Школа первой помощи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа

«Школа первой помощи»
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
преподаватель – организатор ОБЖ
Головских Д.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Школа первой помощи » имеет комплексный
характер, так как включает основы различных биологических наук:
анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура
курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки
школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения,
гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого
отношения к людям. Последовательность тем обусловлена логикой развития
основных медицинских понятий, рассмотрением медицинских явлений от
клеточного уровня строения организма до организма в целом.
Рабочая программа элективного курса для 8 класса составлена на основе
следующих нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Содержание курса «Школа первой помощи » направлено на обеспечение
эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности
знаний о правилах оказания первой помощи, а также на формирование
способности использовать приобретенные знания в практической
деятельности.
В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности

нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков,
ряда физических и психологических качеств личности необходимых для
оказания первой доврачебной помощи
Программа способствует углублению знаний школьников по основам
медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков
диагностирования заболеваний, оказания перовой доврачебной медицинской
помощи, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным.
С другой стороны, программа направлена на углубление понимания
учащимися биохимических и физиологических процессов, протекающих на
уровне организма человека, различения нормы и патологии.
Курс «Школа первой помощи » предусматривает знакомство учащихся с
разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников
задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий:
социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение
материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные
предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.
Программа курса «Школа первой помощи » для 8 класса рассчитана на 34
часов, 1 час в неделю в течение года.
ЦЕЛИ:
· Воспитание культуры отношения к своему здоровью (культуры
психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями;
культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и
контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё
предназначение).
· Оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии для
дальнейшего обучения по естественнонаучному профилю.
· Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской
помощи.
ЗАДАЧИ:
· Углубить теоретические знания школьников в образовательной области
“Основы медицинских знаний” по курсу биологии.
· Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской
помощи.
· Развить личные, духовные и физические качества, обеспечивающие
безопасное поведение в различных непредвиденных ситуациях.
· Формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
· Воспитывать ответственное отношение к личному здоровью.

Итоги реализации программы.
Учащиеся должны знать:
• правила применения средств оказания первой помощи;
• принципы оказания первой помощи;
• принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших при
переломах;
• способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных);
• правила техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны,
наложения кровоостанавливающего жгута;
• способы проникновения токсинов в организм человека, причины и
симптоматика отравлений (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и
грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
• болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами, источники
инфекций, пути передачи, мероприятия по уничтожению вредоносных
микроорганизмов, разновидность иммунитета.
Учащиеся должны владеть умениями и навыками оказания первой
помощи:
• при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах, ушибах;
• при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных);
• при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных);
• при поражении электрическим током;
• при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке
дыхания;
• при обморожении;
• при утоплении;
• при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами,
алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
• при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке, диабетической
коме.
1.4 Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Результаты в сфере личностных универсальных учебных действий:
• усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в
неотложных ситуациях пострадавшим;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
• развитие компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
Результаты в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и неотложных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
оказания первой помощи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Результаты в сфере познавательных универсальных учебных действий:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
(например, для классификации инфекционных заболеваний), устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

• освоение приёмов действий при оказании первой помощи в опасных и
неотложных ситуациях пострадавшим.
Результаты в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при оказании первой помощи в
ситуациях различного характера.
Тематическое планирование
№
Тема раздела
раздела
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ
1
ПОМОЩИ
3
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ
2
ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ
3
ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ
4
ОТРАВЛЕНИЯХ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТАНОВЕК
5
СЕРДЦА И ДЫХАНИЯ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ
6
ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Всего: 34 часа

Количество часов:
всего
теория практика
2
2
2

2

-

10

3

7

7

3

4

4

3

1

6

2

4

3

1

2

Содержание программы
№ Название занятия, практических
уро работ, экскурсий, проектов
Краткое содержание занятий
ка (формы организации).

Раздел 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (2 час).
Первая помощь. Принципы оказания первой
Общие принципы первой
помощи. Последовательность действий,
1-2
помощи (лекция).
обращение с пострадавшим. Средства
первой помощи.
Раздел 2.АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА. (2 часа)
3

