Раб. прогр. уч. предм. ОРКСЭ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
для 4 класса начального общего образования

пгт. Горноуральский, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Рабочая программа по предметной
области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также Примерной программы
воспитания.
Реализация учителями МАОУ СОШ № 24 воспитательного потенциала содержания
учебной программы по ОРКСЭ достигается при условии:
- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и
развития личности школьника;
- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам
образцы подлинной нравственности;
- использования современных образовательных технологий;
-организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся
на уроке и во внеурочное время.
В ходе реализации программы воспитания МАОУ СОШ № 24 через учебный курс «Основы
религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») уроки ОРКСЭ
помогают формировать порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные
традиции России.
Воспитание интереса к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей
страны, ее культуре. Воспитание семейных ценностей, которые закладывают основу для
формирования нравственных идеалов, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения,
требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного
модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Поскольку
предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот
период.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно­смысловой сферы личности с учѐтом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога.
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ - культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),

российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли
буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной
цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в
процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т.п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к
социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчѐркивают
естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений.
Всѐ это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию
их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне
восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы
нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо Минобрнауки
России от 22.08.2012 №08­250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля, характеристику
основных видов деятельности учащихся, в том числе с учѐтом рабочей программы воспитания,
возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно­методическими материалами в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном
плане
ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч).
Содержание предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур
и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных
народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве
как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные
ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных
отношений.
Этикет.
Образование как нравственная норма.
Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур
и светской этики» на уровне начального общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за
свою Родину;
- формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
- понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
- понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
- осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
- строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
- соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
- строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной
жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости
прийти на помощь;
- понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
- понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
- совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений
излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в

совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
- ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества - мораль,
этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных
религиях (в пределах изученного);
- использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
- применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
- признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
- воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ
принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике;
- использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
- находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
- анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
- использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных
ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом
особенностей участников общения;
- создавать небольшие тексты­описания, тексты­рассуждения для воссоздания, анализа и
оценки нравственно­этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
- проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего
здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
- проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к
сознательному самоограничению в поведении;
- анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
- выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;
- проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
- выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе,
объективно их оценивать;
- владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
- готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
- рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека
и гражданина в России;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм,
труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило
нравственности»;
- высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и
других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
- раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей
среды;
- рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм
регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
- раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья - союз мужчины и женщины на основе
взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
- распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском
обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
- рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
- рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
- раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
- объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;

- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению еѐ результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине - России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
- называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.
Тематическое планирование
№
урока
1

Тема
Россия — наша Родина (1 ч)

Кол-во
часов
1

Электронные ресурсы

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2018/12/16/konspekt-urokarossiya-nasha-rodina-s-prezentatsiey

2-9

Этика и еѐ значение в жизни
человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы,
принципы.

8

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiya-dialog-ofilosofii-i-etike-orkse
https://videouroki.net/razrabotki/urokorksie-v-4-klassie-na-tiemu-kul-tura-irielighiia.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiya-moral-inravstvennostorkse-urok-no
https://infourok.ru/konspekt-uroka-poorkse-na-temu-zolotoe-pravilonravstvennosti-klass-3677262.html
https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-orkseuchenie-aristotelya-o-dobrodetelyah-klass2587859.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/04/28/nravstvennyyvybor
https://videouroki.net/razrabotki/konspiekts-priezientatsiiei-po-orkse-na-tiemuotvietstviennost.html
https://videouroki.net/razrabotki/modulosnovy-svietskoi-etiki-urok-moral-nyidolgh.html

10

Государство и мораль
гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как
источник российской
гражданской этики

1

https://infourok.ru/prezentaciyakonstituciya-rf-klass-1630456.html

11-18

Образцы нравственности в
культуре Отечества, народов
России.
Природа и
человек

8

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/05/06/prezentatsiya-kuroku-po-orkse-rossiyamnogonatsionalnoe
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/05/06/prezentatsiya-kuroku-po-orkse-rossiyamnogonatsionalnoe
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkseosnovi-svetskoy-etiki-na-temu-chest-idostoinstvo-klass-1872403.html
https://videouroki.net/razrabotki/4-klasspriezientatsiia-k-uroku-orkse-opk-soviesti-raskaianiie.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/04/22/urok-orkse-poteme-obraztsy-nravstvennosti-v-kultureotechestva
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuorkes-obrazci-kulturi-narodov-klass2296492.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/09/09/prezentatsiya-kuroku-mesto-cheloveka-v-sisteme-prirodachelovek

19-20

Праздники как одна из форм
исторической памяти

2

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2020/02/02/prezentatsiyauroka-po-orkse-tema-prazdniki-narodovrossii
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2020/02/02/prezentatsiyauroka-po-orkse-tema-prazdniki-narodovrossii

21

Семейные ценности. Этика
семейных отношений.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orksesemeynie-cennosti-769357.html

22-24

Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства

3

https://infourok.ru/konspekt-uroka-orksena-temu-trud-5275209.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-orksena-temu-trud-5275209.html
http://www.myshared.ru/slide/1207925/

Что значит быть нравственным
в наше время. Методы
нравственного
самосовершенствования

25-30

6

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/11/07/urok-po-orkse-v4-klasse-desyat-zapovedey
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orksena-temu-osobennosti-morali-klass284316.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-poorkse-obrazovanie-kak-nravstvennayanorma-5511447.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuorkse-po-teme-zhizn-chelovekavisshayanravstvennaya-cennost-1725054.html
https://infourok.ru/urok-16-orksegosudarstvo-osnovannoe-naspravedlivosti-4166597.html
https://infourok.ru/metodicheskayarazrabotka-uroka-orkse-etika-o-vospitaniisamogo-sebya-1409228.html

Этикет

31-32

2

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuorkse-na-temu-etiket-klass-379784.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuorkse-na-temu-etiket-klass-379784.html

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального
и многоконфессионального
народа России

33-34

Всего

2

https://videouroki.net/razrabotki/konspekti-prezentatsiya-k-uroku-orkse-patriotizm-ipatriot-rasshirenie-temy-zashchitnikiotechestva.htm

34

Поурочное планирование
№
урока

1

2

Тема

Кол-во
часов

Россия — наша Родина (1 ч)

1

Россия - наша Родина.

