программа вн.деят. Урал.Человек. Истоки

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ №24

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«УРАЛ. ЧЕЛОВЕК. ИСТОКИ.»
для 1-4 классов

пгт. Горноуральский, 2023

Пояснительная записка
Программа направлена на комплексное решение задач социокультурного развития
учащихся и духовно-нравственных ценностей.
Стратегической целью модернизации современного образования является преобразование
школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией выступает гармоничное
развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социальноэкономического, общественного и духовно-культурного развития края.
Обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о
взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном
образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию
выступает сегодня и в качестве общественного заказа школе и в качестве нормативного
требования ФГОС.
Этот подход может быть реализован при следующих условиях:
 объединение содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе единой цели единых базовых национальных ценностей и технологий эффективного
обучения;
 обеспечение естественного гармоничного духовно-нравственного развития личности на
основе объединения школы, учащегося и его семьи;
 развитие образования как открытой организационной системы, способной стать важным
фактором создания единого образовательного пространства, обеспечивающего ценностносмысловую преемственность дошкольного и общего образования, присоединение к
ценностному пространству семьи.
Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как
индивидуально выраженный социокультурный процесс, который развивает ребенка не только
интеллектуально, но и обогащает духовно, ведет по пути ценностного восхождения на уровне
достижений современной культуры.
Предлагаемая программа «Урал. Человек. Истоки» направлена на комплексное решение
задач социокультурного развития учащихся и может рассматриваться как системообразующая в
осуществлении требований ФГОС, включающих, в частности, формирование общеучебных
навыков и создание условий для успешной адаптации в социальной среде.
При условии реализации социокультурной направленности образовательного процесса
воспитательная, культурно-досуговая и другие виды деятельности учителя входят в единый
контекст с образовательным процессом начальной ступени общего образования.
Главной целью программы является развитие нравственности и духовности учащихся,
приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей как условия формирования
социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения,
базирующейся на актуальных для современности традициях, обычаях народов Урала.
Задачи:
- освоение и принятие основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей,
характерных для культуры больших и малых общностей, населяющих Урал;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному
окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- накопление учащимися социокультурного опыта, обеспечивающего личностное
самоопределение на основе принятия базовых (ценностных) ориентиров жизнедеятельности
современного человека.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Духовно-нравственное развитие растущего человека может стать реальностью только в
том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной,
духовно-насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны, будет
подлинным субъектом культуры, культурно-исторического процесса.
Особенностью содержания программы является её интегративный метапредметный
характер который базируется на системе базовых социокультурных ценностей, вокруг которых
концентрируется осваиваемое содержание курса.

Создание единого «социокультурного стержня» в содержании образования служит
основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной
картине мира учащихся.
Мир духовных ценностей личности, нравственные качества – результат активной
деятельности самого ребенка, дающей силу жить новым для себя образом. Для присвоения
личностью ценностей необходимы специальные условия, обеспечивающие высокую
познавательную активность, эффективное общение всех участников образовательного процесса
друг с другом.
Этому способствует система активных форм обучения – тренингов как важной
составляющей части уроков. Каждая последующая активная форма логически вытекает из
предыдущего, развивая достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и в плане
развития способностей учащихся.
За время освоения программы учащиеся осваивают различные активные формы –
разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четверке.
Развитию саморегуляции поведения, управлению чувствами способствует система
оценивания, предполагающая самооценку, взаимооценку и экспертную оценку учителя.
Система активных форм позволяет управлять качеством образовательного процесса
в аспектах:
1.
освоение системы социокультурных категорий и понятий, составляющих основу
содержания программы;
2.
характер приобретаемого опыта общения;
3.
развитие управленческих способностей;
4.
уровень мотивации к учению;
5.
восполнение социокультурного опыта.
Применяемая при этом система поощрений и оценки направлена на формирование
ресурса успеха у каждого учащегося. Эмоциональный подъем, переживание сопричастности к
общему делу, интеллектуальная активность снимают беспокойство, тревогу, напряженность
учащихся и позволяют развивать их мотивацию творческой деятельности.
Социокультурные технологии обеспечивают в образовательном процессе целостное
развитие восприятия, мышления, чувствования и других высших психических функций
индивидуума.
Один из важнейших результатов образовательного процесса на социокультурных
основаниях – развитие системного миропонимания, предполагающего освоение учащимися
научных методов познания, приемов исследования, стратегического и системного мышления
учащихся и преподавателей, проявляющихся в определении стратегий управления
человеческими ресурсами.
Другим важным результатом освоения содержания программы будет развитие системы
гуманистических отношений на различных уровнях:
 межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
 ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – общество).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также
на уровне переживаний:
 изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и
психологических средств общения);
 изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
 обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к
сочувствию.
Программа «Урал. Человек. Истоки.» охватывает весь период начальной школы.
Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью
содержательных линий и методов работы педагога.
Формы организации: аудиторные практико-ориентированные учебные занятия.
Виды деятельности: беседы, практические занятия, работа в группах.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего

