают
воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому –
это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная
программа в рамках технической направленности.
Актуальность программы продиктована рядом факторов:
- нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.
Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка,
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам».
Письмо Министерства образования Московской области № 18.11.2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области».
Требования СанПиН 2.4.4.3172-14.
Конвенцией ООН «О Правах ребенка».
Стратегией развития дополнительного образования до 2025 года.
- современной тенденцией развития дополнительного образования.
Актуальность программы предполагает:  раскрытие индивидуальных способностей учащегося,
развитие определенных способностей для адаптации в окружающем мире;  расширение кругозора
учащихся, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления. Актуальность программы
также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с
информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится
монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных
инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит
планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Дополнительная
образовательная программа студии мультипликации стала результатом педагогического поиска
эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через
широкую палитру видов творческой деятельности.
Условия реализации программы

Занятия проходят не только в традиционной форме, но и в форме игры, что очень привлекает и
заинтересовывает детей. Ведь именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный
материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее
включаются последовательно игры и упражнения, 4 формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов
по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учащихся развивается умение
отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой,
быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает
активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоциональночувственного развития учащихся, что необходимо при создании мультфильмов.
В ходе освоения образовательной программы сделан упор на приоритет развития в обучении и
воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает
взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске
различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в
исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется
стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и
самооценки.
Проектная технология при реализации программы Мультипликация позволяет осуществлять
активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети
приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной
деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата.
Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких
способностей как:
 исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);  социальное взаимодействие
(сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их
помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
 оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); 
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
выявлять, какой информации или каких умений недостает);
 презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и
незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать
артистические возможности);
 рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
 менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать
решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной
ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом
случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет,
передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к
жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно
актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности.
Новизна программы.
Настоящая программа составлена на основе методического пособия для педагогов ведущих
мультстудий «Секреты детской мультипликации» О. Дунаевской и Н. Пунько.
Суть программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование,
конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю,
фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские
способности и др. творческие данные учащихся.
Применение системно-деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического
материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической
деятельности по созданию мультипликационных фильмов.
































Цель программы – развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников
устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности
учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и
духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной
деятельности .
Задачи программы:
Предметные:
обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и
навыков;
формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в
анимационной деятельности;
обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных
материалов.
познакомить учащихся с основными видами мультипликации;
освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации;
создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных
материалов;
познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов
планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций;
установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов.
обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании
мультипликации.
Метапредметные:
расширять представление об окружающем мире;
развивать творческие склонности и способности детей;
развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка;
создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и
жизненных задач.
Развивать речь.
Формировать навыки творческого мышления.
развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в
парах, группах, уважать мнение других.
Личностные:
формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия
окружающего мира;
формирование внимания, аккуратности, целеустремленности;
формирование этических норм в межличностном общении.
воспитывать умение работать в группе;
самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей;
воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.
Воспитывать интерес к получению новых знаний.
Воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами.
Воспитывать ответственность.
Воспитывать уважение к труду.
Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим
направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, анимационный тайминг,
оформительская деятельность, лепка, дизайн.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях
анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку
реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана
данная программа.
Особенности организации программы

Основная форма занятия – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и
практики, при организации которого органически сочетаются индивидуальные и групповые
формы работы с учащимися.
Программа данного курса представляет систему занятий для детей от 14-16 лет и рассчитана на 1
год обучения. Набор детей в объединение осуществляется по желанию и заявлению родителей.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, занятия проводятся : 1 раз в неделю по 2-3
академических часа;, продолжительность1 часа занятия: 35 минут; состав группы составляет 8-10
человек и является постоянным. Программа рассчитана на 68-102 часов в год. Темы и занятия
распределяются с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, мультимедийных занятий с просмотром
иллюстративного материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии –
практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов: 1. Тематическое
рисование (рисунок по заданной теме). Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты
тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наброски и зарисовки).
Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и
воображение. 2. Декоративно-прикладное творчество. Учащиеся знакомятся со спецификой
различных материалов (пластилин, бумага, крупа, и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними.
3. Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие, съемка.