1

Этика и еѐ значение в жизни
человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы,
принципы.

8

Этика и еѐ значение в жизни
человека.

1

Электронные ресурсы

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2018/12/16/konspekt-urokarossiya-nasha-rodina-s-prezentatsiey

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiya-dialog-o-

filosofii-i-etike-orkse
3

Культура и мораль.

1

https://videouroki.net/razrabotki/urokorksie-v-4-klassie-na-tiemu-kul-tura-irielighiia.html

4

Мораль и нравственность.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2013/11/07/prezentatsiya-moral-inravstvennostorkse-urok-no

5

Золотое правило нравственности.

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-poorkse-na-temu-zolotoe-pravilonravstvennosti-klass-3677262.html

6

Добродетель и порок.

1

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-orkseuchenie-aristotelya-o-dobrodetelyah-klass2587859.html

7

Свобода и моральный выбор
человека.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/04/28/nravstvennyyvybor

8

Свобода и ответственность.

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspiekts-priezientatsiiei-po-orkse-na-tiemuotvietstviennost.html

9

Моральный долг.

1

https://videouroki.net/razrabotki/modulosnovy-svietskoi-etiki-urok-moral-nyidolgh.html

Государство и мораль
гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как
источник российской
гражданской этики

1

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник
российской гражданской этики

1

Образцы нравственности в
культуре Отечества, народов
России.
Природа и
человек

8

11

Россия – многонациональное
государство

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/05/06/prezentatsiya-kuroku-po-orkse-rossiyamnogonatsionalnoe

12

Высшие нравственные ценности,
идеалы, принципы морали

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/05/06/prezentatsiya-kuroku-po-orkse-rossiyamnogonatsionalnoe

10

https://infourok.ru/prezentaciyakonstituciya-rf-klass-1630456.html

13

Честь и достоинство.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkseosnovi-svetskoy-etiki-na-temu-chest-idostoinstvo-klass-1872403.html

14

Совесть.

1

https://videouroki.net/razrabotki/4-klasspriezientatsiia-k-uroku-orkse-opk-soviesti-raskaianiie.html

15

Нравственные идеалы.

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/04/22/urok-orkse-poteme-obraztsy-nravstvennosti-v-kultureotechestva

16

Образцы нравственности в
культурах разных народов.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuorkes-obrazci-kulturi-narodov-klass2296492.html

17

Образцы нравственности в культуре
Отечества (выступление учащихся)

1

18

Природа и человек

1

Праздники как одна из форм
исторической памяти

2

19

Праздники как одна из форм
исторической памяти

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2020/02/02/prezentatsiyauroka-po-orkse-tema-prazdniki-narodovrossii

20

Государственные, семейные
праздники

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2020/02/02/prezentatsiyauroka-po-orkse-tema-prazdniki-narodovrossii

Семейные ценности. Этика
семейных отношений.

1

Семейные ценности. Этика
семейных отношений

1

Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства

3

22

Трудовая мораль.

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-orksena-temu-trud-5275209.html

23

Профессиональная мораль

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-orksena-temu-trud-5275209.html

24

Нравственные традиции
предпринимательства

1

http://www.myshared.ru/slide/1207925/

Что значит быть нравственным
в наше время. Методы

6

21

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/09/09/prezentatsiya-kuroku-mesto-cheloveka-v-sisteme-prirodachelovek

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orksesemeynie-cennosti-769357.html

нравственного
самосовершенствования
25

Что значит быть нравственным в
наше время?

1

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/11/07/urok-po-orkse-v4-klasse-desyat-zapovedey

26

Нормы морали.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-orksena-temu-osobennosti-morali-klass284316.html

27

Образование как нравственная
норма

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-poorkse-obrazovanie-kak-nravstvennayanorma-5511447.html

28

Жизнь-высшая нравственная
ценность

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuorkse-po-teme-zhizn-chelovekavisshayanravstvennaya-cennost-1725054.html

29

Методика создания морального
кодекса в школе

1

https://infourok.ru/urok-16-orksegosudarstvo-osnovannoe-naspravedlivosti-4166597.html

30

Методы нравственного
самосовершенствования

1

https://infourok.ru/metodicheskayarazrabotka-uroka-orkse-etika-o-vospitaniisamogo-sebya-1409228.html

Этикет

2

31

История этикета

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuorkse-na-temu-etiket-klass-379784.html

32

Правила этикета

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuorkse-na-temu-etiket-klass-379784.html

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального
и многоконфессионального
народа России

2

33

Любовь и уважение к Отечеству.

1

34

Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа
России (выступление учащихся)

1

Всего

34

https://videouroki.net/razrabotki/konspekti-prezentatsiya-k-uroku-orkse-patriotizm-ipatriot-rasshirenie-temy-zashchitnikiotechestva.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».