МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» для 1-4 классов начального общего образования пгт. Горноуральский, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А.Криволаповой, И.Ю.Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2021 г. – с. 191 – 210. Курс введен в часть внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением, в рамках общеинтеллектуального направления. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: 1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 5.Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу; 7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Внеурочная деятельность по курсу «Юным умникам и умницам» в 1 классе 25 часов, во 2-4 классах рассчитана на 34 ч (1 ч. в неделю). Основные формы работы Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки. Модель урока: «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситаций. ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Основное время на уроках занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. Особенности организации учебного процесса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логическипоисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. В тетрадях предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно вначале заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. При индивидуальных занятиях, по усмотрению взрослого, некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. «Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. Для проведения занятий по РПС разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях; в) программы курса. В рабочие тетради включены специально подобранные логическо-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей 610 лет, часть - составлена автором пособия. Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку. Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двухтрехходовые задачи. Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени, Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера: - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношении. Основные принципы распределения материала: 1) системность: задания располагаются в определённом порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объёма материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Таким образом достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития. Ожидаемый результат: учащиеся научатся: Целенаправленно сосредотачиваться; Применять специальные приемы для лучшего запоминания; Строить правильные суждения; Сравнивать различные объекты; Выполнять простые виды анализа и синтеза; Устанавливать связи между понятиями; Комбинировать и планировать; Самостоятельно действовать; Принимать решения; Управлять собой в сложных ситуациях; Работать в группе. Планируемые образовательные результаты Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Контроль и оценка планируемых результатов В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; Контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений: 1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. 5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. 6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. 6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: 1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 2. Слушать и понимать речь других. 3. Читать и пересказывать текст. 4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений. 1. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; 2. Выделять существенные признаки предметов; 3. Сравнивать между собой предметы, явления; 4. Обобщать, делать несложные выводы; 5. Классифицировать явления, предметы; 6. Определять последовательность событий; 7. Судить о противоположных явлениях; 8. Давать определения тем или иным понятиям; 9. Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; 10. Выявлять функциональные отношения между понятиями; 11. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Ожидаемые результаты: В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать математический материал; находить разные решения нестандартных задач. К концу второго года обучения учащиеся должны уметь: составлять, моделировать и штриховать предметы; находить закономерность; классифицировать предметы, слова; определять истинность высказываний; делать выводы, простейшие умозаключения. уметь логически рассуждать при решении задач логического характера; делать выводы, простейшие умозаключения; решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки. 3 класс Личностными результатами изучения данного курса являются: -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; -воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты -Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. -Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. -Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. -Анализировать правила игры. -Действовать в соответствии с заданными правилами. -Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. -Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. -Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты -Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). - Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. -Моделировать ситуацию. -Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. -Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). -Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. -Воспроизводить способ решения. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. -Оценивать предъявленное готовое решение. -Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения. -Конструировать несложные задачи. -Составлять фигуры из частей. -Определять место заданной детали в конструкции. -Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. -Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Учащиеся получат возможность научиться: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). 4 класс Личностные результаты: • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. • Проговаривать последовательность действий. • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Слушать и понимать речь других. • Читать и пересказывать текст. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Содержание учебного курса «Юным умникам и умницам» В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. 1 класс (25 занятий) Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи. На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жестких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно). Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова: «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмоpa. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (10- 15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. Логически-поисковые задания (10-12 минут). Коррелирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. Графический диктант, штриховка (10 минут), В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка. При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами разбивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности. 2 класс (34 занятия) Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Рекомендуемая модель занятия такая: 1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). 2. Разминка (3-5 минут). Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут). Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов. Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребенка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. Коррегирующая гимнастика для глаз . Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. 3 класс (34 занятия) Курс в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. направления, Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приемы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. Рекомендуемая модель занятия такова: «Мозговая гимнастика» (2 минуты). Разминка (3-5 минут). Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут). Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Логически-поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка. Веселая переменка (2-3 минуты). Решение нестандартных задач (10-15 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. 4 класс (34 занятия) Курс в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвертый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частичнопоисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей. Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут. Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе. Мозговая гимнастика (2 минуты). Разминка (3-5 минут). Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут). Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Логически-поисковые задания (10 минут). Веселая переменка (2-3 минуты). Решение нестандартных задач (10-15 минут). Требования к уровню подготовки учащихся Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности. Тематическое планирование Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. 1 класс Развиваемые способности № занятия 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). 2 Развитие концентрации внимания. Графический диктант. 3 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 4 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 5 Развитие 6 Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 7 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 8 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 9 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 10 Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 11 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 12 Развитие 13 Развитие 14 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. 15 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 16 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 17 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 18 20 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 21 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 22 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 23 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. 19 24 25 аналитических способностей. Совершенствование мыслительныхопераций. Графический диктант. логического мышления. Совершенствование мыслительныхопераций. Графический диктант. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 2 № занятия класс Развиваемые способности 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 3 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 10 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать 17 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 23 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. 24 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. 26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. 27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. 28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. 29 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. 30 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. 31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. 32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. 33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 3 класс № занятия Развиваемые способности 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительныхопераций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 9 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 10 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствованиемыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 24 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. 29 Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 30 Тренировка концентрации внимания. Совершенствованиемыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 31 32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 4 класс № занятия Развиваемые способности 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 3 4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 6 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование операций.Развитие умения решать нестандартные задачи. 9 Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Совершенствование мыслительных операций. 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование операций.Развитие умения решать нестандартные задачи. 16 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 20 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 21 Совершенствование мыслительных мыслительных воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование Развитие умения решать нестандартные задачи. мыслительных 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 27 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно - образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. 29 Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 30 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. операций Ресурсное обеспечение реализации программы Материально-техническое: Компьютер Мультимедиапроектор Экран Учебные и методические пособия: О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига Наглядно-дидактические пособия Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги Пазлы, разрезные картинки Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.