образования. За основу взята программа, подготовленная в рамках работы ВНИКа по проекту
«Урал, Человек, Истоки» авторским коллективом в составе: Андрюхина Л.М., Кузьмин И.А.
Погорелов С.Т., Аникин А.В., Белоусов А.И., Голошумова Г.С., Корнев И.Н., Мурзина И.Я.
Общая характеристика предмета
Особенностью содержания программы является ее интегративный метапредметный
характер, который базируется на системе базовых социокультурных ценностей, вокруг которых
концентрируется осваиваемое содержание курса.
Создание единого «социокультурного стержня» в содержании образования служит
основой интеграции предметных знаний, представлений, системы отношений в целостной
картине мира учащихся.
Мир духовных ценностей личности, нравственные качества - результат самостоятельной
деятельности самого ребенка, дающей силу жить новым для себя образом. Для присвоения
личностью ценностей необходимы специальные условия, обеспечивающие высокую
познавательную активность, эффективное общение всех участников образовательного процесса
друг с другом.
Социокультурные технологии позволяют управлять качеством образовательного
процесса; при этом выделяются следующие аспекты:
1)
содержательный - освоение системы социокультурных понятий, составляющих
основу содержания программы;
2)
коммуникативный - освоение форм сотрудничества, приемов эффективной
коммуникации;
3)
управленческий - развитие способностей, умения управлять собственной
деятельностью, структурировать время, организовывать дискуссию;
4)
психологический - развитие мотивации к обучению, сотрудничеству для
достижения личностно и социально значимых результатов;
5)
социокультурный - обогащение личного опыта за счет восприятия позитивного
культурного опыта других.
Социокультурные технологии обеспечивают в образовательном процессе целостное
развитие восприятия, мышления, чувствования и других высших психических функций
индивидуума.
Один из важнейших результатов образовательного процесса на социокультурных
основаниях - освоение учащимися начальных способов научного познания, приемов
исследования отношений с природой, техникой, людьми, самим собой.
Место предмета в учебном плане
Преподавание курса «Урал. Человек. Истоки.» проводится во второй половине дня.
Программа курса «Урал. Человек. Истоки.» рассчитана в 1 классе на 25 часов, во 2-4 классах
на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания образования
Важным результатом освоения содержания программы будет развитие системы
гуманистических отношений на различных уровнях:
а) межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок - учитель, ребенок - родитель);
б) ценностные отношения (ребенок - культура, ребенок - природа, ребенок - общество).
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также
на уровне переживаний:
- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и
психологических средств общения);
- изменения в поведении - соответствие принятым нормам трудовой, нравственной,
эстетической культуры;
- обогащение мира переживаний - способность и готовность к сопереживанию, к
сочувствию.
Система оценивания
За время освоения программы учащиеся осваивают различные формы организации
познавательной деятельности - работу в паре, тройке, четверке, разновидности ресурсного
круга.

