РП Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста СОО

Приложение № 22
к Основной
образовательной
программе основного
общего образования
ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
10-11 класс

Планируемые результаты освоения курса
После освоения курса выпускники должны знать:
 правила русской орфографии и пунктуации;
 нормы русского литературного языка;
 основные теоретические понятия лингвистики;
 средства художественной выразительности;
 основы анализа текста;
 теорию написания сочинения-рассуждения;
 процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности
заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;
уметь:
 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковых норм.
 Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов
 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов.
 Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
 Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
 Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать
в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.

 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Содержание курса.
Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная
компетенция (10 часов)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое
многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение
авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи.
Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических,
фактологических норм.
Подготовка к выполнению заданий 1-12 ( 16 ч.)
Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.Лексическое и
грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между
словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика,
лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые
слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные
гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание

падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и
глагольных форм. Правописание суффиксов.

Тематическое планирование

№

№ в Тема
теме

Виды деятельности

д/з

1

1

Вводное занятие. Структура Лекция,
КИМ по русскому языку
критериев

2

2

Общие требования к оценке Составление
работ в форме ЕГЭ: сходство и конспекта.
разница с ОГЭ и итоговым
сочинением в 11 классе.

конспект

3

3

Решение демо-версии КИМ -2019 Комментарии
с целью выявления уровня результатов
подготовленности обучающихся.
Входной контроль

Задания нет

таблица Рассмотреть
таблицу

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
4

1

Анализ
критериев
оценки Комментарий
экзаменационной работы - часть версии.
2.

демо- Задания нет

5

2

«Скелет»
сочинения- Презентация.
рассуждения
в
рамках
критериального подхода.

таблица

6

3

Абзац как основная единица Презентация

Задания нет

речеведения.

7

4

Формулировка
исходного текста.

Г.Т.Егораевой.
Анализ и выборка
материала
для
конспекта.
проблемы Работа с текстами Сравнительный
разных стилей.
анализ текстов

8-9. 5-6

Комментарий
к
проблеме
исходного текста. Виды текста:
художественный
и
публицистический.

Презентация
Составление
Г.Т.Егораевой.
комментариев
Анализ и выборка
материала
для
конспекта.
Практикум.

10. 7

Примеры-иллюстрации.
Презентация
Подбор материала
Основные
способы Г.Т.Егораевой.
для примеров
цитирования.
Анализ и выборка
материала
для
конспекта.
Практикум.

11. 8

Проблема-аспекты-авторская
позиция.

12. 9

Формулировка
Речевые «клише».

аргументов. Создание
«банка» Формулировка
клише:
плюсы
и аргументов
минусы.

13. 10

Приёмы
разворачивания
мысли (тезиса).

логического Практикум.
основной

14- 11-12
15.

Обучение написанию сочинения практикум
в формате ЕГЭ

16. 13

Редактирование текста.

17. 14

Речевое оформление сочинения. Определение
Задания нет
К5-К6.
логических ошибок,
понятие
абзацного
членения текста.

Практикум.

Подбор
клише

речевых

Задания нет

Практические
задания

Работа с текстами Редактирование
разных стилей.
текстов

18. 15

Практическая грамотность. К7- Понятие
этической Индивидуальная
К12.
нормы,
работа
фактологической
точности в фоновом
материале сочинения.
Подготовка к выполнению заданий 1-10

19 1

Задания 1-3
микротекста

20 2

Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная Работа с толковыми Оформление
статья и способы её обработки
словарями.
дидактических
материалов

21 3

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический Оформление
минимум.
дидактических
материалов,
тестирование

Оформление
дидактических
материалов

22 4

Задания 5-7 ЕГЭ. Лексическая Оформление
ошибка. Нормы образования дидактических
форм слов.
материалов,
тестирование

Оформление
дидактических
материалов

23- 5-9
27

Задание 8 ЕГЭ. Грамматические Оформление
ошибки:
признаки,
способы дидактических
устранения.
материалов,
тестирование

Оформление
дидактических
материалов

28- 10-11 Задания
9
10
ЕГЭ. Оформление
29
Правописание
корней
и дидактических
приставок в слове.
материалов,
тестирование

Оформление
дидактических
материалов

30- 12-13 Задания
11
12
ЕГЭ. Оформление
31
Правописание
суффиксов
и дидактических
окончаний в слове.
материалов,
тестирование

Оформление
дидактических
материалов

32- 14-15 Комплексное решение заданий 1- Оформление
33
12.
дидактических
материалов,
тестирование

Оформление
дидактических
материалов

Итоговое занятие. Постановка Оформление
целей для обучения в 11 классе дидактических

Оформление
дидактических

34 16

ЕГЭ.

Анализ Мини-тестирование,
практикум.

Индивидуальная
работа

материалов,
тестирование

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

материалов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».