Рабочая-программа Заним. рус. яз.3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занимательный русский язык»
для 3 класса начального общего образования

пгт. Горноуральский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Занимательный русский язык» для обучающихся 3 класса на уровне
начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Занимательный русский язык»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Занимательный русский язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Занимательный русский язык» не
ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому
учебное время, отведѐнное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время
для углублѐнного изучения основного курса.
В содержании предмета «Занимательный русский язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер,
школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,
сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный
характер.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок - «Русский язык:
прошлое и настоящее» - включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории
русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа,
сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в
языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок - «Язык в действии» - включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение
культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в
рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок - «Секреты речи и текста» - связан с совершенствованием четырѐх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных
центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.
Цели изучения учебного предмета «Занимательный русский язык»
Целями изучения являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа;
понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего
народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Занимательный русский язык» в учебном плане
Содержание учебного предмета «Занимательный русский язык» в 3 классе рассчитано на
общую учебную нагрузку в объѐме 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми (например, правда - ложь, друг - недруг, брат братство - побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные
явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные
инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица,
книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа
имѐн существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имѐн существительных (например, форм родительного падежа
множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления
предлогов, образования предложнопадежных форм существительных (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного
числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием
различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных
текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном
курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных
и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности
текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение «Занимательного русского языка» в 3 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации
основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение
родного

русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации
языковых
единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Занимательный русский язык» в течение четырѐх лет
обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как
отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,
осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского
народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение
знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие
природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие
музыкальные инструменты);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать
особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
—использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
—правильно употреблять отдельные формы множественного числа имѐн существительных;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
—пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую
связь между фактами;
— проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.),
определять языковые особенностей текстов;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды
изучения деятельности

Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и
настоящее
1.1. Что и как слова
2
могут рассказывать
об отношениях
между людьми.
Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой,
связанные с
особенностями
мировосприятия и
отношений между
людьми, например,
правда - ложь, друг
- недруг, брат братство побратим.
Синонимы.
Антонимы.
Оттенки значений.
Слова с
суффиксами
оценки. Гнезда
слов с корнями брат-, -друг-.
Жизнь слова (на
примере слова
дружина): что
обозначало в
разные времена,
почему
сохранилось?
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, в
которых отражены
особенности
мировосприятия и
отношений между
людьми.

Наблюдение: найти Устный
общее и различное опрос
в значении слов и
словосочетаний
(например,
придумывать
небылицы,
фантазировать,
сочинять,
рассказывать
сказки, врать,
обманывать,
выдумывать;
изворачиваться,
юлить, кривить
душой, лукавить,
вилять, извиваться
ужом)на основе
контекста и
собственного
речевого опыта;
объяснить
употребление
распространенных
дружеских
обращений
(например,
братцы)в разных
контекстах;
Самостоятельная
работа:
познакомиться с
историей и
значением слови
выражений на
основе материалов
рубрик «Из
истории языка и
культуры» и
«Толковый
словарь»;
Практическая
работа: подобрать
синонимы,
антонимы;
восстановить
деформированные
(с пропусками
ключевых слов)
высказывания на
основе анализа
контекста и
значения слова;

https://uchi.ru/main

объяснить значение
редких слов
(например, содруг,
другиня) на основе
морфемного
анализа; Работа с
текстом: выделить
пословицы из ряда
высказываний;
подобрать
заголовок; найти
слова и выражения,
характеризующих
главных героев
(Правду и Кривду),
создание
собственного
текста с
использованием
противительных
конструкций;
сравнить
характеристики
героев сказок —
поиск устойчивых
характеристик в
описаниях лжецов
и честных людей
(на примере сказок
В. И. Даля «Правда
и кривда» и В. Г.
Губарева
«Королевство
кривых зеркал»);
Работа с рисунками
и подписями к ним:
обнаружить общий
признак в значении
этимологически
родственных слов
(лук, лука,
излучина,
лукавство);
Работа в паре:
найти в тексте
характеристики
разных героев с
последующим
объединением в
общий текст;
Дидактическая
игра: прочитать
слова «задом
наперед»
Наблюдение: найти
общее и различное
в значении слов и
словосочетаний
(например,
припорашивает —
запорашивает;
присыпает —
засыпает);
объяснить