Развитию саморегуляции поведения, управлению чувствами способствует система
оценивания, предполагающая самооценку, взаимооценку и экспертную оценку учителя.
Применяемая при этом система поощрений и оценки направлена на формирование
ресурса успеха у каждого учащегося. Эмоциональный подъем, переживание сопричастности к
общему делу, интеллектуальная активность снимают беспокойство, тревогу, напряженность
учащихся и позволяют развивать мотивацию творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Урал.
Человек. Истоки.» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя
целостность и завершенность курсаобеспечивается преемственностью содержательных линий.
1 год обучения (1 класс)
Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков.
Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих
категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем
(социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном). Содержание
курса первого классапредставляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает
школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной
культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения
к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет
пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит
ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема
«Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют
духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ»,
«Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему
школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и
быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с
тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
2 год обучения (2 класс)
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего
родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на
осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и
внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором
классе учебный курс «Урал. Человек. Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг
основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках
происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и
развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее
восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли
знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного
переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего
возраста, опирается на них.

3 год обучения (3 класс)
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира
человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является
продолжением изученного в 1 и 2классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному
миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может
рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной
линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности,
морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у
народов России.
4 год обучения (4 класс)
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное
ученику из курса «Урал. Человек. Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень
понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный
механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в
её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной
действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется
повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие
годы.
Смысловым центром программы служат традиции как важный механизм передачи опыта
новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком
понимании. Учебное пособие, жанр которого «книга - исследование», «книга - путешествие»,
поможет детям войти в мир отечественных традиций, увидеть их жизненную силу в
современном мире, стать их благодарными носителями.
Содержание раздела «Родные образы» обращает школьников к традиционным образам,
которые для многих поколений наших предшественников были самыми близкими и дорогими.
Образы родных и близких, родного дома, уральской природы, родного края наполняются духовными, нравственными, этическими смыслами. Организация исследования детьми народной
традиции почитания родителей, осознание ценности крепкой и большой семьи начинаются с
обращения к генеалогии, знакомства с историей происхождения уральских фамилий. Содержание занятий обеспечивает осознание общности исторической судьбы народов, проживающих
на территории Урала и России в целом.
Внутренняя логика раздела «Традиции слова» исходит из широкой социокультурной
трактовки места и роли слова в жизни человека. Вековая народная мудрость, образность
народного слова - диалектных слов раскрывается в пословицах и поговорках. Возвращение
словам первоначального значения позволяет понять глубинный смысл культурного наследия
предков. Словам всегда придавалась огромная ценность - словами не разбрасывались, знали
слову цену. Слова, идущие от сердца, от души («Доверительное слово») говорят об
эмоциональном, чувственном начале отношений в семье, с друзьями и близкими. Младшие
школьники обращаются к традициям слова-поздравления, слова-пожелания. Знакомясь с
правилами этикета, обычаями, историей почтовых открыток, ребята включаются в деятельность
по их созданию.
В третьем разделе ребята знакомятся с традициями труда и служения Отечеству.
Учащиеся выявляют и осознают смысл трудовой деятельности уральцев – тружеников
сельского хозяйства,
лесоводов, горняков, гидротехников, строителей, значимость и
результаты труда которых сохраняют свою ценность по сей день. Школьники выявляют в
традициях общее начало, единые заветы: любой труд требует наблюдательности, концентрации
усилий, ответственности, терпения. Тем самым формируется понимание смысла труда как дела
жизни, источника успешности человека. Трудовой человек всегда заботился о репутации своего
дела, а раннее приобщение к мастерству, ревностное отношение к качеству изделий характерная черта трудовых династий. В процессе знакомства с традицией признания трудовых
заслуг своих земляков младшие школьники узнают почетных граждан своего города, поселка.
Социокультурные ценности, который осваивают дети при изучении раздела «Традиции
праздника», - это самобытность каждого праздника, его значение в духовной жизни людей,
особое место в истории страны. Каждый праздник позволяет пережить радость совместного

торжества, почувствовать единство нашего народа, проявить лучшие черты уральского
характера, гостеприимство.
Результаты
освоения
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Урал. Человек. Истоки.»
Личностные результаты
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося,
адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на
моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;

основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания
своей этнической принадлежности;

знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

установки на здоровый образ жизни;

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной
художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий,
которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,
контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и
познавательные задачи;

проявлять познавательную инициативность;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способарешения;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей;

различать способ и результат действия;

выполнять
учебные
действия
в материализованной,
речевой,
умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать
сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных
заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;

устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение
своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с

учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно
отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:

правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения
коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному
курсу возможно, как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с
самим собой прежним.
Метапредметные результаты изучения программы курса «Урал. Человек.Истоки»
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с
культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о
природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою
Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей
жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся
научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого
этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией
(сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:




организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать,
сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;

пересказывать текстов разной форме, составлять письменные отзывы;

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;

осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров,
различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской
периодикой;

различать государственные и духовные праздники;

создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;

распознавать особенности построения малых фольклорных форм;

узнавать
государственную
символику
РФ
и
региона,
достопримечательности родного края и исторических мест России;

используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;

реализовывать свой творческий потенциал;

узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;

передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;

адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;

готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать
инструменты ИКТ,
Результат освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности духовнонравственного направления «Урал. Человек. Истоки.» и основной образовательной программы
начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника
(«портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:




любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий
основами
умения учиться, способный
к организации
собственной деятельности;

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;

доброжелательный,
умеющий
слушать
и слышать
собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.
1 класс
Учебный курс «Урал. Человек. Истоки» для 1 класса позволяет младшему школьнику
освоить понятие Истоки.
Базовое содержание курса «Урал. Человек. Истоки» объединено в четыре тематических
блока – Мир. Слово. Образ. Книга.
Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе
«Урал. Человек. Истоки» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитнаячасть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте
программы «Урал. Человек. Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и
ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы
круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит
и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека
(добро, честь, любовь,милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от
дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка:
Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг,Святое слово.
Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом. Каждый человек должен
ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С 1 класса развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке
Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских
богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича
Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича
Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея
Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.
Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей
культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Урал. Человек. Истоки.» в 1 классе являются:
 освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
 развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
 развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и
мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и
создавать Книгу.
Разделы содержанияМир (4 часа)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей.
Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение.
Первая книга. Дети с любовью создают свою первую книгу. В первой книге запечатлена душа
семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и
родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо,
землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость
побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народнаяпесня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец.
Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (4 часа)
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и
доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год
Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЮЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово.Честное Слово.
Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе Слово Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг. СЛОВО О
РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение.
Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.ЧАША ЖИЗНИ, Жизнь.
Любовь Добрые дела.
Образ (4 часа)
РОДНИК. Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни.
Живая вода Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. ОбразРодины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой благоверный князь Александр Невский —солнце земли
Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия
Победоносца. Святая память.
Книга (4 часа)
КНИГА. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живетТворец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг —
Библия. Библия положила начало объединению книг в семью –библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в
душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы.Мир книги.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад.
Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков.
Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди.
Народная песня. Герб. Щит. Щит
совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и
дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе Слово.
Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. Доброе дело. Родительское
благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь.
Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая
земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце земли Русской. Образ праздника. Великая

Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое
слово книги. Чтение.Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.
2 класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
Учебный курс «Урал. Человек. Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего
школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской
цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о
среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного
социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные
автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления,
чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям
младшего возраста, опирается на него.
Главными целями этого курса во 2 классе являются:

раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры,
духовных ценностей и образа жизни;

посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых
учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира)
истоки;

развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка,
формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и
духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо
отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса объединено в четыре тематических блока –
«РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ».
Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть
представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию
тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все
же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание
базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе
чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с
участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Разделы содержания Родной очаг (4 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим
именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей –
основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? РОД-люди, происходящий от
одного предка. Род — твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о
роде. Родовые занятия. Честьрода.
ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.
Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и
деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали.
Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом италантом предков? Милосердие.
Родные просторы (4 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук человека. Нива
священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух
человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса.
Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее
берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. МОРЕ-ОКЕАН. Как море
служит человеку? В чем красота моря? Море — конец света? Тайны моря. Море учит
мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни.
Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (4 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать
вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных.
Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какиепраздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как
ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали
деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в
душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и
ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (5 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Словомолитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет
житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные,
застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. ПРАЗДНИК. Смысл
праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжнаямудрость. В
чем состоит великая сила книги?
ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада.Красный
угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека.Храм хранит
труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва.
Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние
животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая
молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени.
Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение.
Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

3 класс
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
Учебный курс «Урал. Человек. Истоки» в 3 классе является продолжением начатого
в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира
человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали,
нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской
цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:

дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия
внутреннего мира человека;

посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых
учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в
человеке;

продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного
родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность
самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера»,
«Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для
заучивания, а для размышления о внутреннеммире и первом духовном опыте.
Разделы содержания
«Вера» (5 часа)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как
верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело.
Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле
дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить, по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда
всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и
хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
«Надежда» (4 часа)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру.
Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие
и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают.
Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда
вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и
делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.
Послушание родителям. Законопослушание.
«Любовь» (4 часа)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ - милость в
сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его
проступкам и нетерпимым к злу. Гдегнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и
доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды
мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет
к очищению. Раскаяние любви учит.

«София» (4 часа)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума
не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины.
Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая
вера противна рассудку. Знание - плодучения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы.
София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь.
Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры,
Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство
долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие.
Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце.
Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность.
Искренность.
4 класс
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса
«Урал. Человек. Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания
социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм
передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом
широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной
действительности, в окружающем мире.
Разделы содержания
Традиции образа (4 часа)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и
наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага,
утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род.
Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и
разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры –
живая памятьОтечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч»
современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество.
Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов
Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественнойтрадиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и
удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце
— образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники,
исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь,
дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (4 часа)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший
нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и
согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные
проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова

праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные
слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говоритого, что не
думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга - слово долга. Обет добровольное обязательство.
Традиции дела (4 часа)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать
природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд,
взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества.
Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим
инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые
руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира:
расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным
уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага.
Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого
знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции
священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом
прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые
традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям
вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык
живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное
творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО
ДЕЛА. Смысл праведного
дела - жить,
трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (5 часов)
ГУЛЯТЬ
ВСЕМ
МИРОМ.
Праздники
земледельческого
календаря.
Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение ивеселие.
Престольный праздник;
литургия,
молебен,
крестный
ход, гостевание.
ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные
праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники —
общенародная память и благодарность. День Победы, Деньгорода или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной
праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия,
пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца,
славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений
праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. ПОТРУДИТЬСЯ
ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысли духовное предназначение
праздника, внешняя и внутренняя подготовка кпразднику обычаи гостеприимства,
милосердие к больным, одиноким и всемнуждающимся.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец.
Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная
мать, мать — хранительница очага, крестная мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мирсогласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы.
Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и
лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор,
дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь.
Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и
почитание. Трапеза.
Формы организации и виды деятельности

