МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука» для 2-4-х классов пгт. Горноуральский, 2024 Пояснительная записка Изменение современных условий дорожного движения и увеличение количества транспортных средств повышает риск участников дорожного движения, но главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения. Каждый год в России в дорожно-транспортных происшествиях травмируются и гибнут тысячи людей. В большей степени угрозе ДТП подвержены дети. В связи с этим особое внимание следует уделять предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Обеспечение безопасности дорожного движения находится на постоянном контроле Правительства Российской Федерации. Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения - «сконцентрировать своё внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу всех участников дорожного движения, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожнотранспортных происшествий. В число указанных нормативных правовых актов входят: 1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». 2. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О Федеральной целевой программе «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». 3. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. №195 – р «Об утверждении Концепции Федерально целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах». 4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Государственной задачей в сфере повышения безопасности дорожного движения является снижение численности погибших в дорожно- транспортных происшествиях. В соответствии с приложением №1 к Федеральной целевой программе «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» число детей, погибших в дорожнотранспортных происшествиях в 2020 г. должно значительно уменьшиться. В соответствии с требованиями ФГОС НОО при получении начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») по новому образовательному стандарту начального общего образования: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Актуальность обучения учащихся младшего школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать и расширить знания учащихся по правилам дорожного движения, выработать конкретные навыки и модели безопасного поведения у юных участников дорожного движения. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы, анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в авто городке. В программу входят занятия, которые расширяют кругозор младшего школьника: школьник узнаёт историю создания правил дорожного движения и осваивает эти правила, учится ориентироваться в дорожных ситуациях, вырабатывается навык безопасного поведения. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности для младших школьников. Настоящая программа курса внеурочной деятельности предназначена для работы с учениками, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учащимися в первом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа курса построена на принципе системно-деятельностного подхода и направлена на развитие личности младшего школьника в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. Цель курса: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек в противовес «бытовым»; умение прогнозировать развитие ситуации на дороге. Основные задачи реализации содержания курса: осознать ценности целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формировать навыки безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании; уметь опережающе моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний о правилах дорожного движения и особенностях движения различных транспортных средств и пешеходов; формировать установки на сохранение здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; помочь освоить школьникам требования разделов правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов; выработать первоначальные навыки переключения с бытовых привычек поведения на дороге на транспортные; выучить номера телефонных служб экстренной помощи и уметь вызывать их; повысить у учеников начальной школы уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации; способствовать освоению учащимися знаниями и умениями по оказанию первой доврачебной медицинской помощи; воспитывать грамотных участников дорожного движения; выработать у учащихся поведенческие стереотипы, способствующие самосохранению в условиях дорожной ситуации; формировать у младших школьников осознанного и ответственного отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; формировать у учащихся умения прогнозировать развитие ситуации на дороге; помочь школьнику до автоматизма освоить навыки соблюдения правил обхода транспорта; перехода улиц различных типов, перекрёстков, регулируемых светофором (регулировщиком) и нерегулируемых. Рабочая программа включает теоретические и практические занятия, которые направлены на выработку у младшего школьника навыков безопасного участия в дорожном движении. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе, она позволяет обучающимся: 1. Получить представление об опасностях на дороге. 2. Выработать навык прогнозирования опасных дорожных ситуаций. 3. Учить оценить влияние дорожных «ловушек» и дорожных ситуаций не только на свою жизнь и своё здоровье, но и жизнь, и здоровье других окружающих людей. 4. Вырабатывается алгоритм безопасного поведения на дороге с учетом своих возможностей. Программа уделяет особое внимания профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде знаний ПДД через реализацию творческих возможностей младших школьников, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригад, театрализованное представление, КВН, рейды, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, экскурсии, конкурсы рисунков и поделок, викторины, составление и изготовление настольных игр, инсценировки. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: выполнение практических заданий в тетрадях, разыгрывание игровых дорожных ситуаций, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала (знакомство с дорожными знаками улицы школы, дорожная разметка по дороге в музей и театр и т.