ОДНКНР 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского
городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5-6 классов основного среднего образования

пгт. Горноуральский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6
классов образовательных организаций составлена в соот- ветствии с:
требованиями Федерального государственного образователь- ного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного
общего образования (личностным, метапредметным, предмет- ным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования, а также учитываются возраст- ные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина
носит культурологический и воспитатель- ный характер, что
позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на
основе традиционных россий- ских духовно-нравственных ценностей
— важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического
наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию
гражданской идентичности у подрастающих по- колений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации
от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, граждан-

ственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, мило- сердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимо- уважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России. Именно традиционные российские ду- ховно-нравственные
ценности объединяют Россию как многона- циональное и
многоконфессиональное государство, лежат в ос- нове представлений
о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ буду- щего
нашей страны, который формируется с учѐтом националь- ных и
стратегических приоритетов российского общества, куль- турноисторических традиций всех народов России, духовно- нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей еѐ истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полу- ченные
в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социу- ма, о прошлом и
настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной ду- ховно-нравственной
культурой России, определять свою иден- тичность как члена семьи,
школьного коллектива, региональ- ной общности, гражданина страны
с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и
преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к от- бору
информации, соответствия требованиям возрастной педа- гогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представ- ление
о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты
культуры,
еѐ
специфические
инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравствен- ного
идеала, гражданской идентичности личности обучающего- ся и
воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуров- ня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессио- нальное
государство, с едиными для всех законами, общерос- сийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхо- да, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажиро- ванности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании
данной дисциплины означает важность терминологического единства,
необходимость
освоения
основных
научных
подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирова- ния
познавательного интереса к этнокультурным и религиоз- ным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов,
когнитивным
способностям
и
социальным
потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР вклю- чает осознание
важности наднационального и надконфессио- нального гражданского
единства народов России как основопо- лагающего элемента в
воспитании патриотизма и любви к Ро- дине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.

Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
■

Целями изучения учебного курса являются:
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения

■

■

■

■

■

■

■

■

■

■

■

■

и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение
для
формирования
гражданской
идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной мо- рали
и нравственности как основополагающих элементах ду- ховной
культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни лич- ности,
семьи, общества, ответственного отношения к будуще- му
отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке пове- дения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов
России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных рос- сийских
духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культу-

ре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение глав- ных
целей основного общего образования, способствуя:
■ расширению и систематизации знаний и представлений школьников
о культуре и духовных традициях народов Рос- сии, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры
и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
■ углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
■ формированию основ морали и нравственности, воплощѐн- ных
в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
■ воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других
народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
■ пробуждению интереса к культуре других народов, проявле- нию
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодей- ствию на
основе
■ поиска общих культурных стратегий и идеалов;
■ осознанию
приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических
мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
■ раскрытию
природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
■ формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствую- щих
развитию общества в целом;
■ получению научных представлений о культуре и еѐ функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а,
следовательно, способности их применять в анализе и

■

изучении социально-культурных явлений в истории и куль- туре
России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенству- ющей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компе- тенций в
отборе, использовании и структурировании инфор- мации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.

Воспитательный потенциал предмета реализуется через:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их
работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
•
демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с
обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных
постановках;
дискуссий,
которые
дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах
других
исследователей,
навык
публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Место

курса

«Основы

духовно-нравственной

культуры

народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная
область «Основы духовно-нравственной культуры народов Рос- сии»
является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 клас- сах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на
каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.

Содержание учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
5 класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество.
Традиционные
ценности
и
ролевые
модели.
Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нрав- ственности.
Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации меж- ду
людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык
как культурообразующий проект и язык межнацио- нального
общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даѐт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Един- ство
культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт,
техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление
мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни об- щества
и человека. Государствообразующие религии России. Единство
ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нуж- ных
знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культур- ным
человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности,
традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравствен- ный
долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и
Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения
устного поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в
литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить
вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация
духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и
нравственность в жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Пре- емственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительно- сти.
От сказки к роману. Зачем нужны литературные произве- дения?
Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При- меры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические
и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные
традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художествен- ные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории. Архи- тектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма
выражения эмоциональных связей между людьми. Народные
инструменты. История народа в его музыке и инструмен тах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов
к современному искусству. Храмовые росписи и фоль- клорные
орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся худож- ники разных
народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад
с использованием разнообразного зрительного ряда и других
источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема
32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сход- ство
культурных традиций, единые духовно-нравственные цен- ности
народов России.

