МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов основного среднего образования пгт. Горноуральский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соот- ветствии с: требованиями Федерального государственного образователь- ного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предмет- ным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возраст- ные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитатель- ный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных россий- ских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих по- колений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, граждан- ственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, мило- сердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимо- уважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские ду- ховно-нравственные ценности объединяют Россию как многона- циональное и многоконфессиональное государство, лежат в ос- нове представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ буду- щего нашей страны, который формируется с учѐтом националь- ных и стратегических приоритетов российского общества, куль- турноисторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей еѐ истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полу- ченные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социу- ма, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной ду- ховно-нравственной культурой России, определять свою иден- тичность как члена семьи, школьного коллектива, региональ- ной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к от- бору информации, соответствия требованиям возрастной педа- гогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представ- ление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравствен- ного идеала, гражданской идентичности личности обучающего- ся и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуров- ня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессио- нальное государство, с едиными для всех законами, общерос- сийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхо- да, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажиро- ванности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирова- ния познавательного интереса к этнокультурным и религиоз- ным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР вклю- чает осознание важности наднационального и надконфессио- нального гражданского единства народов России как основопо- лагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Ро- дине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ■ Целями изучения учебного курса являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной мо- рали и нравственности как основополагающих элементах ду- ховной культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни лич- ности, семьи, общества, ответственного отношения к будуще- му отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке пове- дения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных рос- сийских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культу- ре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение глав- ных целей основного общего образования, способствуя: ■ расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов Рос- сии, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; ■ углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; ■ формированию основ морали и нравственности, воплощѐн- ных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; ■ воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; ■ пробуждению интереса к культуре других народов, проявле- нию уважения, способности к сотрудничеству, взаимодей- ствию на основе ■ поиска общих культурных стратегий и идеалов; ■ осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; ■ раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; ■ формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствую- щих развитию общества в целом; ■ получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и ■ изучении социально-культурных явлений в истории и куль- туре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенству- ющей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах; развитию информационной культуры школьников, компе- тенций в отборе, использовании и структурировании инфор- мации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательный потенциал предмета реализуется через: • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов Рос- сии» является обязательной для изучения. Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 клас- сах. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю. Содержание учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» 5 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нрав- ственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации меж- ду людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнацио- нального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Един- ство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни об- щества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нуж- ных знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культур- ным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравствен- ный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Пре- емственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительно- сти. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произве- дения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При- меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художествен- ные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архи- тектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструмен тах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фоль- клорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся худож- ники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сход- ство культурных традиций, единые духовно-нравственные цен- ности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-техниче- ский прогресс как один из источников формирования социаль- ного облика общества. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и ува- жения ко всем культурам народов России. Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции наро- дов России. Права и свободы человека и гражданина, обозна- ченные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материаль- ной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стои- мость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтѐрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном на- следии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицей- ский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учѐные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нрав- ственности в науке, в деятельности учѐных. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Россий- ская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое заня-тие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравствен- ность как важнейшие качества человека. Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют со- бой систему ведущих целевых установок и ожидаемых резуль- татов освоения всех компонентов, составляющих содержатель- ную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в един- стве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обуча- ющихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции лично- сти как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизнен- ное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении рос- сийской государственности . 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональ- ного российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствова- нию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствую- щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обуче- нию и познанию через развитие способностей к духовному раз- витию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к исто- рии, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям наро- дов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентно- сти в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осоз- нанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; при- нятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в куль- турных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать обобщения, устанав- ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби- рать основания и критерии для классификации, устанавли- вать причинноследственные связи, строить логическое рас- суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познаватель- ных задач (знаково-символические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия вклю- чают: умение организовывать учебное сотрудничество и совмест- ную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди- видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интере- сов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мне- ние (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответ- ствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познаватель- ной деятельности, развивать мотивы и интересы своей позна- вательной деятельности (целеполагание); ■ ■ ■ ■ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результа- тами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам- ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре- шений и осуществления осознанного выбора в учебной и по- знавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? ■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; ■ иметь представление о содержании данного курса, в том чис- ле о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «тради- ционные ценности», об угрозах духовно-нравственному един- ству страны; ■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 2. Наш дом — Россия Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федера- ции, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; понимать необходимость межнационального и межрелигиоз- ного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудни- чества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость. Тема 3. Язык и история Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как но- сителя духовно-нравственных смыслов культуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры Иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура Иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о традиционных укладах хозяй- ства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселе- ния, природных условий и взаимодействия с другими этно- сами. Тема 7. Духовная культура Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с форма- ми их репрезентации в культуре; осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; осознавать связь религии и морали; понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; ■ понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравствен- ным развитием общества, осознавать ценность знания, исти- ны, востребованность процесса познания как получения но- вых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) ■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных осо- бенностях; ■ выделять общее и единичное в культуре на основе предмет- ных знаний о культуре своего народа; ■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики; ■ обосновывать важность сохранения культурного многообра- зия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей Знать и понимать смысл термина «семья»; иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями еѐ существования; понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ воспитательную роль; понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сирот- ство», обосновывать нравственную важность заботы о сиро- тах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и сохранения; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культу- ры собственного этноса; уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключе- вых сюжетах с участием семьи в произведениях художествен- ной культуры; понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи как социаль- ного института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме боль- шой и малой семей; характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных мате- риалах и примерах из жизни собственной семьи; выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; ■ ■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 17. Личность — общество — культура Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело- века и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием терми- на «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества культурой свое- го этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей, понима- ние идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» ■ Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ иметь представление о значении и функциях изучения исто- рии; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важ- ность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свобо- ды человека, патриотизм, гражданственность, служение От- ечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравствен- ные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, спра- ведливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности россий- ского народа: осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базо- вых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 24. Регионы России: культурное многообразие Понимать принципы федеративного устройства России и кон- цепт «полиэтничность»; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональ- ный народ Российской Федерации», «государствообразую- щий народ», «титульный этнос»; понимать ценность многообразия культурных укладов наро- дов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационально- го и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 25. Праздники в культуре народов России Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; различать основные типы праздников; уметь рассказывать о