Учебно-тематический план (102 час.)
Название раздела
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Формы контроля
Вводное занятие
2
2
Беседа, опрос
Раздел 1.Парад мультпрофессий
Тема 1.1 Профессия мультипликатор
2
1
1
Беседа
Раздел 2. Кукольная анимация
Тема 3.1 История кукольной анимации
4
2
2
Самостоятельные работы, опрос
Тема 3.2 Работа над сценарием кукольного фильма
6
2
4
Тема 3.3 Создание героев
4
-

4
Тема 3.4.Фотосъемка кукольного мультипликационного фильма
8
8
Раздел 3. Перекладка
Тема 5.1 История на бумаге
4
2
2
Самостоятельные работы, беседа
Тема 5.2. Движение героев
4
2
2
Тема 5.3 Мы-аниматоры
8
8
Тема 5.4 Готовый мультфильм
2
2
Раздел 4. Лего анимация
Тема 7.1 Лего фигурки в мультфильмах
10
2
8
Беседа
Тема 7.2 Профессия режиссер, профессия оператор
6
2
4
Самостоятельные работы
Тема 7.3 Озвучивание героев, готовый фильм.
2
2
Раздел 5. Пластилиновая анимация
Тема 8.1 Выбор сюжета для пластилинового мультфильма
2
2
Беседа, творческое задание
Тема 8.2 Подготовка героев
10
10
Тема 8.3 Внимание…Мотор!
2
2
Тема 8.4 Озвучивание фильма. Просмотр готового материала .
4
-

4
Раздел 6. Отчет
Тема 8.1 Создание коллективного фильма отчета
20
2
18
Самостоятельная творческая работа.
Тема 8.2 Отчет за год
2
2
Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам.
Итого:
102
23
79

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела
Всего часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Формы контроля
Вводное занятие. Инструктаж правила безопасности в студии.
2
2
Беседа, опрос
Раздел 1. Парад мультпрофессий (2 часа)
Рассказ о профессии мультипликатор. Игра «Отгадай профессию».
2
1
1
Беседа
Раздел 2. Кукольная анимация (22 часа)
История кукольной анимации
4
2
2
Самостоятельные работы, опрос
Что такое сценарий? Пишем сценарий для кукольного мультфильма.
6
2
4
Создание героев
4
4
Съемка кукольного мультфильма, монтаж, просмотр.

8
8
Раздел 3. Перекладка (18 часов)
Анимация-перекладка -это?
4
2
2
Самостоятельные работы, беседа
Движение героев в кадре.
4
2
2
Съемка перекладного мультфильма.
8
8
Просмотр, разбор готового мультфильма.
2
2
Раздел 4. Лего анимация (18 часов)
Лего фигурки в мультфильмах.
10
2
8
Беседа
Кто такой режиссер? Кто такой оператор? Съемка лего мультфильма.
6
2
4
Самостоятельные работы
Озвучивание героев, просмотр готового фильма.
2
2
Раздел 5. Пластилиновая анимация (18 часов)
Выбор сюжета для пластилинового мультфильма.
2
2
Беседа, творческое задание
Подготовка героев
10
10
Съемка анимации.
2
2
Озвучивание фильма. Просмотр готового материала .
4
4
Раздел 7. Отчет (22 часа)

Создание коллективного фильма отчета
20
2
18
Самостоятельная творческая работа.
Отчет за год
2
2
Итоговая аттестация, в форме зачета по готовым мультфильмам.
Итого:
102
23
79
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(102 час.)
1.
I.

Вводное занятие (2 час.)