6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между
миром материальной культуры и социальной структурой общества.
Расстояние и образ жизни людей. Научно-техниче- ский прогресс как
один из источников формирования социаль- ного облика общества.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы
культурного взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур.
Сохранение и поддержка принципов толерантности и ува- жения ко
всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность
народов России в разные исторические периоды. Многообразие
культурных укладов как результат исторического развития народов
России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность
труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд.
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они
влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об
основных этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов
образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции наро- дов
России. Права и свободы человека и гражданина, обозна- ченные в
Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник
духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых
важных черт современного общества с точки зрения материаль- ной и
духовной культуры народов России.

Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик
и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ
ограничение. Общество как регулятор свободы.

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития
во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического
мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема
12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной
культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что
значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена
моя жизнь. Выполнение проекта.

Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стои- мость.
Безделье,
лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема
17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.
Коллектив.
Личные
границы.
Этика
предпринимательства.
Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема
19.
Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность. Волонтѐрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия
гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном на- следии
народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицей- ский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные,
педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития
личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад
науки в благополучие страны. Важность морали и нрав- ственности в
науке, в деятельности учѐных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их
истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина
перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права
и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть гражданином. Россий- ская
гражданская идентичность.

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое заня-тие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема
30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет
школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравствен- ность
как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на уровне основного общего образования
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют со- бой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых резуль- татов
освоения всех компонентов, составляющих содержатель- ную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в един- стве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обуча- ющихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции лично- сти как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизнен- ное):
сформированность
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий,
духовно-нравственных ценностей в становлении рос- сийской
государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении,
расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонациональ- ного
российского общества с помощью воспитания способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствова- нию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения
к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствую- щего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обуче- нию и
познанию через развитие способностей к духовному раз- витию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к исто- рии,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям наро- дов
родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентно- сти в
решении моральных проблем на основе личностного вы- бора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осоз- нанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание
значения семьи в жизни человека и общества; при- нятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в куль- турных традициях народов
России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают: освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в
нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками
работы с информацией: воспритие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом
назначения информации и еѐ аудитории.

■

■

■
■

■

■

■

■

1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанав- ливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выби- рать основания
и критерии для классификации, устанавли- вать причинноследственные связи, строить логическое рас- суждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы,
модели и схемы для решения учебных и познаватель- ных задач
(знаково-символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия вклю- чают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совмест- ную
деятельность с учителем и сверстниками; работать инди- видуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учѐта интере- сов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мне- ние (учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответ- ствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, моно- логической
контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познаватель- ной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей позна- вательной
деятельности (целеполагание);

■

■

■
■

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результа- тами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рам- ках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре- шений
и осуществления осознанного выбора в учебной и по- знавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании проектов.

5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
■ иметь представление о содержании данного курса, в том чис- ле о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «тради- ционные
ценности», об угрозах духовно-нравственному един- ству страны;
■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.

■

■

■

■
■
■

■

■

■

■

■

■
■

Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федера- ции,
его мирном характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия
народов
Российской
Федерации,
причинах
культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиоз- ного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудни- чества и
дружбы между народами и нациями, обосновывать их
необходимость.
Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения
и влияние на миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как но- сителя
духовно-нравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том
числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной
чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого
этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
Иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов
России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие,
достояние российского государства, уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и
их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их
различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

■

■
■
■
■

■
■

■
■
■

■
■
■
■

■
■
■
■

уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяй- ства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселе- ния, природных
условий и взаимодействия с другими этно- сами.
Тема 7. Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся уровне осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с форма- ми их
репрезентации в культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и
духовный смысл культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с
культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль
в жизни общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России
и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его
важность для личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России
и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

■

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравствен- ным
развитием общества, осознавать ценность знания, исти- ны,
востребованность процесса познания как получения но- вых
сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных осо- бенностях;
■ выделять общее и единичное в культуре на основе предмет- ных
знаний о культуре своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой
и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной
культурно-исторической специфики;
■ обосновывать важность сохранения культурного многообра- зия
как источника духовно-нравственных ценностей, морали и
нравственности современного общества.