преобладание
глаголов или
прилагательных в
тексте;
Практическая
работа: объяснить
значение слов на
основе морфемного
анализа;
образовать слова
по
продуктивным
моделям;
подобрать
однокоренные
слова;
восстановить
деформированные
(с пропусками
ключевых слов)
высказывания на
основе анализа
контекста и
значения слова;
выбрать
прилагательные и
глаголы для
описания дождя,
снега; выбрать
слово,
соответствующее
текстовому
описанию; Работа с
текстом: слушание,
выделение
сравнений;
письменное
объяснение
значения слова на
основе анализа
контекста;
сравнение
описаний одного
явления в разных
текстах;
объяснение
заголовка; поиск
скрытого
сравнения в
загадках;
достраивание
текста (выбор
начала);
восстановление
текста (выбор
пропущенных
слов);
Работа с
рисунками:
соотнести рисунок
и описание;
Работа с таблицей:
сравнить словарное
и художественное

описание;
Самостоятельная
работа:
познакомиться с
историей и
значением слов и
выражений на
основе материалов
рубрик «Из
истории языка и
культуры» и
«Толковый
словарь» (после
дождичка в
четверг, бросать
слова на ветер,
заблудиться в трех
соснах, кто в лес,
кто по дрова;
глухомань, пуща);
Творческое
задание: создать
текст-описание
(разворачивание
слова-названия в
описание —
ребячьи дожди);
придумать загадки
о дожде, туче,
снеге на основе
сравнения;
Проектное задание;
1.2. Что и как могут
2
рассказать слова о
природе.
Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой,
называющие
природные явления и
растения, например,
образные названия
ветра, дождя, снега;
названия растений.
"Говорящие" слова:
названия дождя,
снега, ветра;
названия растений.
Диалектные слова:
почему одно явление
получает разные
названия?
Лексическая
сочетаемость слов.
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, в
которых отражены
природные явления.

Устный
опрос;

https://learningapps.
org

1.3. Что и как могут
1
рассказать слова о
занятиях людей и
профессиях.
Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой,
называющие занятия
людей, например,
плотник, столяр,
врач, ямщик,
извозчик,
коробейник.
Способы толкования
значения слова: с
помощью
родственных слов, с
помощью
синонимов.
Устаревшие слова.
Жизнь слова:
отражение занятий
людей в фамилиях,
названиях улиц.
1.4. Что и как могут
1
рассказать слова о
занятиях людей.
Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой,
называющие
музыкальные
инструменты,
например, гудок,
рожок, балалайка,
гусли, гармонь.
"Говорящие" слова.
Прямое и переносное
значение слов.
Многозначные слова.
Жизнь слова:
изменение значения
слова (на примере
слов гудеть,
гармошка и т.п.)
1.5. Названия старинных 1
русских городов,
происхождение
названий. История
городов,
сохранившаяся в
названиях улиц и
площадей.
1.6 Русские
1
.
традиционные
сказочные образы,
эпитеты и сравнения,

1

Тестирование

https://uchi.ru/main

Устный
опрос

https://learningapps.
org

Устный
опрос

https://learningapps.
org

Практическая
работа

https://uchi.ru/main

например,
Снегурочка,
дубравка, сокол,
соловей, зорька,
солнце и т. п.:
уточнение значений,
наблюдение за
использованием в
произведениях
фольклора и
художественной
литературы.
Итого по разделу:

8

Раздел 2. Язык в действии
2.1 Многообразие
1
.
суффиксов,
позволяющих
выразить различные
оттенки значения и
различную оценку,
как специфическая
особенность русского
языка.

