МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ №24 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 2-4 классов пгт. Горноуральский, 2024 Актуальность программы Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию. В соответствии с федеральным проектом предусматривается обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ. В школе учебный план не предусматривает выделение часов на профориентационную работу с обучающимися, хотя именно школа является главным звеном процесса профессионального самоопределения учащихся. Поэтому возникла необходимость создания программы по внеурочной деятельности для начальной школы «Мир профессий». Необходимо, начиная с начальной школы, знакомить детей с трудом взрослых, чтобы выпускники старших классов смогли сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Всем известно, чтобы познакомить ребенка с определенной профессией недостаточно рассказать о ней, необходимо чтобы ребенок увидел предприятие, сам попробовал что-то сделать. Для этого в старших классах проводятся профессиональные пробы. В начальных же классах мы можем уже многое сделать: учащиеся могут посетить местные предприятия, провести практические занятия. Через игру, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность, самостоятельную работу с родителями учащиеся начальной школы познакомятся с основными профессиями родного края, востребованными не только в районе, но и во всей области. Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность. Задачи программы. -создать в школе специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий; -сформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире; -способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий. -способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей. Программа построена на принципе активного обучения, заключающегося в повсеместном использовании активных форм и методов обучения. Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки. Ожидаемый результат Прохождение программы внеурочной деятельности «Мир профессий» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества; -обучающиеся получат представления о профессиях, востребованных в родном районе и области. -будет сформировано у учащихся уважительное отношение к труду и людям разных профессий. -включение родителей в проектную деятельность. -школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» социальной направленности с практической ориентацией для обучающихся 2-4 классов. На усвоение программы отведено 102 часа – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастным особенностям младших школьников. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мир профессий». Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Регулятивные УУД: - при работе с иллюстрациями уметь высказывать свою мысль отталкиваясь на предложенный учителем план; - при ознакомлении с новым материалом использовать технологию проблемного диалога; - учить совместно с другими учениками и учителем давать эмоциональную оценку деятельности используя технологию оценивания учебных успехов. 2.Познавательные УУД: - при совместной групповой работе уметь использовать полученную информацию и делать выводы; - уметь составлять рассказы на основе простейших схематических рисунков, различных схем, простейших моделей. 3.Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать речь других, доносить свою позицию, оформлять это в устной и письменной речи, используя технологию проблемного диалога; - умение работать в группе, подгруппе, принимать на себя различные роли (лидера, исполнителя, критика). Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: - положительное отношение к различным видам профессий; - уважение к своему труду и труду сверстников, взрослых. У учащегося могут быть сформированы: - стремление к саморазвитию, желание открывать новые профориентационные знания, готовность преодолевать затруднения и умение самооценивания своих действий умения работать в команде; толерантное отношение. Формы работы: 1.Различные виды и формы игровой деятельности. 2.Беседы о профессиях. 3.Экскурсии. Виртуальные экскурсии. 4. Встречи с людьми разных профессий. 5.Работа индивидуально, в парах, в малых группах. 6.Практические виды деятельности. Основные направления программы внеурочной деятельности для начальной школы (2-4 класс) «Мир профессий». Раздел I – «Путешествие в мир профессий» - 2 класс. Цель: расширение представлений детей о мире профессий. Раздел II – «У меня растут года…» - 3 класс. Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду. Раздел III – «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс. Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии. Содержание программы Раздел I – «Путешествие в мир профессий» (34 часа). Мастерская удивительных профессий (2 часа). Удивительные профессии – какие они? Дидактические игры «Назови профессии», «Какого цвета эта профессия?», «Дополни пословицу», «Бюро находок». Строим дом (3 часа). Инструменты для стройки дома. Отгадывание кроссворда, работа с пословицей. Дидактические упражнения «Что надо для строительства дома?», «Кто работает на стройке?», «Из чего строят дома?», «Части дома». Практическое занятие «Строим дом». Дачный домик (2 часа). Практическое занятие «Строим дачный домик». Моя профессия (1 час). Моя профессия. Игра-викторина. Профессия «Врач» (2 часа). Профессия «Врач». Отгадывание ребусов, дидактическая игра «Назови качество». Больница (2 часа). Сюжетно-ролевая игра «Больница». Доктор «Айболит» (1час). Просмотр мультфильма «Айболит». Разучивание отрывка стихотворения. Кто нас лечит (2 часа). Экскурсия в поликлинику. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Подведение итогов. «Добрый доктор Айболит» (1 час). Профессия – ветеринар. Дидактические игры «Доскажи и допиши словечко», «Какими инструментами пользуется ветеринар». «Парикмахерская» (3 часа). Мы в парикмахерской. Разгадывание загадок. Игра с детским набором «Парикмахер». Конкурс причесок. «Все работы хороши – выбирай на вкус» (4 часа). Все работы хороши. Чтение стихотворений. Работа с толковым словарем. Дидактическая игра «Найди профессию». Обсуждение проблемной ситуации «Согласен ли ты с Петей». Игра «Путаница». Рисование «Моя будущая профессия». Мини-сочинение «Я хотел бы стать…». Д.Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (3 часа). Чтение произведения с обсуждением «Чем пахнут ремесла». Просмотр мультфильма «Чем пахнут ремесла». Инсценировка. Профессия «Строитель» (2 часа). Дидактическая игра «Что кому нужно для работы на стройке?» Определить название профессий. Соотнести инструменты. Строительная техника. Строительный поединок (2 часа). Совместное мероприятие с учащимися старших классов «Строительный поединок» игра-соревнование. Практическое занятие «Построй дом из коробков». Виртуальное путешествие в кондитерский цех (3 часа). Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Разгадывание кроссворда. Дидактическая игра «Что нужно кондитеру?». Аппликация «Украсим торт». «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься? (1 час). Дидактические игры. Раздел II – «У меня растут года…» - 34 часа. Профессия, должность, специальность (2 часа). Знакомство с понятием профессия, должность, специальность. Работа с пословицами. Игра «Угадай профессию». Классификация профессий. Игра «Доскажи словечко». У кого мастерок, у кого молоток (2 часа). История происхождения орудия труда. Игра «Кому это нужно». Знакомство с понятием «инструмент». Разгадывание ребуса. Истоки трудолюбия (2 часа). Истоки трудолюбия. Познакомиться со старинными, исчезнувшими профессиями. Раскрашивание рисунка. Разгадывание ребуса. Домашний помощник (3 часа). Домашний помощник. Сказка о том, как опасна лень. «У всех должны быть свои обязанности». Отгадывание загадок. Мир профессий (2 часа). Мир профессий. Игры «Соотнеси картинку», «Опиши профессию». Письмо другу. Угадай профессию (2 часа). Игра «Угадай профессию». «Вырежи и наклей». Игры на соответствие. Какие бывают профессии (2 часа). Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс «Угадай профессию». Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог. Куда уходят поезда (2 часа). Куда уходят поезда. Разгадывание ребусов. История возникновения паровозов. Работа с рисунком. Моя профессия (2 часа). Моя будущая профессия. Игра «Что я умею? Что могу?» Классификация профессий по группам. Визитная карточка. Немного о себе. Заполнение визитной карточки и анкеты. Наши друзья – книги (2 часа). Наши друзья книги. Тест. История профессии. Библиотекарь. Работа с хронологической таблицей. Откуда сахар пришел (2 часа). Откуда сахар пришел. Разгадывание ребуса. Расшифровка анаграмм. Кто такой агроном. Отгадывание загадок. Работа с пословицами. Турнир профессионалов (2 часа). «Турнир профессионалов». Игра «Профессии». Азбука профессий. Профессии кинематографа. Игры «Кто? Что делает?», «Угадай героев мультфильма», «Назови предметы». История профессии. Режиссер. Игры «Назови тень», «В чем разница». Все профессии нужны, все профессии важны (3 часа). Все профессии нужны, все профессии важны. Игра «Назови профессии». Кем ты можешь стать. Твой талант. Объясни пословицу. Игра «Трудолюбие и талант». «Вырежи и наклей» игра «Мои таланты». Стройка (3 часа). Стройка. Рисование «Дом мечты». Игра «Кто? Что делает?» Виды строительных профессий. Игра «Это чье?». История профессий. Архитектор. Игра «Строительные материалы». Операция «Трудовой десант» (1 час). Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участников между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Цветы в нашей жизни (3 часа). Кто ухаживает за цветами. Профессия флорист. Разгадывание ребуса. Раскрашивание. Игра «Продолжи фразу». «Операция – цветок на подоконнике» трудовой десант. Основы кулинарии, правила хранения и реализации пищевых продуктов (2 часа). Повар – человек самой нужной профессии. Испечем мы с мамой сами. Итоговое занятие (1 час). Кроссворд «Современные профессии». Мини-сочинение «Кем я стану, когда вырасту…». Раздел III – «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 34 часа Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.) Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?». Имеет ли значение пол человека для выбора и обретенияпрофессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.) Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…». Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.) Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!». Поурочное планирование 2 класс Раздел I «Путешествие в мир профессий» (34 часа) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема Кол-во Форма проведения часов Удивительные профессии – 1 Дидактические игры «Назови профессии», какие они? «Какого цвета эта профессия?, «Дополни пословицу». Рабочая одежда. 