д.); показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций; работа на учебных баннерах «Перекресток», «Город» с расстановкой знаков и распределением ролей между детьми, выпуск стенгазет, листовок, плакатов, конкурсы рисунков на асфальте, изготовление дорожных знаков и дорожного домино; участие в творческих и интеллектуальных мероприятиях по пропаганде ПДД по графику района. Формы обучения: С учащимися: тематические и практические занятия, игровые уроки, конкурсы, настольные и подвижные игры, ролевые игры, беседы, составление маршрутных листов «Мой безопасный путь в школу и домой», посвящение в пешеходы первоклассников, решение тестов, отгадывание викторин, ребусов, кроссвордов, создание постоянно действующего уголка по безопасности дорожного движения, который бы отражал результаты обучения, исследовательская работа во время экскурсий. Совместная работа с отделом пропаганды ГИБДД: встреча с сотрудников ГИБДД с обучающимися, встреча с родителями на родительских собраниях, участие в районных акциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа с родителями: проведение на каждом родительском собрании «Минутки безопасности» – просвещение и информирование родителей, участие в конкурсе «Мама, папа, я – ЮИДовская семья», совместное изготовление знаков «Дорожный знак на новогодней елке» и т.д. Описание места курса внеурочной деятельности На проведение занятий внеурочной деятельности «Дорожная азбука» в 1 – 4 классах начальной школы отводится – 134 часа. 1 классе – 32 часа (1 час в неделю, 32 учебных недели), 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). На отдельных занятиях возможно привлечение психолога, медицинской сестры образовательного учреждения, а также представителей ОВД, ГИБДД и МЧС. Ожидаемые результаты: 1. Овладение младшим школьником знаниями и навыками безопасного участия в дорожном движении. 2. Отсутствие количества учащихся – участников дорожно-транспортных происшествий. 3. Увеличение процента вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность (пропагандисты – волонтеры) через участие в конкурсах по безопасности дорожного движения. Программа способствует: умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом; трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей); физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности Одним из результатов обучения правилам дорожного движения по программе «Дорожная азбука» является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей (по материалам ФГОС). Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями (будь милосерден, поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране; ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду, творчеству. Занятия по дорожной грамотности включают психологические компоненты: создание комфортной, доброжелательной атмосферы; применение групповых и парных форм обучения; организацию рефлексии деятельности детей. следующие Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Структура нового образовательного результата (по материалам ФГОС) Личностные результаты Метапредметные Предметные результаты результаты ценностно-смысловые универсальные учебные опыт получения, установки личностной позиции; действия (УУД) познаватель- преобразования и применения ные, регулятивные, и комму- предметных знаний; основы российской и никативные - основа умения система знаний – основа гражданской идентичности; научной картины мира социальные компетентности; учиться; межпредметные понятия мотивация Требования к уровню подготовки обучающихся по ФГОС НОО (УУД) Личностные принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей. Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные учащиеся должны знать название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки; значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов; виды автомашин специального назначения; положения регулировщика,; виды перекрёстков; значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств; наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП; должны уметь выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги; определять виды перекрёстков; пользоваться общественным транспортом; выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. В программе «Дорожная азбука» формируются первоначальные представления детей: о безопасном поведении на дорогах города; о бережном отношении к личной безопасности и безопасности окружающих. Личностными результатами освоения программы «Дорожная азбука» является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения принятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие; оценивать дорожные ситуации с точки зрения общепринятых норм ПДД: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; оценивать правильность поведения на дорогах (правила ОБЖ, дорожного движения), принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами освоения программы «Дорожная азбука» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; учиться планировать учебную деятельность на занятии; определять и формировать цель деятельности с помощью педагога; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, карточками, таблицами; учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; составлять план решения проблемы (дорожной ловушки) совместно с учителем. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать, делать выводы на основе обобщения знаний; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, мультфильм и др.); преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в рабочей тетради, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, таблицах. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться. Результаты изучения курса «Дорожная азбука» Ученик научится: ознакомится с основными понятиями и терминами из Правил дорожного движения Российской Федерации; ознакомится с общими положениями Правил дорожного движения Российской Федерации; научится правилу перехода проезжей части на площадях и перекрестках; научится правилу посадки в общественный транспорт и высадки из него; • • научится переходу улиц и дорог по сигналам светофора; • научится переходу улиц и дорог по пешеходным переходам; • научится переходу проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; будет знать, что нельзя переходить улицу и дорогу при приближении транспортных средств с средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; сигналом; научится движению по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми); научится движению группой детей в сопровождении взрослых; научится правилам этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми; научится правилам безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. Учащиеся 1-х классов научатся: видеть и распознавать опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; видеть и распознавать типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; предвидеть и избегать опасности, связанные с погодными условиями и освещением на улицах и дорогах города; распознавать и выбирать места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках; выучат название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; научатся переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов); научатся правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. Учащиеся 2-х классов научатся (кроме перечисленного): правилам перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков; расширят свои знания по группам дорожных знаков; расширят свои знания по видам транспорта; изучат причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта); выучат обязанности пассажиров; освоят правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями; научатся переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; научатся обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси; научатся ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; научатся не создавать помех движению транспорта; научатся определять опасные и безопасные участки дорог и улиц; научатся соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне. Учащиеся 3-4 классов научатся (кроме перечисленного в 1-2 классах): узнают, что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов он зависит; научатся распознавать дорожные знаки из разных групп, усвоят сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств; усвоят как безопасно перейти улицу и перекресток; усвоят обязанности пассажиров и пешеходов; научатся различать виды дорожной разметки и ее предназначение; узнают предназначение железнодорожного переезда; научатся ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей; научатся переходить железнодорожные пути; научатся переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; научатся осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта. Планируемые результаты программы «Дорожная азбука» Ученик научится и узнает: как правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги; как пользоваться общественным транспортом; как самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности; как оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях; В ходе занятий по изучению и пропаганде правил дорожного движения у учащихся должны сформироваться такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность. Содержание программы 1 класс Экскурсия «Улица полна неожиданностей» Экскурсия по улицам микро участка школы (знакомство со знаками дорожного движения, дорожной разметкой, которые находятся на улицах школьного микроучастка ). 2. Экскурсия «Наш город и его транспорт» Экскурсия на площадь Драм. Театра г. Нижний Тагил (небольшая исторический справка по постройке, значении площади, во время экскурсии запоминаем встретившийся транспорт на дорогах и делим его на группы по назначению). 3. Где и как переходить дорогу Стихотворение Я. Пишумова «Город, в котором…», презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением). 4. Где и как переходить дорогу Ролевая игра «Ребята нарушители и постовой», Игра «Найди ошибку» (работа в группах). 5. Дорога в школу. Экскурсия «Мой безопасный путь в школу и домой» Экскурсия. Работа с планом местности, практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций на тему «Мой безопасный путь в школу и домой». 6. Наша улица, наш район Составление маршрутного листа (картинный, рисуем на экскурсии план). Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём). 7. Как рождаются опасные ситуации на дорогах? Беседа, материал-статистика, чтение и анализ стихотворение С. Михалкова «Движенья полон город», настольная игра «Азбука города». 8. Викторина «Счастливый случай» 1) Деление на 3 команды (по карточкам – транспорт), 2) разминка, 3) «Заморочки из бочки» блиц опрос, 4) музыкальная пауза (физкультминутка), 5) «Ты мне – я тебе» -видео вопросы от учителя). 9. Наши верные друзья на улицах и дорогах Исторический материал о появлении светофоров. Стихотворение Я. Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов). 10. Сигналы регулирования дорожного движения Презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке» (баннер используем «Перекресток», жезл, свисток). 1. Игра «Регулировщик» Отгадай загадки, сюжетно-ролевая игра на баннере «Перекресток». 12. Дорожные знаки Презентация «Говорящие знаки», самостоятельная работа в тетради - рисование знака «Дети». 13. Запрещающие знаки Беседа, работа со стихотворением В. Головко «Дорожные знаки», работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). 14. Предупреждающие знаки Блиц-опрос по запрещающим знакам, введение новой группы знаков с помощью стихов В. Головко «Дорожные знаки», работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём). 15. Знаки особого предписания и знаки сервиса Введение новой группы знаков через стихи В. Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём). 16. Опасные ситуации на дорогах Беседа «Как рождаются опасности на дороге?» под презентацию «Опасные ситуации», игра «Узнай по описанию дорожный знак» - покажи свою карточку, ролевая игра «Пассажир в общественном транспорте». 17. Опасные ситуации на дорогах Рисуем опасности на дорогах и придумываем к рисункам текст-призыв, к чему приведет детская шалость на дороге. 18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения» Игра «Три огонька у светофора», игра «Разрешается – запрещается» (выполнение команд водящего); «Перекрёсток загадок»; игра «Собери знаки» (пазлы-знаки разрезаны); подведение итогов игры. 19. Где можно и где нельзя играть? Стихотворение Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», инсценировка. Составление памятки – «Мостовая не для игр!» 20-21. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге Экскурсия на улицу Дзержинского (микроучасток школы) наблюдение за транспортом, за дорожными ловушками для пешеходов. 22. Мы – пассажиры Знакомство с правилами для пассажиров легкового автомобиля и общественного транспорта (показ слайдов). Аппликация «Мой безопасный город и главный в нем Светофор!». 