праздничных традициях народов Рос- сии и собственной семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры наро- дов России; понимать основной смысл семейных праздников: определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравствен- ных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основ- ные типы памятников архитектуры и проследить связь меж- ду их структурой и особенностями культуры и этапами исто- рического развития; понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенно- стями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества народов Рос- сии, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; обосновывать и доказывать важность изобразительного ис- кусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; знать, что такое национальная литература и каковы еѐ выразительные средства; оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестикласс- ников уровне (с учѐтом их возрастных особенностей); понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; понимать, что такое культурная карта народов России; описывать отдельные области культурной карты в соответ- ствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования еѐ территориаль- ного, политического и экономического единства; понимать и доказывать важность и преимущества этого един- ства перед требованиями национального самоопределения от- дельных этносов. 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» ■ ■ ■ ■ Тема 1. Мир культуры: его структура Знать и уметь объяснить структуру культуры как социально- го явления; понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; уметь доказывать связь между этапом развития материаль- ной культуры и социальной структурой общества, их взаи- мосвязь с духовно-нравственным состоянием общества; понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ уметь объяснить взаимосвязь между прогрессом и этапами развития социума. научно-техническим Тема 2. Культура России: многообразие регионов Характеризовать административно-территориальное деление России; знать количество регионов, различать субъекты и федераль- ные округа, уметь показать их на административной карте России; понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохране- ния исторической памяти отдельных этносов; объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; понимать ценность многообразия культурных укладов наро- дов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационально- го и межрелигиозного согласия в России; характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Ро- дины. Тема 3. История быта как история культуры Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатиче- ских, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4. Прогресс: технический и социальный Знать, что такое труд, производительность труда и разделе- ние труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 5. Образование в культуре народов России Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; понимать специфику каждой ступени образования, еѐ роль в современных общественных процессах; обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; характеризовать образование как часть процесса формирова- ния духовно-нравственных ориентиров человека. Тема 6. Права и обязанности человека Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; понимать необходимость соблюдения прав человека; понимать и уметь объяснить необходимость сохранения па- ритета между правами и обязанностями человека в обществе; приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие ■ Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; ■ характеризовать основные культурообразующие конфессии; ■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; ■ понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) ■ Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; ■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения соци- альноэкономического благополучия; ■ называть и характеризовать основные источники этого про- цесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвину- тые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; понимать различия между этикой и этикетом и их взаимос- вязь; обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного раз- вития и существования на каждом из этапов; обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 11. Религия как источник нравственности Характеризовать нравственный потенциал религии; знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России; знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Тема 12. Наука как источник знания о человеке Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ характеризовать понятие «культура» как процесс самопозна- ния общества, как его внутреннюю самоактуализацию; осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры Характеризовать многосторонность понятия «этика»; понимать особенности этики как науки; объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности. Тема 14. Самопознание (практическое занятие) Характеризовать понятия «самопознание», «автобиогра- фия», «автопортрет», «рефлексия»; уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. «Человек как член общества» ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 15. Труд делает человека человеком Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономиче- ское благополучие»; объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодо- ления для самого себя; оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, тру- довых подвигов, социальной ответственности за свой труд; объяснять важность труда и его экономической стоимости; знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оцен- ка труда». Тема 16. Подвиг: как узнать героя? ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; понимать отличия подвига на войне и в мирное время; уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; знать и называть героев современного общества и историче- ских личностей; обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание послед- ствий. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовли- яние Характеризовать понятие «социальные отношения»; понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительно- сти; понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания ■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современ- ного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеа- лов и ценностей; ■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пу- ти преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; ■ обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 19. ношений Духовно-нравственные ориентиры социальных от- ■ ■ ■ Характеризовать понятия «благотворительность», «меценат- ство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «обществен- ные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовы- ручки у представителей разных этносов и религий; уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтѐрских и социальных проектах в регионе сво- его проживания. