РП обществознание ФГОС ООО

Приложение № 8
к Основной
образовательной
программе основного
общего образования
ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
5-9 класс

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета - обществознание
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к

овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:


использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его

природы;


характеризовать

основные

возрастные

периоды

жизни

человека,

особенности

подросткового возраста;


в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные

виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;


характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей

человека;


приводить примеры основных видов деятельности человека;



выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с

различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:


выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с

деятельностью человека;


оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;



оценивать

последствия

удовлетворения

мнимых

потребностей,

на

примерах

показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;


использовать

элементы

причинно-следственного

анализа

при

характеристике

межличностных конфликтов;


моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия

группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать

экологический

кризис

как

глобальную

проблему

человечества,

раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:


наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах

общественной жизни;


выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать

основные направления общественного развития;


осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы
Выпускник научится:


раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения

человека;


различать отдельные виды социальных норм;



характеризовать основные нормы морали;



критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную

из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;


раскрывать

сущность

патриотизма,

гражданственности;

приводить

проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;


характеризовать специфику норм права;



сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

примеры



раскрывать сущность процесса социализации личности;



объяснять причины отклоняющегося поведения;



описывать

негативные

последствия

наиболее

опасных

форм

отклоняющегося

поведения.
Выпускник получит возможность научиться:


использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния

моральных устоев на развитие общества и человека;


оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры
Выпускник научится:


характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение

о явлениях культуры;


описывать явления духовной культуры;



объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;



оценивать роль образования в современном обществе;



различать уровни общего образования в России;



находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития

культуры из адаптированных источников различного типа;


описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение

к ним;


объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;



учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей

профессиональной деятельности;


раскрывать роль религии в современном обществе;



характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:


описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений

культуры;


характеризовать основные направления развития отечественной культуры в

современных условиях;


критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких

направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:



описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные

социальные общности и группы;


объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;



характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;



выделять параметры, определяющие социальный статус личности;



приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;



описывать основные социальные роли подростка;



конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;



характеризовать межнациональные отношения в современном мире;



объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;



характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в

обществе;


раскрывать основные роли членов семьи;



характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать

верные критерии для оценки безопасных условий жизни;


выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с

различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:


раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций

историзма;


выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам

молодежи;


выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с

различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;


формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ

жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;


использовать

элементы

причинно-следственного

анализа

при

характеристике

семейных конфликтов;


находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике

из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:


объяснять роль политики в жизни общества;



различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;



давать характеристику формам государственно-территориального устройства;



различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;



раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;



называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;



характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:


осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении

нашего государства;


соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать

обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:


характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы

государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;


объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;



раскрывать достижения российского народа;



объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;



называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,

гарантированные Конституцией РФ;


осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;



характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:


аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на

положение России в мире;


использовать знания и умения для формирования способности уважать права других

людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:


характеризовать систему российского законодательства;



раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;



характеризовать гражданские правоотношения;



раскрывать смысл права на труд;



объяснять роль трудового договора;



разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых

отношениях;


характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;



характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;



конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;



характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;



раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;



анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,

семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;


исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов

детей, оставшихся без попечения родителей;


находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из

доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:


на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных

ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;


оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный

вклад в их становление и развитие;


осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и

средствами.
Экономика
Выпускник научится:


объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;



различать основных участников экономической деятельности: производителей и

потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;


раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;



характеризовать основные экономические системы, экономические явления и

процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;


характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать

действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;


объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать

структуру бюджета государства;


называть и конкретизировать примерами виды налогов;



характеризовать функции денег и их роль в экономике;



раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;



анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных

источников

различного

типа;

анализировать

несложные

статистические

данные,

отражающие экономические явления и процессы;


формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных

вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;


раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;



характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;



использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников

экономической деятельности;


обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:


анализировать

с

опорой

на

полученные

знания

несложную

экономическую

информацию, получаемую из неадаптированных источников;


выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием

состояния российской экономики;


анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и

модели поведения потребителя;


решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие

типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;


грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального

поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;



сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои

материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

2. Содержание учебного предмета, курса;
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные
ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный
выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль:
общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты

и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя
Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в
Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы
взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под
защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы
и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда.
Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги
и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный
работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства
в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление
домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3. Тематическое планирование
№
урок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
5 класс
Введение
Глава I. Человек
Человек родился
Что такое наследственность.
Отрочество – особая пора жизни.
Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек».
Глава 2. Семья.
Семья – ячейка общества
Семейные заботы
Семейное хозяйство
Дому нужен хозяин
Свободное время
Что такое хобби?
Практикум по теме «Семья»
Глава 3. Школа
Образование в жизни человека
Профессия - ученик
Образование и самообразование
Самообразование – путь к успеху

Количество
часов
35 ч
1
5ч
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28-29
30
31
32
33
34-35

Одноклассники, сверстники, друзья
Слово не воробей
Практикум по теме «Школа»
Глава 4. Труд.
Труд – основа жизни
Как оценивается труд
Труд и творчество
Что такое творчество
Практикум по теме «Труд».
Глава 5. Родина
Наша Родина – Россия.
Что значит быть патриотом
Государственные символы России.
Гражданин России
Права и обязанности граждан России
Мы – многонациональный народ
Многонациональная культура России
Итоговое повторение и обобщение материала

6 класс
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12

13-14
15-16
17-18
19-20
21

22-23
24-25
26-27
28

29-30
31-32

Введение
Глава I. Человек в социальном измерении
Человек – личность
Познай самого себя
Человек и его деятельность
Потребности человека
На пути к жизненному успеху
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек в социальном измерении»
Глава 2. Человек среди людей
Межличностные отношения
Человек в группе
Общение
Конфликты в межличностных отношениях
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди
людей»
Глава 3. Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами
Будь смелым
Человек и человечность
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Нравственные основы жизни»
Глава 4. Человек и общество
Человек в системе общественных отношений
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и
общество»

1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
7ч
1
1
2
1
1
1
1
2

35
1
11 ч
2
2
2
2
2
1
9ч
2
2
2
2
1
7ч
2
2
1
1
4
2
2

33
34-35

Итоговая контрольная работа
Урок-конференция «Человек и общество»
7 класс

1
2-3
4-5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16
17-18
19
20.
21-22
23
24
25-26
27-28
29
30
31
32
33-34
35

Вводный урок
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе.
Что значит жить по правилам.
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы.
Защита Отечества. Военная служба
Для чего нужна дисциплина.
Виновен – отвечай.
Кто стоит на страже закона.
Глава 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её роль в жизни общества.
Основные участники экономики
Производство: затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля, реклама.
Деньги, их функции
Экономика семьи
Практикум « Человек в экономических отношениях»
Глава 3. Человек и природа.
Человек- часть природы.
Охранять природу- значит охранять жизнь.
Закон на страже природы
Практикум «Человек и природа»
Повторение по теме «Человек и природа»
Итоговая контрольная работа
Проектная деятельность
Резерв
8 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Вводный урок
Глава I. Личность и общество
Что делает человека человеком
Человек, общество и природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью
Практикум по теме «Личность и общество»
Глава II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни
Мораль.
Долг и совесть
Моральный выбор — это ответственность

1
2
35
1
13 час.
2
2
1
2
2
2
2
10 час
1
1
2
1
1
2
1
1
7 час.
2
2
1
1
1
1
2
1
35
1
6 ч.
1
1
1
1
1
1
8 ч.
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
2

Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры
Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Глава III. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство- основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Практикум по теме «Экономика»
Глава IV. Социальная сфера
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение
Практикум по теме «Социальная сфера»
Проектная деятельность
9 класс
Введение.
Глава I.Политика
Политика и власть

1
1
1
1
13 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5 ч.
1
1
1
1
1
2
33 часа
1
1

Государство

2

5

Политические режимы

1

6

Правовое государство

1

7

1

8

Правовое государство.
Практикум.
Гражданское общество и государство

9

Участие граждан в политической жизни

1

Политические партии и движения. Проект «Политические партии
в России»
Межгосударственные отношения
Практикум по теме «Политика»

2

3-4

10-11

12
13

14-15
16

Глава II. Гражданин и государство
Основы конституционного строя РФ.Конституция Российской
Федерации.
Права и свободы человека и гражданина

1

1
1

2
1

1
1
1
1

21

Высшие органы государственной власти в РФ
Россия – федеративное государство
Судебная система РФ
Правоохранительные органы РФ
Глава III. Основы российского законодательства
Роль права в жизни общества и государства

22

Правоотношения и субъекты права

1

23

Правонарушения и юридическая ответственность

1

24

Гражданские правоотношения

1

25

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

26

Семейные правоотношения

1

27

Административные правоотношения

1

28

Уголовно-правовые отношения

1

29

Социальные права

1

30

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

32

Практикум по теме «Право»

1

33

Итоговый урок по курсу обществознание

1

17
18
19
20

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».