ВД Учимся выполнять проекты 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Учимся выполнять проекты»
8 класс основного общего образования

пгт. Горноуральский 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы
Общие нормативные основания
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации",
- Приказа Министерства образования и науки от 30 августа 2013г № 1015 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31
марта 2014 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня
2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденные
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.10г. №189 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ 150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013г № ИР- 535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей";
-Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 25.06.2015г № 283-д «Об утверждении порядка организации психологопедагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации,
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
расположенных на территории Свердловской области»;
- Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 12.03.2004 г. № 01.01/47 «Об организации и содержании индивидуальных и
групповых коррекционных занятий»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г № 29/2065-п «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Адаптированной образовательной программы МАОУ СОШ №24;

2

- Устава МАОУ СОШ №24;
- Годового календарного графика ОУ;
- Учебного плана МАОУ СОШ №24.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие
в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности,
еѐ главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и
способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного
образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и
самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса «Учимся выполнять проекты»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектноисследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
 развивать познавательные потребности и способности, креативность,
 развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
 формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать

осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать
гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки
овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения
оформлять доклад, исследовательскую работу.
III. Общая характеристика учебного предмета

3

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования
у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,
партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению
учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской
деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы
занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать,
осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к
окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие
всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных
работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не
только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем
самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо
объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных
личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной
программы общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:
макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление
стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В
последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его
изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные,
групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают
краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объѐме выполненной работы и степени
самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске
информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трѐх этапов: разработка проекта, практическая реализация
проекта, защита проекта. Наиболее трудоѐмким компонентом проектной деятельности является
первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее
существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с
поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают
книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением
необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и
доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы.
Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов,
особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного
отношения к идеям и творчеству других.

4

Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его
относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной
деятельностью является их направленность на обучение детей приѐмам совместной деятельности в
ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:
 исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
 социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать
помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и
направлять ее в нужное русло);
 оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
 информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
выявлять, какой информации или каких умений недостает);
 презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные
вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические
возможности);
 рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо
научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
 менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы;
принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель
создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность
детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже
исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке
проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта.
Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая
определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее
значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект
или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще
лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с
целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами
исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;

5

• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• понаблюдать;
• проконсультироваться со специалистом;
• провести эксперимент;
• другие.
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и
есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении
первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить
теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети
рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь
важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то
на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в
разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей
защиты проекта.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея
проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на
протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме
проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции;
диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного
мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно
быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей
интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который
подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться
поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой.
Можно озвучить планы на будущее.
IV. Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Учимся создавать проекты» создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
Курс входит в раздел
учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В
соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 24 на проектную деятельность в 8 классах
отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов внеурочной
деятельности.
V. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в
выставках рисунков при защите проектов;
6

• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
VI. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
 понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 правила классификации и сравнения,
 способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
 источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,
ресурсы Интернета)
 правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:










выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами
и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные

У школьников будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;

7


чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;

различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;

8


строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

9













Планируемые результаты реализации программы
Учащиеся научатся
Учащиеся получат возможность научиться:
видеть проблемы;
 рефлексировать
(видеть
проблему;
анализировать
сделанное
–
почему
ставить вопросы;
получилось,
почему
не
получилось,
видеть
выдвигать гипотезы;
трудности, ошибки);
давать определение понятиям;

целеполагать (ставить и удерживать цели);
классифицировать;
 планировать (составлять план своей
наблюдать;
деятельности);
проводить эксперименты;
 моделировать
(представлять
способ
делать умозаключения и выводы;
действия
в
виде
модели-схемы,
выделяя
все
структурировать материал;
существенное и главное);
готовить тексты собственных
 проявлять инициативу при поиске способа
докладов;
(способов) решения задачи; вступать в
объяснять,
доказывать
и
коммуникацию (взаимодействовать при
защищать свои идеи.
решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
 действия, направленные на выявление проблемы и определить направление
исследования проблемы;
 гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
 деятельность по самостоятельному исследованию;
 выберутся методы исследования;
 последовательное исследование;
 зафиксированные полученные знания (соберется и обработается информация);
 проанализированный и обобщенный полученный результат; подготовленный
отчет – сообщение по результатам исследования; публичные выступления и
защита с доказательством своей идеи;
 организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального;
 результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
 включение в конкурсную защиту творческих проектов, среди учащихся 5
класса не менее 10%;
 интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной
творческой, исследовательской и практической работе.
VII. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс (34 часов)
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений
в жизни современного человека. Презентация
исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация

10

I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаѐм мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на
внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения
на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди
причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие
исследования.