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России ■ Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа; ■ находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России; ■ знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; ■ находить и объяснять гуманистические проявления в совре- менной культуре. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества ■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; ■ иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; ■ осознавать и обосновывать ответственность личности при вы- боре социальных профессий; ■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг ■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эво- люцию в истории России; ■ доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; ■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; ■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; ■ понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтѐрской деятельности, аргументированно объяснять еѐ важность. Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества ■ Характеризовать понятие «наука»; ■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать еѐ связь с научно-техническим и социальным прогрессом; ■ называть имена выдающихся учѐных России; ■ обосновывать важность понимания истории науки, получе- ния и обоснования научного знания; ■ характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; ■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, еѐ роль и вклад в доказательство этих понятий. ■ ■ Тема 24. Моя профессия (практическое занятие) Характеризовать понятие «профессия», предполагать харак- тер и цель труда в определѐнной профессии; обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать еѐ вклад в общество; называть духовно-нравствен- ные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. « Р одина и патриотизм» ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ Тема 25. Гражданин Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, цен- ностей гражданского самосознания; понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм Характеризовать понятие «патриотизм»; приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; уметь обосновывать важность патриотизма . ■ Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Характеризовать понятия «война» и «мир»; ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ доказывать важность сохранения мира и согласия; обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для граж- данина; понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, на- уке, культуре; характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «до- блесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28. Государство. Россия — наша родина Характеризовать понятие «государство»; уметь выделять и формулировать основные особенности Рос- сийского государства с опорой на исторические факты и ду- ховно-нравственные ценности; хаактеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; характеризовать понятие «гражданская идентичность», соот- носить это понятие с необходимыми нравственными каче- ствами человека. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие) Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, еѐ со- ставляющие: этническую, религиозную, гендерную идентич- ности; обосновывать важность духовно-нравственных качеств граж- данина, указывать их источники. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие) Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; находить примеры добрых дел в реальности и уметь адапти- ровать их к потребностям класса. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие) Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравствен- ный идеал; приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; формулировать свой идеал человека и нравственные каче- ства, которые ему присущи. Тема 32. Человек и культура (проект) Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; уметь описать в выбранном направлении с помощью извест- ных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимов- лияние; характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысле- ние и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Система оценки результатов обучения Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие. 1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся. 3. При этом непосредственное оценивание остаѐтся прерогативной образовательного учреждения с учѐтом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов. Тематическое планирование 5 класс 34 часа № Тема урока Колво часов Россия — наш общий дом 10 1 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? 1 2 Наш дом — Россия. 1 3 Язык и история. 1 4 Русский язык 1 5 Истоки родной культуры. 1 6 Материальная культура. 1 7 Духовная культура. 1 8 Культура и религия. 1 9 Культура и образование. 1 Многообразие культур России (практическое занятие). 1 10 11 Семья и духовнонравственные ценности 6 Семья — хранитель духовных ценностей. 1 12 Родина семьи. с 1 13 Традиции семейного воспитания в России. 1 14 начинается Образ семьи в культуре народов России. 1 15 Труд в истории семьи. 1 16 Семья в современном мире (практическое занятие). 1 Духовно-нравственное богатство личности 3 17 Личность — общество — 1 Электронные ресурсы https://infourok.ru/prezentaciya-na-temudlya-chego-nuzhno-izuchat-uroki-odnknr-5klass-6741429.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokaodnknr-dlya-5-klassa-na-temu-nash-domrossiya-6240826.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-yazyk-i-istoriya-6423946.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-russkij-yazyk-yazyk-obsheniya-iyazyk-vozmozhnostej-6423949.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuistoki-rodnoj-kultury-6421067.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuodnknr-materialnaya-kultura-6241449.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuodnknr-materialnaya-kultura-6241449.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrkultura-i-religiya-5-klass-5130068.html https://infourok.ru/prezentaciya-odnknrkultura-i-obrazovanie-6242194.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-poodnknr-velichie-mnogonacionalnojrossijskoj-kultury-5-klass-6731011.html https://infourok.ru/urokprezentaciya-poodnknr-klass-semyahranitel-duhovnihcennostey-2532720.html https://infourok.ru/rodina-nachinaetsya-ssemi-6343868.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-v5-kl-tradicii-vospitaniya-4074606.html https://theslide.ru/uncategorized/semeynyetsennosti-pochitaemye-v-kulture-narodov https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-trud-v-istorii-semi-5-klass6344739.html https://infourok.ru/prezentaciya-na-temusemya-v-sovremennom-obshestvezakonodatelstvo-semi-4700539.html https://infourok.ru/prezentaciya-odnknr- культура. 18 19 Духовный мир человека. Личность и духовнонравственные ценности. Культурное России 20 21 22 1 1 единство 15 Историческая память как духовно-нравственная ценность. Литература как язык культуры. Взаимовлияние культур. 