МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов основного среднего образования пгт. Горноуральский, 2023 Пояснительная записка Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт . Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах . Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружаю- щего мира . Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного от- ношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию . Рабочая программа ориентирована на психологовозрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ . Для оценки качества образования по предмету «Изобразительное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чѐтко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации . Учебный материал каждого модуля разделѐн на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследо- вательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата . Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объѐме, макете). Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи . ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всѐм многообразии еѐ видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Воспитательный потенциал искусство» реализуется через: предмета «Изобразительное привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования в объѐме 102 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных. Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль № 1 (5 класс) «Декоративно-прикладное и народное искусство» Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративноприкладное искусство и предметная среда жизни людей. Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом . Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства. Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы . Убранство русской избы Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в еѐ постройке и украшении . Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб . Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства . Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома . Декоративные элементы жилой среды. Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде . Мудрость соотношения характера постройки, символики еѐ декора и уклада жизни для каждого народа . Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления . Народный праздничный костюм Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понѐва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах . Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке . Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны . Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия. Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества. Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников. Народные художественные промыслы Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона. Многообразие видов традиционных ремѐсел и происхождение художественных промыслов народов России. Разнообразие материалов народных ремѐсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лѐн и др .) . Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов . Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки . Местные промыслы игрушек разных регионов страны . Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла . Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы». Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приѐмы и композиционные особенности городецкой росписи. Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приѐмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии. Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приѐмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещѐнности и объѐмности изображения. Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны . Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приѐмов работы с металлом . Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстѐра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше . Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы . Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры . Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов. Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. Народные художественные ремѐсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России . Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды) . Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак . Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений. Декор на улицах и декор помещений.Декор праздничный и повседневный . Праздничное оформление школы . Модуль № 2 (6 класс) «Живопись, графика, скульптура» Общие сведения о видах искусства Пространственные и временные виды искусства . Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей. Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата. Начальные умения рисунка с натуры . Зарисовки простыхпредметов . Линейные графические рисунки и наброски . Тон и тональные отношения: тѐмное — светлое . Ритм и ритмическая организация плоскости листа . Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета . Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тѐплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи . Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура . Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура . Произведения мелкой пластики. Виды рельефа. Жанры изобразительного искусства Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства . Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства. Натюрморт Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве. Основы графической грамоты: правила объѐмного изображения предметов на плоскости . Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода, правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе. Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Сложная пространственная форма и выявление еѐ конструкции . Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел . Освещение как средство выявления объѐма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень» . Особенности освещения «по свету» и «против света». Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению. Творческий натюрморт в графике. Произведения художниковграфиков . Особенности графических техник . Печатная графика . Живописное изображение натюрморта Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта. Портрет Портрет как образ определѐнного реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох . Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи . Великие портретисты в европейском искусстве. Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве . Великие портретисты в русской живописи . Парадный и камерный портрет в живописи. Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и европейском. Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека . Графический портретный рисунок с натуры или по памяти . Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека. Портрет в скульптуре. Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете. Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета. Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев . Опыт работы над созданием живописного портрета. Пейзаж Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения. Правила построения линейной перспективы в изображении пространства. Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа. Особенности изображения разных состояний природы и еѐ освещения. Романтический пейзаж . Морские пейзажи И . Айвазовского . Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов . Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы . Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в. Становление образа родной природы в произведениях А. Ве- нецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана еѐ значение для русской культуры . Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины . Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины. Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы. Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города . Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города. Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения . Бытовой жанр в изобразительном искусстве Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох . Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни . Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. раз нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении. Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств ивзаимосвязи всех компонентов произведения . Исторический жанр в изобразительном искусстве Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др . Историческая картина в русском искусстве XIX в . и еѐ особое место в развитии отечественной культуры . Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др . Исторический об- раз России в картинах ХХ в . Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эски- зы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом . Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету . Библейские темы в изобразительном искусстве Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений . Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др . Библейские темы в отечественных картинах XIX в . (А . Иванов . «Явление Христа народу», И . Крамской . «Христос в пустыне», Н . Ге . «Тайная вечеря», В . Поленов . «Христос и грешница») . Иконопись как великое проявление русской культуры . Язык изображения в иконе — его религиозный и символический смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублѐва, Феофана Грека, Дионисия. Работа над эскизом сюжетной композиции. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве. Модуль № 3 ( 7 класс) «Архитектура и дизайн» Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества . Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи . Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта . Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития . Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты . Графический дизайн Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности . Основы формальной композиции в конструктивных искусствах . Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания . Основные свойства композиции: целостность и соподчинѐнность элементов . Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции . Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости . Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката . Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке . Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала . Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ. Макетирование объѐмно-пространственных композиций Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства . Прочтение плскостной композиции как «чертежа» пространства . Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местно- сти и способы его обозначения на макете . Выполнение практических работ по созданию объѐмнопространственных композиций. Объѐм и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объѐмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный ха- рактер постройки . Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей . Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры) . Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и еѐ форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком . Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объѐмов . Красота — наиболее полное выявление функции предмета . Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета . Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов . Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления Цвет в архитектуре и дизайне . Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре . Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна . Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета . Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей . Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов . Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы про- шлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения . Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Еѐ технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре . Отрицание канонов и сохранение наследия с учѐтом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма . Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города . Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей . Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города . Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр .), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т . д . Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина . Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер . Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой . Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия . Традиции графического языка ландшафтных проектов . Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа . Единство эстетического и функционального в объѐмнопространственной организации среды жизнедеятельности людей. Образ человека и индивидуальное проектирование Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей . Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре . Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада . Дизайн предметной среды в интерьере частного дома . Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием . Характерные особенности современной одежды. Молодѐжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль . Ансамбль в костюме . Роль фантазии и вкуса в подборе одежды . Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Искусство грима и причѐски. Форма лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический . Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью . Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству дости- гаются в единстве учебной и воспитательной деятельности . В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности . Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовнонравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве . Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов . Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа . 2. Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой иотечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника . Формируется чувство личной причастности к жизни общества . Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения . В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся . Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов . Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности . 3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета . Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоциональнообразной, чувственной сферы . Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества . Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни . 4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч . aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле . Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию . 5. Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т . е . в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учеб- ных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе . 7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них . Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта . Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности . А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определѐнным заданиям программы . 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) еѐ создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни . Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметнопространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками . МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Изобразительное искусство»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции . Базовые логические и исследовательские действия: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции . Работа с информацией: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях . 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя по- ставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Самоконтроль: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев . Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художествен- ной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своѐ и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль № 1 (5 класс) «Декоративно-прикладное и народное искусство»: знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусствапромыслов; понимать связь декоративноприкладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде; иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира; характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства; уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметнопространственной среды; распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др .); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала; распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др .; знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения; различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических; знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах; овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщѐнного изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства; знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры; иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности; знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условия- ми и сложившийся историей; объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др .; различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; иметь представление о приѐмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов; характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение; ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьѐ, гобелен и т . д .; овладевать навыками коллективной практической творче- ской работы по оформлению пространства школы и школь- ных праздников . Модуль № 2 (6 класс)«Живопись, графика, скульптура»: характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей; объяснять причины деления пространственных искусств на виды; знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей . Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства; иметь практические навыки изображения карандашами разной жѐсткости, фломастерами, углѐм, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художе- ственные материалы; иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов; понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности; иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объѐмных форм; знать основы линейной перспективы и уметь изображать объѐмные геометрические тела на двухмерной плоскости; знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещѐнная часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка; понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа; обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объѐмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого; иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии; иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие; знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи; определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью; иметь опыт объѐмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных . Жанры изобразительного искусства: объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства . Натюрморт: характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени; рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в ., опираясь на конкретные произведения отечественных художников; знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объѐмного предмета в двухмерном пространстве листа; знать об освещении как средстве выявления объѐма предмета; 6 иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; иметь опыт создания графического натюрморта; иметь опыт создания натюрморта средствами живописи . Портрет: иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке; сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени; понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника; узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др .); уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художниковпортретистов (В . Боровиковский, А . Венецианов, О . Кипренский, В . Тропинин, К . Брюллов, И . Крамской, И . Репин, В . Суриков, В . Серов и др .); знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы; иметь представление о способах объѐмного изображения головы человека, создавать зарисовки объѐмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике; иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; иметь начальный опыт лепки головы человека; приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека; иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображе- нии образа человека; уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа; иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в . — западном и отечественном . Пейзаж: иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения; знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке; определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива; знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике; характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов; иметь представление о морских пейзажах И . Айвазовского; иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы; знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А . Саврасова, И . Шишкина, И . Левитана и художников ХХ в . (по выбору); уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины; иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению; иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению; иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению; обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения . Бытовой жанр: характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов; уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины; различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине; иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения; объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни; осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др .); иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства; обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности. Исторический жанр: характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства; знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К . Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В . Сурикова, «Бурлаки на Волге» И . Репина; иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в .; логические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру; узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С . Боттичелли; знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом; иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией . Библейские темы в изобразительном искусстве: знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства; объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений; знать, объяснять содержание, узнавать произведения вели- ких европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др .; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др .; знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства; уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А . Иванова, «Христос в пустыне» И . Крамского, «Тайная вечеря» Н . Ге, «Христос и грешница» В . Поленова и др .; иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублѐве, Феофане Греке, Дионисии; воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры; объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя; уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека . Модуль № 3 ( 7 к л а с с ) «Архитектура и дизайн»: характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т . е . искусства художественного построения предметнопространственной среды жизни людей; объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека; рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох . Графический дизайн: объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных искусств; объяснять основные средства — требования к композиции; уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; осваивать навыки вариативности в ритмической организа- ции листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; объяснять выражение «цветовой образ»; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные одним стилем; определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций . Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: 6 иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу; выявлять структуру различных типов зданий и характеризо- вать влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности людей; знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в по- стройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодѐжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его зада- чах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причѐски в повседневном быту. Тематическое планирование 5 класс «Декоративно-прикладное и народное искусство»: 34 часа № Тема Ко Электронные ресурсы уро лка во час ов Общие 1 сведения о декоративноприкладном искусстве 1 2 Декоративноприкладное искусство и его виды 1 Древние корни народного искусства 7 Древние образы в народном 1 https://infourok.ru/prezentaciya-urokaizo-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-iego-vidy-5klass-6740713.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-klass-urokdrevnie-obrazi-v-narodnom-iskusstve- 3 искусстве Убранство русской избы 1 303347.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokupo-izo-5-klass-ubranstvo-russkoj-izby5836536.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izovnutrenniy-mir-russkoy-izbi-klass2208874.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoklass-konstrukciya-i-dekor-predmetovnarodnogo-bita-3245799.html 4 Внутренний мир русской избы 1 5 Конструкция и декор предметов народного быта и труда Народный праздничный костюм 1 7 Искусство народной вышивки 1 8 Народныепраз дничные обряды (обобщение темы) 1 Народные художественны е промыслы 8 Происхожден ие художественн ых промыслов и их роль в современной жизни народов России Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izona-temu-rol-narodnih-hudozhestvennihpromislov-v-sovremennoy-zhizni-klass2190498.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoklass-drevnie-obrazi-v-sovremennihnarodnih-igrushkah-3521638.html 6 9 10 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izonarodniy-prazdnichniy-kostyum-klass3305768.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-russkayanarodnaya-vishivka-klass-307469.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izonarodnie-prazdnichnie-obryadi-klass2177744.html 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Дымка, каргопольская , филимоновска я игрушка Праздничная хохлома. Роспись по дереву Искусство Гжели . Керамика Городецкая роспись по де реву 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klassdrevnie-obrazi-v-sovremennih-narodnihigrushkah-3521638.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuzolotaya-hohloma-klass-2369039.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoiskusstvo-gzheli-5-klass-5468793.html 1 Жостово . Роспись по м таллу Искусство лаковой живописи 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izogorodeckaya-rospis-5-klass5491349.