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
■
■
■
■
■
■
■

■
■
■

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями еѐ существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая
семья», «семейное счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и еѐ воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сирот- ство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиро- тах, знать о
формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения;

■

■
■
■
■

■
■
■

■

■
■

■

■

■

■

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории
народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культу- ры
собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества,
трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные
сюжеты о семье, семейных обязанностях;
уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключе- вых
сюжетах с участием семьи в произведениях художествен- ной
культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социаль- ного
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме боль- шой и
малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать
данные закономерности на региональных мате- риалах и примерах
из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о
культуре своего народа;

■
■

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для
трансляции
духовно-нравственных
ценностей,
морали
и
нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
■
■
■
■

■
■
■
■
■

■
■
■

Тема 17. Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело- века
и общества, человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием терми- на
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных
ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой свое- го
этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понима- ние
идеалов добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
■

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать
основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

■
■

■
■
■

■

■

■
■

■

■

иметь представление о значении и функциях изучения исто- рии;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важ- ность
изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и
патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен» как формах распространения и
обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного
наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свобо- ды
человека, патриотизм, гражданственность, служение От- ечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравствен- ные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, спра- ведливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на
культурные и исторические особенности россий- ского народа:
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базо- вых
общегражданских ценностей российского общества и уметь
доказывать это.

■
■
■

■
■
■

■
■
■
■
■
■
■
■

■

■
■
■

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и кон- цепт
«полиэтничность»;
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где
они традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональ- ный
народ Российской Федерации», «государствообразую- щий
народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов наро- дов
Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационально- го и
межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их
важность как элементов культуры;
устанавливать
взаимосвязь
праздников
и культурного
уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов Рос- сии и
собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры наро- дов
России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравствен- ных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основ- ные
типы памятников архитектуры и проследить связь меж- ду их
структурой и особенностями культуры и этапами исто- рического
развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем
научно-технического развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенно- стями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов
России;

■
■

■

■
■
■

■

■
■

■
■

■

■
■

■
■

устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные
средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов Рос- сии,
народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других
видов художественного творчества, рассказывать об особенностях
и выразительных средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного ис- кусства
как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных
средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина,
песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей,
морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной
литературы.

■

■

■

■

■
■
■

■

■

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории
и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестикласс- ников
уровне (с учѐтом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким
через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от
физической и политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответ- ствии с
их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в
культуре народов России для обоснования еѐ территориаль- ного,
политического и экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого един- ства
перед требованиями национального самоопределения от- дельных
этносов.

6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
■
■
■

■

Тема 1. Мир культуры: его структура
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социально- го
явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материаль- ной
культуры и социальной структурой общества, их взаи- мосвязь с
духовно-нравственным состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;

■

■
■
■

■
■
■
■

■
■
■

■

■

■
■
■

уметь объяснить взаимосвязь между
прогрессом и этапами развития социума.

научно-техническим

Тема 2. Культура России: многообразие регионов
Характеризовать
административно-территориальное
деление
России;
знать количество регионов, различать субъекты и федераль- ные
округа, уметь показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного
устройства в полиэтничном государстве, важность сохране- ния
исторической памяти отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов наро- дов
Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационально- го и
межрелигиозного согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как
общее достояние и богатство нашей многонациональной Ро- дины.
Тема 3. История быта как история культуры
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью
народов России и особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатиче- ских,
географических и культурно-исторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный
Знать, что такое труд, производительность труда и разделе- ние
труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном
обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов
общества, роль созидательного и добросовестного труда для
создания социально и экономически благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и
ценности общества.

■
■
■
■
■

■
■
■
■
■
■

Тема 5. Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в
обществе на различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
понимать специфику каждой ступени образования, еѐ роль в
современных общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и
ценность знания;
характеризовать образование как часть процесса формирова- ния
духовно-нравственных ориентиров человека.
Тема 6. Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
характеризовать историю формирования комплекса понятий,
связанных с правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения па- ритета
между правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
■ Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
«атеизм», «свободомыслие»;
■ характеризовать основные культурообразующие конфессии;
■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
■ понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
■ Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного
развития человека и общества в целом для сохранения соци- альноэкономического благополучия;
■ называть и характеризовать основные источники этого про- цесса;
уметь доказывать теоретические положения, выдвину- тые ранее
на примерах из истории и культуры России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
■
■
■
■