1 https://infourok.ru/istoricheskaya-pamyatkak-duhovno-nravstvennaya-cennost6479977.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-literaturakak-yazyk-kultury-5-klass-6566267.html https://prezentacii.org/prezentacii/prezentaciiraznie/136081-vzaimodejstvie-i-dialogkultur.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-duhovno-nravstvennye-cennostirossijskogo-naroda-odnknr-5-klass6512077.html https://infourok.ru/regiony-rossii-kulturnoemnogoobrazie-6532303.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrpo-teme-prazdniki-v-kulture-narodov-rossii5-klass-6731000.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-pamyatniki-v-kulture-narodov-rossii6742277.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-muzykalnaya-kulturanarodov-rossii-6544029.html https://videouroki.net/razrabotki/izobrazitielnoie-iskusstvo-narodov-rossii.html 1 23 Духовно-нравственные ценности российского народа. 1 24 Регионы России: культурное многообразие. 1 25 26 Праздники в народов России. культуре Памятники архитектуры в культуре народов России. 1 1 27 Музыкальная народов России. культура 1 28 Изобразительное народов России. искусство 1 29 30-31 Фольклор и литература народов России. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). 1 2 32-33 Культурная карта России (практическое занятие). 2 34 Единство страны — залог будущего России. 1 Всего lichnost-obshestvo-kultura-5-klass6520813.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrduhovnyj-mir-cheloveka-cennost-zhizni-5klass-6695131.html https://infourok.ru/lichnost-i-duhovnonravstvennye-cennosti-odnknr-6-klass6326261.html 34 https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-5klass-folklor-i-literatura-narodov-rossii6611483.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknrna-temu-byt-narodov-rossii-5-klass6690260.html http://nav.sozvezdie03.ru/doc/obshcheeobrazovanie/prezentaciya-proekta-kulturnayakarta-rossii.html https://infourok.ru/prezentaciya-odnknredinstvo-strany-zalog-budushego-rossii6242191.html 6 класс 34 часа № Тема урока Культура как социальность Колво часов 8 1 1 Мир культуры: его структура. 2 Культура России: многообразие регионов. 1 3 История быта как история культуры. 1 4 Прогресс: технический и социальный. 1 5 Образование в культуре народов России. 1 6 Права и человека. обязанности 1 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Современный мир: самое важное (практическое занятие). 1 Человек и его отражение в культуре 7 9 Каким должен быть человек? 1 10 Взросление человека в культуре народов России. 1 7 8 11 Религия как нравственности. источник 1 1 Электронные ресурсы https://infourok.ru/mir-kultury-ego-struktura6222266.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-kultura-rossii-mnogoobrazieregionov-6747039.html https://infourok.ru/odnknr-6-klass-istoriya-bytakak-istoriya-kultury-6753664.html https://infourok.ru/progress-socialnyj-itehnicheskij-6288196.html https://infourok.ru/prezentaciya-odnknr-kulturai-obrazovanie-6242194.html https://infourok.ru/prezentaciya-prava-iobyazannosti-cheloveka-i-grazhdanina-klass1361411.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnk-natemu-religiya-i-obshestvo-6340138.html https://uchitelya.com/obschestvoznanie/165313prezentaciya-mir-kak-edinoe-celoe-6-klass.html https://infourok.ru/prezentaciya-duhovnonravstvennye-kachestva-lichnosti-5356746.html https://stylishbag.ru/30-foto/vzrosleniecheloveka-v-kulture-narodov-rossii-odnknr-6klass-prezentaciya.html https://ppt-online.org/840012 12 Наука как источник знания о человеке и человеческом. 1 https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-nauka-kak-istochnik-znaniyao-cheloveke-6354582.html 13 Этика и нравственность как категории духовной культуры. 1 https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-etika-i-nravstvennostkak-kategorii-duhovnoj-kultury-6377062.html 2 https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-samopoznanieprakticheskoe-zanyatie-6390703.html 14-15 Самопознание (практическое занятие). Человек как член общества 16 Труд делает человеком. 17 Подвиг: героя? 18 как 11 человека 1 узнать Люди в обществе: духовно-нравственное 1 1 https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2019/11/05/trud-zachemcheloveku-trud https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-podvig-kak-uznatgeroya-6544106.html https://infourok.ru/prezentaciya-lyudi-v- взаимовлияние. 19 Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. 1 20 Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. 1 21 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. 1 22 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. 1 23 Выдающиеся благотворители в истории. 1 24 Выдающиеся учѐные России. 1 25-26 Моя профессия (практическое занятие). 2 Родина и патриотизм 27 Гражданин. 8 1 28 Патриотизм. 1 29 30 31 32 Защита Родины: подвиг или долг? Государство. наша Родина. Россия Гражданская идентичность (практическое занятие). Моя школа и мой класс (практическое занятие). — 1 1 1 1 obshestve-duhovno-nravstvennoevzaimovliyanie-6436605.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-problemysovremennogo-obshestva-kak-otrazhenie-egoduhovno-nravstvennogo-samosoznan6442536.html https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-urokuodnknr-6-klass-duhovno-nravstvennyeorientiry-sovremennogo-obschestva-2848674 https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-natemu-gumanizm-kak-sushnostnayaharakteristika-duhovno-nravstvennoj-kulturynarodov-rossii-9-klass-6494213.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-socialnye-professii-ihvazhnost-dlya-sohraneniya-duhovnonravstvennogo-oblika-obshestva-6480503.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-vydayushiesyablagotvoriteli-v-istorii-blagotvoritelnost-kaknravstvennyj-6495086.html https://infourok.ru/prezentaciya-odnknr-6-klassvydayushiesya-uchyonye-rossii-nauka-kakistochnik-socialnogo-i-duhovnogo-progressaobshestva-6546378.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-po-teme-moya-professiyaprakticheskoe-zanyatie-6520785.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-odnknr-natemu-gosudarstvo-i-grazhdanin-6-klass5799233.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-kursaodnknr-po-teme-grazhdanin-i-gosudarstvokogo-my-nazyvaem-patriotom-6725274.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-popredmetu-odnknr-na-temu-zashita-otechestvadolg-kazhdogo-grazhdanina-rol-svyashennikana-vojne-5271325.html https://theslide.ru/obshchestvoznanie/nasharodina-rossiya-6-klass https://infourok.ru/prezentaciya-formirovaniegrazhdanskoy-identichnosti-cherezpriobschenie-k-narodnim-tradiciyam-naprimere-tradicionnih-narodnih--3330123.html https://infourok.ru/plan-konspekt-k-urokuodnknr-6-klass-po-teme-moya-shkola-i-mojklass-prakticheskoe-zanyatie-6584447.html 33-34 Всего Человек: какой он? (практическое занятие). 2 34 https://infourok.ru/magazinmaterialov/rabochij-list-k-uroku-odnknr-6klass-chelovek-kakoj-on-prakticheskoezanyatie-18809