ВД Первый раз в пятый класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Первый раз в 5 класс!»
5 класс основного общего образования

пгт. Горноуральский 2023

1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации пятиклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
·
формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и
одноклассникам, установление контакта с учащимися, с учителем;
·
повышение групповой сплоченности
·
формирование адекватного поведения,
·
снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, скованности, боязливости
в движениях и речи.
2.Содержание программы:
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой
сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной
стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и
независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и
сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно
создать в классе доброжелательную атмосферу.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у
пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса,
установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими
сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной
стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не
относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей
доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности.
Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей.
Соответственно решается еще одна задача – способствование установлению межличностных
отношений с педагогами.
На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными
не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие
направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ
уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей.
Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность,
аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном
кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие
достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации
пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и
правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача
ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку.
На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому
отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с
помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков,
связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа
над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы
2

поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используются приемы,
позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей
в различных ситуациях на уроке.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе.
Подводятся итоги групповой работы.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления
эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка
направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания.Эти процедуры сплачивают
детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения,
которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует
формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя
психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач
тренинга.
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов
поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего
подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь
представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных
страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и
предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного
обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им
войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например,
обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе»,
«Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение
в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как
«Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость»,
«Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед
определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных
способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление
школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий
репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№

Тема

Задачи

Коли
честв
о
3

часов
1.

Знакомство. Принятие правил.

- способствовать созданию доброжелательной
обстановки и атмосферы поддержки в группе;
- развивать умение видеть ситуацию с разных
сторон, находить позитивные моменты в
происходящем, конструктивно реагировать на
школьные проблемы.

1

2.

Здравствуй, пятый класс!

- дать возможность детям поближе
познакомиться друг с другом, способствовать
формированию групповой сплоченности;
- помочь детям прояснить свои цели на время
обучения в пятом классе.

1

3.

Находим друзей

1

4.

Узнай свою школу

- способствовать формированию навыков
взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны
в дружбе;
— повысить самооценку детей.
- помочь учащимся ознакомиться со
школьными правилами и осознать особенности
своего поведения в разных школьных
ситуациях.

5.

Что поможет мне учиться?

1

6.

Ставим цели

7.

Легко ли быть учеником?

- помочь участникам группы осознать правила
работы на уроке;
- способствовать самораскрытию детей и
развитию эмпатии
- помочь детям в осмыслении личных целей на
период обучения в пятом классе
- помочь детям осознать, какие качества
необходимы хорошему ученику;
- способствовать развитию воображения и
навыков совместной деятельности.

8.

Чего я боюсь?

- научить детей распознавать свои школьные
страхи помочь найти способы их преодоления;
- снизить школьную тревожность.

1

Трудно ли быть настоящим
учителем?

- расширение и обогащение навыков общения
с учителями;
- формирование у детей правильного
отношения к оценке, помощь в осознании
критериев оценки;
- коррекция мотивации избегания неудачи в

9-10

1

1
1

2

4

школьных ситуациях.
11-12

Конфликт или
взаимодействие?

- совершенствовать навыки общения и
разрешения конфликтов;
- формирование умений не боясь неодобрения,
высказывать свои мысли.

2

13-15

Диагностические занятия

Выявление уровня адаптации к обучению в
основной школе
- повышение эмоциональной устойчивости
детей;
- формирование навыков принятия
собственных негативных эмоций;
- формирование умения адекватно
воспринимать обидные замечания
- сплочение ребят, формирование взаимного
доверия
- сплочение ребят, формирование чувства
команды
-сплочение
группы, формирование
позитивного отношения к окружающим
- способствовать самораскрытию, осознанию
своих личных особенностей
-сплочение ребят, формирование взаимного
доверия,
формирование
умения
координировать совместные действия
- формирование навыков эффективного
слушания, формирование представления о
важности обратной связи в общении
-развитие
социальной
наблюдательности,
вербального взаимодействия

3

развитие
навыков
невербальной
коммуникации, сотрудничества
- интегрирование полученных навыков
вербального и невербального взаимодействие с
использованием арт – терапевтического метода
- сформировать представления об эмоциях и
чувствах,
формирование
умений
конструктивно выражать их.
Формирование умений и навыков понимания
внешних проявлений основных эмоций и
чувств других людей, развитие собственной
эмоциональной экспрессивности
Закрепление навыков общения

2

16

17
18-19
20

21-22

Работа с негативными
переживаниями

Здесь и сейчас мы собрались.
Мы – команда.
Наши сходства и различия

Сплочение и доверие

23

Общение и умение слушать

24-25

Учимся взаимопониманию

26-27

Общение без слов

28

Поговорим рисунками

29-30

Наши эмоции и чувства.

31-32

Проявления эмоций и чувств

33

Портрет нашей группы

1

1
1
1

2

1

2

1

2

2

1
5

34
35

Обобщающее занятие
Подведение итогов

Закрепление полученных навыков
Получение участниками и ведущим обратной
связи от группы по результатам работы на
тренинге

1
1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».