МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Первый раз в 5 класс!» 5 класс основного общего образования пгт. Горноуральский 2023 1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности. Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации пятиклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: · формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам, установление контакта с учащимися, с учителем; · повышение групповой сплоченности · формирование адекватного поведения, · снижение эмоционального напряжения, снижение тревожности, скованности, боязливости в движениях и речи. 2.Содержание программы: На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно решается еще одна задача – способствование установлению межличностных отношений с педагогами. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы 2 поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы. Структура занятия Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания.Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Методы и техники, используемые в программе 1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. 5. Метафорические истории и притчи. Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности № Тема Задачи Коли честв о 3 часов 1. Знакомство. Принятие правил. - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. 1 2. Здравствуй, пятый класс! - дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; - помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. 1 3. Находим друзей 1 4. Узнай свою школу - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; — повысить самооценку детей. - помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. 5. Что поможет мне учиться? 1 6. Ставим цели 7. Легко ли быть учеником? - помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии - помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе - помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности. 8. Чего я боюсь? - научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; - снизить школьную тревожность. 1 Трудно ли быть настоящим учителем? - расширение и обогащение навыков общения с учителями; - формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; - коррекция мотивации избегания неудачи в 9-10 1 1 1 2 4 школьных ситуациях. 11-12 Конфликт или взаимодействие? - совершенствовать навыки общения и разрешения конфликтов; - формирование умений не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. 2 13-15 Диагностические занятия Выявление уровня адаптации к обучению в основной школе - повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания - сплочение ребят, формирование взаимного доверия - сплочение ребят, формирование чувства команды -сплочение группы, формирование позитивного отношения к окружающим - способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей -сплочение ребят, формирование взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия - формирование навыков эффективного слушания, формирование представления о важности обратной связи в общении -развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия 3 развитие навыков невербальной коммуникации, сотрудничества - интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействие с использованием арт – терапевтического метода - сформировать представления об эмоциях и чувствах, формирование умений конструктивно выражать их. Формирование умений и навыков понимания внешних проявлений основных эмоций и чувств других людей, развитие собственной эмоциональной экспрессивности Закрепление навыков общения 2 16 17 18-19 20 21-22 Работа с негативными переживаниями Здесь и сейчас мы собрались. Мы – команда. Наши сходства и различия Сплочение и доверие 23 Общение и умение слушать 24-25 Учимся взаимопониманию 26-27 Общение без слов 28 Поговорим рисунками 29-30 Наши эмоции и чувства. 31-32 Проявления эмоций и чувств 33 Портрет нашей группы 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 5 34 35 Обобщающее занятие Подведение итогов Закрепление полученных навыков Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге 1 1 6