Приложение № 16 к Основной образовательной программе основного общего образования ФГОС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5-9 класс 1. Планируемые результаты освоения предмета «Биология» Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Выпускник научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Человек и его здоровье Выпускник научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; • описывать и использовать приемы оказания первой помощи; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Общие биологические закономерности Выпускник научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы); • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 2.Содержание Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать анализировать полученные полученные выводы. лабораторное результаты, оборудование, представлять проводить и научно исследования, аргументировать Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Живые организмы Биология – наука о живых организмах Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клеточное строение организмов Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Многообразие организмов Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Среды жизни Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края. Царство Растения Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Органы цветкового растения Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Микроскопическое строение растений Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. Жизнедеятельность цветковых растений Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Многообразие растений Классификация водорослей. Высшие растений. Водоросли споровые растения – (мхи, низшие растения. папоротники, Многообразие хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Царство Бактерии Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Царство Животные Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Одноклеточные животные, или Простейшие Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Типы червей Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Тип Моллюски Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Тип Хордовые Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Человек и его здоровье Введение в науки о человеке Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. Общие свойства организма человека Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Нейрогуморальная регуляция функций организма Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Опора и движение Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Кровь и кровообращение Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Пищеварение Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Обмен веществ и энергии Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. Размножение и развитие Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Сенсорные системы (анализаторы) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Здоровье человека и его охрана Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. нарушающие Защитно-приспособительные здоровье (гиподинамия, реакции курение, организма. употребление Факторы, алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Общие биологические закономерности Биология как наука Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Клетка Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Организм Клеточные многоклеточные и неклеточные организмы. формы Особенности жизни. Вирусы. химического Одноклеточные состава и организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Вид Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Экосистемы Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»: 1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода ними; томата); 3. Изучение органов цветкового растения; 4. Изучение строения позвоночного животного; 5. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении; 6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений; 7. Изучение строения водорослей; 8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах); 9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); 10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений; 11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений; 12. Определение признаков класса в строении растений; 13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств; 14. Изучение строения плесневых грибов; 15. Вегетативное размножение комнатных растений; 16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных; 17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения; 18. Изучение строения раковин моллюсков; 19. Изучение внешнего строения насекомого; 20. Изучение типов развития насекомых; 21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб; 22. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц; 23. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Список экскурсий по разделу «Живые организмы»: 1. Многообразие животных; 2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных; 3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края; 4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей). Список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»: 1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей; 2. Изучение строения головного мозга; 3. Выявление особенностей строения позвонков; 4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия; 5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки; 6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления; 7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения. 8. Изучение строения и работы органа зрения. Список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»: 1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах; 2. Выявление изменчивости организмов; Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на 3. конкретных примерах). Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»: 1. Изучение и описание экосистемы своей местности. 2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка). 3. Естественный отбор - движущая сила эволюции. 3.Тематическое планирование 5 класс № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Темы Биология - наука о живых организмах. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Условия жизни организмов. Разнообразие организмов. Осенние явления в жизни растений родного края Экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края» Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Деление царств на группы. Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений» Среда обитания. Экологические факторы. Вода как среда жизни. Наземно-воздушная среда жизни. Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свет в жизни растений и животных. Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Роль животных, грибов и бактерий в сообществе. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Клеточное строение живых организмов (8 часов) Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов. Лабораторные работы №3 и №4 "Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука" Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Количест во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Состав и строение клеток. Лабораторная работа №4 «Состав клеток растений» 1 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Строение бактериальной клетки. 1 Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы. Строение клетки растения. Лабораторная работа №5 «Строение клетки листа элодеи» Образование новых клеток. Одноклеточные организмы. Лабораторная работа №6 «Строение животной клетки» 1 1 1 1 Ткани живых организмов (10 часов) Покровные ткани растений и животных. 1 Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа №7" «Строение покровной ткани растений» Механические и проводящие ткани растений. Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений» 1 Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных» Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа№10 " «Строение мышечной и нервной ткани животных» 1 1 1 1 32 Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение и, ткани живых 1 организмов». Итоговый контроль по курсу биологии пятого класса. 1 33 Весенние явления в жизни растений родного края. 1 34 Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края». 1 35 Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека. 1 31 6 класс № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Темы Организм — единое целое. Органы и системы органов живых организмов (11 ч) Органы и системы органов растений. Побег. Строение побега и почек. Лабораторная работа №1 "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек" Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Строение и функции стебля. Лабораторная работа №2 "Строение стебля" Внешнее строение листа. Лабораторная работа №3 "Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья" Клеточное строение листа. Строение и функции корня. Лабораторная работа №4 "Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневая система". Видоизменения надземных побегов. Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная работа №5 "Видоизменения подземных побегов" Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план 10-11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Да та фа кт № пп Темы Органы и системы органов животных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч) Движение живых организмов(растений, животных) Почвенное питание растений. Фотосинтез — воздушное питание растений. Испарение воды листьями. Листопад. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Питание животных. Питание бактерий и грибов. Дыхание растений, бактерий и грибов. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Дыхание и кровообращение животных. Транспорт веществ в организме растений и животных. Выделение -удаление продуктов обмена. Обмен веществ и превращение энергии. Размножение организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Практическая работа №1 " Вегетативное размножение растений. Агротехнические приёмы выращивания растений" Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа №6 "Строение цветка" Опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа №7 " "Определение плодов" Размножение многоклеточных животных. Рост и индивидуальное развитие растений. Практическая работа №2 " Способы проращивания семян" Рост и индивидуальное развитие животных. Лабораторная работа № 8 "Развитие насекомых" Расселение и распространение живых организмов. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Итоговый контроль по курсу биологии шестого класса. 7 класс 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № пп Темы Количест во часов 1 Тема1. Организация живой природы (5 часов). Организм. Вид. Природное сообщество Разнообразие видов в сообществе. Экскурсия:1. Разнообразие видов в сообществе. 1 Экосистема Тема2. Эволюция живой природы (4ч) Эволюционное учение.. Доказательства эволюции История развития жизни на Земле. Систематика растений и животных. Тема3. Растения- производители органического вещества (22ч) Царство Растения. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.Л.