Приложение № 25 к Основной образовательной программе среднего общего образования ФГОС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ» 10 класс Подготовка к итоговому сочинению 10 класс Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями. Задачи: - формирование речевых навыков, умения связно и четко строить суждения на основе литературных произведений, умения интерпретировать художественные факты и обосновывать собственную точку зрения, грамотно еѐ излагать. - формирование умения выявлять авторскую позицию, «самобытное нравственное отношение автора» к воссоздаваемой им художественной реальности. (умение формулировать проблему произведения – один из важных навыков учащегося для написания итоговых сочинений) Программа рассчитана на 35 часов / 1 час в неделю в 10 классе . Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса. Личностными результатами освоения являются: 1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа; 2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка; 3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях; 4) способность к продуцированию текстов разных жанров; 5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса. Метапредметными результатами освоения выпускниками программы курса: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой; способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию; адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения; говорение и письмо: умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения; умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.); владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки; умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем; 2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении. Предметными результатами освоения выпускниками программы курса: 1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества; 2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны); 3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма; 4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил; 5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств; 6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста); 7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста. Критерии ожидаемых результатов: 1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность. 2. Качественная сдача ЕГЭ учащимися. 3. Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ. Для оценивания результатов освоения элективного курса «Подготовка к экзаменационному сочинению» используется зачетная система. В конце учебного года проводится итоговая работа по написанию сочинения по направлениям 2020/21 учебного года, оцениваемая «зачет»- «незачет». Критерии оценивания сочинения доступны на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). По завершении курса обучающийся должен: -верно понимать, интерпретировать художественное произведение; -создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени; -выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест; - выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию; -отбирать фактический материал в соответствии с темой. Требования к уровню подготовки выпускников 1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм 2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм 3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм 4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм 5. Умение использовать основные приемы информационной обработки текста. 6. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. 7. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам. 8. Умение определять принадлежность слова к определенной части по его грамматическим признакам. 9. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам. 10. Умение проводить лексический анализ слов. 11. Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. 12. Умение проводить орфографический анализ слова, предложения. 13. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. 14. Умение проводить пунктуационный анализ предложения. 15. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. 16. Умение определять стили речи. 17. Умение определять основные способы образования слов. 18. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания. 19. Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста. 20. Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного. 21. Умение последовательно излагать собственные мысли. 22. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. 23. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. Организация деятельности учащихся Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности: 1. психологические упражнения со словом; 2. накопление словарного запаса, на основе которого создается текст; 3. пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста. Курс направлен на образовательное развитие учащихся: формирование речевых навыков, умения связно и четко строить суждения на основе литературных произведений; умения интерпретировать художественные факты и обосновывать собственную точку зрения, грамотно еѐ излагать; углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах; умение владеть различными видами речевой деятельности, создание творческих текстов различных жанров; развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности. Содержание курса Вводное занятие Знакомство с содержанием курса, обозначение целей и задач. Анализ предложенных тематических направлений. Основные требования к написанию сочинений. Тематическое направление «Разум и чувство»– (8ч) Вступление, основная часть, заключение, организация материала при помощи плана, анализ всех частей сочинения, анализ предложенного сочинения. Тематическое направление «Честь и бесчестие» (4ч) Вступление, основная часть, заключение, анализ предложенного сочинения. Тематическое направление «Победа и поражение» (4ч) Вступление, основная часть, заключение, анализ предложенного сочинения Тематическое направление «Опыт и ошибки» (4ч) Вступление, основная часть, заключение, анализ написанных сочинений. Тематическое направление «Дружба и вражда», «Он и она»(4ч) Вступление, основная часть, заключение, анализ написанных сочинений. Сочинения разных жанров (1ч) Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Итоговая работа (4ч) Написание сочинений. Анализ написанных работ и методические рекомендации (2ч) Анализ созданных работ. О введении итогового сочинения – материалы с сайта ФИПИ Требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки сочинений. Сочинение как текст Основные единицы текста Типы сочинений. Сочинение -повествование Сочинение - рассуждение Сочинение- описание Практикум: определение типов сочинения Проблема и идея. Роды и жанры литературы Анализ эпического сочинения Анализ лирического произведения Анализ драматического произведения Жанровое своеобразие сочинений. Особенности формулировок тем итогового сочинения Структура сочинения Вступление и его роль в раскрытии темы сочинения Основная часть- аргументы Художественная литература – помощник в написании сочинения Заключение Цитаты в сочинении Практикум: написание сочинения 1. Таблица учебно-методического планирования раздел № п/п 1 Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса, обозначение целей и задач. Анализ предложенных тематических направлений. Основные требования к написанию сочинений. 2 Тематическое направление «Разум и чувство» Тематическое направление «Честь и бесчестие» Тематическое направление «Победа и поражение» 3 4 Количество часов, в т.ч. практические часы 3 8 4 4 «Опыт и ошибки» «Дружба и вражда», «Он и она» Сочинения разных жанров Типичные ошибки и недочеты в сочинении Итоговая работа Анализ написанных работ и методические рекомендации Итог: 2. Тематическое планирование № Тема урока урока п/п 1. Знакомство с содержанием курса. 2. Анализ предложенных тематических направлений. 3. Основные требования к написанию сочинений. 4. «Разум и чувство». Варианты вступлений 5. Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие 6. Как завершить сочинение. Варианты 7. Анализ вступлений. 8. Анализ заключений 9. Анализ основной части 10. Организация материала при помощи плана. 11. Анализируем предложенное сочинение. 12. «Честь и бесчестие». Варианты вступлений. 13. Работа с основной частью. 14. Варианты заключений 15. Анализируем предложенное сочинение. 16. «Победа и поражение». Варианты вступлений 17. Работа с основной частью 18. Варианты заключений 19. Анализируем предложенное сочинение. 20. «Опыт и ошибки». Вступления 21. Работа с основной частью 22. Заключение 23. Анализ написанных сочинений 24. «Он и она». Вступление 25. Основная часть. 26. Заключение. 5 6 7 8 9 10 4 4 1 1 4 2 35 (31+4) 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Анализ написанных сочинений. Сочинения разных жанров (письмо, размышление, эссе) Типичные ошибки и недочеты в сочинении Итоговая работа Итоговая работа Итоговая работа Итоговая работа Анализ написанных работ Методические рекомендации Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)