МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» 8-9 класс основного общего образования пгт. Горноуральский 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящѐнных изучению истории родного края. Основу программы составляет краеведческий компонент, который традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности. Данная программа предназначена для дополнительного образования учащихся средней школы, интересующихся историей родного края и музееведением, которая предполагает знакомство с навыками профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно исследовательской, так и просветительской деятельности. Актуальность данной программы заключается в том, что патриотическое воспитание школьников является приоритетным направлением государственной образовательной политики. Деятельность школьного музея и подготовка юных экскурсоводов может сыграть в этом большую роль. Необходимость создания данной программы обусловлена отсутствием учебного краеведческого материала на уроках и обеспечение - развивающей среды, благодаря которой учащиеся могут открывать для себя новые страницы истории на примере родного края, расширять свой кругозор и осваивать увлекательную профессию экскурсовода. Данная программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся и организует их социальный досуг. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экскурсия является одним из самых распространѐнных и основополагающих средств получения учащимися знаний по истории родного края, а также знакомства с его культурными и духовными традициями, которое необходимо каждому современному образованному человеку и юному гражданину, без которых не может состояться патриотическое и нравственное воспитание подростка. В ходе занятий учащиеся знакомятся с работой экскурсовода, посещают музеи и даже общаются с профессиональными экскурсоводами, наблюдают за их процессом «передачи знаний», что, безусловно, положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии. Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются: в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии); в методах контроля и управления образовательным процессом (презентации, анализ результатов конкурсов и др.); в средствах обучения. 2 МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ЭКСКУРСОВОД» На изучение курса внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» в 8-9 классах отводится 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводное занятие Теория: Знакомство с порядком и содержанием занятий. Правила поведения и ОТ учащихся в кабинете. Введение в экскурсоведение. Раздел 1. Основы экскурсионной деятельности 1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и еѐ сущность (функции экскурсии, признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы (урок-экскурсия). Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии. Практика: Экскурсия в музей. Тема 1.2. Классификация экскурсий Теория: Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения. Практика: Учебные экскурсии и их анализ. Раздел 2. Основы подготовки экскурсий Тема 2.1. Основные правила разработки текста экскурсии. Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная часть, заключение). Определение цели экскурсии и темы. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Практика: Составление маршрута экскурсии. Объезд маршрута экскурсии и прием (сдача) экскурсии и обновление, и дополнение текста. Тема 2.2. Сочетание показа и рассказа в экскурсии Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. рекомендации преподавателя. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии. Практика: Наблюдение экскурсионных природных объектов. Подготовка экскурсионного рассказа. Запись и отработка признаков экскурсии, методического приѐма: сочетание показа и рассказа. 3 Тема 2.3. Архивные документы и библиографические источники информации при организации исследовательской деятельности Теория: Возможности электронного каталога. Рассмотрение примеров основных видов поиска на сайте. Практика: Практическое задание по работе с библиотечными фондами. Поиск конкретных документов на сайте. Практическое задание по подбору и использованию архивных документов по интересующей теме. Тематические беседы с ветеранами. Тема 2.4. Экскурсионная методика Теория: Техника ведения экскурсии. Правила знакомства экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника сбора и использования «портфеля экскурсовода». Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для проведения экскурсии. Тема 2.5. Сбор и обработка воспоминаний Теория: Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов. Правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея. Практика: Запись воспоминаний и рассказов ветеранов о событиях, связанных с историей рода и родного края. Уроки мужества. Раздел 3. Основы проектной и исследовательской деятельности Тема 3.1. Проектная деятельность Теория: Классификация проектов. Типы проектов. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Практика: Работа над проектом. Тема 3.2. Исследовательская работа Теория: Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Практика: Работа над введением исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее 4 актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Тема 3.3. Способы получения и переработки информации Теория: Виды источников информации. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Практика: Составление экскурсии по музею (установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной части, порядок показа и рассказа по экспонатам (объектам). Раздел 4. Экскурсоводческое мастерство Тема 4.1. Личность экскурсовода Теория: Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические способности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода. Внешний облик экскурсовода. Практика: Викторина. Тема 4.2. Умения и навыки экскурсовода Теория: Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения, пути ее формирования. Навыки. Речь. Образность языка. Жесты, их значение и классификация. Мимика, ее роль в экскурсии. Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода. Раздел 5. Комплексная практика Тема 5.1. Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов Практика: Проведение экскурсий по выбранным темам. Отбор экспонатов и составление экскурсии. Определение темы, составление плана и маршрута экскурсии. Работа над текстом. Совершенствование мастерства экскурсоводов – учимся у экскурсоводов. Взаимное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением. Отработка навыков ведения экскурсии: основные приемы ведения экскурсии, использование технических средств во время экскурсии. Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии. Определение и применение методов и приѐмов для каждой конкретной экскурсии. Текст экскурсии. Развѐрнутый план или индивидуальный текст экскурсии, проведение пробных экскурсий (для каждого – по одному объекту или эпизоду). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: 5 ● воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; ● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; ● формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; ● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социальнокритического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; ● развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные: ● умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; ● умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; ● умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать 3и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в 6 ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; ● формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий. Предметные: ● определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; ● использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; ● показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; ● рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; ● соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; ● объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; ● высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. Результаты освоения программы. Уровни достижения результатов при реализации курса внеурочной. 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п Наименование разделов и тем программы Количе ство часов Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы 1 год обучения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие Основы экскурсионной деятельности Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Классификация экскурсий Классификация экскурсионных объектов Основы подготовки экскурсий 1 3 5 4 Сочетание показа и рассказа в экскурсии Архивные документы и библиографические источники информации при организации исследовательской деятельности 4 11 12 Сбор и обработка воспоминаний Итоговое занятие 4 1 1 Вводное занятие 1 6 7 https://юныйтур ист.рф/ анализ структуры экскурсии презентация сообщение 5 3 5 презентация сообщение 20 Экскурсионная методика 3 4 собеседовани е 4 Методика проведения экскурсий Основы проектной и исследовательской деятельности Проектная деятельность Исследовательская работа Способы получения и переработки информации Публичное выступление Экскурсоводческое мастерство https://юныйтур ист.рф/ 12 10 2 собеседовани е защита экскурсионн ых маршрутов собеседовани е https://юныйтур ист.рф/ 19 5 5 опрос опрос 5 4 7 8 https://юныйтур ист.рф/ 8 9 10 11 12 Личность экскурсовода Умения и навыки экскурсовода Комплексная практика Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов 3 4 4 Итоговое занятие 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 4 9 викторина тематические беседы презентация проектов, исследовател ьских работ