МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 1-4 классов начального общего образования пгт. Горноуральский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников: – недостаточно владеют смысловым чтением; – не справляются с задачами на интерпретацию информации; – затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; – не умеют высказывать предположения, строить доказательства. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую. Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Место в образовательном процессе Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1-4 классах начальной школы и рассчитана на 25 часов (1 класс) и 34 часа (2-4 классы) (при 1 часе в неделю). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей обучающихся 2-4 классов для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов. Содержание программы курса внеурочной деятельности 1 класс Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. 2 класс Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 1 КЛАСС Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2 класс Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 класс Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4 класс Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам. Формы организации занятий курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Работа в группе, в паре. Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Тестирование. Занятие - беседа Занятие - путешествия. Наблюдение. Практическая работа. Исследование. Творческая работа. Проблемное занятие Диалог Дискуссия Дебаты Круглый стол Моделирование Игра Викторина Квест Проект Промежуточная аттестация: тестирование, опрос, итоговые занятия в игровой форме. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Кол-во Тема Блок «Математическая грамотность» часов 6ч ЦОРы Форма проведения занятий Предмет изучения Формируемые умения - решение занимательных задач; -проектная деятельность -самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; -творческие работы 1 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца 1 работа в парах, в группах; Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоуголь ники. – Определять количество предметов при счёте; – составлять и решать выражения с ответом 5; – решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; – соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; – решать задачу в два действия. 2 Про козу, козлят и капусту 1 Игра Работа в группах решение задач Про петушка и жерновцы Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. – Определять количество предметов при счёте; – образовывать число 8; – составлять и решать выражения с ответом 9; – решать задачу в два действия; – находить остаток числа; – соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную. – Раскладывать число 9 на два слагаемых; – отвечать на вопросы на основе условия задачи; – анализировать данные и отвечать на вопросы; – анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; – работать в группе. 3 Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки 1 Работа в парах викторина Разложение числа 10 на два и три слагаемых. – Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; – раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; – раскладывать число 10 на три слагаемых; – раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. 4 Про наливные яблочки 1 Математическая викторина Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. – Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; – находить недостающие данные при решении задач; – складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; – определять истинность/ложность высказываний. 5 Про Машу и трёх медведей 1 Про старика, старуху, волка и лисичку решение занимательных задач Состав чисел 9, 10, 11. игра Задачи на нахождение суммы. Задачи на нахождение части. Состав числа 12. – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; – решать задачи на нахождение суммы; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; – устанавливать закономерности. – Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; – решать задачи на нахождение части числа: – читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; – сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; – находить прямоугольники на рисунке. 6 Про медведя, лису и мишкин мёд 1 работа в парах, в группах; Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; – читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; – читать простейшие чертежи. Блок «Финансовая грамотность» 6ч урок-практикум, дискуссия, обсуждение, знако мство с научно популярной литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы. Виды деятельности: занятие – игры, конкурсы кроссворды, проектные работы, блиц образно-ролевые игры, игрыпутешествия, ситуационная игра, исследовательская деятельность 7 За покупками 1 Обсуждение Урок-практикум, Находчивый Колобок работа в группах Цена, товар, спрос. Деньги, цена, услуги, товар. – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; – анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; – рассуждать об умении экономно тратить деньги. – Наблюдать над понятиями: товар и услуга; – определять необходимые продукты и их цены; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – работать в группе. 8 День рождения МухиЦокотухи 1 Игра Цена, стоимость, сдача, сбережения. – Наблюдать над различием цены и стоимости; – определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; – определять стоимость покупки; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – объяснять смысл пословиц. 9 Буратино и карманные деньги 1 Урок-практикум Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. – Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; – выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – рассуждать о правильности принятого решения; – проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. 10 Кот Василий 1 продаёт молоко творческие работы(проект) Реклама. – Наблюдать над понятием «реклама»; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; – делать выбор на основе предложенной информации; – называть различные виды рекламы. 11 Лесной банк 1 Работа в парах Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. – Наблюдать над понятием «банк»; – объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; – анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. 