■
■
■

■
■

■
■

■
■
■
■

■
■

Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через
описание личных качеств человека;
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимос- вязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли
в общественных процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
понимать важность коллективизма как ценности современной
России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные
этапы, а также потребности человека для гармоничного раз- вития
и существования на каждом из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли в развитии личности, во взаимодействии с другими
людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
уметь обосновывать важность религиозных моральных и
нравственных ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное
знание»;
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;

■
■

■
■
■
■

■
■

■

характеризовать понятие «культура» как процесс самопозна- ния
общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории
и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиогра- фия»,
«автопортрет», «рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
■
■
■

■
■
■
■

Тема 15. Труд делает человека человеком
Характеризовать важность труда и его роль в современном
обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономиче- ское
благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать
важность и уметь обосновать необходимость их преодо- ления для
самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, тру- довых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с
одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оцен- ка
труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

■
■
■
■
■

■
■

■
■

■
■

Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;
знать и называть героев современного общества и историче- ских
личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание послед- ствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовли- яние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его нравственному и духовному
развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и
литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительно- сти;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания
■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современ- ного
общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеа- лов и
ценностей;
■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пу- ти
преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
■ обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19.
ношений

Духовно-нравственные

ориентиры

социальных

от-

■

■

■

Характеризовать понятия «благотворительность», «меценат- ство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «обществен- ные
блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовы- ручки
у представителей разных этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтѐрских и социальных проектах в регионе сво- его
проживания.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
■ Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
■ находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
■ знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
■ находить и объяснять гуманистические проявления в совре- менной
культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества
■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
■ иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
■ осознавать и обосновывать ответственность личности при вы- боре
социальных профессий;
■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эво- люцию
в истории России;
■ доказывать важность меценатства в современном обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного развития личности
самого мецената;
■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его
важную роль в жизни общества;
■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;

■

понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтѐрской деятельности, аргументированно объяснять еѐ
важность.

Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества
■ Характеризовать понятие «наука»;
■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать еѐ связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
■ называть имена выдающихся учѐных России;
■ обосновывать важность понимания истории науки, получе- ния
и обоснования научного знания;
■ характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, еѐ роль
и вклад в доказательство этих понятий.
■
■

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать харак- тер
и цель труда в определѐнной профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать еѐ вклад в общество; называть духовно-нравствен- ные
качества человека, необходимые в этом виде труда .

Тематический блок 4. « Р одина и патриотизм»
■
■
■

■
■
■

■

Тема 25. Гражданин
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, цен- ностей
гражданского самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном
обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма .
■

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;

■
■
■
■

■
■
■
■

■
■

■
■

■
■
■

■
■

■
■

доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для граж- данина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, на- уке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «до- блесть»; обосновывать их важность,
приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Рос- сийского государства с опорой на
исторические факты и ду- ховно-нравственные ценности;
хаактеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности
человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соот- носить это понятие с необходимыми
нравственными каче- ствами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, еѐ со- ставляющие: этническую,
религиозную, гендерную идентич- ности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств граж- данина, указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их
нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адапти- ровать их к потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие)
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравствен- ный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные каче- ства, которые ему присущи.
Тема 32. Человек и культура (проект)
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью извест- ных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимов- лияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные
примеры, их осмысле- ние и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие
традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаѐтся прерогативной образовательного учреждения
с учѐтом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов.

Тематическое планирование
5 класс 34 часа
№
Тема
урока

Колво
часов

Россия — наш общий дом

10

1

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»?

1

2

Наш дом — Россия.

1

3

Язык и история.

1

4

Русский язык

1

5

Истоки родной культуры.

1

6

Материальная культура.

1

7

Духовная культура.

1

8

Культура и религия.

1

9

Культура и образование.

1

Многообразие культур
России
(практическое
занятие).

1

10

11

Семья и духовнонравственные ценности

6

Семья — хранитель
духовных ценностей.

1

12

Родина
семьи.

с

1

13

Традиции
семейного
воспитания в России.

1

14

начинается

Образ семьи в культуре
народов России.

1

15

Труд в истории семьи.

1

16

Семья в современном мире
(практическое занятие).

