РП ИЗО ФГОС ООО

Приложение № 18
к Основной
образовательной
программе основного
общего образования
ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5-9 класс

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета – изобразительное
искусство.
Личностные результаты
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Выпускник научится:


характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое

значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;


раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном

искусстве и в современной жизни;


создавать эскизы декоративного убранства русской избы;



создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;



определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;



создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с

опорой на народные традиции;


создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в

цветовом решении;


умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами

декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);


выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного

искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,

цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;


распознавать

и

называть

игрушки

ведущих народных художественных

промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного
из промыслов;



характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе

народных традиций;


различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;



различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других

народов России;


находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных

декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;


различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов

России;


называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем

состоит различие временных и пространственных видов искусства;


классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее

значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;


объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием

изображения;


композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными

художественными материалами;


создавать образы, используя все выразительные возможности художественных

материалов;


простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;



навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов

(кухонная утварь);


изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых

геометрических фигур, соблюдая их пропорции;


создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из

геометрических тел;


строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;



характеризовать

освещение

как

важнейшее

выразительное

средство

изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;


передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в

композиции натюрморта;



творческому

опыту

выполнения

графического

натюрморта

и

гравюры

наклейками на картоне;


выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;



рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном

искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;


применять перспективу в практической творческой работе;



навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;



навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила

линейной и воздушной перспективы;


видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния

и настроения в природе;


навыкам создания пейзажных зарисовок;



различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная

перспектива;


пользоваться правилами работы на пленэре;



использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о

красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;


навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации

плоскости изображения;


различать

основные

средства

художественной

выразительности

в

изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);


определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль

формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;


пользоваться

красками

(гуашь,

акварель),

несколькими

графическими

материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;


различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,

пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;


различать и характеризовать виды портрета;



понимать и характеризовать основы изображения головы человека;



пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;



видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,

характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;


видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками

плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;


использовать графические материалы в работе над портретом;



использовать образные возможности освещения в портрете;



пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;



называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов

и определять их произведения;


навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры

человека;


навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;



навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;



рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров

изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;


приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками

фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;


характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный

образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;


объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой

живописи;


изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;



узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;



перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической

картины;


характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение

значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций
и идеалов;


узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть

имена великих русских мастеров исторической картины;

культуры;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской



рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании

образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;


называть имена нескольких известных художников объединения «Мир

искусства» и их наиболее известные произведения;


творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на

выбранный исторический сюжет;


творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки

композиции на историческую тему;


творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;



представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из

Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;


называть имена великих европейских и русских художников, творивших на

библейские темы;


узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских

художников на библейские темы;


характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;



рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы

Великой Отечественной войны;


описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и

ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;


творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому

событию или историческому герою;


анализировать

художественно-выразительные

средства

произведений

изобразительного искусства XX века;


культуре зрительского восприятия;



характеризовать временные и пространственные искусства;



понимать разницу между реальностью и художественным образом;



представлениям

об

искусстве

иллюстрации

и

творчестве

известных

иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;


опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими

материалами;


собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды

героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);



представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и

творчестве художников-анималистов;


опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов

животных;


систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории

архитектуры и дизайна;


распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;



понимать сочетание различных объемов в здании;



понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и

материал;


иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-

художественных стилей разных эпох;


понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;



различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;



характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в

пространстве городской среды;


понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение

объемов при взгляде на них сверху;


осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –

вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;


применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект

и вспомогательные соединительные элементы;


применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и

архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);


создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в

пространстве;


создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-

проектов;


получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов

архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;


приобретать

общее

представление

о

традициях

ландшафтно-парковой

архитектуры;


характеризовать основные школы садово-паркового искусства;



понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX

веков;


называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;



понимать основы краткой истории костюма;



характеризовать

и

раскрывать

смысл

композиционно-конструктивных

принципов дизайна одежды;


применять

навыки

сочинения

объемно-пространственной

композиции

в

формировании букета по принципам икэбаны;


использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными

материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;


отражать

в

эскизном

проекте

дизайна

сада

образно-архитектурный

композиционный замысел;


использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе

создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;


узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София

Киевская. Фрески. Мозаики;


различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.

Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;


различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать

значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной
жизни Руси;


узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;



характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма

Покрова-на-Рву;


раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по

характерным особенностям икону и парсуну;


работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая

разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;


различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,

монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;



сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней

Руси;


рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;



ориентироваться

в

широком

разнообразии

стилей

и

направлений

изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;


использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном

искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;


выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи

XVIII века;


характеризовать признаки и особенности московского барокко;



создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в

материале.
Выпускник получит возможность научиться:


активно

использовать

язык

изобразительного

искусства

и

различные

художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);


владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою

точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;


различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,

эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;


выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения

изобразительного искусства;


понимать специфику изображения в полиграфии;



различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,

афиши и др.);


различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,

живописное, компьютерное, фотографическое);


проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;



создавать художественную композицию макета книги, журнала;



называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;



называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и

архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;



называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и

определять скульптурные памятники;


называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и

определять их произведения живописи;


называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и

определять произведения пейзажной живописи;


понимать особенности исторического жанра, определять произведения

исторической живописи;


активно

воспринимать

произведения

искусства

и

аргументированно

анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и
видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;


определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники

архитектуры модерна;


использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре

(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;


называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины

XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;


создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в

материале;


узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;



узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском

искусстве и время их развития в истории культуры;


осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной

художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;


применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания

композиции на определенную тему;


понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX

века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;


характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;



создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,

роспись, монументальная скульптура);



использовать

выразительный

язык

при

моделировании

архитектурного

пространства;


характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;



получать

представления

об

особенностях

художественных

коллекций

крупнейших музеев мира;


использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной

композицией;


понимать основы сценографии как вида художественного творчества;



понимать

роль

костюма,

маски

и

грима

в

искусстве

актерского

перевоплощения;


называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.