12 Как мужик и медведь прибыль делили 1 образно-ролевые игра образно-ролевые игра Как мужик золото менял Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. Услуга, равноценны й обмен, бартер. – Наблюдать над понятием «сделка»; – объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; – понимать, почему оптом можно купить дешевле; – выбирать товары для покупки на определенную сумму; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; – объяснять, что такое бартер; – формулировать правила обмена; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. 13 Блок «Естествен но-научная грамотность» 6ч Как Иванушка хотел попить водицы 1 практическая работа Вода, свойства воды. – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; – определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; – объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; – определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; – использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. 14 Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик 1 практическая работа Воздушный шарик, воздух. – Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; – показывать, что шарик можно наполнять водой; – объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; – рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; – объяснять, почему шарик не тонет в воде; – рассказывать, в каком случае шарик может летать; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. 15 Про репку и другие корнеплоды 1 практическая работа ребусы Корнеплоды . – Описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. 16 Плывёт, плывёт кораблик 1 Про Снегурочку и превращения воды практическая работа Плавучесть предметов. практическая работа Три состояния воды. – Определять плавучесть металлических предметов; – объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; – понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; – объяснять, почему случаются кораблекрушения; – объяснять, что такое ватерлиния; – определять направление ветра. – Объяснять, что такое снег и лёд; – объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; – наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; – наблюдать над формой и строением снежинок; – составлять кластер; – проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. 17 Как делили апельсин 1 практическая работа Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. – Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; – объяснять, почему не тонет кожура апельсина; – объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; – определять в каком из апельсинов больше сока; – познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; – проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. 18 Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду 1 Экскурсия Зеркало, отражение, калейдоскоп . – Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; – определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, – наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; – наблюдать многократность отражений; – проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. 19 Иванова соль Владимир Сутеев. Яблоко 1 Практическая работа проект Соль, свойства соли. Яблоко. – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; – составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; – представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; – анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; – проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; – доказывать, что существует сила притяжения; – пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; – соединять части текста и рисунки; – называть героев сказки; – отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; – давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; – придумывать рекламуупаковку; – определять профессию рабочего банка; – объяснять, чему учит сказка. Блок «Читатель ская грамотность» 6ч практическая работа рассказ викторина творческая работа игра практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и 20 Виталий Бианки. Лис и мышонок 1 поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. составление кроссвордов, шарад, ребусов. Чтение, анализ Содержание сказки. – Определять жанр произведения; Качество: осторожнос ть, предусмотр ительность. – называть героев сказки; – дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; – давать характеристику героям; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – различать научнопознавательный текст и художественный; – определять, чему учит сказка. 21 Русская народная сказка. Мороз и заяц 1 Чтение, анализ Содержание сказки. Качество: выносливос ть, упорство. – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; – объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); – сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научнопознавательного текста; – устанавливать истинность и ложность высказываний; – подбирать из текста слова на заданную тему; – определять, чему можно научиться у героя сказки; – строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. 22 Владимир Сутеев. Живые грибы 1 Чтение, анализ Содержание сказки. – Давать характеристику героям; Качество: трудолюбие. – дополнять предложения на основе сведений из текста; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять вопросы по содержанию сказки; – на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. 23 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко 1 Чтение, анализ Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. – Определять вид сказки; – называть героев сказки, находить среди них главного героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); – определять последовательность событий сказки; – находить необходимую информацию в тексте; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; – соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; – определять, чему учит сказка. 