23. Транспорт и правила поведения в нём Разминка (инсценировка ситуаций) у каждой команды карточки с заданиями для инсценировки, изобразить при помощи мимики и жестов; отгадывание ребусов, игра «Кто больше знает правил дорожного движения?»; подведение итогов. 24. Будь внимательным и осторожным Изготовление коллективного панно «Ребята и их питомцы на прогулке» (аппликация с элементами рисования). 25. Клуб внимательных пешеходов Игра «Доскажи словечко», настольные игры «Дорожное домино» (дорожные знаки)», «Азбука города» (опасности на дороге). 26. Про разметку на дороге Игра «Десант», рисуем разметку на асфальте возле школы, ролевая игра (дети показывают правильные действия участников дорожного движения). 27. Перекрёсток Отработка на баннере сигналов регулировщика и действий участников дорожного движения. 28. Маленькие секреты транспорта Ролевая игра «Мы пассажиры и водители», анализ увиденных ситуаций; работа в группах, 11. нарисуй «Веселый случай в автобусе, трамвае, троллейбусе» и озвучь его. 29. Дорожный этикет Презентация «В гостях у светофора». Отгадывание ребусов, загадок. 30. Дорожный этикет. Экскурсия Экскурсия (наблюдение за движением транспорта, действиями пешеходов на регулируемом перекрестке, подготовка вопросов для встречи с инспектором ГИБДД по увиденным дорожным ситуациям). 31. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят Беседа, ответы на подготовленные детьми вопросы после экскурсии. 32. Составляем азбуку «Дорожной безопасности» 33. Урок-праздник «Мы знаем правила дорожного движения» Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады. 2 класс Экскурсия «Знаки, разметка, транспорт на улицах города» Составление маршрута безопасности «Дом- школа- дом» Учимся выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. 3. Экскурсия «Мой любимый город» Знакомство с историей города, с улицами родного города, зарисовка дорожных знаков, которые встречаются во время экскурсии. 4. Дорога и ее элементы, правила поведения на ней Повторение терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «проезжая часть». Разыгрывание дорожных ситуаций на макете «Мой безопасный путь в школу и домой». Во время игры учимся правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитываем наблюдательность и осторожность. 5 – 6. Законы улиц и дорог Беседа о том, кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе. Коллективное изготовление панно «Город» (аппликация из цветной бумаги и картона, карандаши и фломастеры, клей, ножницы понадобятся для работы). 7-9. Знакомство с дорожными знаками, светофором Группы знаков, и их значение для пешеходов и водителей. Учимся понимать и «читать» дорожные знаки. Роль светофора на дороге. Виды светофоров. По шаблонам изготавливаем дорожные знаки, конструируем макет светофора. Коллективное панно «Веселая дорога». 10. Обязанности пассажиров Ролевая игра «Можно-нельзя». 11. Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов Формируем у учащихся представление об опасности на железной дороге. Учим оборудование железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов. 12. Причины дорожно-транспортных происшествий Экскурсия-наблюдение за действиями участников дорожного движения. Во время экскурсии у учеников формируются осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок участников дорожного движения. 13. Конкурс рисунков по итогам экскурсии «Случай на дороге» 14. Дорожная разметка Назначение дорожной разметки. Рисуем: пешеходный переход (разметка «зебра»), сплошная линия (разделяющая потоки автомобилей, движущихся в разные стороны), «островок безопасности» (наклонные линии). 15. Тормозной путь транспортных средств Беседа. Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля. Лепка: транспорт различного вида и назначения. 16. Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки» 1. 2. Ролевая игра «Кто на чем и как едет?», «Узнай знак по описанию». 17. Простые правила для велосипедиста Знакомство с правилами для велосипеда и с дорожными знаками для велосипедистов. Просмотр слайдов с правильными и неправильными действиями велосипедистов. 18. Общие требования к водителям велосипедов Составление памятки для велосипедистов. Викторина «Мой друг – велосипед!» 19. История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения Беседа (презентация). Составление игры «Логические дорожки». 20. Письмо родителям Составляем обращение к взрослым, чтобы они были внимательными участниками дорожного движения. 21. Выпуск брошюр «Будь внимателен на дорогах» Коллективное составление брошюры–комикса. Оформление стенда в классе. 22. Первая доврачебная помощь Учимся оказывать первую помощь. Повторяем номера экстренной помощи, составляем личную карточку безопасности. (Ф.И., дата рождения, адрес, группа крови – если знает ребенок, Ф.И. – мамы и папы, их номера телефонов, номер службы спасения, номер полиции). 23- 25. Постановка творческого выступления – агитбригады «Новые приключения Буратино» Распределение ролей, вычитываем роль. Изготовление декораций и костюмов. Работаем над мимикой и жестами, выразительностью речи. 26. Выпуск стенгазеты «Простые правила для велосипедистов, скейтбордов и самокатов». 27. Викторина «Автомобили, автомобили буквально все заполонили» 28-30. Постановка и показ кукольного спектакля «Приключения Хрюши в городе» Распределение ролей. Учимся играть куклой. Разучиваем песни к спектаклю и учим роли. Показ спектакля. 31. Участие в конкурсе рисунков «Я пешеход» или «Какие мы пассажиры». Ученик сам выбирает тему своего рисунка. Оформление класса рисунками, дорожными знаками. Рисованный мультфильм. 32. Веселый КВН «Красный, желтый, зеленый» 33. Праздник «У светофора нет каникул!» Показывание творческих номеров (агитбригады, кукольного спектакля, сценки) учащимся начальной школы. 34. Итоговое занятие. Тест. 3 класс 1. Экскурсия Повторение изученного во 2 классе. Кто является участником дорожного движения. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2-3. Загородная дорога . Экскурсия «Обязанности пешеходов» Экскурсия. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах родного города. Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 4. Перекрестки и их виды Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: решение карточек. 5. Урок-игра «Весёлый перекрёсток» Учим виды перекрёстков. Игра «Наша улица», конкурс «Загадки от художников». 6. Сигналы регулировщика Отработка действий пешеходов на перекрёстке. В классе мелом на полу чертится учебный перекрёсток (если нет баннера), отработка действий пешеходов на сигналы регулировщика (учащиеся класса по очереди бывают в роли пешехода и регулировщика). 