МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Хочу все знать» для 1 класса начального общего образования пгт.Горноуральский, 2023 Пояснительная записка Программа «Хочу все знать» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности обучающихся. Задачи: воспитание коммуникативной культуры школьников; выявление и поддержка одаренных детей; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний; закрепление и углубление знаний обучающихся по предметам; развитие устной и письменной связной речи первоклассников; развитие индивидуальных способностей школьников; создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску; обучение приемам поисковой и творческой деятельности. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе. Внеурочная деятельность «Хочу все знать»» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Содержание курса «Хочу все знать» Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Хочу все знать» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Содержание курса: «Азбука безопасности» «Тайны вокруг нас» Предметные недели по предметам окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика Мониторинговые конкурсы «ЭМУ-эрудит», «ЭМУ-специалист» «По дорогам сказок» «Думаем, размышляем» На реализацию программы выделяется 50 ч (2 ч в неделю, 25 учебных недель). Планируемые результаты Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред. ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты: понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. № п/п Тематическое планирование Наименование разделов программы 1«Азбука безопасности» Кол-во часов 7 Теория Практика 3 4 1 2«Тайны вокруг нас» 14 - 14 3Предметные недели по предметам окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика 9 - 9 4Мониторинговые конкурсы «ЭМУ-эрудит», «ЭМУ-специалист» 4 - 4 5«По дорогам сказок» 10 - 10 6«Думаем, размышляем» 6 2 4 2 3 4 5 6 Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во часов Дата Форма занятия 1 Правила поведения в школе 2-4 Правила безопасности 5-7 Правила дорожного движения 3 8-9 Тайны вокруг нас. Загадки осени Мониторинговый конкурс «ЭМУ-эрудит» Предметная неделя по русскому языку По дорогам сказок. Русская народная сказка «Лисичка со 2 Экскурсия по школе Беседа- диалог Экскурсия в пожарную часть Беседа Выставка рисунков Экскурсия по поселку беседа Практическая работа «Мой маршрут в школу» Квест в осеннем лесу 2 Практическая работа 3 Познавательная игра викторина Комбинированное занятие 1011 1214 15 1 пожарной 3 1 16 17 18 19 20 2122 2325 2627 28 2930 3132 3335 36 3739 4042 43 4445 4648 4950 скалочкой». По дорогам сказок. Русская народная сказка «Журавль и цапля». По дорогам сказок. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». По дорогам сказок. Русская народная сказка «Снегурушка и лиса». По дорогам сказок. Русская народная сказка «Петушок и жерновцы». По дорогам сказок. Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок». Мониторинговый конкурс «ЭМУ-специалист» Предметная неделя по литературному чтению Тайны вокруг нас. Зимняя сказка По дорогам сказок. Русская народная сказка «Жихарка». По дорогам сказок. Просмотр спектакля в кукольном театре Тайны вокруг нас. Книжное царство. Тайны вокруг нас. Станция юных натуралистов По дорогам сказок. Русская народная сказка «Медведь и лиса». Предметная неделя по математике Танграм: древняя китайская головоломка Веселая геометрия Числовые головоломки 1 Комбинированное занятие 1 Комбинированное занятие 1 Комбинированное занятие 1 Комбинированное занятие 1 Комбинированное занятие 2 Практическая работа 3 Литературный квиз, викторина Выставка рисунков «Герои любимых сказок» Квест в зимнем лесу 2 1 2 2 3 1 3 3 1 2 Тайны вокруг нас. 3 Нижнетагильский музейзаповедник. Природа и полезные ископаемые Урала Тайны вокруг нас. Весна 2 пришла Комбинированное занятие Поездка в кукольный театр Экскурсия в библиотеку Экскурсия на станцию юных натуралистов Комбинированное занятие Математический КВН, Проектные задачи Комбинированное занятие Практическая работа Практическая работа Экскурсия в музей Трудовой десант