24 Михаил Пляцковский. Урок дружбы Грузинская сказка. Лев и заяц 1 Чтение, анализ викторина Чтение, анализ Содержание сказки. – Определять лексическое значение слова; Дружба, жадность. – анализировать содержание текста и составлять план; Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивост ь, хитрость, глупость. – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – давать характеристику героям; – понимать, чему учит сказка; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – фантазировать и придумывать продолжение сказки. – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; – давать характеристику персонажам сказки; – наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; – соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. 25 Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Евгений Пермяк. Четыре брата 1 Чтение, анализ Дискуссия анализ разгадывание ребусов Содержание сказки. – Давать характеристику героям; Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. – определять по рисунку содержание отрывка из текста; Содержание сказки. Семейные ценности. – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту сказки; – объяснять главную мысль сказки; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – находить в тексте образные сравнения; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; – разгадывать ребусы; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. 2 КЛАСС № п/п Тема Колво часов 1 1. Михаил Пришвин. Беличья память 2. Про беличьи запасы 1 3. Беличьи деньги 1 4 Про белочку и погоду 1 5. И. СоколовМикитов. В берлоге 1 6 Медвежье потомство 1 Предмет изучения Различия научнопознавательного и художественного текстов. Формируемые умения – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. Сложение одинаковых – Работать с таблицами: интерпретировать и слагаемых, решение дополнять данные; задач. – выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; – объяснять графические модели при решении задач; – анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; – строить ломаную линию. Бумажные и – Объяснять значение понятий «покупка», металлические деньги, «продажа», «сделка», «деньги»; рубль, копейка. – понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; – находить у монеты аверс и реверс; – выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; – готовить небольшое сообщение на заданную тему. Наблюдения за – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и погодой. плохая погода», «облачность»; – объяснять, что такое «оттепель», «наст»; – работать с таблицами наблюдений за погодой; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; – работать в парах. Содержание рассказа. Определять жанр, тему, героев произведения; Отличия – объяснять значения выражений, художественного, встретившихся в тексте; научно– отвечать на вопросы по содержанию текста познавательного и цитатами из него; газетного стилей. – составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов; – определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; – разгадывать ребусы; – устанавливать логические связи. Столбчатая диаграмма, – Анализировать данные столбчатой таблицы, логические диаграммы, представленные в явном и неявном задачи. виде; – дополнять недостающие на диаграмме данные; 7 Повреждённые и фальшивые деньги 1 Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. 8 Лесные сладкоежки 1 Медонос, настоящий и искусственный мёд 9 Лев Толстой. Зайцы 1 Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов. 10 Про зайчат и зайчиху 1 Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 11 Банковская карта 1 Банковская карта. – отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; – анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; – выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; – решать логические задачи на практическое деление; – находить периметр треугольника; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; – знать правила использования поврежденных денег; – находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; – находить необходимую информацию в тексте; – отвечать на вопросы на основе полученной информации. – Проводить несложные опыты с мёдом; – определять последовательность действий при проведении опытов; – делать выводы по результатам опытов; – различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; – анализировать данные таблицы; – строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; – иметь представление о лечебных свойствах мёда. – Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста; – определение лексического значения слова; – находить необходимую информацию в тексте; – определять объект на рисунке с помощью подсказки; – определять последовательность действий, описанных в рассказе; – различать художественный и научнопознавательный текст; – сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения; – определять по высказываниям информацию, полученную из текста; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – Определять количество часов в сутках; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; – решать логические задачи по данному условию; – составлять элементарную диаграмму. – Давать характеристику наличным деньгам; 12 Про Зайчишку и овощи 1 Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. 13 Николай Сладков. Весёлая игра 1 Содержание рассказа 14 Лисьи забавы 1 Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. 15 Безопасность 1 денег на банковской карте Правила безопасности при использовании банковских карт. 16 Лисьи норы 1 Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. 17 Обыкновенные кроты 1 Содержание научнопознавательного – рассказывать о дебетовой банковской карте; – объяснять, что обозначают надписи на карте; – объяснять, как производить покупку в магазине; – объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; – рассказывать о кредитной банковской карте. – Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; – выделять среди овощей корнеплоды; – проводить опыт по проращиванию моркови; – определять цвет сока овощей опытным путём; – сравнивать свойства сырой и варёной моркови. – Определять тип и тему текста, называть его персонажей; – понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста; – объяснять лексическое значение слов и выражений; – устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; – составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. – Определять дату по календарю; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – записывать краткую запись и решение задач; – решать логические задачи с помощью