МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательное литературное чтение» для 3 класса начального общего образования пгт. Горноуральский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательное литературное чтение» на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), программы воспитания и с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Общая характеристика учебного предмета «Занимательное литературное чтение» Рабочая программа учебного предмета «Занимательное литературное чтение» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит: — реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Занимательное литературное чтение» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования; — определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Занимательное литературное чтение» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; программой воспитания; — разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определѐнного раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса «Занимательное литературное чтение» в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Занимательное литературное чтение» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Занимательное литературное чтение» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников. Цели изучения учебного предмета «Занимательное литературное чтение» Целями изучения предмета «Занимательное литературное чтение» являются: — воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; — включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; — осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; — развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; — воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; — формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражѐнных в родной литературе; — обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; — формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; — совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; — развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. Место учебного предмета «Занимательное литературное чтение» в учебном плане Программа по предмету «Занимательное литературное чтение» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объѐме 17 часов в 3 классе. Резерв учебного времени отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования. Основные содержательные линии рабочей программы учебного предмета «Занимательное литературное чтение» В программе учебного предмета «Занимательное литературное чтение» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Занимательное литературное чтение» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублѐнного изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.). В данной программе специфика курса «Занимательное литературное чтение» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребѐнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребѐнком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Занимательное литературное чтение» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Занимательное литературное чтение» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжѐнные с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещѐ одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребѐнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Пишут не пером, а умом Произведения, отражающие первый опыт «писательства». Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»). Я взрослею Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте - злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи по совести Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». Я и моя семья В дружной семье и в холод тепло Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например: О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зѐрнышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например: В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелѐная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец - Корней Чуковский» (фрагмент). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). В. А. Бахревский. «Семѐн Дежнѐв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент). От праздника к празднику Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например: Е. В. Григорьева. «Радость». А.И.Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О родной природе Неразгаданная тайна - в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты изучения предмета «Занимательное литературное чтение» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Занимательное литературное чтение» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в фольклорных и художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); — сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений; эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Занимательное литературное чтение» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; — объединять объекты (тексты) по определѐнному признаку; — определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; — находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; — анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; —создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; — находить ошибку, допущенную при работе с текстами; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; — осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; — давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; — совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приѐмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; — применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; — пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Количество часов Дата Наиме изуновавсе- конт- практи ние го роль- ческие чения разденые работы лов и работы тем программы Раздел 1.МИР ДЕТСТВА 1.1. Я и 2 книги Виды деятельности Виды, формы контро-ля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Чтение вслух и про себя отрывков из повестей о первом детском опыте написания дневников, стихотворений, рассказов; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию, определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; сопоставление автобиографической повести и повести с вымышленными героями; Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте отрывков, соответствующих предложенным иллюстрациям; Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту, обсуждение историкокультурной информации, имеющей отношение к прочитанным произведениям; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; Устный опрос; Тестирова ние Мир слова русского (http://www.ruswor d.com.ua). https://learningapps. org/ 1.2. Я взрослею 3 Чтение про себя: чтение произведений разных жанров; перечитывание текста с целью поиска информации для ответа на вопросы; Слушание текста: восприятие на слух фрагментов текста; Чтение вслух: чтение диалогов по ролям; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика текста художественного произведения и характеристика героев произведения: ответы на вопросы по содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения, сравнение произведений разных эпох и жанров, поиск общего и различного; Объяснение смысла пословиц, соотнесение пословиц и заголовка раздела (работа в паре); Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ учителя; Устный http://www.ipmce. su/~igor/ опрос; Тестирова https://resh.edu.ru/ ние 1.3. Я и моя 1 семья Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; Чтение про себя: чтение текстов рассказов, фрагментов автобиографической повести, справочной информации; Чтение вслух: чтение по ролям небольшого рассказа; самостоятельное определение необходимого количества чтецов (работа в группе); Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; сравнение автобиографической повести и произведения с вымышленными героями, поиск общего и различного, определение отношений между героем и рассказчиком; Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ учителя; Устный опрос; Тестирование http://writerstob.n arod.ru/ https://learningapp s.org/ 1.4. 