Вводное занятие (1 час.).
Ознакомление с разделами программы. Инструктаж по технике безопасности, поведению в кабинете,
ПДД.
II.Кукольная анимация (22 часа)
История кукольной анимации (4 час.)
Теория: Рассказ об истории мультипликации.
Практика: Просмотр первых мультфильмов.
Что такое сценарий? (6 час.)
Теория: Сценарий -это?
Практика: Пишем сценарий к кукольному мультфильму.
Создание героев. (4 часа)
Практика: Создаем героев кукольного мультфильма.
Съемка кукольного мультфильма. (8 час.)
Практика: Съемка кукольного мультфильма, монтаж, просмотр.
III.Перекладка (18 часов)
Анимация-перекладка -это? (4 час.)
Теория: Рассказ о технике «перекладка»
Практика: Пишем сценарий .
Движение героев в кадре. (4 час.)
Теория: Просмотр мультфильмов-перекладок.
Практика: учимся анимировать «бумажки».
Съемка перекладного мультфильма. (8 час.)
Практика: Снимаем анимацию-перекладку.
Просмотр, разбор готового мультфильма. (2 час.)
Теория: Просмотр готового мультфильма.

Практика: Разбор анимации.
VI.Лего анимация (18 часов)
Лего фигурки в мультфильмах.(10 час.)
Теория: Какие бывают фигурки.
Практика: Просмотр лего мультфильмов.
Кто такой режиссер? Кто такой оператор? Съемка лего мультфильма.(6 час.)
Теория: Рассказ о профессиях режиссера и оператора.
Практика: Съемка лего-мультфильма.
Озвучивание героев, просмотр готового фильма.(2 час.)
Практика: Озвучиваем героев. Просмотр фильма.
V. Пластилиновая анимация (18 часов)
Выбор сюжета для пластилинового мультфильма. (2 час.)
Теория: Выбираем сказку или придумываем сюжет сами.
Подготовка героев (10 час.)
Практика: Лепка героев из пластилина.
Съемка анимации. (2 час.)
Практика: Съемка мультфильма.
Озвучивание фильма. Просмотр готового материала .(2 час.)
Практика: Озвучивание анимации.
Теория: Просмотр.
VI. Отчет (22 часа)
Создание коллективного фильма отчета (20 час.)
Теория: Создание сценария.
Практика: Съемка, озвучивание, монтаж мультфильма.
Отчет за год (2 часа)
Теория: Просмотр всех фильмов за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Предметные:
 правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
 обучающиеся должны знать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок,
лепка, природный и другие материалы);
 обучающиеся должны знать виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);
 знать этапы создания мультфильма;
 историю создания первого мультфильма;
 обучающиеся должны знать содержание деятельности профессий мультипликационной анимации;
 уметь передавать движения фигур человека и животных, других персонажей мультфильма;
 правила и подходы создания сценария;
 профессиональные анимационные термины (монтаж, хронометраж, подложка и т.д.);
. Метапредметные:
 обучающиеся должны уметь изготавливать персонажей мультфильмов из разных материалов
(пластилина, бумаги и т.п.);

 обучающиеся должны уметь пользоваться компьютерными графическими инструментами для
создания и монтажа мультфильма;
 самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа.
Личностного развития:
 обучающиеся должны уметь определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
 обучающиеся должны уметь проявлять творчество в создании своей работы.

Условия реализации программы






Материально-техническое обеспечение программы:
хорошо освещенный и проветриваемый учебный класс с партами и стульями по количеству
учащихся;
ноутбук, фотоаппарат или телефон;
канцелярия;
звуковая аппаратура, микрофоны;
аудио-видео фонд.

Формы аттестации
Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года).
- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности
обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После
анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо.(приложение 1)
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения -определение уровня
усвоения программы каждым учеником. Формы проведения : опрос учащихся, итоговая выставка
детских работ ( в коллективе).(приложение 2)
Формы контроля:
-самостоятельные работы в различных техниках мультипликации;
-творческие задания;
-анкетирование;
-презентации творческих проектов;
-выпуск анимационных фильмов.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на
каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения
информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного
продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности.