Наблюдение за
Письмен- https://resh.edu.ru
употреблением
ный
слов, называющих контроль
одно и то же лицо,
но выражающих с
помощью
суффиксов разную
оценку (например,
мальчик,
мальчишка,
мальчонка и т. п.);
анализ значений,
вносимых
суффиксами
(например, город —
городок —
городишко; старик
—старичок —
старикашка и т. п.);
Работа в парах:
анализ
употребления слов
с суффиксами
оценки в разных
текстах,
представление
результатов и
обсуждение, общий
вывод;
Эксперимент:
замена в тексте
слов с оценочными
суффиксами на
нейтральные слова;
обсуждение
результатов;
Практическая
работа:
восстановление
деформированных
(с пропусками
слов) предложений
на основе анализа
контекста и
значения слов с
суффиксами
оценки;

образование
существительных
по продуктивным
моделям с
помощью
суффиксов оценки;
Работа с
иллюстрациями в
группах: описание
картины с
использованием
слов с суффиксами
оценки
(взаимооценка);
Работа с текстом:
поиск примеров
словоупотребления
для подтверждения
мысли,
высказанной в
тексте (например,
мысль В. О.
Ключевского о
роли рек в жизни
русского народа —
слова-названия рек
с суффиксами
оценки в русских
народных песнях);
Эксперимент:
трансформация
текста (как
изменится текстописание, если
ключевое
нейтральное слово
заменить на слово с
суффиксом оценки,
например, рыба —
рыбешка
— рыбина);
Учебный диалог о
роде имен
существительных;
Практическая
работа:
определение рода
существительного с
опорой на словарь
(чтение
грамматических
помет в словарной
статье), с опорой на
контекст (на род
согласованных с
существительным
прилагательных
или глаголов в
прошедшем
времени, на
местоимение), с
опорой на формы
словоизменения;

Работа с текстом:
чтение
лингвистического
текста о роде имен
существительных в
разных языках и о
возникающих
трудностях
перевода;
Наблюдение:
обнаружение
существительных,
не образующих
форму
множественного
числа;
обнаружение
существительных,
не образующих
форму
единственного
числа;
обнаружение
существительных,
не изменяющихся
по числам только в
одном из значений;
Самостоятельная
работа:
познакомиться с
историей слов на
основе материалов
рубрики «Из
истории языка и
культуры»
(например,
ножницы); Работа в
группе: вспомнить
и записать слова
разных
тематических
групп, имеющие
только форму
множественного
числа (например,
игры, одежда,
инструменты);
Практическая
работа:
восстановление
деформированных
(с пропусками
слов) предложений
на основе анализа
контекста
Наблюдение за
образованием форм
им. п. мн. ч.
существительных(с
окончаниями -а и ы); выделение пар
слов, в которых
разные окончания

множественного
числа
соответствуют
разным
значениям(наприме
р, цветы — цвета,
листы — листья,
зубы — зубья);
наблюдение за
образованием форм
родительного
падежа
множественного
числа
существительных;
Практическая
работа: вставить в
предложения слова
в нужной форме
(например, порты,
торты, шарфы и т.
п.); образовать
форму
единственного
числа
существительных
со значением
«обувь» (например,
кроссовки, кеды,
тапки, босоножки и
т.п.); образовать
формы
родительного
падежа
множественного
числа
существительных
со значением
«фрукты»,
«овощи», «одежда»
(например,
помидоров,
баклажанов,
мандаринов, яблок,
джинсов и т. п.);
составление
предложений по
картинке с
использованием
форм родительного
падежа
множественного
числа; Работа в
парах:
взаимооценка;
Наблюдение за
изменением формы
существительного
при замене
предлога
(например, Кошка
бежит по дорожке к
дому — Кошка

бежит по дорожке
от дома — Кошка
бежит по дорожке
между домами),
установление связи
между предлогом и
падежной формой
существительного;
Практическая
работа:
определение
падежа
существительного с
предлогом; замена
существительного с
предлогом на
местоимение с
предлогом;
составление
глагольных
словосочетаний с
одинаковыми
приставками и
предлогами
(например,
наступить на ногу,
влететь в окно и т.
п.); подбор к
прилагательным с
приставкой
соответствующих
предложнопадеж
ных форм
существительных
(например,
бездонный —без
дна, бессердечный
— без сердца и т.
п.); замена
предлогов на
синонимичные (в
предложении);
Самостоятельная
работа:
познакомиться с
историей приставок
и предлогов на
основе материалов
рубрики «Из
истории языка и
культуры»; Работа
в паре: сравнение
результатов и
взаимооценка;
Орфографический
тренинг
2.2 Специфика
.
грамматической
категории рода имен
существительных в
русском языке.