7-8. Специальный транспорт. Сигналы специального транспорта Изучение видов транспорта и их специальных звуковых сигналов. Составление кроссворда на тему «Транспорт» (работа в группах). 9. Для чего нужно знать и соблюдать ПДД? Инсценировка стихотворения С. Михалков «Бездельник Светофор» 10-11. Движение транспортных средств Введение понятий «дистанция», «интервал». Решение задач по формуле пути S = V t 12-13. Оказание первой доврачебной помощи при травмах, ссадинах, ушибах Знакомство с автомобильной аптечкой. Изучение признаков первой доврачебной помощи при ранах, ушибах, переломах. Знакомство с видами кровотечений. 14. Мой друг - велосипед Работа в группах, составляем памятку «Правила юного велосипедиста». Решаем дорожные задачи. 15. Проектная работа, изготавливаем лото «Дорожные знаки» Составление настольной игры, лото «Дорожные знаки». Работа в группах. Играем в составленную игру. 16. Элементы улиц и дорог Назначение дорожной разметки. Рисуем: пешеходный переход (разметка «зебра»), сплошная линия (разделяющая потоки автомобилей, движущихся в разные стороны), «островок безопасности» (наклонные линии). 17. Дорожная разметка и ее предназначение Рисуем: пешеходный переход (разметка «зебра»), сплошная линия (разделяющая потоки автомобилей, движущихся в разные стороны), «островок безопасности» (наклонные линии). Взаимопроверка по шаблону (правильные ответы заранее нарисованы на закрытой доске). 18. Опасности на зимней дороге Инсценировка стихотворения «Хоккеисты». Выпуск плаката «Будь внимателен на зимней дороге!», плакат о соблюдении дорожного движения в зимнее время года. 19. Экскурсия по зимнему городу «Ловушки» для пешеходов на зимних дорогах. Учимся избегать зимние дорожные «ловушки». 20. Транспорт города. Виды городского транспорта. (Экскурсия в трамвайное депо) 21. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом Правила поведения на остановке, оплата проезда в общественном транспорте, правила поведения в нём. Разыгрывание и оценивание ситуаций (ситуации представлены на карточках, участники игры по очереди вытягивают карточку с заданием). 22. Проектная работа «Общественный транспорт» Составление коллективного панно. На отдельных альбомных листах школьники с шаблонов обводят, раскрашивают, вырезают и наклеивают различный транспорт города. На лист ватмана ученики наклеивают свои вырезанные рисунки, фломастерами наносят дорожную разметку, дорожные знаки. Во время работы проговариваются правила поведения на остановке и общественном транспорте. 23. Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей? Рассматривание сюжетных картинок с ДТП. Проговаривание причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия. Работа в парах, решение теста. 24. Контрольная работа 25. Решаем дорожные задачи «Разбор» движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках (ситуации представлены на слайдах – презентация). Практическая работа – игра «Внимание, пешеход!» 26 – 27. Проектная работа «Мой безопасный путь в школу и домой». Конструирование макета (техническое моделирование). 28. Железнодорожный переезд Формируем у учеников представление об опасности на железной дороге, учим оборудование железнодорожных переездов, знаки из группы предупреждающих, которые относятся к железнодорожным переездам. Правила перехода железнодорожных переездов. Составление загадок- описаний. 29-31. Постановка и показ кукольного спектакля «Стрекоза с друзьями на прогулке» Изготовление декораций, кукол к спектаклю. Мимика, жесты, кукла в работе, выучивание роли. Премьера спектакля. 32. Экскурсия. «Внимание, скоро каникулы!» Наблюдаем: за дорожными знаками, разметкой, действиями участников дорожного движения. 33. Итоговое занятие. Тест. Подведение итогов работы за учебный год, рекомендации на лето. Блиц-опрос. Практическая работа: повторение творческих номеров на праздник. 34. Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» Проведение праздника, награждение по итогам учебного года. 4 класс День знаний главных правил Повторение теоретических знаний: Участники дорожного движения. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Игра «Узнай знак!». 2. Экскурсия «Участники дорожного движения» Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам, разметки. Наблюдение за сезонными изменениями, какие опасности ждут осенью на дороге. 3 – 4. Проектная работа. Макет «Мой безопасный путь в школу и домой» Составление маршрутного листа. Конструирование макета из картона, цветной бумаги, изготовление знаков. 5. Изготовление игры «Заморочки из бочки» Вырезание карточек из картона, на одной стороне рисуем знак, а на обратной стороне записываем загадку (загадки-отгадки). Играем в игру. 6. Умный пешеход. Составление кроссворда Закрепление и углубление знаний учащихся для пешеходов ПДД РФ. Работа в группах по составлению кроссворда. Опросник «Как ты переходишь через дорогу?» (вопрос – ответ) 7. Безопасное движение пешеходов и велосипедистов Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. Рассмотреть (по плакатам и таблицам) движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Решаем дорожные задачи. 8. Экскурсия «Перевозка детей в транспорте. Поездка в общественном транспорте» Экскурсия. Повторяем безопасное поведение на остановках, посадка и высадка из общественного транспорта. Формируем культуру поведения в общественном транспорте. 9-10. Подготовка -выступление агитбригады Закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения средствами пропаганды ПДД среди учащихся начальной школы. 11. Виртуальное путешествие по улицам родного города Виртуальный осмотр достопримечательностей города (презентации детей с подготовленными вопросами). История кемеровского цирка. 1. Правила движения велосипедистов Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Повторение знаков, которые непосредственно относятся к велосипедистам. Где можно и где нельзя кататься на велосипеде до 14 лет. 13-14. Элементы улиц и дорог Расширение знаний учащихся о элементах улиц и дорог. Изучение основных терминов по ПДД относящихся к данной теме: «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «кювет». Игра «Собери дорожный знак» (работа в парах). 15 - 18. Дорожные знаки. Дополнительные средства информации Углубленное знакомство с группами дорожных знаков и их назначением. Изучаем группы дорожных знаков и их роль для всех участников дорожного движения. Игра «Сложи знак». 