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izozhostovo-klass-643968.html Декоративноприкладное искусство в культуре разных эпох и народов 10 Роль декоративноприкладного искусства в культуре древних цивилизаций Украшения Древнего Египта Особенности орнамента в культурах разных народов 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-roldekorativno-prikladnogo-iskusstva-vzhizni-drevnih-obschestv-iskusstvo-dre3122344.html 1 https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2 015/06/14/ukrasheniya-drevnego-egipta 1 https://infourok.ru/osobennostiornamenta-v-kulturah-raznyh-narodov6170865.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuiskusstvo-paleha-5-klass-6482046.html 20 Керамика Древней Греции 1 21 Особенности конструкции и декора одежды Древний Китай 1 23 Западная Европа в 17 веке 1 2425 О чем рассказывают нам гербы и эмблемы 2 26 Целостный образ декоративноприкладного искусства для каждой историческо й эпохи и национальн ой культуры 1 Декоративноприкладное искусство в жизни современного человека 8 Многообразие видов, форм, материалов и техник современного 1 22 27 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temukeramika-drevney-grecii-vazopis-klass3586835.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuosobennosti-konstrukcii-i-dekoraodezhdy-5-klass-6522011.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoodezhda-govorit-o-cheloveke-drevniykitay-3554884.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuodezhda-govorit-o-cheloveke-zapadnayaevropa-vek-3779507.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-ochyom-rasskazivayut-gerbi-i-emblemiklass-3484067.html https://infourok.ru/celostnyj-obrazdekorativno-prikladnogo-iskusstva-dlyakazhdoj-istoricheskoj-epohi-inacionalnoj-kultury-6170880.html https://infourok.ru/prezentaciya-urokaizo-mnogoobrazie-vidov-formmaterialov-i-tehnik-sovremennogodekorativnogo-iskusstva-5klass6567174.html 28 декоративного искусства Произведения из глины, металла, текстиля. 1 https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-izomnogoobrazie-vidov-form-materialov-itehnik-sovremennogo-dekorativnogoiskusstva-5klass-6567174.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temusimvoli-i-emblemi-v-sovremennom-mireklass-3540176.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-5klass-dekor-sovremennyh-ulic-ipomeshenij-6630488.html 29 Символически й знак в современной жизни 1 30 Декор современных улиц и помещений Ты сам – мастер. Коллективная работа для школы. 1 3134 Все го 4 34 6 класс «Живопись, графика, скульптура»: 34 часа № Тема Ко Электронные ресурсы ур лок во а ча со в Общие сведения 1 о видах искусства 1 Искусство — его виды и их роль в жизни людей 1 Язык изобразительног о искусства и его выразительные 7 https://infourok.ru/prezentaciya-planuroka-iskusstvo-v-zhizni-cheloveka-6klass-4999269.html средства Живописные, графические и скульптурные художественны е материалы и их особые свойства Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника Выразительные возможности линии 1 https://infourok.ru/zhivopisnyegraficheskie-i-skulpturnyehudozhestvennye-materialy-i-ih-osobyesvojstva-6178519.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuizo-v-6-klasse-risunok-osnovaizobrazitelnogo-tvorchestva4386199.html 1 Тѐмное — светлое — тональные отношения Основы цветоведения 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izolinii-i-eyo-virazitelnie-vozmozhnostiklass-2208704.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izona-temu-tonovie-otnosheniya-v-risunkenatyurmorta-klass-1363583.html 7 Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве 1 8 Выразительные средства скульптуры 1 Жанры изобразительного искусства 1 Жанровая система в изобразительно м искусстве 1 2 3 4 5 6 9 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-cvetosnovi-cvetovedeniya-klass3906759.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokupo-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuosnovy-cvetovedeniya-cvet-kakizobrazitelnoe-sredstvo-vizobrazitelnom-6263935.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izodlya-klassa-na-temu-obemnieizobrazheniya-v-skulpture-1324547.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuzhanri-i-ih-vidi-v-izobrazitelnomiskusstve-klass-1012458.html Натюрморт 10 11 12 13 14 Изображение объѐмного предмета на плоскости листа Конструкция предмета сложной формы 5 1 1 Свет и тень . Правила светотеневого изображения предмета Рисунок натюрморта графическими материалами Живописное изображение натюрморта 1 Портрет 6 1 1 https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku _izobrazitelnogo_iskusstva_natyurmort_ v_grafike_6_klass-565529.htm 1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuv-6-klasse-na-temu-izobrazheniepredmetnogo-mira-natyurmort6723705.html 15 Портретный жанр в истории искусства 16 Конструкция головы человека 1 17 Графический портретный рисунок 1 18 Свет и тень в изображении головы человека Портрет в скульптуре 1 19 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izona-temu-izobrazhenie-obema-naploskosti-i-lineynaya-perspektiva-klassnemenskiy-2395980.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuosobennosti-postroeniya-predmetaslozhnoy-formi-2685598.html https://infourok.ru/prezentaciya-urokaizo-po-teme-osveshenie-svet-i-ten-6klass-5406335.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuistoriya-portreta-klass-1229398.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izona-temu-konstrukciya-golovi-chelovekai-ee-osnovnie-proporcii-klass3517614.html https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temugraficheskiy-portretniy-risunok-klass1022554.html https://infourok.ru/prezentaciya___po_iz o_6_klass-350104.htm https://infourok.ru/prezentaciya_portret_ v_skulpture_6_klass-188195.htm 20 21 22 2 24 25 26 27 Живописное изображение портрета 1 Пейзаж 6 1 Правила построения линейной перспективы в изображении пространства Правила воздушной перспективы 1 Особенности изображения разных состояний природы и еѐ освещения Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре Пейзаж в графике 1 Городской пейзаж 1 Бытовой жанр в изобразительно м искусстве 2 Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох 1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuzhivopisnoe-izobrazhenie-portreta5767524.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoizobrazhenie-prostranstva-pravilalineynoy-i-vozdushnoy-perspektivi-klass1834638.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izona-temu-pravila-postroeniya-perspektivivozdushnaya-perspektiva-klass1887160.html https://infourok.ru/osobennostiizobrazhenie-raznyh-sostoyanij-prirody-iee-osvesheniya-6100943.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temupejzazh-v-russkoj-zhivopisi-6-klass5077404.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temupejzazh-v-grafike-6-klass-5078068.