р №1, 2 «Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей» Роль водорослей в водных экосистемах. Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума. Л.Р№3-4«Строение зеленого мха кукушкин лен и мха сфагнум» Роль мхов в образовании болотных экосистем. Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Л.р №5«Строение папоротника» Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов. Отдел Голосеменные. Общие черты и особенности Л.р№ 6«Строение побегов хвойных растений» Разнообразие хвойных. Л.р №7«Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» Роль голосеменных в экосистеме тайги. Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Л.Р№8«Признаки однодольных и двудольных растений» Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные Л.р №9«Признаки растений семейства Крестоцветные» П.р №1 «Определение растений семействаКрестоцветные» Семейство Бобовые. Л.р №10«Признаки растений семейства Бобовые» П.р №2 «Определение растений семейства Бобовые» Семейство Пасленовые Л.р №11 «Признаки растений семейства Пасленовые» Класс Однодольные Семейство Лилейные Л.р №12 «Признаки растений семейства Лилейные» 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П.р №3«Определение растений семейства Лилейные» 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Семейство Злаки. Л.р № 13«Строение пшеницы» Выращивание овощных растений в теплице. Экскурсия: 2.Выращивание овощных растений в теплице. Роль покрытосеменных для развития земледелия. Контрольная работа по теме: «Растения -потребители органического вещества» Раздел 3.Животные-потребители органического вещества (27 Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Роль одноклеточных в экосистемах. Тип Саркожгутиконосцы Тип Споровики . Тип Инфузории. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. Тип Кишечнополостные.. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Разнообразие. Роль червей в почвенных экосистемах Л.Р№14«Внешнее строение дождевого червя» Тип Моллюски. Л.Р №15«Строение раковины моллюска» Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Развитие, разнообразие и роль насекомых Л.р№16 «Внешнее строение насекомого» Особенности размножения и развития насекомых, их роль в экосистемах и жизни человека. Тип Хордовые. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. Л.р №17-18 «Внешнее и внутреннее строение рыбы» Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Класс Птицы. Л.р №19Внешнее строение птицы. Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения. Особенности размножения и развития млекопитающих Млекопитающие различных экосистем. Млекопитающие родного края (краеведческий музей). Роль птиц и млекопитающих в жизни человека. Обобщающий урок поразделу: «Животные-потребители органического вещества» Бактерии, грибы- разрушители органического вещества. Лишайники. (4 ч.) Царство Бактерии. Царство Грибы. Л.Р№20«Строение плодовых тел шляпочных грибов» Роль грибов в природе и жизни человека. П.р№4 «Определение съедобных и ядовитых грибов» Лишайники. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Биоразнообразие ( 5ч) Видовое разнообразие . Экосистемное разнообразие и деятельность человека Пути сохранения биоразнообразия. Разнообразие птиц леса родного края.. Экскурсия Обобщающий урок по курсу Итоговое занятие Задание на лето. Резерв. 63 64 65 66 6770 1 1 1 1 3 8 класс Тема урока № урока Количе ство часов 1 2 Раздел 1. Введение (2 ч.) Науки об организме человека. Культура здоровья — основа полноценной жизни 3 Раздел 2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч) Клетка — структурная единица организма. 1 4 Соматические и половые клетки. 1 5 Наследственность и здоровье. 1 6 7 8 Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование. Факторы окружающей среды и здоровье. 1 1 1 9 Образ жизни и здоровье. 1 10 Раздел 3. Целостность организма человека — основа его жизнедеятельности (7 ч) Компоненты организма человека. 1 11 Строение и принципы работы нервной системы. 1 12 Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция. 1 13 Внутренняя среда организма — основа его целостности. Кровь. 1 1 1 14 Форменные элементы крови. Кроветворение. 1 15 16 Иммунитет. Иммунология и здоровье. Раздел 4. Опорно-двигательная система и здоровье (7 ч) 1 1 17 Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. 1 18 Общее строение скелета. Осевой скелет. 1 19 Добавочный скелет. Соединение костей. 1 20 Мышечная система. Строение и функции мышц. 1 21 Основные группы скелетных мышц. 1 22 Осанка. Первая помощь при травмах скелета. 1 23 Обобщающий. 1 24 25 Раздел 5. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28ч) Строение сердечно-сосудистой системы. 1 Работа сердца. 1 26 27 Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. 1 1 28 Первая помощь при обмороках и кровотечениях. 1 29 Лимфатическая система. 1 30 31 32 Строение и функции органов дыхания. Этапы дыхания. Лёгочные объёмы. Регуляция дыхания. 1 1 1 33 34 35 Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная, 1 лимфатическая и дыхательная системы». Обмен веществ. Питание. Пищеварение. 1 36 Органы пищеварительной системы. 1 37 Пищеварение в полости рта. 1 38 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. 1 39 40 Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. Регуляция пищеварения. 1 1 41 42 Белковый, жировой, угле водный, солевой и водный обмен веществ. Витамины и их значение для организма. 1 1 43 44 45 Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Пищевые отравления и их предупреждение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система. Пищеварение». 