19. Средства регулирования дорожного движения Закрепление знаний учащихся о сигналах светофора и регулировщика. Отработка действий пешеходов на перекрёстке (баннер «Перекрёсток»). 20. Дорожный знак на новогодней ёлке Работа в группах, изготавливаем дорожные знаки для новогодней ёлочки. Украшаем в классе ёлочку. 21. Безопасная дорога. Инсценировка стихов Закрепление знаний учащихся по правилам дорожного движения, средствами театральной деятельности. «Гололёд» И. Лешкевич, М. Коган «Разговор по душам». Показ миниспектаклей. 22. Конкурс рисунков «Пусть утро будет ясным» Оформляем выставку рисунков на заданную тему, повторение изученных правил дорожного движения. 23. Викторина «Дорожная грамота» Викторина по ПДД. Работа в группах. Каждая группа должна придумать свои дорожные знаки, которых нет в ПДД, например: «Опасно – гололёд!», «Шуметь не разрешается!», «Кататься на санках строго запрещается!». Представление знака по плану. 24. Экскурсия по городу Наблюдение за дорожным движением. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии. 25. Конкурс рисунков «Уроки для пешехода» Оформляем выставку рисунков «Уроки для пешехода»; повторение и пропаганда правил дорожного движения. 26. Письмо водителю. Участие в городской акции Составление обращения к водителям транспортных средств, чтобы они были внимательными участниками дорожного движения. Творческое оформление работ. 27. «Дорожные ловушки», от «бытовой» привычки – к трагедии на дороге Повторить знания правил дорожного движения, напомнить о важности соблюдения ПДД во избежание попадания в «дорожные ловушки». Работа в группах игра «Дорожные калейдоскоп». 28-29. Экскурсия по городу (району). Осмотр достопримечательностей города Практическое закрепление знаний и умений по ПДД. Посещение памятника А. Леонову (улица Весенняя). 30. Выпуск стенгазаты «У светофора нет каникул!» Создать классную стенгазету «У светофора нет каникул!», с целью пропаганды, привлечения внимания к необходимости строгого соблюдения ПДД во время летних каникул. 31. Итоговое тестирование «Дорожные ловушки» Итоговый контроль знаний полученных в течении учебного года по правилам дорожного движения. Работа в группах собери «рассыпанную» пословицу и объясни её значение. 32. Безопасная езда на велосипеде Повторение и обобщение правил для велосипедистов. Опросник «Что должен знать велосипедист?» 12. 33 - 34. Итоговое занятие. Праздник «Мы в город пешеходный идем дорогой ….» Повторить знания, полученные в течение учебного года по правилам дорожного движения, пропаганда ПДД через показывание творческих номеров (агитбригады, кукольного спектакля, сценки) учащимся начальной школы подготовленных за учебный год. Тематическое планирование 1 класс № п/п 1. 2. Тема Экскурсия «Улица полна неожиданностей» Экскурсия «Наш город и его транспорт» Всего часов 1 1 3-4. Где и как переходить дорогу? 5. Дорога в школу. Экскурсия 1 «Мой безопасный путь в школу и домой» 6. Наша улица, наш район. Составление маршрутного листа (картинный план) Как рождаются опасные ситуации на дорогах Викторина « Счастливый случай» 1 Наши верные друзья на улицах и дорогах Сигналы регулирования дорожного движения 1 11. Игра «Регулировщик» 1 12. Дорожные знаки 1 13. Запрещающие знаки 1 14. Предупреждающие знаки 1 15. Знаки особого предписания и знаки сервиса 1 7. 8. 9. 10. 2 1 1 1 16-17 Опасные ситуации на дорогах. 2 18. Игра «Знай правила дорожного 1 движения как таблицу умножения» Основные виды деятельности Познакомить с понятием «знак», «дорожная разметка» Моделировать своё поведение на улице. Объяснять, зачем нужны знаки дорожного движения Различать знаки «Подземный и Надземный пешеходный переход»; формировать чувство безопасности за свою жизнь Рисовать дорожные знаки установленные около школы, дорожную разметку; наблюдать за участниками дорожного движения, видеть нарушителей Анализировать свой маршрут безопасного движения в школу и домой Объяснять откуда могут «появиться» «дорожные ловушки» Объяснять роль знаков дорожного движения для участников дорожного движения; учить работать в команде Познакомить с историей возникновения светофора Различать сигналы регулировщика; объяснять роль регулировщика на дороге Учить понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности; Демонстрировать умение выполнять команды регулировщика Объяснять роль знаков дорожного движения Выделять знаки данной группы от других групп знаков Просмотр мультимедийной презентации «Группы дорожных знаков» Работа в парах (рисовать любой знак сервиса по шаблону, рассказать о нём, что запомнили; раскрасить правильно знак и запомнить его значение Отгадывать загадки; уметь объяснять свой выбор ответа; рисуем на тему «Безопасная зимняя прогулка» Отгадываем загадки о дорожных знаках; игра «Разрешается-запрещается»; групповая работа (регулировщик подаёт сигналы) 19. Где можно и где нельзя играть 1 2021 Особенности движения по 2 мокрой и скользкой дороге 22. Мы – пассажиры 1 23. Транспорт и правила поведения 1 в нём 24. Будь внимательным и 1 осторожным. Изготовление коллективного панно «Ребята и их питомцы на прогулке» 25. Клуб внимательных 1 пешеходов. 26. Про разметку на дороге 1 27. Перекрёсток 1 28. Маленькие секреты транспорта 1 2930. Дорожный этикет «В гостях у2 светофора», отгадывание ребусов, загадок. Экскурсия. 31. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят 1 Моделировать своё речевое поведение в зависимости от роли, во время инсценировки стихотворения; составление памятки «Мостовая не для игр!» Называть ключевые слова занятия и знать их лексическое значение; Наблюдать во время экскурсии за транспортом, за дорожными ловушками для пешеходов на этом участке дороги. Наблюдать за изменениями на дороге в зависимости от состоянии погоды Выяснять значение непонятных слов; коллективное составление памятки; аппликация (по шаблонам) «Мой безопасный город и главный в нем Светофор!» Отгадываем загадки о дорожных знаках; разыгрывание игровых упражнений с плоскими макетами транспорта города (ролевая игра) Изготовление коллективного панно на тему «Ребята и их питомцы на прогулке»; закрепляем правила работы в группе Работа в группах, разгадываем кроссворд; играем в настольную игру «Дорожное домино» (дорожные знаки) Просмотр презентации «Из истории появления дорожной разметки и её значении»; учимся