2 Я фантазирую и мечтаю Итого по разделу 1 8 Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических воспоминаний, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанному произведению; Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических воспоминаний, справочной информации историкокультурного характера, имеющей отношение к прочитанному произведению; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений (работа в паре); Учебный диалог на основе текста; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; Устный http://writerstob.n arod.ru/ опрос; Практичес- https://resh.edu.ru/ кая работа; Тестирование 2.1. Родная 3 страна во все времена сынами сильна Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление информации из прослушанного текста и содержания историко-культурного комментария; Чтение про себя: чтение фрагментов биографических повестей, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям; Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенным утверждениям; сопоставление рассказа и стихотворения, объединѐнных одной темой; Пересказ отрывка из текста от лица одного из персонажей; Учебный диалог на основе текста; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; Устный https://resh.edu.ru/ http://slovar.by.ru/ опрос; Тестирова- dict.htm) ние 2.2. От празд ника к празд нику 3 Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к нему, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление информации из прослушанного текста и историкокультурной справки; Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имею- щей отношение к прочитанным произведениям; Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений; Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещѐнных в учебнике; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений; сопоставление рассказа и стихотворения, объединѐнных одной темой; Пересказ отрывка текста по плану; Учебный диалог на основе текста; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; Устный опрос; Тестирование; Мир слова русского (http://www.rusword. com.ua). https://learningapps.o rg/ 2.3. О 3 родной приро де Итого по разделу: 9 Резервное время 0 1 Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям; Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений; Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещѐнных в учебнике; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; Характеристика текста художественного произведения и его героев: сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; поиск синонимичных выражений в информационном и художественном текстах; сравнение стихотворений, написанных на одну тему; Работа в паре: выразительное чтение коротких текстов; Наблюдение: рассматривание репродукций картин, определение, подходит ли предложенная репродукция картины в качестве иллюстрации к стихотворению, обоснование своего мнения; подбор к рисункам (фотографиям) описаний из текста; Учебный диалог на основе текста; Проверочная работа; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; Устный опрос; Контрольная работа; Тестирование; «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict .htm). https://resh.edu.ru/ 17 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАМ МЕ 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. Пишут не пером, а умом. В.И.Воробьев. Мой дневник. И. Краева. Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1 Устный опрос 1 Тестирование Письмописательное искусство.( Я и книги). 2. В.П.Крапивин. День рождения. Т.В.Толстая. Детство Лермонтова. (Я и книги) 3. Жизнь дана на добрые дела. 1 Л.Л.Яхнин. Последняя рубашка. Ю.А. Буковский. О Доброте - злой и доброй. (Я взрослею). Устный опрос 4. Живи по совести. П.В.Засодимский. Гришина милостыня. (Я взрослею). 1 Устный опрос 5. Н.Г.Волкова. Дреби-Дон. В.К.Крупин. Сушеная малина. Пословицы. (Я взрослею). 1 Тестирование 6. В.М.Шукшин. Как зайка летал на воздушных шариках. А.Л.Решетов. 1 Устный опрос 1 Устный опрос Зернышки спелых яблок. О.Ф.Кургузов. Душа нараспашку. (Я и моя семья). 7. В.П. Крапивин. Зеленая грива. Л.К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский. (Я фантазирую и мечтаю). 8. В.П.Крапивин. Что такое стихия. Г.А.Скребицкий. Чему научила сказка. (Я фантазирую и мечтаю). 1 1 Практическая работа 9. Н.М.Коняев. Правнуки богатырей. Л.М.Демин. 1 Устный опрос 1 Устный опрос 1 Тестирование Рассказывает бывалый человек.(Родная страна во все времена сынами сильна). 10. В.А. Бахревский. Семѐн Дежнѐв. О.М.Гурьян. Мальчик из Холмогор. (Родная страна во все времена сынами сильна). 11. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве. А.Н.Майков. Ломоносов. (Родная страна во все времена сынами сильна). 12. Всякая душа празднику рада. 1 В.А. Никифоров-Волгин. Устный опрос Серебряная метель. Е.В. Григорьева. Радость. (От праздника к празднику). 13. А.А. Коринфский. Христославы. А.Н. Майков. Христос Воскрес! 1 Устный опрос 1 Тестирование (От праздника к празднику). 14. А.И. Куприн. Пасхальные колокола. Саша Черный. Пасхальный визит. К.Н. Фофанов. "Под напев молитв пасхальных..." (От праздника к празднику). 15. Неразгаданная тайна - в 1 чащах леса. И.С. Никитин. Лес. К.Г. Паустовский. Клад. (О родной природе). Устный опрос 16. Течет, течет - не вытечет. Загадки. М.М. Пришвин. Устный опрос Река. В.П. Астафьев. Ночь темная-темная. В.Г. Распутин. Горные речки. (О родной природе). 1 17. Шел седой старик туман. 1 И.П. Токмакова. Туман. В.П. Астафьев. Зорькина песня. (О родной природе). 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 17 Контрольная работа 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литературное чтение на родном (русском) языке авторов О.М.Александровой; М.И.Кузнецовой; В.Ю. Романовой и др. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Литературное чтение на родном (русском) языке авторов О.М.Александровой; М.И.Кузнецовой; В.Ю. Романовой и др.; Иллюстрации к произведениям; Портреты писателей ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua). http://www.ipmce.su/~igor/ http://writerstob.narod.ru/ http://slovar.by.ru/dict.htm) https://resh.edu.ru/ https://learningapps.org/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Иллюстрации к произведениям; Портреты писателей; Презентации. Видео - и аудиозаписи ОБОРУДОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИЙ ДЛЯ Интерактивная доска; Ноутбук; Мультимедийный проектор. ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,