1 1 1 46 47 Строение и функции мочевыделительной системы. Мочеобразование и его регуляция 1 1 48 49 1 1 52 53 Строение и функции кожи. Культура ухода за кожей. Болезни кожи. Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание. Обобщение и систематизация знаний по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи». Раздел 6. Репродуктивная система и здоровье (3 ч) Строение и функции репродуктивной системы. Внутриутробное развитие и рождение ребёнка. 54 Репродуктивное здоровье. 1 50 51 1 1 1 1 Раздел 7. Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч) 55 Центральная нервная система. Спинной мозг. 1 56 Головной мозг: задний и средний мозг. 1 57 Промежуточный мозг. Конечный мозг. 1 58 Соматический и вегетативный отделы нервной системы. 1 59 Эндокринная система. Гуморальная регуляция. 1 60 Строение и функции желёз внутренней секреции. 1 61 Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье». 1 Раздел 8. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч) 62 Органы чувств. Анализаторы. 1 63 Зрительный анализатор. 1 64 Слуховой и вестибулярный анализаторы. 1 65 Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. 1 66 67 Гигиена органов чувств. Итоговый контроль. Обобщение и систематизация знаний по разделу биологии 8 класса. 1 1 68-70 Резерв 3 9 класс № Кол-во п/п часов Тема урока Введение. Биология в системе наук 2 1 Биология как наука. 1 2 Методы биологических исследований. Значение биологии. 1 Глава 1. Основы цитологии – наука о клетке 10 3(1) Цитология – наука о клетке. 1 4(2) Клеточная теория. 1 5(3) Химический состав клетки. 1 6(4) Строение клетки. 1 7(5) Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. 1 8(6) Лабораторная работа № 1 «Строение клеток». 1 9(7) Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. 1 10(8) Биосинтез белков. 1 11(9) Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. 1 12(10) Обобщающий урок по главе «Основы цитологии – наука о клетке». 1 Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 5 13(1) Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. 1 14(2) Половое размножение. Мейоз. 1 15(3) Индивидуальное развитие организма (онтогенез). 1 16(4) Влияние факторов внешней среды на онтогенез. 1 17(5) Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез). 1 Глава 3. Основы генетики 10 18(1) Генетика как отрасль биологической науки. 1 19(2) Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. 1 20(3) Закономерности наследования. 1 21(4) Решение генетических задач. 1 22(5) Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». 1 23(6) Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. 1 24(7) Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. 1 25(8) Комбинативная изменчивость. 1 26(9) Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой». 1 27(10) Обобщающий урок по главе «Основы генетики». 1 Глава 4. Генетика человека 3 28(1) Методы изучения наследственности человека. Практическая работа № 2 «Составление родословных». 1 29(2) Генотип и здоровье человека. 1 30(3) Обобщающий урок по главе «Генетика человека». 1 Глава 5. Основы селекции и биотехнологии 3 31(1) Основы селекции. 1 32(2) Достижения мировой и отечественной селекции. 1 33(3) Биотехнология: достижения и перспективы развития. 1 Глава 6. Эволюционное учение 15 34(1) Учение об эволюции органического мира. 1 35(2) Эволюционная теория Ч.Дарвина. 1 36(3) Вид. Критерии вида. 1 37(4) Популяционная структура вида. 1 38(5) Видообразование. 1 39(6) Формы видообразования. 1 40(7) Обобщение материала по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Видообразование». 1 41(8) Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции. 1 42(9) Естественный отбор. 1 43(10) Адаптация как результат естественного отбора. 1 44(11) Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. 1 45(12) Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». 1 46(13) Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции». 1 47(14) Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка». 1 48(15) Обобщение материала по главе «Эволюционное учение». 1 Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле 4 49(1) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. 1 50(2) Органический мир как результат эволюции. 1 51(3) История развития органического мира. 1 52(4) Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле». 1 Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды 16 53(1) Экология как наука. Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)». 1 54(2) Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни». 1 55(3) Экологическая ниша. Лабораторная работа № 6 «Описание экологической ниши организма». 1 56(4) Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов. Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». 1 57(5) Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем. 1 58(6) Поток энергии и пищевые цепи. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». 1 59-60 Искусственные экосистемы. Лабораторная работа № 7 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума». 1 Экологические проблемы современности. 1 Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта. 1 Обобщающий урок по главе 8 «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». 1 Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке». 1 Повторение по главе «Основы генетики» 1 (7-8) 61-62 (9-10) 63-64 (11-12) 65(13) Повторение по главе «Размножение и индивидуальное развитие организмов». 1 66(14) Экскурсия «История развития жизни на Земле» (посещение библиотеки). 1 67-68 (15-16) Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе». 1 Обобщение материала за курс 9 класса. 1