правильно оценивать дорожную ситуацию Отработка на баннере «Перекрёсток» сигналов регулировщика и действий участников дорожного движения Повторяем правила работы в группе; рисуем «Веселый случай в автобусе, трамвае, троллейбусе», озвучиваем его (случай изображается, где пассажиры нарушают правила поведения в общественном транспорте) Наблюдать за дорожным движением, за подачей водителями предупредительных сигналов; Читать дорожные знаки, установленные по маршруту движения экскурсии Просмотр видеоматериалов по теме занятия; обсуждение увиденного; беседа инспектора 32. Составляем азбуку «Дорожной безопасности» 1 33. Урок-праздник «Мы знаем правила дорожного движения» 1 Итого: 33 Нарисовать знак по выбору из группы «Предупреждающие», рассказать о нём; Работать в группах составляя в картинках азбуку «Дорожной безопасности» Урок-праздник проходит под девизом «У светофора нет каникул!»; игра «Обиженный знак»; игра «Регулировщик»; упражнение «Заснеженный знак» – восстановить изображённые дорожные знаки, дорисовать их цветными карандашами. 2 класс № п/п 1. Тема 2. Составление маршрута безопасности «Дом- школадом» Экскурсия «Мой любимый город» 1 4. Где на улице опасно 1 56. Колесо истории. Изготовление 1 коллективного панно «Город» 79. Знакомство с дорожными знаками, светофором Роль светофора на дороге. Виды светофоров. Коллективное панно «Веселая дорога» 3 10. Обязанности пассажиров. 1 11. Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов 1 3. Всего часов Экскурсия «Знаки, разметка на 1 улицах города» 1 12. Причины дорожно1 транспортных происшествий. Экскурсия 13. Конкурс рисунков по итогам 1 экскурсии «Случай на дороге» 14. Дорожная разметка, как 1 средство регулирования дорожного движения 15. Тормозной путь 1 транспортных средств Основные виды деятельности Объяснять и описывать увиденные дорожные ситуации; учить анализировать дорожную разметку Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений Оценивать и характеризовать увиденное поведение участников дорожного движения Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП Коллективно изготовить панно «Город» (аппликация из цветной бумаги и картона, карандаши и фломастеры, клей, ножницы); просмотр презентации «история развития дорожного движения» Различать дорожные знаки и дорожную разметку; группировать дорожные знаки по назначению; по шаблонам изготавливать дорожные знаки, конструировать макет светофора (урок 8), оформить выставку; Изготовить коллективно панно «Веселая дорога» (урок 9), панно разместить в классном уголке Отгадывать загадки; уметь объяснять свой выбор ответа; ролевая игра «Пассажиры» Отгадывать загадки; уметь объяснять свой выбор ответа; уметь называть ключевые слова занятия; уметь объяснять значение этих слов Проводить групповые наблюдения во время экскурсии; анализировать увиденные дорожные ситуации Рисовать рисунки на тему «Случай на дороге; оформить выставку на данную тему Определять виды перекрёстков; сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств Познакомить с понятием «тормозной путь» автомобиля; называть ключевые слова занятия 16. Скрытые опасности на дороге - 1 «Дорожные ловушки» 17. Простые правила для велосипедиста 1 18. Общие требования к водителям велосипедов 19. История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения 1 20. Письмо водителям. Составление обращения к участникам дорожного движения 1 21. Выпуск брошюр « Будь внимателен на дрогах» 1 22. Первая доврачебная помощь 1 1 Постановка творческого выступления- агитбригады «Новые приключения Буратино» 3 26. Выпуск стенгазеты на тему «Дорожная азбука велосипедиста» 1 27. Игра-конкурс «Светофорный ринг» 1 2325. Инсценировать стихотворение Н. Кончаловской «Самокат»; объяснять откуда могут «появиться» «дорожные ловушки» Приводить примеры различных дорожных ситуаций; Познакомить с дорожными знаками, которые непосредственно относятся к велосипедистам Составить памятку для велосипедиста Отгадывать кроссворд; уметь объяснять свой выбор ответа; составить карточку – вопрос (вопрос составляется по изученному материалу на занятии) Составить призыв-обращение к водителям с просьбой быть внимательными на дороге, соблюдать ПДД; демонстрировать умение выполнять команды регулировщика Демонстрировать умение выполнять команды регулировщика; оформить стенд в классе под девизом: «Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!» Познакомить учащихся с видами травм при ДТП и первой помощью при них; составить личную карточку безопасности Распределить роли; вычитывать роли; изготавливать декорации и костюмы; прослушать и учить песни – агитбригады; репетировать эпизодами; показать агитбригаду Создать информативную стенгазету – поучительный коллаж, рассказывающую о правилах поведения на дороге; обсуждать в группах и объяснять правила поведения велосипедиста и пешехода в различных дорожных ситуациях Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения; 3 Распределить роли; учить работать куклой; изготавливать декорации; работать над выразительной речью, дыханием; учить вести сценический диалог между куклами; показ кукольного спектакля 31. Улица полна неожиданностей. 1 Конкурс рисунков Характеризовать поведение участников дорожного движения; творческая работа рисунки на тему «Улица полна неожиданностей»; оформить выставку рисунков Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях; Учимся работать в группе игра «Складываем пазлы»; игра «Регулировщик» 28 30. Постановка и показ кукольного спектакля «Приключения Хрюши в городе» 32. Веселый КВН 1 «Красный, желтый, зеленый» 33. «У светофора нет каникул!» Урок-концерт 1 34. Итоговое занятие Тест. 1 Итого: 34 Показать творческие номера (агитбригады, кукольный спектакль, сценки-инсценировки родителям из своего репертуара (подготовленные за учебный год) Решать тест; дорисовать и раскрасить дородный знак – игра «Узнай и нарисуй»; Форма контроля – письменная контрольная работа; творческая работа 3 класс № п/п Тема 1. Экскурсия Всего часов Основные виды деятельности 1 Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. 2- Загородная дорога. Экскурсия 2 3. «Обязанности пешеходов» 4. Перекрестки и их виды 1 5. Урок-игра «Весёлый перекрёсток» 6. Сигналы регулировщика 1 7- Специальный транспорт. 