1

Духовно-нравственное
богатство личности

3

17

Личность — общество —

1

Электронные ресурсы

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temudlya-chego-nuzhno-izuchat-uroki-odnknr-5klass-6741429.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokaodnknr-dlya-5-klassa-na-temu-nash-domrossiya-6240826.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-yazyk-i-istoriya-6423946.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-russkij-yazyk-yazyk-obsheniya-iyazyk-vozmozhnostej-6423949.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuistoki-rodnoj-kultury-6421067.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuodnknr-materialnaya-kultura-6241449.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuodnknr-materialnaya-kultura-6241449.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrkultura-i-religiya-5-klass-5130068.html
https://infourok.ru/prezentaciya-odnknrkultura-i-obrazovanie-6242194.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-poodnknr-velichie-mnogonacionalnojrossijskoj-kultury-5-klass-6731011.html

https://infourok.ru/urokprezentaciya-poodnknr-klass-semyahranitel-duhovnihcennostey-2532720.html
https://infourok.ru/rodina-nachinaetsya-ssemi-6343868.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-v5-kl-tradicii-vospitaniya-4074606.html
https://theslide.ru/uncategorized/semeynyetsennosti-pochitaemye-v-kulture-narodov
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-trud-v-istorii-semi-5-klass6344739.html
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temusemya-v-sovremennom-obshestvezakonodatelstvo-semi-4700539.html

https://infourok.ru/prezentaciya-odnknr-

культура.

18

19

Духовный мир человека.

Личность и духовнонравственные ценности.

Культурное
России
20

21
22

1

1

единство 15

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность.
Литература как язык
культуры.
Взаимовлияние культур.

1

https://infourok.ru/istoricheskaya-pamyatkak-duhovno-nravstvennaya-cennost6479977.html

1

https://infourok.ru/prezentaciya-literaturakak-yazyk-kultury-5-klass-6566267.html
https://prezentacii.org/prezentacii/prezentaciiraznie/136081-vzaimodejstvie-i-dialogkultur.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-duhovno-nravstvennye-cennostirossijskogo-naroda-odnknr-5-klass6512077.html
https://infourok.ru/regiony-rossii-kulturnoemnogoobrazie-6532303.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrpo-teme-prazdniki-v-kulture-narodov-rossii5-klass-6731000.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-pamyatniki-v-kulture-narodov-rossii6742277.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-muzykalnaya-kulturanarodov-rossii-6544029.html
https://videouroki.net/razrabotki/izobrazitielnoie-iskusstvo-narodov-rossii.html

1

23

Духовно-нравственные
ценности российского народа.

1

24

Регионы России: культурное
многообразие.

1

25

26

Праздники
в
народов России.

культуре

Памятники архитектуры в
культуре народов России.

1

1

27

Музыкальная
народов России.

культура

1

28

Изобразительное
народов России.

искусство

1

29

30-31

Фольклор и литература
народов России.
Бытовые традиции народов
России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).

1

2

32-33

Культурная карта России
(практическое занятие).

2

34

Единство страны — залог
будущего России.

1

Всего

lichnost-obshestvo-kultura-5-klass6520813.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrduhovnyj-mir-cheloveka-cennost-zhizni-5klass-6695131.html
https://infourok.ru/lichnost-i-duhovnonravstvennye-cennosti-odnknr-6-klass6326261.html

34

https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-5klass-folklor-i-literatura-narodov-rossii6611483.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-byt-narodov-rossii-5-klass6690260.html
http://nav.sozvezdie03.ru/doc/obshcheeobrazovanie/prezentaciya-proekta-kulturnayakarta-rossii.html
https://infourok.ru/prezentaciya-odnknredinstvo-strany-zalog-budushego-rossii6242191.html

6 класс 34 часа
№
Тема
урока
Культура как социальность

Колво
часов
8
1

1

Мир культуры: его
структура.

2

Культура России:
многообразие регионов.

1

3

История быта как история
культуры.

1

4

Прогресс: технический и
социальный.

1

5

Образование в культуре
народов России.

1

6

Права
и
человека.

обязанности

1

Общество
и
религия:
духовно-нравственное
взаимодействие.
Современный мир: самое
важное (практическое занятие).

1

Человек и его отражение в
культуре

7

9

Каким должен быть человек?

1

10

Взросление человека в
культуре народов России.

1

7
8

11

Религия
как
нравственности.