1

Устный
опрос;

https://learningapps.
org

2.3 Существительные,
1
.
имеющие только
форму единственного
или только форму
множественного
числа.
2.4 Практическое
1
.
овладение нормами
употребления форм
имен
существительных
(родительный падеж
множественного
числа).
2.5 Практическое
1
.
овладение нормами
правильного и
точного
употребления
предлогов с
пространственным
значением,
образования
предложнопадежных
форм
существительных.
Итого по разделу:

Письменн https://uchi.ru/main
ый
контроль;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

Тестирова https://learningapps.
ние;
org

5

Раздел 3. Секреты речи и текста

3.1 Особенности устного
.
выступления.

0

Представление
Устный https://uchi.
проектных заданий и
опрос
ru/main
результатов миниисследований,
выполненных при
изучении раздела
«Русский язык:
прошлое и
настоящее»;
Учебный диалог «Что
такое рассуждение?»;
Чтение учебного
текста;
Работа с текстом:
чтение и слушание
отрывков из
художественных
текстов, описывающих
споры героев, поиск
утверждений и
доводов каждого
героя; чтение отрывка,
содержащего
утверждение героя и
поиск аргументов для
подтверждения или
опровержения
утверждения в других
источниках
информации;
Творческое задание:

написать продолжение
истории, содержащее
аргументы,
примиряющие
участников спора
(например,
продолжение сказки
К. Д. Ушинского
«Спор деревьев»);
Наблюдение за
средствами связи
предложений в тексте;
Работа с текстом:
восстановление логики
текста
(последовательность
абзацев,
последовательность
предложений,
достраивание
пропущенных
предложений,
исключение лишних
предложений);
Работа в паре:
взаимооценка;
Работа в группе:
презентация
результатов работы
группы, сравнение
результатов,
обсуждение; Работа с
текстом:
использование
справочной
информации для
создания портрета и
истории героя
повествования
(например, герой —
игрушка одного из
традиционных русских
художественных
промыслов);
Работа в паре:
создание совместной
сказочной истории;
иллюстрирование,
представление классу;
Наблюдение: выявлять
языковые особенности
при работе с текстами
фольклора и с
художественными
текстами;
Представление
проектных заданий,
выполненных при
изучении раздела
«Секреты речи и
текста»;
3.2 Создание текстов.
рассуждений с

1

Письмен-

https://resh.
edu.ru

использованием различных
способов аргументации (в
рамках изученного).

ный
контроль

3.3 Редактирование
.
предложенных текстов с
целью совершенствования
их содержания и формы (в
пределах изученного в
основном курсе).

1

Устный https://learni
опрос
ngapps.org

3.4 Создание текстов.
повествований о
путешествии по городам; об
участии в мастер-классах,
связанных с народными
промыслами.

1

Контhttps://uchi.
рольная ru/main
работа

3.5 Особенности устного
.
выступления.

1

Итого по разделу:

4

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

Устный https://resh.
опрос
edu.ru

1

1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

1.

1
Где путь прямой, там не езди
по кривой. Кто друг прямой,
тот брат родной.(Что и как
слова могут рассказывать об
отношениях между людьми.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, связанные с
особенностями
мировосприятия и
отношений между людьми,
например, правда - ложь,
друг - недруг, брат братство побратим.
Синонимы. Антонимы.
Оттенки значений. Слова с
суффиксами оценки. Гнезда
слов с корнями -брат-, -друг-.
Жизнь слова (на примере
слова дружина): что
обозначало в разные времена,
почему сохранилось?
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых
отражены особенности
мировосприятия и
отношений между людьми.).

Дата
Виды,
изучения формы
контроля

Устный опрос

2.

3.

Дождик вымочит, а красно
солнышко высушит.
Сошлись два друга-мороз да
вьюга. (Что и как могут
рассказать слова о природе.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, называющие
природные явления и
растения, например,
образные названия ветра,
дождя, снега; названия
растений. "Говорящие"
слова: названия дождя, снега,
ветра; названия растений.
Диалектные слова: почему
одно явление получает
разные названия?
Лексическая сочетаемость
слов. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых
отражены природные
явления.).
Ветер без крыльев летает.
(Что и как могут рассказать
слова о природе.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, называющие
природные явления и
растения, например,
образные названия ветра,
дождя, снега; названия
растений. "Говорящие"
слова: названия дождя, снега,
ветра; названия растений.
Диалектные слова: почему
одно явление получает
разные названия?
Лексическая сочетаемость
слов. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых
отражены природные
явления.).