Добужинский);


различать особенности художественной фотографии;



различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,

план, ракурс, свет, ритм и др.);


понимать изобразительную природу экранных искусств;



характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;



различать понятия: игровой и документальный фильм;



называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.

Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;


понимать основы искусства телевидения;



понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;



применять полученные знания о типах оформления сцены при создании

школьного спектакля;


применять в практике любительского спектакля художественно-творческие

умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;


добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его

стилевого единства со сценографией спектакля;


использовать

элементарные

навыки

основ

фотосъемки,

осознанно

осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественновыразительных средств фотографии;


применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки

композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;



пользоваться

компьютерной

обработкой

фотоснимка

при

исправлении

отдельных недочетов и случайностей;


понимать и объяснять синтетическую природу фильма;



применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;



применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;



использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки

и компьютерного монтажа;


применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и

изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;


смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-

операторского искусства фильмы мастеров кино;


использовать

опыт

документальной

съемки

и

тележурналистики

для

формирования школьного телевидения;


реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике

создания видео-этюда.
2. Содержание учебного предмета.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и
декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника,
их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные
искусства.
Художественные
материалы.
Жанры
в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции
и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников
объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX
веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения

Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование
обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в
Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре
(В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века
(П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И.
Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский
стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения
Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй
половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и
маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
деятельности.
Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет,
ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа
экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в
кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и
др.). Художественно-творческие проекты.

3. Тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1516
17
1819
2022
2324
2526
27
2835

№
1
2
3
4
5
6

Тема
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1 четверть. Древние корни народного искусства
Декоративно-прикладное искусство и человек
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
2 четверть. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели
Городецкая роспись
Хохлома
Жостово. Тагильская роспись. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по
бересте
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни (обобщение темы)
3 четверть. Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Количество часов
35
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
2
10
1
2

Одежда «говорит» о человеке

3

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

2

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы)
4 четверть. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер (коллективный проект).

2

6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы
образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространсвенных искусств
Художественные материалы
Рисунок – основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения

9
1
8

35
8
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
3435
Д
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт
Основы языка изображения
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира — натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта
3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре
Графический портретный рисунок
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века
4 четверть. Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Пейзаж настроения. Природа и художник
Пейзаж в русской живописи
Пейзаж в графике
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1 четверть. Художник — дизайн — архитектура
Гармония, контраст и выразительность плоскостной
композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Цвет – элемент композиционного творчества.
Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне.
Многообразие форм графического дизайна
От плоскостного изображения к объёмному макету
2 четверть. В мире вещей и зданий. Художественный язык

1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
2

35
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8

9
10
11
12
13
14
1516

17
18
1920
2122
23
24
25
26
2728
29
30
31
32
33
3435

№
1
2
3-4

5-6
7
8

конструктивных искусств
От плоскостного изображения к объёмному макету»
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Здание как сочетание различных объёмов «Понятие модуля»
Важнейшие архитектурные элементы зданий
Вещь как сочетание объёмов и образ времени
Форма и материал
Роль цвета в формотворчестве»
3 четверть. Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры в жизни человека
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека
Образы материальной культуры прошлого
Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства

1
1
1
1
1
1
2
10
1
1
2

Пути развития современной архитектуры и дизайна

2

Город, микрорайон, улица
Городской дизайн
Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Организация архитектурно – ландшафтного пространства
4 четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной
среды интерьера
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом
Интерьер, который мы создаём
Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй. Дизайн
и архитектура сада
Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды
«Встречают по одежде»
Автопортрет на каждый день
Сфера имиджа - дизайна.

1
1
1
1

8 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО,
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
1 четверть. Художник и искусство театра. Роль
изображения в синтетических искусствах
Искусство зримых образов.Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография – особый вид
художественного творчества. Сценография – искусство и
производство.
Тайны актёрского перевоплощения
Костюм, грим и маска или магическое «если бы»
Привет от Карабаса-Барабаса. Художник в театре кукол
Третий звонок. Спектакль от замысла к воплощению
2 четверть. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.

9
2
1
1
1
1
1
2

16
8
1
1
2

2
1
1
8

Эволюция изобразительных искусств и технологий.
Фотография – взгляд, сохранённый навсегда.
Фотография-новое изобретение реальности.
10
Грамота фотокомпозиции и съёмки.
Основа операторского мастерства-умение видеть и выбирать.
11
Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
12- На фоне Пушкина снимается семейство. Искусство
13
фотопейзажа и интерьера.
14
Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотопортрета.
15
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
16
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация:
факт и его компьютерная трактовка.
9 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО,
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
№
3 четверть. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об
искусстве кино?
1-2 Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и
монтаж.
Пространство и время в кино.
3
Художник - режиссёр, - оператор. Художественное
творчество в игровом фильме
4-8 От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка.
Фильм – рассказ в картинках. Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.
9-10 Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации или когда художник больше, чем
художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
4 четверть. Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель
11
Мир на экране; здесь и сейчас. Информационная и
художественная природа телевизионного изображения.
12
Телевидение и документальное кино. Телевизионная
документалистика от видеосюжета до телерепортажа и
очерка.
13- Жизнь врасплох или киноглаз.
16
Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
17
Телевидение, видео. Интернет… Что дальше?.
Современные формы экранного мастерства
18- В царстве кривых зеркал или вечные истины искусства.
19
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и
общества. Искусство – зритель и современность.
9

1
1
1
2
1
1

19
10
2

1
5

2

9
1
1

4

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».