направления

исследований.

Правила

выбора

темы

Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
11

Практические задания: ―Назови все особенности предмета‖, ―Нарисуй в точности предмет‖.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать
выводы.

Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: ―Учимся анализировать‖, ―Учимся выделять главное‖, ―Расположи
материал в определенной последовательности‖.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
«Фольклор от самой колыбели», «Детский фольклор», «Сказки в нашей жизни»,
«Заочная экскурсия. В гостях у…».
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования
в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
Сочиняем сказку.

12

Сказка как вид устного народного творчества. Народные сказки. Сказки народов мира.
Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Театрализация сказки.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура
выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: ―Что такое защита‖, ―Как правильно делать доклад‖,
―Как отвечать на вопросы‖.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
VIII. Тематическое планирование
Наименование тем

Количество

Электронные (цифровые) образовате

часов
Введение (1 ч.)

о такое проект

1

https://yandex.ru/video/preview/183858

о такое проблема

1

https://yandex.ru/video/preview/120223

к мы познаѐм мир

1

дивительный вопрос

1

чимся выдвигать гипотезы.

2

точники информации

2

I. Теоретический блок (16 ч.)
Способы мыслительной деятельности (7 ч.)

https://yandex.ru/video/preview/152141

пы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)

ыбор темы исследования

ли и задачи исследования

13

1

https://vk.com/video-154519039_456239

1

https://yandex.ru/video/preview/152141

етоды исследования. Мыслительные операции.

2

https://yandex.ru/video/preview/418412

ор материала для исследования.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-k-zany
proektnoy-deyatelnosti-zanyatie-sbor-in
metodi-3172445.html

нализ и синтез. Суждения, умозаключения,

1

воды

бобщение полученных данных.

2

II. Практический блок ( 14 ч.)

исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 10 ч. )

ланирование работы

2

бучение анкетированию, социальному опросу,

2

https://yandex.ru/video/preview/817593

тервьюированию.

бор и составление списка литературы по теме

2

следования.

формление презентации.

4

https://yandex.ru/video/preview/656214

Сочиняем сказку ( 3 ч.)

азка как вид УНТ.

2

атрализация сказки.

1
III.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)

одготовка к защите.

2

щита проектов.

2

https://yandex.ru/video/preview/907063

Перечень разделов
№
п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

Теоретический блок

16

- Способы мыслительной деятельности

7

- Этапы работы в рамках исследовательской
деятельности

9

Практический блок

14

3

14

- Мы - исследователи . Самостоятельные
(предметные) проекты

10
3

- Сочиняем сказку
4

Мониторинг исследовательской деятельности
учащихся

15

4

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Наименование
раздела.
Тема урока

Кол-во
часов

Понятия

1

2

3

4

1

Что такое проект

1

проект,
проблема,
информация

Цели

5
Введение (1 ч.)
Цель: знакомство с понятием
«проект», развитие интереса к
исследовательской деятельности
через знакомство с работами
учащихся.

Основные виды
деятельности
учащихся
6
Просмотр видео.
Беседа.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7
https://yandex.ru
/video/preview/18
385818923921171
308

I. Теоретический блок (16 ч.)
Способы мыслительной деятельности (7 ч.)
2

Что такое
проблема

1

проблема,
Цель: ознакомить с понятием
объект
проблема, формировать умение
исследования. видеть проблему, развивать умение
изменять собственную точку зрения,
исследуя объект с различных сторон.

Просмотр видео.
Беседа.

3

Как мы познаѐм
мир

1

наблюдение,
эксперимент,
опыт.

Цель: знакомство со способами
познания окружающего мира, с
наблюдениями и экспериментами.

Игры
внимание.

4

Удивительный
вопрос

1

вопрос, ответ.

5-6

Учимся выдвигать

2

гипотеза,

Цель: развитие умения ставить
Игра «Угадай, о
вопросы для решения существующей чем
спросили»,
проблемы.
«Найди
загадочное
слово».
Цель: знакомство с понятием
Беседа, работа в https://yandex.ru
16

https://yandex.ru
/video/preview/12
022319174664848
548

на

Дата

8

гипотезы.

7-8

Источники
информации

2

9

Выбор темы
исследования

1

10

Цели и задачи
исследования

1

11-

Методы
исследования.
Мыслительные
операции.

2

12

вопрос, ответ.

«гипотеза», развитие
исследовательского и творческого
мышления, развитие умения
прогнозировать.

парах, тренинг
/video/preview/15
Игра
«Найди 214130369084993
причину».
333

источник
информации.

Цель: знакомство с понятием
«источник информации»
(библиотека, беседа со взрослыми,
экскурсия, книги, видео фильмы,
ресурсы Интернета).