1 Упражнение на соответствие «Мастерская удивительных профессий». Инструменты для стройки 1 Отгадывание кроссворда, работа с дома. пословицей. Инструменты для стройки 1 Дидактические упражнения «Что надо для дома (продолжение). строительства дома?», «Кто работает на стройке?», «Из чего строят дома?», «Части дома», «Игровой лабиринт». Строим дом. 1 Практическое занятие. Конструирование из бумаги. Строим дачный домик. 1 Практическое занятие. Конструирование из бумаги. Строим дачный домик 1 Практическое занятие. Конструирование из (продолжение). бумаги. Моя профессия. 1 Игра-викторина. Профессия «Врач». 1 Дидактическая игра «Назови качество». Профессия «Врач» 1 Отгадывание ребусов. (продолжение). Больница. 1 Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Больница». Больница (продолжение). 1 Проведение сюжетно-ролевой игры «Больница». Доктор «Айболит». 1 Просмотр мультфильма «Айболит». Разучивание отрывка стихотворения. Кто нас лечит. 1 Экскурсия в поликлинику. Знакомство с основным оборудованием врачи. Для чего нужны лекарства. Кто нас лечит (продолжение). 1 Подведение итогов экскурсии. Профессия – ветеринар. 1 Дидактические игры «Доскажи и допиши словечко», «Какими инструментами пользуется ветеринар?» Мы в парикмахерской. 1 Разгадывание загадок. Мы в парикмахерской. 1 Игры с детским игровым набором «Парикмахер» Мы в парикмахерской. 1 Конкурс причесок. Все работы хороши. 1 Чтение стихотворений. Работа с толковым словарем. Все работы хороши. 1 Дидактическая игра «Найди профессию». Все работы хороши. 1 Обсуждение проблемной ситуации «Согласен ли ты с Петей?» Все работы хороши. 1 Игра «Путаница. Рисование «Моя будущая профессия. Мини-сочинение «Я хотел бы стать…» Д.Дж.Родари «Чем пахнут 1 Чтение произведения с обсуждением ремесла». Д.Дж.Родари «Чем пахнут ремесла». 27 Д.Дж.Родари «Чем пахнут 1 ремесла». Д.Дж.Родари «Чем пахнут 1 ремесла». Профессия «Строитель». 1 28 Профессия «Строитель». 29 30 31 «Строительный поединок» - 1 игра-соревнование. Построй дом из коробков. 1 Профессия кондитер. 1 32 Кондитерский цех 33 34 Мы – кондитеры. 1 «Где работать мне тогда? Чем 1 заниматься?» 25 26 1 1 Просмотр мультфильма ремесла». Инсценировки. «Чем пахнут Дидактическая игра «Что кому нужно для работы на стройке?». Определить названия профессий. «Соотнеси инструменты». Дидактические упражнения «Строительная техника». Совместное мероприятие с учащимися старших классов. Практическое занятие. Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Разгадывание кроссворда. Дидактическая игра «Что нужно кондитеру?» Аппликация «Украсим торт». Дидактические игры. 3 класс Раздел II «У меня растут года…» (34 часа) № Тема 1 1 1 Игра «Доскажи словечко». Игра «Кому что нужно». 1 Разгадывание ребусов. 5 Знакомство с профессия, специальность. Классификация профессий. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмент». Истоки трудолюбия. 1 6 Истоки трудолюбия. 1 7 8 Домашний помощник. 1 У всех должны быть свои 1 обязанности. Мир профессий. 1 Мир профессий. 1 Угадай профессию. 1 Угадай профессию. 1 В форме игры познакомиться со странными, исчезнувшими профессиями. Раскрашивание рисунка. Разгадывание ребуса. Сказка о том, как опасна лень. Отгадывание загадок. 2 3 4 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Кол-во Форма проведения часов понятиями: 1 Работа с пословицами. должность, профессию». Куда уходят поезда. История возникновения паровозов. Моя будущая профессия. Классификация профессий по группам. Визитная карточка. Немного о себе. Наши друзья книги. История профессии. Библиотекарь. Откуда сахар пришел. Игра «Угадай 1 1 Игра «Соотнеси картинку» Игра «Опиши профессию», «Письмо другу». Игра «Угадай профессию» Игра «Вырежи и наклей». Игры на соответствие. Разгадывание ребусов. Работа с рисунком. 1 1 Игра «Что умею? Что могу?» Заполнение визитной карточки и анкеты. 1 1 Тест. Работа с хронологической таблицей. 1 Разгадывание ребуса. Расшифровка 20 Кто такой агроном. 1 21 Турнир профессионалов. 1 22 История профессии «режиссер» Все профессии нужны, все профессии важны. Кем ты можешь стать. Твой талант. Твой талант. Стройка. 1 анаграмм. Отгадывание загадок. Работа с пословицами. Игра «Профессии». Азбука профессий. Профессии кинематографа. Игры «Кто? Что делает?», «Эмоции», «Угадай героев мультфильма», «Назови предметы». Игры «Назови тень», «В чем разница». 1 Игра «Назови профессии». 1 Виды строительных профессий. История профессии «Архитектор». Операция «Трудовой десант» Кто ухаживает за цветами. Профессия флорист. Операция – цветок на подоконнике. Повар – человек самой нужной профессии. Итоговое занятие. 1 Работа с пословицей. Игра «Трудолюбие и талант». «Вырежи и наклей». Игра «Мои таланты». Рисование «Дом мечты. Игра «Кто? Что делает?» Игра «Чье это?» 1 Игра «Строительные материалы» 1 1 1 1 Выполнение работы по уборке территории. Разгадывание ребуса. Раскрашивание. Игра «Продолжи фразу». Трудовой десант. 