Приложение № 22 к Основной образовательной программе основного общего образования ФГОС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА» 10-11 класс Планируемые результаты освоения курса После освоения курса выпускники должны знать: правила русской орфографии и пунктуации; нормы русского литературного языка; основные теоретические понятия лингвистики; средства художественной выразительности; основы анализа текста; теорию написания сочинения-рассуждения; процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку; уметь: Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста. Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. Содержание курса. Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная компетенция (10 часов) Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Подготовка к выполнению заданий 1-12 ( 16 ч.) Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Тематическое планирование № № в Тема теме Виды деятельности д/з 1 1 Вводное занятие. Структура Лекция, КИМ по русскому языку критериев 2 2 Общие требования к оценке Составление работ в форме ЕГЭ: сходство и конспекта. разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе. конспект 3 3 Решение демо-версии КИМ -2019 Комментарии с целью выявления уровня результатов подготовленности обучающихся. Входной контроль Задания нет таблица Рассмотреть таблицу Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 4 1 Анализ критериев оценки Комментарий экзаменационной работы - часть версии. 2. демо- Задания нет 5 2 «Скелет» сочинения- Презентация. рассуждения в рамках критериального подхода. таблица 6 3 Абзац как основная единица Презентация Задания нет речеведения. 7 4 Формулировка исходного текста. Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. проблемы Работа с текстами Сравнительный разных стилей. анализ текстов 8-9. 5-6 Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический. Презентация Составление Г.Т.Егораевой. комментариев Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум. 10. 7 Примеры-иллюстрации. Презентация Подбор материала Основные способы Г.Т.Егораевой. для примеров цитирования. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум. 11. 8 Проблема-аспекты-авторская позиция. 12. 9 Формулировка Речевые «клише». аргументов. Создание «банка» Формулировка клише: плюсы и аргументов минусы. 13. 10 Приёмы разворачивания мысли (тезиса). логического Практикум. основной 14- 11-12 15. Обучение написанию сочинения практикум в формате ЕГЭ 16. 13 Редактирование текста. 17. 14 Речевое оформление сочинения. Определение Задания нет К5-К6. логических ошибок, понятие абзацного членения текста. Практикум. Подбор клише речевых Задания нет Практические задания Работа с текстами Редактирование разных стилей. текстов 18. 15 Практическая грамотность. К7- Понятие этической Индивидуальная К12. нормы, работа фактологической точности в фоновом материале сочинения. Подготовка к выполнению заданий 1-10 19 1 Задания 1-3 микротекста 20 2 Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная Работа с толковыми Оформление статья и способы её обработки словарями. дидактических материалов 21 3 Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический Оформление минимум. дидактических материалов, тестирование Оформление дидактических материалов 22 4 Задания 5-7 ЕГЭ. Лексическая Оформление ошибка. Нормы образования дидактических форм слов. материалов, тестирование Оформление дидактических материалов 23- 5-9 27 Задание 8 ЕГЭ. Грамматические Оформление ошибки: признаки, способы дидактических устранения. материалов, тестирование Оформление дидактических материалов 28- 10-11 Задания 9 10 ЕГЭ. Оформление 29 Правописание корней и дидактических приставок в слове. материалов, тестирование Оформление дидактических материалов 30- 12-13 Задания 11 12 ЕГЭ. Оформление 31 Правописание суффиксов и дидактических окончаний в слове. материалов, тестирование Оформление дидактических материалов 32- 14-15 Комплексное решение заданий 1- Оформление 33 12. дидактических материалов, тестирование Оформление дидактических материалов Итоговое занятие. Постановка Оформление целей для обучения в 11 классе дидактических Оформление дидактических 34 16 ЕГЭ. Анализ Мини-тестирование, практикум. Индивидуальная работа материалов, тестирование Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) материалов