- фронтальная работа
- групповая работа
- парная работа
- индивидуальная работа
Такая организация деятельности способствует развитию творческой личности и развитию
ребенка вообще. Она решает несколько задач:
 понимание каждым обучающимся того, что он не сможет достичь успехаодин, если успеха
не достигнут остальные;
 развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении
задач как учебных, так и жизненных;
 воспитание ответственности за персональный вклад в коллективныйрезультат;
 формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога
результатов работы всего коллектива и своего собственного.
Групповая работа - это общий термин, который охватывает большое количество
приёмов, когда несколько учащихся получают задание, которое требует сотрудничества и
обсуждения по инициативе учащихся. Она предусматривает работу в «небольших» группах (с
шести и менее человек).
Виды деятельности в парах
1.Диалоги.
2.Работа по решению малой учебной задачи.
3.Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы.
4.Подготовка к слиянию в группу.
5.Отработка способа, контроль за применением способа (самое главное).
Индивидуальная работа – это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе
и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной
деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение
учебной задачи,планирование и выполнение исследования, контроль и оценку.
Правильная организация учебной деятельности на занятии способствует развитию
творческого потенциала обучающегося, создает основу для самостоятельного успешного
усвоения им новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности,
формированию активной жизненной позиции.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Урал. Человек.
Истоки.»
1 класс
№
1

Название раздела

Темы занятий
Введение

Кол.
часов
1

2

Мир

1. Мир, в котором я живу
2.
3.
4.

3

Слово

5.
6.
1.
2.

4

5

Образ

Книга

Солнышко, мама и папа.
Мир и лад.
Истоки и радуга.
Сказки Пушкина.
Родной край.
Щит и герб. Богатырь.
Истоки и школа.
Слово.
Весна и слово.
Золотое сердечко.
Доброе слово.
Честное слово.
Благословение.
Почитание.
Слово «жить».

3.
4.
5.
6.
1. Родник.
2. Образ Родины.
3. Образ праздника.
4. Образ человека.
1. Книга.
2. Живое слово книги.
3. Первая книга.
4. Мир книги.
Всего

6

6

6

6

25 ч.

2 класс
№

Название раздела

1
2

Введение
Родной очаг

3

Родные просторы

Темы занятий

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Имя
Семья
Род
Дом
Деревня
Город
Города-заводы
Столица
Путь-дорога
Государева дорога
Горы
Лес. Тайга.
Река. Озеро.
Уральские озера.
Родники.
Святой источник.

Кол.
часов
1

8

8

4

5

Уральские мастера

Праздник души

Люди Урала
Династия, поколение.
Подземные кладовые.
Кузнецы-умельцы.
Крестьянский труд.
Мастерицы-рукодельницы.
Ярмарка.
Сохраненная красота.
Книга.
Священные книги
Сказка
Фольклор
Песня
Праздник песни
Праздник книги
Духовно-нравственные традиции
народной культуры.
Всего

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

8

9

34ч.

3 класс
№

Название раздела

1
2

Введение
Вера.
Верность.
Честь.
Объединяющая
сила веры.

3

4

Темы занятий

Надежда

1. Созидательный труд
2. Уверенность. Признание.
3. Доблестный труд
4. Трудовой подвиг
5. Достоинство. Честное дело.
6. Ратный подвиг.
7. Вера в правое дело.
8. Всем миром. Победа.
1. Надежда – стремление

Любовь

2.
8
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1. Любовь – сердечная привязанность, добро,

3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мудрость

8

к доброму
исходу дела.
Успех.
Терпение и надежда вместе идут.
Преодоление. Настойчивость.
Совесть, правдивость, доверие.
Честное слово. Добросовестность.
Трудолюбие, упорство, терпение.
Выносливость, преодоление, успех.

2.

5

Кол.
часов
1

единство. Родина.
Семья.
Отец.
Мать.
Взаимопонимание.
Взаимоуважение.
8
Дружба.
Милосердие
Человеколюбие
Доброта
Добрый человек в доброте проживетвек
Родники
Святой источник.

1. Знания.
2. Экспедиция.
3. Мастерство.
4. Уральские ученые.
5. Трудовые династии.
6. Мудрость.
7. Семейный уклад.
8. Уральский характер.
Всего

9

34

4 класс
№
п/п

Раздел
Тема занятия

Кол-во Формы организации
Характеристика видов
часов
деятельности обучающихся

1

Введение

1

2

Раздел: Родные образы.
1. Большая семья.
2. Родина – мать.
3. Семейные ценности.
4. Красота родного дома.
5. Образы родной
природы.
6. Символика уральских
городов.
7. Образ родного края.
8. Почитание святынь
России.
9. Народное единство.