Система внутренних органов

Внутренние органы человека

Опорно-двигательный аппарат. Скелет человека
Раздел 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ
(12 часов).
Травма/повреждение, ушиб, сдавление,
Травмы (теоретическое
5
вывих, ссадина, рана. Признаки, первая
занятие).
помощь.
6 Травмы (практические занятия). первая помощь ушибе, сдавление, вывих
Первая помощь при ранениях
Виды кровотечения ,симптомы, первая
7
(теоретическое занятие).
помощь.
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав.
Повязка на плечевой сустав, грудь.
Первая помощь при ранениях
Повязка на голову, глаз, пращевдная
8-9
(практические занятия).
повязка.
Повязка на таз, коленный сустав,
голеностоп.
Виды кровотечение, их признаки и
Первая помощь при
10характеристика. Приёмы остановки
кровотечениях (практические
11
кровотечения. Первая помощь при носовом
занятия).
кровотечении.
Примеры остановки кровотечения
максимальным фиксированным сгибанием
Первая помощь при
конечности. Точки пальцевого прижатия
12кровотечениях (практическое
для остановки артериального кровотечения.
13
занятие).
Наложение резинового жгута: этапы
наложения жгута. Ошибки при наложении
жгута.
Закрытые и открытые переломы, признаки,
Переломы (практические
14
первая помощь. Принципы иммобилизации
занятия).
и транспортировки при переломах.
Способы иммобилизации и
Способы иммобилизации и
15
транспортировки при переломах транспортировки при переломах:
4

(практическое занятие).

использование повязки, шины
Травматический шок. Степени шока и их
признаки. Оказание первой помощи при
16 Травматический шок (лекция).
шоке. Запрещающие действия в рамках
оказания первой помощи при шоковом
состоянии.
Раздел 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ (5 часов).
Степени ожогов. Запрещающие действия
при оказании помощи пострадавшим.
17Первая помощь. Химический ожог:
Ожог (практические занятия).
18
кислотами, щелочами, перекисью водорода.
Первая помощь. Химические поражения
глаз. Солнечный ожог.
Причины электротравмы. Варианты
прохождения электрического тока по телу.
19 Электротравма (лекция).
Первая помощь при электротравме:
предкардиальный удар, непрямой массаж
сердца, искусственное дыхание.
Признаки отморожения. Степени
20- Отморожение (практические
отморожения. Порядок оказания первой
21 занятия).
помощи при отморожениях.
Раздел 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ (4 часов).
Виды отравлений. Способы проникновения
Отравления. Пищевые
токсинов в организм человека. Причины
22 отравления (практические
пищевых отравлений, симптоматика, первая
занятия).
помощь. Отравления ядовитыми ягодами и
грибами, симптоматика, первая помощь.
Отравления алкоголем,
Признаки и первая помощь при
23
никотином (семинар).
отравлениях алкоголем, никотином.
Отравление угарным газом,
Признаки и первая помощь при
фосфорорганическими
отравлениях угарным газом,
24
соединениями, уксусной
фосфорорганическими соединениями,
кислотой (семинар).
уксусной кислотой.
Признаки и первая помощь при
Отравления медицинскими
25
отравлениях медицинскими лекарствами,
лекарствами, ртутью (семинар).
ртутью.
Раздел 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТАНОВЕК СЕРДЦА И ДЫХАНИЯ (6

2627

Реанимационная помощь
(теоретическое занятие)

часов).
Симптомы клинической смерти. Алгоритм
оказания первой помощи

Искусственное дыхание. Непрямой массаж
сердца
Оказания первой помощи при попадании
31 Механическая асфиксия
инородного тела в горло.
Раздел 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (3 часа).
Проявления гипертонического криза,
32 Гипертонический криз (лекция).
первая помощь.
Правила оказания первой помощи при
33 Инфаркт. Инсульт.
инфаркте. Первые признаки инсульта,
34 (практическое занятие)
первая помощь до приезда «скорой
помощи».
Всего: 34 часа

2830

Реанимационная помощь
(практическое заданятие)






Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов;
проведение викторин, смотров знаний;
игр-состязаний;
анализ результатов деятельности

Методическое обеспечение программы
Оборудование
1. Компьютер с выходом в Интернет.
2. Проектор.
3. Плакаты и презентации по темам «Основы медицинских знаний и правила
оказания первой помощи».
4. Аптечка индивидуальная.
5. Индивидуальный перевязочный пакет.
6. Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7x14.
7. Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5x10.
8. Вата медицинская компрессная.
9. Косынка медицинская (перевязочная).
10. Булавка безопасная.
11. Шина проволочная (лестничная)
12. Жгут кровоостанавливающий эластичный.

13. Робот-тренажер «Александр - 03» «Искандер»
14. Муляжи ран.

Электронные ресурсы.
1. Министерство здравоохранения РФ - http://www.minzdrav-rf.ru
2. Сайт для учителей. Презентации по основам медицинских знаний и правил
оказания первой помощи - https://kopilkaurokov.ru/obzh/presentacii/osnovymieditsinskikh-znanii-i-pravila-okazaniia-piervoi-pomoshchi
3. Проект «Инфоурок» - ведущий образовательный портал России, который
создан
специально
для
учителей
https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-obzh-542469.html
2.4 Список литературы при составлении рабочей программы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного
общего образования. – М.: Просвещение, 2011 г..
2. Виноградов А.В., Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в ЧС. 2-е
издание, исправленное, дополненное. Учебное пособие. // Библиотечка
журналов «военные знания». – 2000 г..
3. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности
жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи
пострадавшим // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 932-934.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».