таблицы; – анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; – составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; – читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. – Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; – находить необходимую информацию в тексте задания; – формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. – Иметь представление об устройстве лисьих нор; – проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. – Определять тип текста; текста. – составлять описание крота на основе прочитанного текста; – разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации; – соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; – объяснять значение слова; – составлять вопросы по предложенным предложениям; – находить синонимы к предложенному слову; – писать сочинение-рассуждение по заданной теме; – определять название раздела, в котором может быть размещён текст. – Решать задачи логического характера; – решать задачи с использованием данных таблицы; – решать задачи на основе данных диаграммы; – решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; – определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. – Объяснять, что такое «кредит»; – определять виды кредитов; – понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; – определять сумму переплаты по кредиту; – определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; – определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. – Называть части цветочных растений; – объяснять, для чего растению корень; – доказывать, что рост растения начинается с корня; – называть виды корневых систем; – называть видоизменённые корни. – Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; – определение лексического значения слова; – находить необходимую информацию в тексте; – находить в тексте предложение по заданному вопросу; – разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами; – определять главную мысль текста; – определять, чему учит текст; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; – определять время с помощью скорости и расстояния; – определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; 18 Про крота 1 Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 19 Про кредиты 1 Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. 20 Корень – часть растения 1 Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. 21 Эдуард Шим. Тяжкий труд 1 Содержание художественного текста. 22 Про ежа 1 Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. 23 Про вклады 1 Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. 24 Занимательные особенности яблока 1 Яблоко, свойства яблока. 25 Полевой хомяк 1 Содержание научнопознавательного текста. 26 Про полевого хомяка 1 Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. 27 Ловушки для денег 1 Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. 28 Про хомяка и его запасы 1 Горох, свойства прорастания гороха. – отвечать на вопросы на основе полученных данных; – определять последовательность маршрута на основе схемы; – записывать слова с помощью кода; – называть месяцы, сравнивать количество месяцев. – Давать определение вклада; – называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; – объяснять, что такое банковский процент по вкладам; – объяснять, как считают банковский процент по вкладам; – объяснять, почему банки выплачивают проценты. – Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; – объяснять, почему яблоко плавает; – объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; – объяснять, почему неспелое яблоко кислое; – находить на срезе яблока рисунок звезды. – Определять вид текста; – составлять описание хомяка на основе прочитанного текста; – дополнять описание хомяка на основе рисунка; – придумывать сравнения; – составлять вопросы по данным предложениям; – отвечать на вопросы на основе полученных сведений; – разгадывать ребусы и объяснять значение слова; – определять сведения, которые удивили; – составлять план при подготовке к сообщению. – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; – строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; – отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; – находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; – записывать именованные числа в порядке возрастания; – строить четырёхугольники по заданному условию. – Определять доходы, расходы и прибыль; – отличать желаемые покупки от необходимых; – рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; – объяснять, что такое дефицит и профицит; – рассуждать, как не тратить напрасно деньги. – Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; 29 Про бобров 1 Содержание текста, текст-описание. 30 Бобры-строители 1 Диаметр, длина окружности, решение практических задач. 31 Такие разные деньги 1 Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. 32 Материал для плотин 1 Строение древесины дерева, определение возраста дерева. 33 Позвоночные животные 1 Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. – объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; – объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; – объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян; – объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян; – объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян; – определять правильную последовательность прорастания семян гороха. – Определять тип текста, его тему; – находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение; – находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного; – сравнивать тексты; – определять сведения, которые удивили; – составлять речевое высказывание в письменной форме. – Иметь представление о диаметре окружности; – анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; – находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; – заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; – выбирать нужные для проведения измерений инструменты; – работать с чертежом; – решать логические задачи. – Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; – находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; – устанавливать принадлежность денежной единицы стране; – иметь представление о банковской операции «обмен валюты». – Иметь представление о составе древесины – проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. – Называть группы позвоночных животных; – называть признаки пяти групп позвоночных животных; – определять название животного по описанию; – выбирать признаки земноводного животного; – выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; – выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; 34 Встреча друзей – составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; – рассуждать об открытии, сделанном на занятии. – Находить необходимую информацию в тексте задания; – понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; – анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; – выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. 