РП родной язык ФГОС

Приложение № 3,4
к Основной
образовательной
программе основного
общего образования
ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТАМ «РОДНОЙ ЯЗЫК» и «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА»
5-6 класс

1.Планируемые результаты освоения предмета «Родной язык и родная
литература»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)

формирование

современному

уровню

целостного
развития

мировоззрения,
науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

на

чувств

и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература"
должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении,

о

его

уровнях

и

единицах,

о

закономерностях

его

функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и
родная литература» должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие
с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных
и

творческих

способностей

личности

в

процессе

образования

и

самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,

морфемного,

морфологического),

словообразовательного,

синтаксического

анализа

лексического,

словосочетания

и

предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии

родного

языка,

основными

нормами

родного

языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)

формирование

ответственности

за

языковую

культуру

как

общечеловеческую ценность.
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)

обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного,

сознательно

планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на

основе

понимания

принципиальных

отличий

литературного

художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину

жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2.Содержание предметов
«Родной язык»
Речь
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи:
правильность, точность, богатство.
Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания
предмета.

Понимание

причинно-следственных

отношений

в

рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текстарассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного
рассуждения, диалога, монолога.
Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества
и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из
необходимых качеств современного культурного человека.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура
текста. План. Виды плана. Связь между предложениями в тексте. Текст как
результат употребления языка, связное законченное письменное или
устное высказывание. Способы связи предложений в тексте. Формы
словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог,
монолог. Определение темы и основной мысли текста. Устное и
письменное

изложение

повествовательного

текста.

Создание

собственного повествовательного текста на предложенную тему.
Стили речи
Стили речи: разговорный и книжный (научный и художественный).
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять
текст в данном стиле. Стилистическая окраска слов и предложений.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика,

диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова. Устаревшие
слова – архаизмы и историзмы.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских
народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения.
Знакомство со словесными задачами. История изобретения анаграмм и
метаграмм, использование их в творчестве. Принцип построения анаграмм,
метаграмм. Происхождение шарад и логогрифов. Принцип построения
шарад и логогрифов.
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке.
Стилистические возможности имени существительного, имени
прилагательного и глагола. Употребление стилистических средств
лексики и грамматики в разговорном языке

и

в

художественных

произведениях.
Орфоэпия
Знакомство

с

наукой

орфоэпия.

Произносительные

нормы

литературного языка. Орфоэпические словари.
Типы речи
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять
описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном
стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Расширяйте свой словарь
Лексикография – наука о составлении словарей.
Толковый

словарь.

Знакомство

со

структурой

словарей.

Роль

синонимов и антонимов в речи. Источники фразеологизмов. Обогащение
словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их
стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов,
областных, специальных и заимствованных слов в произведениях
словесности. Понимание роли грамматической формы существительного,
прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное

чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской.
Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в
соответствии с условиями и с поставленной целью.
Проектирование собственных текстов
Лексические средства связи предложений в тексте. Описание картины.
Киносценарий.
Повторение и контроль
«Родная литература»
Произведения устной народной словесности
Сказки и их виды. Особенности языка сказок.
Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок.
Скороговорки, считалки, потешки, дразнилки.
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и
сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине.
Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных
событиях.
Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Понятие о прозаической форме словесного выражения.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера
литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом
произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог
в эпическом произведении. Умение отличить эпическое произведение от
лирического и драматического. Понимание значения повествования,
описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении
для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к

герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и
пересказ эпических произведений.
Лирическое произведение, его особенности
Что

такое

лирическое

произведение.

Особенности

языка

лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и
чувства в лирическом произведении. Двусложные и трехсложные
размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое
(красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки),
композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза. Умение отличить лирическое произведение от
эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание
выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное
чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Что

такое

драматическое

произведение.

Языковые

средства

изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и
монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и
описания в пьесе.
Сюжет

драматического

произведения.

Умение

отличить

драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание
роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев.
Выразительное чтение по ролям драматического произведения.
Произведение литературы в истории культуры
Роль литературы в развитии общества и в жизни личности.
Значение художественной словесности для развития языка. Значение
произведения словесности для его времени.

Познание

мира

средствами

искусства

слова.

Нравственные

проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное
назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Понимание

эстетической

природы

искусства

слова.

Выявление

личностного смысла произведений словесности, умение передать его в
выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской
словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей
произведений прошлого в собственном творчестве.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы
Тема занятия

Количество часов

Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского

1

языка.
Национально окрашенные слова в русском языке

2

Рассказ А.Платонова «Юшка». Тема, микротема, основная мысль

1

Крылатые слова и выражения

1

Словесные задачи. Анаграммы и метаграммы.

1

Словесные задачи. Шарады и логогрифы

1

Откуда пришли наши имена

1

Знакомство с наукой антропонимикой.

1

Банты и шарфы

1

Стихи и проза

1

Как возникла наша письменность?

1

Память и грамотность

1

Где же хранятся слова?

1

Знакомство со словарями

1

Экскурсия в прошлое

1

Русские народные сказки

1

Сочиняем сказку

1

Малые жанры фольклора

1

Былина как героический эпос русского народа.

1

Легенда как создание народной фантазии.

1

Понятие о прозаической форме словесного выражения.

1

Особенности языкового выражения содержания в эпическом

1

произведении.
Герой произведения и автор произведения.

1

Что такое лирическое произведение?

1

Аллитерация.

1

Анализ поэтического текста.

1

Выразительное чтение лирического произведения.

1

Особенности языка драматического произведения.

1

Диалог и монолог. Реплика. Авторская ремарка.

1

Сюжет драматического произведения.

1

Выразительное чтение по ролям драматического произведения.

1

Роль литературы в развитии общества и в жизни личности.

1

Проект «Роль литературы в жизни человека».

1

Всего

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».