Методические условия реализации программы
В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию художественно-эстетического
вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Содержание, методы и формы работы
Мультстудия – это, в сущности, длительная творческая игра, позволяющая получить интересный
продукт – любительский мультфильм или серию мультфильмов. Это коллективная игра, которая
помогает соединить усвоенные детьми навыки и знания с собственным творчеством. Игра
организуется с распределением заданий по «кинопрофессиям» (художник, режиссер, сценарист,
оператор, художник-мультипликатор и др.) и относительно частым чередованием этих творческих
профессий у детей.

Такая система позволяет педагогу обеспечить индивидуальный образовательный маршрут каждому
ребенку. Все дети – творцы, у каждого ребенка свои способности и таланты: одни склонны к
изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, четвертые –
к театральному искусству, а кто-то еще не знает о своих способностях и талантах.
Анимация как вид экранного искусства дает детям возможность разбудить творческие способности.
Даже в самом коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и
музыка, и пение. Это способствует развитию личностных качеств, устойчивого интереса к
литературе, театру, музыке, дает возможность удовлетворить свои творческие склонности и
интересы.
Чередование творческих поручений по «киношным профессиям» при проведении занятий
обеспечивает возможность нескольких вариантов освоения содержания программного материала
исходя из интересов и склонностей ребенка.
Основная форма проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом под руководством
педагога дает возможность коллективной деятельности, в результате чего повышается интерес к
творчеству. Коллективная творческая работа, как всем коллективом, так и по группам.
Коллективная творческая работа помогает сделать процесс обучения и воспитания более гибким,
органичным и эффективным. Эта работа может рассматриваться как организация социального опыта
через личный опыт, приобретаемый во время занятия – создания мультфильма, поскольку он
является социально значимым продуктом, и организация его дальнейшей судьбы (демонстрация в
различных социальных группах, обсуждение, продолжение в последующих «сериях» и т.д.) это тоже
наращивание социального опыта ребенка.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на
каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения
информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного
продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности. Поскольку дети
очень разные по своим индивидуальным и личностным особенностям.
У них разный темперамент и уровень общего психического развития, типы мышления и характер
поведения, они по-разному относятся к себе, к людям, к миру и к труду. У них разные интересы и
склонности и многое-многое другое. В зависимости от тех или иных особенностей способность к
обучению у них разная.
Формы организаций образовательного процесса:
- групповая и индивидуальная
Формы организации учебного занятия:
- беседа;
- практические занятия;
- игры.
Педагогические технологии:
- технология индивидуального обучения;
- технология группового обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- информационно-коммуникативные технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273.
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка,
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам».

4. Письмо Министерства образования Московской области № 3594/21в от 24.03.2016 г. «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области».
5. Требования СанПиНа 2.4.4.3172-14.
6. Конвенция ООН «О Правах ребенка».
7. Стратегия развития дополнительного образования до 2025 года.
Учебно–методическая литература для педагога
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская
киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г.
2. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г.
3. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки.
4. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/
Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г.
5. Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003г.
6. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль,
1998г.
7. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих
мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год.
8. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.,1990 г.
9. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г.
10. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. –
Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.
11. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г.
12. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г.
13. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г.
14.Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г.
15. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г.
16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г.
17.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г.
18.Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г.
19. Хоаким Чаварра, Ручная лепка. – М., 2003г.
20.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983г.
21. Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. -160 с. – («Легко и просто»).
22. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.,1990 г.
Ресурсы Интернета:
http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
http://www.college.ru/ – Открытый колледж;
http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
http://www.rusedu.info – архив учебных программ.
Литература для родителей и обучающихся
1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.Курдюкова. – М, 2007.
2. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008.
3. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия
«Поиск»/Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г.
4. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.1990 г.
5. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г.
6. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. –
Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.
7. Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г.
8. Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г.
9. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г.
10. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г.
11. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г

12. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по информатике»,
учебно-методическое пособие – Волгоград, 2002г.
13. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г.
14. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г.
15. Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г.
16. Хоаким Чаварна, Ручная лепка. – М., 2003г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».