1 3 класс № п/п КолПредмет во изучения часов Блок «Читательская грамотность» 1 Про дождевого 1 Тип текста. червяка Содержание научнопознавательного текста. Тема 2 Кальций 1 Содержание научнопознавательного текста. Сколько весит облако? 1 3 Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста Формируемые умения – Определять тип текста; – дополнять предложение словами из текста; – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. – Работать с кластером; – Дополнять предложение словами из текста; – определять, что такое минерал; – называть стройматериалы, содержащие кальций; – объяснять значение слова; – выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; – составлять предложения по рисунку; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; 4 Хлеб – всему голова 1 Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 5 Про мел 1 Главная мысль текста. Содержание текста. 6 Про мыло 1 Содержание научнопознавательного текста. 7 История свечи 1 Содержание научнопознавательного текста. 8 Магнит 1 Содержание научнопознавательного текста. – определять название книг с достоверными сведениями. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. – Заполнять кластер о происхождении мела; – составлять вопрос по готовому ответу; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – соединять части предложений и определять их порядок; – составлять план текста в виде вопросов; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Дополнять предложение; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – соединять части предложений и определять их порядок; – находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; – находить в тексте предложение по заданному условию; – дополнять текст по заданному условию; – определять даты принятия гербов. – Давать определение слова; – записывать ответ на поставленный вопрос; – определять слово по его лексическому значению; – называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; – выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; – составлять вопросы и находить ответы в тексте; – соединять части предложений и определять их порядок; – заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; – называть правила безопасности при использовании свечей; – рассказывать о прочитанном произведении; – отвечать на поставленный вопрос. – Давать определение слова; – дополнять предложение; – находить ответ на поставленный вопрос; – объяснять значение словосочетания; 9 Дождевые черви 1 10 Полезный кальций 1 11 Про облака 1 12 Про хлеб и дрожжи 1 13 Интересное вещество – мел 1 14 Чем интересно мыло и как оно «работает» 1 – с помощью текста находить отличия между предметами; – называть предметы, о которых говорится в тексте; – рассказывать о прочитанном произведении. Блок «Естественно-научная грамотность» – Называть части тела дождевого червя; Дождевые черви – объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; – рассказывать, чем питается дождевой червь; – объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; – наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; – заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. Кальций – Заполнять таблицу; – дополнять предложение; – определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; – составлять суточное меню с молочными продуктами; – дописывать вывод о необходимости кальция для организма. Облака – С помощью опыта показывать образование облаков; – объяснять, почему облака увеличиваются в размере; – называть явления природы; – называть виды облаков; – определять погоду по облакам. Дрожжи. Хлеб. – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; – описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; – определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; – давать определение слову «дрожжи»; – проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; – проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; – проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; – проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. Мел. – Определять внешние признаки мела; – доказывать, что мел не растворяется в воде; – называть, из чего состоит мел; – доказывать, что мел содержит карбонат кальция; – определять состав мела; – называть области применения мела. Мыло – Называть виды мыла; – исследовать мыло в сухом виде; – показывать, что при намокании мыла появляется пена; – проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; 15 Про свечи 1 16 Волшебный магнит 1 17 Проверь себя 1 18 Что такое «бюджет»? 1 19 Семейный бюджет 1 20 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата 1 – проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; – исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; – доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. – Рассказывать о строении свечи; Свеча – рассказывать о зонах пламени свечи; – объяснять, почему гаснет свеча; – объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; – объяснять, почему происходит возгорание дыма. – Называть виды магнитов; Магнит – определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; – доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; – показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; – рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; – показывать с помощью опыта, как можно создать компас. Проверочная работа Материал, – Ориентироваться в понятиях, изученных в изученный в первом первом полугодии; полугодии. – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Блок «Финансовая грамотность» Федеральный – Понимать и правильно использовать бюджет, уровни финансовые термины: «бюджет», «налоги»; бюджета, дефицит, «дефицит», «профицит»; профицит. – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. Семейный бюджет, – Объяснять значение понятия «семейный доходы и расходы. бюджет»; – понимать, как в семье появляются доходы; – делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; – заполнять кластер; – формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. Понятие заработной – Понимать и правильно использовать платы, виды финансовые термины: «заработная плата», зарплаты. «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; 21 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия 1 Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. 