ВД Юный экскурсовод

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«Юный экскурсовод»
8-9 класс основного общего образования

пгт. Горноуральский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
туристско-краеведческой
направленности
направлена
на
воспитание
гражданственности,
патриотизма
учащихся
средствами
экскурсионной
деятельности, а также на активизацию интеллектуально-творческой деятельности
учащихся в мероприятиях, посвящѐнных изучению истории родного края.
Основу программы составляет краеведческий компонент, который
традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим
образовательным
потенциалом
и
создает
условия
для
духовного,
интеллектуального, физического развития личности.
Данная программа предназначена для дополнительного образования
учащихся средней школы, интересующихся историей родного края и
музееведением, которая предполагает знакомство с навыками профессии
экскурсовода, требующие умений и навыков как научно исследовательской, так и
просветительской деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что патриотическое
воспитание школьников является приоритетным направлением государственной
образовательной политики. Деятельность школьного музея и подготовка юных
экскурсоводов может сыграть в этом большую роль. Необходимость создания
данной программы обусловлена отсутствием учебного краеведческого материала
на уроках и обеспечение - развивающей среды, благодаря которой учащиеся могут
открывать для себя новые страницы истории на примере родного края, расширять
свой кругозор и осваивать увлекательную профессию экскурсовода.
Данная
программа
способствует
развитию
коммуникативных,
интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся и организует их
социальный досуг.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экскурсия
является одним из самых распространѐнных и основополагающих средств
получения учащимися знаний по истории родного края, а также знакомства с его
культурными и духовными традициями, которое необходимо каждому
современному образованному человеку и юному гражданину, без которых не
может состояться патриотическое и нравственное воспитание подростка. В ходе
занятий учащиеся знакомятся с работой экскурсовода, посещают музеи и даже
общаются с профессиональными экскурсоводами, наблюдают за их процессом
«передачи знаний», что, безусловно, положительно сказывается как на
общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются:
в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность);
в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы,
экскурсии);
в методах контроля и управления образовательным процессом (презентации,
анализ результатов конкурсов и др.);
в средствах обучения.
2

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ
ЭКСКУРСОВОД»
На изучение курса внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» в 8-9
классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводное занятие
Теория: Знакомство с порядком и содержанием занятий. Правила поведения
и ОТ учащихся в кабинете. Введение в экскурсоведение.
Раздел 1. Основы экскурсионной деятельности
1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и еѐ сущность (функции экскурсии,
признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма
учебной работы (урок-экскурсия). Сочетание двух и более функций в экскурсии.
Общие и специфические признаки экскурсии.
Практика: Экскурсия в музей.
Тема 1.2. Классификация экскурсий
Теория: Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по
содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных
экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика:
исторические,
природоведческие
(экологические),
искусствоведческие,
литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы.
Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту
проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме
проведения.
Практика: Учебные экскурсии и их анализ.
Раздел 2. Основы подготовки экскурсий
Тема 2.1. Основные правила разработки текста экскурсии.
Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная
часть, заключение). Определение цели экскурсии и темы. Составление маршрута
экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический,
тематический и тематико-хронологический.
Практика: Составление маршрута экскурсии. Объезд маршрута экскурсии и
прием (сдача) экскурсии и обновление, и дополнение текста.
Тема 2.2. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа.
Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия
человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа.
Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение
предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы.
Индивидуальные особенности речи экскурсовода. рекомендации преподавателя.
Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии.
Практика: Наблюдение экскурсионных природных объектов. Подготовка
экскурсионного рассказа. Запись и отработка признаков экскурсии, методического
приѐма: сочетание показа и рассказа.
3

Тема 2.3. Архивные документы и библиографические источники информации
при организации исследовательской деятельности
Теория: Возможности электронного каталога. Рассмотрение примеров
основных видов поиска на сайте.
Практика: Практическое задание по работе с библиотечными фондами.
Поиск конкретных документов на сайте. Практическое задание по подбору и
использованию архивных документов по интересующей теме. Тематические
беседы с ветеранами.
Тема 2.4. Экскурсионная методика
Теория: Техника ведения экскурсии. Правила знакомства экскурсовода с
группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса). Расстановка группы у
объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу,
между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе.
Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении
автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника сбора и
использования «портфеля экскурсовода».
Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для проведения
экскурсии.
Тема 2.5. Сбор и обработка воспоминаний
Теория: Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования
и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные
требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов. Правила
оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление
документов для фонда музея.
Практика: Запись воспоминаний и рассказов ветеранов о событиях,
связанных с историей рода и родного края. Уроки мужества.
Раздел 3. Основы проектной и исследовательской деятельности
Тема 3.1. Проектная деятельность
Теория: Классификация проектов. Типы проектов. Особенности и структура
проекта, критерии оценки. Знакомство с примерами детских проектов.
Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация
проекта.
Практика: Работа над проектом.
Тема 3.2. Исследовательская работа
Теория: Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы
исследовательской работы. Методы исследования: методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному
и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики,
диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и
компьютерная презентация.
Практика: Работа над введением исследования: выбор темы, обоснование ее
актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее
4

актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели
и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на
дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать
объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального
рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 3.3. Способы получения и переработки информации
Теория: Виды источников информации. Библиография и аннотация, виды
аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные,
аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность
написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие
требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
Практика: Составление экскурсии по музею (установить структуру
экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения;
составление вступительной и заключительной части, порядок показа и рассказа по
экспонатам (объектам).
Раздел 4. Экскурсоводческое мастерство
Тема 4.1. Личность экскурсовода
Теория: Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские,
коммуникативные, аналитические способности экскурсовода. Индивидуальность
экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Имидж экскурсовода. Манеры
экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Практика: Викторина.
Тема 4.2. Умения и навыки экскурсовода
Теория: Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения, пути ее
формирования. Навыки. Речь. Образность языка. Жесты, их значение и
классификация. Мимика, ее роль в экскурсии.
Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода.
Раздел 5. Комплексная практика
Тема 5.1. Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов
Практика: Проведение экскурсий по выбранным темам. Отбор экспонатов и
составление экскурсии. Определение темы, составление плана и маршрута
экскурсии. Работа над текстом. Совершенствование мастерства экскурсоводов –
учимся у экскурсоводов.
Взаимное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением.
Отработка навыков ведения экскурсии: основные приемы ведения экскурсии,
использование технических средств во время экскурсии.
Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии.
Определение и применение методов и приѐмов для каждой конкретной
экскурсии. Текст экскурсии. Развѐрнутый план или индивидуальный текст
экскурсии, проведение пробных экскурсий (для каждого – по одному объекту или
эпизоду).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
5

● воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых
познавательных интересов;
● формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и мира;
● освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества,
заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу
обучающихся; формирование основ социальнокритического мышления; участие в
школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
● развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
● формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
Метапредметные:
● умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
● умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и
распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
● умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение
слушать партнера, формулировать 3и аргументировать свое мнение, корректно
отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в
6

ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов;
● формирование и развитие учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий
как
инструментальной
основы
развития
регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая
совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем,
способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений
рационально использовать широко распространенные инструменты и технические
средства информационных технологий.
Предметные:
● определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
● использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
● показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
● рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание
исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе
сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
● соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного
материала причины и следствия важнейших исторических событий;
● объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и
мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни;
● высказывания собственных суждений об историческом наследии народов
России и мира. Результаты освоения программы. Уровни достижения результатов
при реализации курса внеурочной.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количе
ство
часов

Форма
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1 год обучения
1
2
3
4
5
6
7
8

9

Вводное занятие
Основы экскурсионной
деятельности
Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Классификация экскурсий
Классификация экскурсионных
объектов
Основы подготовки экскурсий

1

3

5

4

Сочетание показа и рассказа в
экскурсии
Архивные документы и
библиографические источники
информации при организации
исследовательской деятельности

4

11
12

Сбор и обработка воспоминаний
Итоговое занятие

4
1

1

Вводное занятие

1

6
7

https://юныйтур
ист.рф/
анализ
структуры
экскурсии
презентация
сообщение

5

3

5

презентация
сообщение

20

Экскурсионная методика

3
4

собеседовани
е

4

Методика проведения экскурсий

Основы проектной и
исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Исследовательская работа
Способы получения и переработки
информации
Публичное выступление
Экскурсоводческое мастерство

https://юныйтур
ист.рф/

12

10

2

собеседовани
е

защита
экскурсионн
ых
маршрутов

собеседовани
е
https://юныйтур
ист.рф/

19
5
5

опрос
опрос

5
4
7
8

https://юныйтур

ист.рф/
8
9
10
11

12

Личность экскурсовода
Умения и навыки экскурсовода
Комплексная практика
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов

3
4
4

Итоговое занятие

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

9

викторина

тематические
беседы
презентация
проектов,
исследовател
ьских работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».