Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих ООП НОО, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МАОУ СОШ № 24, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, с учетом ФОП НОО, обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПин 1.2.3685-21, предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4-х классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий на четыре года – 3039 часов. Учебный план НОО определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Учебный год в МАОУ СОШ № 24 начинается 01.09.2023 г. и заканчивается 26.05.2024 г. Режим работы - пятидневная учебная неделя. В соответствии с Уставом школы учебный процесс организован по четвертям. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе – 21 час, во 2-4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов – не превышает 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков; - для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков. Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Распределение учебной нагрузки в течение учебной недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду (при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует действующим санитарным правилам и нормативам). На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшиму баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1-го класса. С целью осуществления адаптационного периода в первом классе в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в 1 полугодии 1 класса используется ступенчатый режим (сентябрь, октябрь – 3 урока в день по 35 минут, в ноябре, декабре – 4 урока и 1 день - 5 уроков с уроком физической культуры по 35 минут). Во втором полугодии: январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый. Таким образом, учебная недельная нагрузка первоклассников в 1 четверти составляет 15 недельных часов. Остальные 6 запланированных часов (русский язык -1 час, математика -1 час, окружающий мир - 1 час, литературное чтение - 1 час, изобразительное искусство - 0,5 часа, технология - 0,5 часа, физическая культура - 1 час) заполняются целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими играми, физкультурными занятиями, которые проводятся не в классно-урочной организации учебного процесса, а в иных формах: театрализаций, игр, экскурсий, импровизаций и т.п. В середине учебного дня для первоклассников организовано проведение динамической паузы продолжительностью 40 минут в соответствии с требованиями санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Между началом внеурочной деятельности и последним уроком по расписанию проводится перерыв продолжительностью 20 минут. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет ОО соответствующим расписанием, ежегодно утверждаемым директором школы. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. МАОУ СОШ № 24 осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, каникул. Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10 недель. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней, в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Количество часов на физическую культуру составляет 2 ч (при варианте 1), третий час реализуется МАОУ СОШ № 24 за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Федеральный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, – 20% от общего объёма. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. «Русский язык и литературное чтение» В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. «Родной язык и литературное чтение на родном языке» В соответствии с пунктом 19.3 ФГОС НОО учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Предметная область «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Изучение математики и информатики направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Предметная область «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная со второго класса в количестве 2 часа в неделю. При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп (при созданных условиях в МАОУ СОШ № 24). Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модули «Основы светской этики». Основы светской этики - это один из шести модулей курса Основы религиозных культур и светской этики, направленный на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1 часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся. Предметная область «Физическая культура». Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена курсами: - «Русский язык с увлечением», 1 класс, по 1 часу в неделю; - «Занимательный русский язык», 2-3 класс по 0,5 часа в неделю; - «Занимательное литературное чтение», 2-3 класс по 0,5 часа в неделю. - курсами внеурочной деятельности, планом внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ № 24. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в МАОУ СОШ № 24. МАОУ СОШ № 24 предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ СОШ № 24. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. Учебный план может быть реализован с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается корректировка учебного плана, интеграция форм обучения, например, очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ СОШ № 24. В МАОУ СОШ № 24 языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком и единым графиком оценочных процедур МАОУ СОШ № 24. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 24». Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки комплексной итоговой контрольной работы. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. В качестве учебного плана НОО МАОУ СОШ № 24 выбран Федеральный учебный план Вариант 1. Учебные Количество часов (в неделю/в год) Всего Предметные области предметы часов классы 1 2 3 4 Обязательная часть неде год неде год неде год неде год неде год ля ля ля ля ля Русский язык и лите Русский язык 5 165 5 170 5 170 5 170 20 675 ратурное чтение Литературное 4 132 4 136 4 136 4 136 16 540 чтение Иностранный язык Иностранный - 2 68 2 68 2 68 6 204 язык Математика и Математика 4 132 4 136 4 136 4 136 16 540 информатика Окружающий мир Обществознание и 2 66 2 68 2 68 2 68 8 270 естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных Основы 1 34 1 34 культур и светской религиозных этики культур и светской этики Искусство Изобразительное 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 искусство Музыка 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 Технология 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 Физическая культура Итого, обязательная часть 2 66 2 68 2 68 2 68 8 270 22 748 23 782 Технология Физическая культура 20 660 22 748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык с увлечением 1 33 Занимательный русский язык - - Занимательное литературное чтение Итого, часть, формируемая участниками 1 33 ОО 21 693 ИТОГО, учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе 33 Количество учебных недель Максимально допустимая недельная 21 нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами - 87 2938 - - 1 33 0,5 17 0,5 17 - - 1 34 0,5 17 1 34 0,5 17 1 34 - - 1 3 34 101 23 782 23 782 23 782 93 3039 34 34 34 135 90 23 23 23