22 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш 1 Наследство, вклад, выигрыш. 23 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов 1 Классификация расходов по различным основаниям. 24 На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи 1 Виды обязательных платежей. 25 Как сэкономить семейные деньги? 1 26 Расходы и доходы бюджета 1 – анализировать данные, представленные в виде графика; – приводить примеры различных профессий; – объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; – на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; – понимать, что выигрыш облагается налогом; – иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; – понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; – называть предметы, которые человек может получить в наследство. –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», – определять, к какой группе относятся те или иные расходы. – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; – объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; – на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. Экономия семейного – Понимать и правильно использовать бюджета. финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; – формулировать простые правила экономии семейного бюджета; – на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. Блок «Математическая грамотность» Сравнение доходов и – Определять дефицитный и профицитный расходов. Дефицит и бюджет; профицит. – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; 27 Планируем семейный бюджет 1 Доходы и расходы в семейном бюджете. 28 Подсчитываем семейный доход 1 Семейный доход в таблице, на диаграмме. 29 Пенсии и пособия 1 Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. 30 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы 1 Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. 31 Подсчитываем расходы 1 Обязательные и непредвиденные расходы. – выполнять вычисления по таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – составлять задачу по предложенному решению; – формулировать вопрос задачи. – анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; – анализировать данные столбчатой диаграммы; – выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; – выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. – Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; – выполнять сложение круглых многозначных чисел; – находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; – сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; – анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; – самостоятельно составлять круговую диаграмму. – Анализировать данные, представленные в таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; – заполнять таблицу на основе текстового материала; – подсчитывать доход семьи от детских пособий. – Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; – подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; – под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. – Анализировать данные инфографики; – находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; – подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; – подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. 32 Расходы на обязательные платежи 1 33 Подсчитываем сэкономленные деньги 1 34 Проверь 1 себя Обязательные платежи – Определять, какие налоги должна платить семья; – анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; – подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; – пользоваться калькулятором; – объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. Экономия семейного – Под руководством учителя решать составные бюджета. задания на нахождения количества сэкономленных денег; – объяснять, что такое «скидка в 25%»; – определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой; – находить часть от числа. Проверочная работа Материал, – Ориентироваться в понятиях, изученных во изученный во втором втором полугодии; полугодии. – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 4 класс № п/п Тема Колво часов 1 Старинная женская одежда 1 2 Старинные женские головные уборы 1 3 Старинная мужская одежда и головные уборы 1 Предмет изучения Формируемые умения Блок «Читательская грамотность» Содержание научно- – Определять лексическое значение слова; – озаглавливать текст; познавательного – определять тему; текста. – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; – с помощью текста определять название женской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. Содержание научно- – Определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; познавательного – объяснять значения слов; текста. – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. Содержание научно- – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; познавательного – отвечать на вопросы по тексту; текста. – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; 4 Жилище крестьянской семьи на Руси 1 5-6 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы 2 7 История посуды на Руси 1 8 Какие деньги были раньше в России 1 9 Томат 1 10 Болгарский перец 1 – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. Содержание научно- – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; познавательного – рассуждать и записывать своё мнение о текста. различии между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать, давать определение слова; – называть элементы оформления избы. Содержание научно- – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; познавательного – письменно отвечать на вопросы; текста. – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; – составлять обобщающий план. Содержание