9

3

Раздел: Традиции слова.
1. Красота слова.
2. Народная мудрость в
пословицах и
поговорках.
3. Истоки слова.
4. Изначальный смысл
слов.
5. Доверительное слово.
6. Письмо: семейная
реликвия.
7. Традиции поздравления
и пожеланий.
8. Поздравительная
открытка – сохранённая
память.
Раздел: Традиции дела.
1. Опорный край державы.
2. Ступени мастерства.
3. Сотрудничество.
Творчество.
4. Традиции служения
Родине.
5. Историческая роль
горняков в освоении
края.
6. Традиции уральской
школы лесоводов.
7. Традиции
градостроительства на
Урале.

8

4

8

Беседа. Слушают
учителя.
Беседаразмышление.
Ролевая игра.
Запоминать
толкование новых
понятий.
Самостоятельное
ознакомление
(чтение). Запоминать
толкование новых
понятий. Находить
важные,
существенные
признаки в любом
начинании, в любом
процессе.
Беседаразмышление.
Ролевая игра.
Запоминать
толкование новых
понятий.
Самостоятельное
ознакомление
(чтение). Запоминать
толкование новых
понятий. Находить
важные,
существенные
признаки в любом
начинании, в любом
процессе.
Игры. Активно
участвовать в
обсуждении вопросов
и диалоге.
Правильно,
осознанно читать
(про себя) простой
научно - популярный
текст; определять
главную мысль
текста.

- понимание особой роли
России в мировой истории,
воспитание чувства гордости
за национальные свершения,
открытия, победы;
- сформированность
уважительного отношения к
России, родному краю, своей
семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её
современной жизни;
- осознание целостности
окружающего мира, освоение
основ экологической
грамотности, элементарных
правил нравственного
поведения в мире природы и
людей, норм
здоровьесберегающего
поведения в природной и
социальной среде;
- освоение доступных
способов изучения природы и
общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт,
сравнение;
- освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения
планировать, контролировать
и оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- формирование умения
понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности
конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии;
- использование знаковосимволических средств пред-

8. Трудовая честь
уральцев.
5

Раздел: Традиции праздника.
1. Образ праздника.
2. Дни всенародной
памяти.
3. Торжество семейное.
4. Гостеприимство.
5. Праздничные заботы.
6. Народное гуляние.
7. Славим песней землю
уральскую.
8. Праздник—труд души.

8

ставления информации для
создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем
Игры. Активно
решения учебных и
участвовать в
обсуждении вопросов практических задач;
- активное использование
и диалоге.
речевых средств и средств инПравильно,
формационных и
осознанно читать
коммуникационных
(про себя) простой
научно - популярный технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и
текст; определять
познавательных задач;
главную мысль
- использование различных
текста.
способов поиска (в
справочных источниках и
открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа,
организации, передачи и
интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и
технологиями курса «Урал.
Человек. Истоки.»;
- готовность слушать
собеседника и вести диалог;
готовность признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
- определение общей цели и
путей её достижения; умение
договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности; осуществлять
взаимный контроль в
совместной деятельности,
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих;
- развитие этнического
самосознания ребенка,
переживание им ощущения
социокультурного родства с
окружающим миром как
условия для самореализации,
достойной жизни человека;
- осознание ребенком

значения традиций для
обеспечения стабильного
развития общества, успешной
профессиональной и
личностной самореализации,
укоренения семьи на родной
земле;
- развитие мотивации к
обучению, сотрудничеству с
учителями, родителями,
другими обучающимися для
достижения личностно и
социально значимых
результатов;
- проявление готовности и
способности к
сопереживанию, сочувствию,
соучастию;
- осознание значения базовых
ценностей семьи, рода,
населения Урала для
личностного становления.
- развитие мотивации на
самоопределение в трудовой
деятельности,
ответственности за
сохранение и развитие
традиций труда, отдыха в семье, школе, поселке,
территории
Всего

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».