8. Сигналы специального транспорта 2 9. Для чего нужно знать и соблюдать ПДД? 10- Движение транспортных 11. средств 12- Оказание первой доврачебной 13. помощи при травмах, ссадинах, ушибах 14. «Мой друг-велосипед» 1 15. Проектная работа. Изготавливаем лото «Дорожные знаки» 1 16. Элементы улиц и дорог 1 1 2 2 1 17. Дорожная разметка и её 1 предназначение 18. Опасности на зимней 1 дороге 19. Экскурсия по зимнему городу 1 «Ловушки» на зимних дорогах 20. Транспорт города. Виды 1 городского транспорта. Экскурсия в трамвайное депо Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий (экскурсий) Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; -письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных 21. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом 1 Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. 22. Проектная работа 2 «Общественный транспорт» 23. Почему на дорогах 1 происходят дорожнотранспортные происшествия с участием детей? 24. Контрольная работа 1 25. Решаем дорожные задачи Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону школы, посещение автогородка. 1 2 Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. 28. Железнодорожный переезд 1 Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Постановка и показ кукольного спектакля «Стрекоза с друзьями на прогулке». Изготовление декораций, кукол к спектаклю. Мимика, жесты, выучивание роли. Премьера спектакля 32. Экскурсия «Внимание, скоро каникулы!» 3 2627. 2931. Проектная работа «Мой безопасный путь в школу домой» средств. 1 33. Итоговая контрольная 1 работа. Тест 34. Урок-праздник «Знай правила 1 дорожного движения, как таблицу умножения!» Итого: 34 Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа 4 класс № п/п Тема Всего часов 1. День знаний главных правил 1 2. Экскурсия. Участники 1 дорожного движения 3Проектная работа. Макет 2 4. «Мой безопасный путь в школу и домой» 5. Изготовление игры 1 «Заморочки из бочки» 6. Умный пешеход. Составление 1 кроссворда 7. Безопасное движение 1 пешеходов и велосипедистов 8. Перевозка детей в транспорте. 1 Поездка в общественном транспорте. Экскурсия 9Подготовкавыступление2 10. агитбригады 11. Виртуальное путешествие по 1 улицам родного города 12. Правила движения для 1 велосипедистов 13 Элементы улиц и дорог 2 14. 1518. 19. 20. 21. 22. Дорожные знаки. Дополнительные средства информации Средства регулирования дорожного движения Дорожный знак на новогодней ёлке Безопасная дорога. Инсценировка стихов Конкурс рисунков «Пусть утро будет ясным» 4 1 1 1 1 Основные виды деятельности Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий (экскурсий) Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. 23. Викторина «Дорожная грамота» 1 Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. 24. Экскурсия по городу 1 25. Конкурс рисунков «Уроки для пешехода» 26. Письмо водителю Участие в городской акции 1 Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). 1 27. «Дорожные ловушки», от 1 «бытовой» привычки – к трагедии на дороге 28- Экскурсия по городу (району). 2 29. Осмотр достопримечательностей города 30. Выпуск стенгазаты «У 1 светофора нет каникул!» 31 Итоговое тестирование 1 «Дорожные ловушки» 32 Безопасная езда на 1 велосипеде 33- Итоговое занятие. 2 34 Праздник «Мы в город пешеходный идем дорогой ….» Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону школы, посещение автогородка. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа Итого: 34 Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности Для реализации задач обучения курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука» могут и должны эффективно использоваться технические средства обучения: компьютер (с выходом в Интернет); мультимедийное оборудование; цифровой фотоаппарат, видеокамера; учебное пособие «Дорожная азбука. Рабочая тетрадь для младшего школьника» в 2-х частях; конспекты занятий к курсу внеурочной деятельности 1-4 класс; баннер «Город»; баннер «Перекрёсток»; знаки дорожного движения. Список литературы Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] : / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011. – 120 с. 2. Амелина В. Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения [Текст] : пособие. / В. Е. Амелина. – М.: Глобус, 2007. – 138 с. 3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 152 с. 4. Воровщиков С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий [Текст] : учеб. пособие. / С.Г. Воровщиков. – М. : УЦ «Перспектива», 2015. – 256 с. 5. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы [Текст] : учеб. пособие. / Л. М. Гончарова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 247 с. 6. Демидова М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст] : / [М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010. - 215 с. 7. Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников [Текст] : учебник / В. П. Дмитрук. – Ростов-на-дону: Феникс, 2008.-157с. 8. Ижевский П. В. Безопасность дорожного движения. 1 – 4 класс. [Текст] / П. В. Ижевский. – М. : Просвещение, 2009. – 192 с. 9. Князева Р. А. 100 задач по ПДД [Текст] : метод. пособие / Р.А. Князева – М. : Педагогика, 1997. – 163 с. 10. Купреева Л.И., Мальцева В.Р. Семья за безопасность на дорогах: методические рекомендации [Текст] : / Л. И. Купреева, В. Р. Мальцева – Кемерово : 2012. – 147 с. 11. Правила дорожного движения Российской Федерации, с изменениями на 15 апреля 2015 года. Изменения внесены согласно постановления Правительства Российской Федерации от 14. 117 2014 г. № 1097 12. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 2010 годах» 13. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. « 195 – р «Об утверждении Концепции федерально целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 20120 годах» 14. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 11 классы [Текст] : программа / А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2006. – 296 с. 1. 15. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» 16. Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. № 198 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» 17. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (часть 2 статья 21) 18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). 19. Черемисина В. Г. Достижение планируемых результатов на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС начального общего образования [Текст] : методические материалы / В. Г. Черемисина, Е. П. Лебедева, О.С. Мандрыкина и др. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – 286 с.