научно- – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; познавательного – соотносить рисунок и его название; текста. – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. Содержание научно- – Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; познавательного – называть опорные фразы, с помощью текста. которых можно дать ответ на вопрос; – определять тему текста; – составлять план текста; – находить информацию в Интернете; – записывать названия монет в порядке их возрастания; – указывать названия современных денег. Блок «Естественно-научная грамотность» Томат. – Называть части растения; – объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; – определять горизонтальный и вертикальный срез; – указывать количество гнёзд; – объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; – называть части плода помидора; – объяснять, что такое пасынок у помидора; – работать с таблицей. Болгарский перец. – Объяснять, что такое паприка; – называть части растения; – рассказывать о строении плода перца; – определять форму плода перца; – рассказывать о строении семени перца; – делать выводы на основе полученной информации. 11 Картофель 1 Картофель. 12 Баклажан. Семейство Паслёновые 1 Баклажан. – Называть части растения; – объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; – объяснять, какой вывод сделали и почему; – объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; – объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; – объяснять, что такое крахмалистость; – определять срок созревания картофеля; – объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; – называть способы размножения картофеля. – Называть представителей семейства Паслёновые; – объяснять, что такое соланин; – называть благоприятные условия для прорастания семян; – определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; – определять глубину посева семян; – заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. 13 Лук 1 14 Капуста 1 15 Горох 1 16 Грибы 1 17 Творческая работа 1 18 - Потребительская корзина 19 2 Лук. – Называть части лука; – называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; – называть этапы выращивания лука; – наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. Капуста. – Называть виды капусты; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – называть части капусты; – исследовать капусту в разрезе; – рассказывать о размножении капусты; – проводить опыты с цветной капустой. – Рассказывать о строении гороха; Горох. – рассказывать о строении семени гороха; – объяснять, почему горох обладает взрывной силой; – определять, что горох является холодостойким растением; – проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. Грибы. – Называть части гриба; – называть виды грибов; – рассказывать о плесневых грибах; – называть грибы-невидимки; – проводить опыт по выращиванию плесени; – называть грибы-паразиты. Творческое занятие По выбору. – Выбрать тему для творческой работы; – выполнять творческую работу; – представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» Состав – Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое потребительской «потребительская корзина»; корзины. 20 Прожиточный минимум 1 21 Инфляция 1 22 - Распродажи, 23 скидки, бонусы 2 24 Благотворительн ость 1 25 Страхование 1 26 В бассейне 1 – понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; – объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; – объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. Назначение – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный прожиточного минимум», «минимальный размер оплаты минимума. труда»; – объяснять, на что влияет прожиточный минимум; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. – Понимать значение и правильно Инфляция. использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – называть уровни инфляции; – понимать значение инфляции для экономики. Акции, распродажа, – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», скидки, бонусы, «скидка», «бонусная программа», «программа кешбэк. лояльности», «бонусы», «кешбэк»; – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; – формировать навыки грамотного покупателя. Благотворительность – Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», . «благотворительный фонд»; – называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; – объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. Виды страхования. – Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; – называть виды страхования; – называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; выгодная покупка. – решать задачи на определение стоимости покупки; – определять, какая из двух покупок является более выгодной; 2728 Делаем ремонт 2 29 Праздничный торт 1 30 Обустраиваем участок 1 3132 Поход в кино 2 33 Отправляемся в путешествие 1 34 Составляем словарик по финансовой грамотности 1 – решать задачи на определение скорости плавания; – решать логические задачи. – Понимать, что такое «смета»; Смета ремонта, – решать задачи на расчёт количества расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; строительных – решать задачи на расчёт стоимости материалов. необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. Рецепт торта, задачи – Работать с таблицами; – подсчитывать стоимость продуктов для на тройку величин торта; «цена, количество, – определять, какие продукты выгоднее купить стоимость». для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; – сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. – Читать простой чертеж и определять его Расходы на масштаб; обустройство – находить площадь и периметр участка и участка, площадь и построек на нём; периметр – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Расходы на поход в – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; кино. – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. – Находить заданные временные промежутки с Расходы на помощью календаря; путешествие. – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Творческая работа – Понимать значение и правильно Понятия по использовать финансовые термины; финансовой – иллюстрировать изученные понятия; грамотности, – составлять математические задачи с изученные в 1-4 изученными финансовыми терминами; классах. – работать самостоятельно и в парах; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.