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoklass-gorodskoy-peyzazh-3004366.html https://infourok.ru/otkrtyj-urokizobrazitelnogo-iskusstva-v-6-klassebytovoj-zhanr-v-izobrazitelnomiskusstve-rabota-nad-syuzhetnojkompoziciej-6754311.html 28 29 30 31 32 33 34 Вс Работа над сюжетной композицией 1 Исторический жанр в изобразительно м искусстве 3 Историческая картина в истории искусства, еѐ особое значение Историческая картина в русской живописи 1 Виртуальная экскурсия: К.Брюллов «Последний день Помпеи» https://www.youtube.com/watch?v=vjlcYfj3 ATg 1 Виртуальная экскурсия по выставке картин «Святой благоверный князь Александр Невский» https://www.youtube.com/watch?v=xLsX2R Zal2A Работа над сюжетной композицией 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izona-temu-prezentaciya-po-izo-na-temuistoricheskij-zhanr-v-russkoj-zhivopisi-6klass-4255156.html Библейские темы в изобразительно м искусстве 3 Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи Библейские темы в русском искусстве XIX в. Иконопись в истории русского искусства 1 https://infourok.ru/biblejskie-temy-vistorii-evropejskoj-i-otechestvennojzhivopisi-6174377.html 1 https://uchitelya.com/izo/150356prezentaciya-bibleyskiy-syuzhet-viskusstve-6-klass.html 1 https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/ 2014/02/16/ikonopis 34 https://infourok.ru/otkrtyj-urokizobrazitelnogo-iskusstva-v-6-klassebytovoj-zhanr-v-izobrazitelnom-iskusstverabota-nad-syuzhetnoj-kompoziciej6754311.html ег о 7 класс «Архитектура и дизайн»: 34 часа № Тема Ко Электронные ресурсы уро лка во час ов Архитектура 2 и дизайн — искусства художествен ной постройки предметно‒ пространств енной среды жизни человека 1 2 3 Архитектур а и дизайн — предметнопространст венная среда, создаваема я человеком Архитекту ра — «каменная летопись» истории человечест ва 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-urokuizo-7-klass-11-09-2023-6749272.html 1 https://infourok.ru/arhitektura-kamennayaletopis-mira-4731603.html Графически й дизайн 6 Основы 1 https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-7- 4 5 6 7 8 построения композици ив конструкти вных искусствах Роль цвета в организаци и композици онного пространст ва Шрифты и шрифтовая композици яв графическ ом дизайне Логотип. Построение логотипа Композици онные основы макетирова ния в графическо м дизайне при соединении текста и изображени я. Искусство плаката Многообраз ие форм графическо го дизайна. Дизайн книги и журнала klass-osnovy-kompozicii-v-konstruktivnyhiskusstvah-4688247.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-cvetelement-kompozicionnogo-tvorchestva-7klass-5366792.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-shriftovaya-kompoziciya-klass3223623.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuizobrazitelnogo-iskusstva-tema-urokalogotip-postroenie-logotipa-6253235.html https://infourok.ru/prezentaciya-iplankonspekt-uroka-po-izobrazitelnomuiskusstvu-klass-kompozicionnie-osnovimaketirovaniya-v-graficheskom-dizayne2914757.html 1 1 https://infourok.ru/prezentaciya-klassmnogoobrazie-form-graficheskogo-dizayna2188141.html 910 1112 1314 1516 Макетирова ние объѐмнопространств енных композиций 11 От плоскостно го изображени як объѐмному макету. Объект и пространств о. Взаимосвяз ь объектов в архитектур ном макете Здание как сочетание различных объѐмных форм. Конструкц ия: часть и целое Эволюция архитектур ных конструкци й и роль эволюции строительн ых материалов Красота и целесообра зность предметног о мира. 2 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoobekt-i-prostranstvo-ot-ploskostnogoizobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html 2 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-zdaniekak-sochetanie-razlichnih-obemov-ponyatiemodulya-1453911.html 2 https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2023/05/27/evolyutsiyaarhitekturnyh-konstruktsiy-i-rol 2 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-krasota-i-celesoobraznost-vesh-kaksochetanie-obyomov-i-obraz-vremeni-7klass-6299063.html 1718 19 Образ времени в предметах, создаваемы х человеком Форма, материал и функция бытового предмета Цвет в архитектур еи дизайне 2 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-forma-i-material7-klass-4948595.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuizobrazitelnogo-iskusstva-po-programmebnemenskogo-cvet-v-arhitekture-i-dizayney-klass-2826297.html Социальное 7 значение дизайна и архитектур ы как среды жизни человека 20 21 22 23 Образ и стиль материальн ой культуры прошлого Пути развития совреме нной архитек туры и дизайна: город сегодня и завтра Пространст во горо дской среды 1 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuobrazi-materialnoy-kulturi-proshlogoarhitekturnie-stili-raznih-epoh-2610418.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-puti-razvitiya-sovremennojarhitektury-i-dizajna-7-klass-5378001.html 1 Дизайн 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-zhivoeprostranstvo-goroda-gorod-mikrorajon-ulica7-klass-fgos-4076018.html https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-7- 24 25 26 2728 городской среды. Малые архитектур ные формы Дизайн пространст веннопредметной среды интерь- ера. Интерьер и предметны й мир в доме Природа и архитектура . Организаци я архитектурн оландшафтно го пространств а Замысел архитектур ного проекта и его осуществле ние klass-malye-arhitekturnye-formy-yaponskijsad-ugolok-vselennoj-5705713.html 1 https://ecologiarossii.ru/?utm_source=infour ok&utm_medium=banneradfox&utm_content=banner-513-3 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izopriroda-i-arhitektura-klass-2122041.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoklass-ti-arhitektor-zamisel-arhitekturnogoproekta-2732092.html Образ человека и индивидуал ьное проектирова ние 8 Функциона льная планировка своего дома 2 https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuizobrazitelnogo-iskusstva-v-7-klassefunkcionalnaya-planirovka-svoego-doma6577234.html 29 Дизайн предметной среды в интерьере личного дома 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-dizajnprostranstvenno-veshnoj-sredy-interera-7klass-4247924.html 30 Дизайн и архитект ура сада или приусаде бного участка Композици онноконструкти вные принципы дизайна одежды Дизайн современно й одежды 1 https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-dizayn-i-arhitektura-moego-sada-klass3131384.html 2 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-modakultura-i-ty-kompozicionno-konstruktivnyeprincipy-dizajna-odezhdy-7-klas4272502.html 1 Грим и причѐска в практике дизайна. Визажисти ка 1 https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-dizaynsovremennoy-odezhdi-klass-2940226.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-grim-vizazhistika-i-prichyoska-vpraktike-dizayna-2921876.html 3132 33 34 Все го 34