внеурочная деятельность Русский язык изложение, сочинение

Приложение №26
к ООП ООО

РЕАЛИЗУЕМАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК: СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ»
9б класс
2023-2024год
Направление: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка.
Практический курс разработан с целью подготовки учащихся 8 классов к
экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.
Структура и содержание ОГЭ по русскому языку.
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному
тексту – требует от школьника мобильной памяти, владение нормами
орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить
главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и
грамматические средства). В наш информационный век способность
воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьноакадемическое, отвлечённое требование, а важное умение, постоянно
используемое в жизни.
Вторая часть выполняется на основе прочитанного текста и проверяет
глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень
постижения школьниками культурно- ценностных категорий: понимание
основной проблемы или её аспектов, позиции автора или героя, авторского
отношения к героям; опознание изученных средств выразительности. В этой
части проверяется также лингвистическая база учащихся.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное
высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению
аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей
образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того,
умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику,
вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику
познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют
умения в области владения русским языком.
Предлагаемый подготовительно - тренировочный курс предназначен для
учащихся 8 классов и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным целям:
знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и
намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает
понимание системы знаний о языке,
формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий,
ориентировочных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от
формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной
и письменной речи.
Цель:
обеспечение подготовки учащихся 8классов к прохождению итоговой
аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции 8-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя)
понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть ( повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста) и практическая часть
( выполнение различных упражнений,
помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных
правил, приобрести устойчивые навыки).
1. Структура ОГЭ.
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения
по тексту публицистического или научного стиля ( точнее, научнопопулярного подстиля).
Сжатое изложение – это форма обработки
информации
исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленить главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой
передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание,
без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно,
нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно
понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Учащийся должен также тренироваться в определении микротем,
являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть- тестовая работа.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих
задания (15.1,15.2,15.3),из которых ученик должен выбрать только одно.
Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный
текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем
культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность,

включающая способность аргументации доказательности своей позиции,
вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы,
эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное
начало, как ответственность за свои взгляды и позиции
2. Содержание предмета
Подготовка к изложению
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
6. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в
котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
поставленный вопрос .
7. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать
средства речевой выразительности.
8.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,
иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. 4.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий.
9. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные
слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные
слова.
10. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения.
12.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения.
Пунктуация при обособленных членах предложениях.
13. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
14. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное
предложение.
Грамматическая
основа
предложения.
Количество
грамматических основ в предложении.
15.Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Бессоюзные
предложения. Пунктуация в сложных предложениях
16. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные
предложения с
несколькими
придаточными.
Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
17.Сложные предложения с разными видами связи.
Подготовка к сочинению-рассуждению
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста.
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления
и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических
ошибок.
5. Корректировка текста.
6.Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
7. Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
8. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
10. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
11. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
12.Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом
условий речевой ситуации.
13. Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение
обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого
словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Формы работы: изучение теории и практические занятия, сочетание
групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
исследование;
наблюдение;
работа со словарями;
дискуссия;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
-сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
-анализ текста художественного и публицистического стилей;
- составление тезисов, аргументов;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц, алгоритмов.
- работа с тестами;
-написание сочинений разных видов;
- описание иллюстраций;
- устные выступления.

Планируемые результаты изучения предмета:
умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции девятиклассников;
приѐмы компрессии текста;

понимать формулировку задания и вникать в еѐ смысл;

Личностные результаты:
ациональнокультурных ценностей русского народа;

средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;
ь к самостоятельной творческой деятельности;

ценностей;
азованию.
Метапредметные результаты:
корректировать деятельность;
деятельности;
ой, учебно-исследовательской и
проектной деятельности;

ситуацией общения;
Предметные результаты:
общества, государства;
ние словарного запаса;
литературного языка;
собственной речью;

различных сферах и ситуациях общения;

лингвистической компетенции девятиклассников;
приѐмы компрессии текста;

понимать формулировку задания и вникать в еѐ смысл;

работать с бланками экзаменационной работы;
3. Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ п\п

Наименование разделов и тем

1

Определение, признаки и
характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления и
формулирования.
Композиция, логическая,
грамматическая структура
текста. Микротема.
Соотношение микротемы и
абзацного строения текста.
Абзац Синтаксическое
богатство русского языка.
Главная и второстепенная
информация в тексте. Способы
сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
Сжатое изложение.
Анализ напечатанного текста,
отработка умения находить
предложение, в котором
содержится информация,
необходимая для обоснования
ответа на поставленный вопрос
Правописание приставок.
Приставки, оканчивающиеся
на З - С, иноязычные

2

3

4
5

6

Кол- Контро Практи
во ча льная
ческая
сов
работа работа
1

Эл.
ресурс
infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

1

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

приставки. Приставки ПРЕ- и
ПРИ- ; Ы, И после приставок.
Суффиксы причастий,
отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий.

1

infourok.ru
multiurok.ru

Синонимы. Контекстуальные
синонимы. Стилистически
нейтральные слова. Антонимы.
Омонимы. Стилистически и
эмоционально окрашенные
слова.
Словосочетание. Предложение.
Грамматическая основа
предложения.
Простое осложненное
предложение. Обособленные
члены предложения.
Вводные слова и предложения.
Вставные конструкции.
Обращения.
Предложение. Односоставные
и двусоставные предложения.
Сложное предложение.
Грамматическая основа
предложения. Количество
грамматических основ в
предложении.
Сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения. Бессоюзные
предложения. Пунктуация в
сложном предложении.
Сложноподчиненное
предложение. Виды
придаточных предложений.
Сложноподчиненные
предложения с несколькими
придаточными.
Однородное, неоднородное и
последовательное подчинение.
Сложные предложения с
разными видами связи.
Понятие о сочинениирассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея,
проблема текста.

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

Позиция автора. Собственная
позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис,

1

infourok.ru
multiurok.ru

аргументы, вывод).
Оформление вступления и
концовки сочинения.
Написание сочинениярассуждения на
лингвистическую тему

1

1

Написание сочинениярассуждения на тему,
связанную с анализом текста
Анализ написанного сочинения
по выбору учащихся .
Классификация речевых и
грамматических ошибок.
Контрольная работа в формате
ОГЭ
Выразительное чтение текста
Основные правила
выразительного чтения текста
Интонационное соответствие
пунктуационному оформлению
текста.
Соответствие темпа чтения
коммуникативной задаче
текста. Контроль.
Способы запоминания текста.
Способы цитирования текста
Уместное, логичное включение
цитаты в текст. Пересказ
текста с включением цитаты.
Контроль.
Культура ведения монолога.
Тип речи повествование.

1

1

1

1

1

infourok.ru
multiurok.ru

30

Культура ведения монолога.
Тип речи описание.

1

infourok.ru
multiurok.ru

31

Культура ведения монолога.
Тип речи рассуждение.

1

infourok.ru
multiurok.ru

32

Грамматические нормы.
Речевые нормы.
Орфоэпические нормы.
Понятие о диалоге. Структура
диалога. Особенности диалога.
Основные правила ведения
диалога.
Понятие о внимательном
молчании. Законы риторики
диалога. Тренировочное
собеседование
ИТОГО

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

1

infourok.ru
multiurok.ru

18

19

20

21
22
23
24

25

26
27
28

29

33

34

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1

34

infourok.ru
multiurok.ru

2

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».