МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
для 1 класса начального общего образования
пгт.Горноуральский, 2023
Пояснительная записка
Программа «Хочу все знать» реализует общеинтеллектуальное направление во
внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа
направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у
учащихся начальной школы.
Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной,
коммуникативной, социальной компетентности обучающихся.
Задачи:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
выявление и поддержка одаренных детей;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:
любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в
приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний обучающихся по предметам;
развитие устной и письменной связной речи первоклассников;
развитие индивидуальных способностей школьников;
создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование
стремления ребенка к размышлению и поиску;
обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на
формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности,
необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность,
инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом,
приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и
саморазвитию. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям,
интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей
перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной
работе. Внеурочная
деятельность «Хочу все знать»» – это средство, содействующее
удовлетворению детской любознательности.
Содержание курса «Хочу все знать»
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в
постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой
систематический курс как «Хочу все знать» создает условия для развития у детей
познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает
у него чувство уверенности в своих силах.
Содержание курса:
«Азбука безопасности»
«Тайны вокруг нас»
Предметные недели по предметам окружающий мир, русский язык, литературное чтение,
математика
Мониторинговые конкурсы «ЭМУ-эрудит», «ЭМУ-специалист»
«По дорогам сказок»
«Думаем, размышляем»
На реализацию программы выделяется 50 ч (2 ч в неделю, 25 учебных недель).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
Личностные результаты:
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы, творчества писателей.
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности
в
обогащении
своих
знаний,
в
том
числе
с использованием различных информационных средств
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета),
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
опыт,
несложное
исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты:
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных
народов;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на
вопросы о впечатлении от произведения
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
№
п/п
Тематическое планирование
Наименование разделов программы
1«Азбука безопасности»
Кол-во
часов
7
Теория
Практика
3
4
1
2«Тайны вокруг нас»
14
-
14
3Предметные
недели
по
предметам
окружающий
мир,
русский
язык,
литературное чтение, математика
9
-
9
4Мониторинговые конкурсы «ЭМУ-эрудит»,
«ЭМУ-специалист»
4
-
4
5«По дорогам сказок»
10
-
10
6«Думаем, размышляем»
6
2
4
2
3
4
5
6
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Форма занятия
1
Правила поведения в школе
2-4
Правила
безопасности
5-7
Правила дорожного движения
3
8-9
Тайны вокруг нас. Загадки
осени
Мониторинговый
конкурс
«ЭМУ-эрудит»
Предметная неделя по русскому
языку
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Лисичка со
2
Экскурсия по школе
Беседа- диалог
Экскурсия в пожарную
часть
Беседа
Выставка рисунков
Экскурсия по поселку
беседа
Практическая работа
«Мой
маршрут
в
школу»
Квест в осеннем лесу
2
Практическая работа
3
Познавательная игра
викторина
Комбинированное
занятие
1011
1214
15
1
пожарной 3
1
16
17
18
19
20
2122
2325
2627
28
2930
3132
3335
36
3739
4042
43
4445
4648
4950
скалочкой».
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Журавль и
цапля».
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Петушок и
бобовое зёрнышко».
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Снегурушка и
лиса».
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Петушок и
жерновцы».
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Петушок золотой гребешок».
Мониторинговый
конкурс
«ЭМУ-специалист»
Предметная
неделя
по
литературному чтению
Тайны вокруг нас. Зимняя
сказка
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Жихарка».
По дорогам сказок. Просмотр
спектакля в кукольном театре
Тайны вокруг нас. Книжное
царство.
Тайны вокруг нас. Станция
юных натуралистов
По дорогам сказок. Русская
народная сказка «Медведь и
лиса».
Предметная
неделя
по
математике
Танграм: древняя китайская
головоломка
Веселая геометрия
Числовые головоломки
1
Комбинированное
занятие
1
Комбинированное
занятие
1
Комбинированное
занятие
1
Комбинированное
занятие
1
Комбинированное
занятие
2
Практическая работа
3
Литературный
квиз,
викторина
Выставка
рисунков
«Герои
любимых
сказок»
Квест в зимнем лесу
2
1
2
2
3
1
3
3
1
2
Тайны вокруг нас.
3
Нижнетагильский музейзаповедник. Природа и
полезные ископаемые Урала
Тайны вокруг нас.
Весна 2
пришла
Комбинированное
занятие
Поездка в кукольный
театр
Экскурсия
в
библиотеку
Экскурсия на станцию
юных натуралистов
Комбинированное
занятие
Математический КВН,
Проектные задачи
Комбинированное
занятие
Практическая работа
Практическая работа
Экскурсия в музей
Трудовой десант