источник

1

1

Электронные ресурсы

https://infourok.ru/mir-kultury-ego-struktura6222266.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-kultura-rossii-mnogoobrazieregionov-6747039.html
https://infourok.ru/odnknr-6-klass-istoriya-bytakak-istoriya-kultury-6753664.html
https://infourok.ru/progress-socialnyj-itehnicheskij-6288196.html
https://infourok.ru/prezentaciya-odnknr-kulturai-obrazovanie-6242194.html
https://infourok.ru/prezentaciya-prava-iobyazannosti-cheloveka-i-grazhdanina-klass1361411.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnk-natemu-religiya-i-obshestvo-6340138.html
https://uchitelya.com/obschestvoznanie/165313prezentaciya-mir-kak-edinoe-celoe-6-klass.html

https://infourok.ru/prezentaciya-duhovnonravstvennye-kachestva-lichnosti-5356746.html
https://stylishbag.ru/30-foto/vzrosleniecheloveka-v-kulture-narodov-rossii-odnknr-6klass-prezentaciya.html
https://ppt-online.org/840012

12

Наука
как
источник
знания
о
человеке
и
человеческом.

1

https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-nauka-kak-istochnik-znaniyao-cheloveke-6354582.html

13

Этика и нравственность как
категории
духовной
культуры.

1

https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-etika-i-nravstvennostkak-kategorii-duhovnoj-kultury-6377062.html

2

https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-samopoznanieprakticheskoe-zanyatie-6390703.html

14-15

Самопознание
(практическое занятие).

Человек как член общества
16

Труд
делает
человеком.

17

Подвиг:
героя?

18

как

11
человека 1
узнать

Люди
в
обществе:
духовно-нравственное

1

1

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2019/11/05/trud-zachemcheloveku-trud
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-podvig-kak-uznatgeroya-6544106.html
https://infourok.ru/prezentaciya-lyudi-v-

взаимовлияние.

19

Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания.

1

20

Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений.

1

21

Гуманизм
как
сущностная характеристика
духовнонравственной
культуры народов России.

1

22

Социальные профессии;
их
важность
для
сохранения
духовнонравственного
облика
общества.

1

23

Выдающиеся благотворители
в истории.

1

24

Выдающиеся учѐные России.

1

25-26

Моя профессия
(практическое занятие).

2

Родина и патриотизм
27

Гражданин.

8
1

28

Патриотизм.

1

29

30
31

32

Защита Родины: подвиг или
долг?

Государство.
наша Родина.

Россия

Гражданская
идентичность
(практическое занятие).
Моя школа и мой класс
(практическое занятие).

—

1

1
1

1

obshestve-duhovno-nravstvennoevzaimovliyanie-6436605.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-problemysovremennogo-obshestva-kak-otrazhenie-egoduhovno-nravstvennogo-samosoznan6442536.html
https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-urokuodnknr-6-klass-duhovno-nravstvennyeorientiry-sovremennogo-obschestva-2848674
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-natemu-gumanizm-kak-sushnostnayaharakteristika-duhovno-nravstvennoj-kulturynarodov-rossii-9-klass-6494213.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-socialnye-professii-ihvazhnost-dlya-sohraneniya-duhovnonravstvennogo-oblika-obshestva-6480503.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-vydayushiesyablagotvoriteli-v-istorii-blagotvoritelnost-kaknravstvennyj-6495086.html
https://infourok.ru/prezentaciya-odnknr-6-klassvydayushiesya-uchyonye-rossii-nauka-kakistochnik-socialnogo-i-duhovnogo-progressaobshestva-6546378.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-moya-professiyaprakticheskoe-zanyatie-6520785.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-natemu-gosudarstvo-i-grazhdanin-6-klass5799233.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-kursaodnknr-po-teme-grazhdanin-i-gosudarstvokogo-my-nazyvaem-patriotom-6725274.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-popredmetu-odnknr-na-temu-zashita-otechestvadolg-kazhdogo-grazhdanina-rol-svyashennikana-vojne-5271325.html
https://theslide.ru/obshchestvoznanie/nasharodina-rossiya-6-klass
https://infourok.ru/prezentaciya-formirovaniegrazhdanskoy-identichnosti-cherezpriobschenie-k-narodnim-tradiciyam-naprimere-tradicionnih-narodnih--3330123.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-moya-shkola-i-mojklass-prakticheskoe-zanyatie-6584447.html

33-34

Всего

Человек: какой он?
(практическое занятие).

2

34

https://infourok.ru/magazinmaterialov/rabochij-list-k-uroku-odnknr-6klass-chelovek-kakoj-on-prakticheskoezanyatie-18809


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».