1 Поход в школьную столовую. Беседа с работниками пищеблока. Кроссворд «Современные профессии». Мини-сочинение «Кем я стану, когда вырасту…» 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 4 класс Раздел III – «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа) № 1 2 3 4 5 6 Раздел и тема занятия Коли Форма проведения занятия чество часов Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.) Представление о труде 1 Коллективная беседа. взрослых Представление о труде 1 Самостоятельная работа с взрослых текстом Вот у Коли, например, 1 Виртуальная экскурсия мама – милиционер Обсуждение «Мама – лётчик? Что ж 1 Виртуальная экскурсия такого?» Обсуждение Имеет ли значение пол 1 Коллективное обсуждение. человека для выбора и Викторина обретения профессии Оформление странички 1 Беседа. Практикум портфолио «Профессия мамы и папы» Цифровые образовательные ресурсы Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.onlin e) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентаци и (moeobrazovani e.ru) 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Странички «Профессия папы» портфолио мамы и 1 Деловая игра. Практикум Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) работают мои 1 Беседа. Викторина Кем родные? Кем работают ли бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей семьи» Исследование трудовой истории моей семьи Оформление страницы портфолио Оформление страницы портфолио Семейные династии Оформление фотокартиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» Странички портфолио по теме: «Семейные династии» 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.r u/ Всероссийские открытые уроки -Проектория Мини-исследование (proektoria.onlin e) Практикум Атлас новых профессий Исследовательская работа (atlas100.ru) Готовые уроки Практикум, творческая по работа профориентаци Выставка и (moeobrazovani e.ru) Виртуальная экскурсия Обсуждение Электронный Практикум, творческая музей профессий работа ПрофВыбор.ру http://profvibor.r u/ Выставка работ. Обсуждение 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.) 1 Эволюция профессий – Виртуальная экскурсия как меняются условия Обсуждение труда и трудовые обязанности в век прогресса Как рождаются новые 1 Мини-исследование профессии Как рождаются новые 1 Групповой проект профессии Исчезают ли профессии? 1 Эвристическая беседа. Практикум Как приобрести 1 Практическая работа профессию? «Я бы в летчики пошел – 1 Интерактивное занятие пусть меня научат…» Обобщение по разделу 1 Тестирование. Викторина Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.) выбора 1 Исследовательская деятельность выбора 1 Практическая работа Сложности профессии Сложности профессии Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?» В.Маяковский «Кем быть?» Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! 1 1 1 1 1 1 Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.onlin e) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентаци и (moeobrazovani e.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.r u/ Всероссийские открытые уроки -Проектория (proektoria.onlin e) Исследовательская Атлас новых деятельность профессий (atlas100.ru) Готовые уроки Тренинг по профориентаци и (moeobrazovani Творческая работа. e.ru) Конкурс рисунков Электронный Инсценирование музей профессий Беседа. Тестирование ПрофВыбор.ру http://profvibor.r u/ Творческая мастерская 1 Викторины с элементами творчества 1 Проект. Конкурс газет 34 Защита проектов творческих 1 Деловая игра. Выступления Критерии успешности прохождения программы Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей. Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей. Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Формы контроля 1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. 2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу —эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать?». МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. 3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011. 4. Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009. 5. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008. 6. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г. 7. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г. 8. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г. 9. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г. 10. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2002. 11. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2002. 12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 13. Что такое? Кто такой? в 3 томах. М., Педагогика – Пресс, 1994. 14. Леокум А. Скажи мне, почему? Детская энциклопедия. М.: Джулия, 1992. 15. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. 16. Лопатина А. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях. - М.: Книжный дом Локус, 2002. 17. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2015. 18. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008. 19. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011. 20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011. 21. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд. «Знание», 2009. 22. Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / Кемерово, 2016. 23. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2018. 24. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014. 25. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015. 26. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии». - М.: Изд. «Просвещение», 2017. 27. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2009. 28. Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?». 29. Энциклопедия для малышей. – М.: Изд. Феникс-Премьер, 2017.