Практика: работа
с источником
информации.
Работа с книгой.
Работа с
электронным
пособием.
Оформление
списка
использованных
электронных
источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
Классификация
тем.
Общие Просмотр видео.
направления
исследований. Беседа.
Правила
выбора
темы
исследования.

эксперимент,
эксперименти
рование,
анкетировани
еанализ,

https://vk.com/vi
deo154519039_45623
9173

Цель: уметь ставить цели и
определять задачи исследования.

Просмотр видео.
Практика.

https://yandex.ru
/video/preview/15
214130369084993
333

Цель: знать о методах исследования,
уметь проводить исследования с
использованием различных методов.

Просмотр видео.
Практика.
Анкетирование.
Эксперимент.

https://yandex.ru
/video/preview/41
841239440500609
92

17

синтез.
1314

15

1617

Сбор материала
для исследования.

2

Цели: Знать правила и способы сбора Просмотр
презентации.
материала.
Уметь находить и собирать материал Практика.
по теме исследования, пользоваться
способами фиксации материала.

Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы
Обобщение
полученных
данных.

1

Анализ,
синтез, вывод

2

Анализ,
синтез,
обобщение,
главное,
второстепен
ное.

Цель: развитие умений
анализировать свои действия и
делать выводы.

Практика, работа
в группах

Цели: Знать способы обобщения
материала
Уметь: обобщать материал,
пользоваться приѐмами обобщения,
находить главное.

Практические
задания: ―Учимся
анализировать‖,
―Учимся выделять
главное‖,
―Расположи
материал в
определенной
последовательнос
ти‖.

II. Практический блок ( 14 ч.)
1819

Работа над
проектами
«Фольклор от
самой колыбели»,
«Детский

Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 10 ч. )
2
Цели: составление плана работы над Беседа,
проектами . Определение предмета
исследовательска
и методов исследования в работе над я
работа
в
проектом.
группах.
18

https://infourok.r
u/prezentaciya-kzanyatiyu-poproektnoydeyatelnostizanyatie-sborinformaciimetodi3172445.html

2021

2223

2427

фольклор»,
«Сказки в нашей
жизни», «Заочная
экскурсия. В
гостях у…».
Планирование
работы
Обучение
анкетированию,
социальному
опросу,
интервьюировани
ю.

2

Анкета,
социальный
опрос,
интервью

Цели: знать, как составить анкету,
опрос. Уметь провести
анкетирование, опрос, взять
интервью

Просмотр видео.
Составление
анкет,
опросов.
Проведение
интервью
в
группах.

Отбор и
составление
списка
литературы по
теме
исследования.

2

каталог

Цели: уметь работать в библиотеке с
каталогами, отбирать необходимую
литературу по теме проекта. и
составлять список литературы по
теме исследования.

Экскурсия
библиотеку.
Выбор
необходимой
литературы
теме проекта.

Оформление
презентации.

4

презентация

в

по

Цель: уметь работать на компьютере, Просмотр видео.
Практика.
синтезировать материал, создавать
презентации
Сочиняем сказку ( 3 ч.)

2829

Сказка
УНТ.

как

вид

2

добро,
зло,
театр,
спектакль,
герой.

Цель: привитие интереса к устному Выразительное
народному творчеству, развитие чтение, сочинение
творческих способностей учащихся, сказки,
формирование умения различать обсуждение
в
19

https://yandex.ru
/video/preview/81
759376662239098
54

https://yandex.ru
/video/preview/65
621413346050111
7

добро и зло.
30

Театрализация
сказки.

1

3132

Подготовка к
защите.

2

3334

Защита проектов.

2

группах

Театр,
сценарий,
реплика

Цель:
реализовать полученные Практика
знания в практической деятельности. Подготовка
спектакля,
распределение
ролей, репетиции,
подготовка
костюмов
и
декораций
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа)
Эталон.
Оценка.
Отметка.
Самооценка.

Знать: правила подготовки
сообщения.
Уметь: планировать свою работу
―Что сначала, что потом‖,
―Составление рассказов по
заданному алгоритму‖ и др.

Коллективное
обсуждение
проблем:
―Что
такое
защита‖,
―Как правильно
делать
доклад‖,
―Как отвечать на
вопросы‖.
Конференция.
Выступления Конференция
учащихся с презентацией своих
проектов.
Анализ проектно-исследовательской
деятельности.

20

https://yandex.ru
/video/preview/90
706388320708056
26

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический
конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы №
6, 1995г.- 16с.
3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю.
Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
6. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная
литература», 2005.
7. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.:
Директор школы, 1998, № 3- 256с.
8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. –
М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство
«Учебная литература», 2005.
2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всѐ узнаю, всѐ смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной
школе.- М. БАЛЛАС,2008
3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
1.
2.

*

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-612.html
*

21

3.
4.
5.
6.
7.
8.

*

А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
*
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
*
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник
стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».