1

Устный опрос

1

Тестирование

4.

Какой лес без чудес. (Что и
как могут рассказать слова о
природе. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
называющие природные
явления и растения,
например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия
растений. "Говорящие"
слова: названия дождя, снега,
ветра; названия растений.
Диалектные слова: почему
одно явление получает
разные названия?
Лексическая сочетаемость
слов. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых
отражены природные
явления.).

5.
Дело мастера боится. (Что и
как могут рассказать слова о
занятиях людей и
профессиях. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
называющие занятия людей,
например, плотник, столяр,
врач, ямщик, извозчик,
коробейник. Способы
толкования значения слова: с
помощью родственных слов,
с помощью синонимов.
Устаревшие слова. Жизнь
слова: отражение занятий
людей в фамилиях,
названиях улиц.).

1

Устный опрос

1

Устный опрос

6.

7.

Заиграйте, мои гусли... (Что
и как могут рассказать слова
о занятиях людей.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, называющие
музыкальные инструменты,
например, гудок, рожок,
балалайка, гусли, гармонь.
"Говорящие" слова. Прямое
и переносное значение слов.
Многозначные слова.
Жизнь слова: изменение
значения слова (на примере
слов гудеть, гармошка и
т.п.).
Что ни город, то норов.
(Названия старинных
русских городов,
происхождение названий.
История городов,
сохранившаяся в названиях
улиц и площадей.).

8.

1

Устный опрос

1

Устный опрос

1
У земли ясно солнца, у
человека - слово.(Русские
традиционные сказочные
образы, эпитеты и сравнения,
например, Снегурочка,
дубравка, сокол, соловей,
зорька, солнце и т. п.:
уточнение значений,
наблюдение за
использованием в
произведениях фольклора и
художественной
литературы.).

1

Практическая
работа

1

Письменный
контроль

1

Устный опрос

1

Письменный
контроль

12. Как изменяются имена
существительные во
множественном числе?
(Практическое овладение
нормами употребления
форм имен
существительных
(родительный падеж
множественного числа).

1

Устный опрос

13.

1

Тестирование

9.

10.

11.

Для чего нужны суффиксы?
(Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки значения
и различную оценку, как
специфическая особенность
русского языка.).

Какие особенности рода
имен существительных есть
в русском языке?(Специфика
грамматической категории
рода имен существительных
в русском языке.).

Все ли имена
существительные "умеют"
изменяться по числам?
(Существительные, имеющие
только форму единственного
или только форму
множественного числа.).

Зачем в русском языке такие
разные предлоги?
( Практическое овладение
нормами правильного и
точного употребления
предлогов с
пространственным
значением, образования
предложно-падежных форм
существительных.).

14.

15.

16.

Создаем тексты
рассуждения. (Создание
текстов-рассуждений с
использованием различных
способов аргументации (в
рамках изученного)).

Учимся редактировать
тексты.( Редактирование
предложенных текстов с
целью совершенствования их
содержания и формы (в
пределах изученного в
основном курсе)).

Создаем тексты
повествование. (Создание
текстов-повествований о
путешествии по городам; об
участии в мастер-классах,
связанных с народными
промыслами.).

1

Устный опрос

1

Письменный
контроль

1

17. Особенности устного
выступления.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

Устный опрос

1

Контрольная
работа

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

О.М. Александрова; Л.А. Вербицкая; С.И.Богданова и др. учебник Русский родной язык. 3
класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебно-методический комплект по русскому родному языку для
Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И.Богдановой и др.
-Рабочие программы и тематическое планирование курса
- Учебник

3

класса

О.М.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/main
https://learningapps.org
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Презентации, иллюстрации, таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЕМОНСТРАЦИЙ

ДЛЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

Мультимедийный проектор
Ноутбук
Интерактивная доска

ЛАБОРАТОРНЫХ,

ПРАКТИЧЕСКИХ

РАБОТ,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».