РП Подготовка к итоговому сочинению ФГОС СОО

Приложение № 25
к Основной
образовательной
программе среднего
общего образования
ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»
10 класс

Подготовка к итоговому сочинению
10 класс
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по
литературе, завершить формирование умений работать с текстом
художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями
и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами
сочинений и заданиями.
Задачи:
- формирование речевых навыков, умения связно и четко строить суждения
на основе литературных произведений, умения интерпретировать
художественные факты и обосновывать собственную точку зрения, грамотно
еѐ излагать.
- формирование умения выявлять авторскую позицию, «самобытное
нравственное отношение автора» к воссоздаваемой им художественной
реальности.
(умение формулировать проблему произведения – один из важных навыков
учащегося для написания итоговых сочинений)
Программа рассчитана на 35 часов / 1 час в неделю в 10 классе .
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
курса.
Личностными результатами освоения являются:
1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и
национально-культурных ценностей народа;
2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание
потребности сохранят чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
3) расширение словарного запаса; овладение лексической и
грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого
общения в разных коммуникативных ситуациях;
4) способность к продуцированию текстов разных жанров;
5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи,
развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы
курса:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться
словарями разных типов, справочной литературой;
 способность преобразовать полученную в процессе чтения
информацию;

 адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста,
определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного
речевого произведения;
 говорение и письмо:
 умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с
учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера
общения;
 умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный
текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);
 владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать
как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем
грамматические, стилистические и речевые ошибки;
 умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в
дискуссиях и обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по
другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в
повседневном общении.
Предметными результатами освоения выпускниками программы курса:
1) расширение представлений о роли русского языка в современном
мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и
общества;
2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о
социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты,
просторечие, жаргоны);
3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь,
функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание,
повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы
языка, языковая норма;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными,
грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского
литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация
орфографических и пунктуационных правил;
5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и
углубление представлений о выразительных возможностях фонетических,
лексических и грамматических средств;
6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический,
лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова,
морфологический
анализ
частей
речи,
синтаксический
анализ
словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых
средств разных уровней в создании образной системы художественного
текста.

Критерии ожидаемых результатов:
1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.
2. Качественная сдача ЕГЭ учащимися.
3. Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к
ЕГЭ.
Для оценивания результатов освоения элективного курса «Подготовка
к экзаменационному сочинению» используется зачетная система. В конце
учебного года проводится итоговая работа по написанию сочинения по
направлениям 2020/21 учебного года, оцениваемая «зачет»- «незачет».
Критерии оценивания сочинения доступны на сайте ФИПИ (Федеральный
институт педагогических измерений).
По завершении курса обучающийся должен:
-верно понимать, интерпретировать художественное произведение;
-создавать свой собственный грамотный текст в условиях
ограниченного времени;
-выражать свои мысли современным литературным языком, избегая
при этом ложно-публицистических штампов и общих мест;
- выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и
композицию;
-отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Требования к уровню подготовки выпускников
1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных
орфоэпических норм
2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных
лексических норм
3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных
морфологических норм
4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных
синтаксических норм
5. Умение использовать основные приемы информационной обработки
текста.
6. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач.
7. Умение определять принадлежность предложения к определенной
синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим
признакам.
8. Умение определять принадлежность слова к определенной части по его
грамматическим признакам.

9. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по
его признакам.
10. Умение проводить лексический анализ слов.
11. Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и
написания слова.
12. Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.
13. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
14. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
15. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические
нормы русского литературного языка.
16. Умение определять стили речи.
17. Умение определять основные способы образования слов.
18. Умение проводить синтаксический анализ предложения и
словосочетания.
19. Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста.
20. Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное
мнение по поводу прочитанного.
21. Умение последовательно излагать собственные мысли.
22. Умение
использовать
в
собственной
речи
разнообразие
грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
23. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими,
грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Организация деятельности учащихся
Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические
особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются
следующие виды деятельности:
1. психологические упражнения со словом;
2. накопление словарного запаса, на основе которого создается текст;
3. пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и
исполнительское чтение как результат восприятия и анализа
художественного текста.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
 формирование речевых навыков, умения связно и четко строить суждения на
основе литературных произведений;

умения интерпретировать художественные факты и обосновывать
собственную точку зрения, грамотно еѐ излагать;
 углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
 умение владеть различными видами речевой деятельности,




создание творческих текстов различных жанров;
развитие представления об эстетической ценности языковых средств
выразительности.
Содержание курса
Вводное занятие Знакомство с содержанием курса, обозначение целей
и задач. Анализ предложенных тематических направлений. Основные
требования к написанию сочинений.
Тематическое направление «Разум и чувство»– (8ч)
Вступление, основная часть, заключение, организация материала при
помощи плана, анализ всех частей сочинения, анализ предложенного
сочинения.
Тематическое направление «Честь и бесчестие» (4ч)
Вступление, основная часть, заключение, анализ предложенного
сочинения.
Тематическое направление «Победа и поражение» (4ч)
Вступление, основная часть, заключение, анализ предложенного
сочинения
Тематическое направление «Опыт и ошибки» (4ч)
Вступление, основная часть, заключение, анализ написанных
сочинений.
Тематическое направление «Дружба и вражда», «Он и она»(4ч)
Вступление, основная часть, заключение, анализ написанных
сочинений.
Сочинения разных жанров (1ч)
Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных
примерах. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств
их воплощения.
Итоговая работа (4ч)
Написание сочинений.
Анализ написанных работ и методические рекомендации (2ч)
Анализ созданных работ.
О введении итогового сочинения – материалы с сайта ФИПИ
Требования к экзаменационному сочинению. Критерии проверки сочинений.

Сочинение как текст
Основные единицы текста
Типы сочинений.
Сочинение -повествование
Сочинение - рассуждение
Сочинение- описание
Практикум: определение типов сочинения
Проблема и идея.
Роды и жанры литературы
Анализ эпического сочинения
Анализ лирического произведения
Анализ драматического произведения
Жанровое своеобразие сочинений.
Особенности формулировок тем итогового сочинения
Структура сочинения
Вступление и его роль в раскрытии темы сочинения
Основная часть- аргументы
Художественная литература – помощник в написании сочинения
Заключение
Цитаты в сочинении
Практикум: написание сочинения
1. Таблица учебно-методического планирования
раздел
№ п/п

1

Вводное занятие. Знакомство с содержанием
курса, обозначение целей и задач. Анализ
предложенных тематических направлений.
Основные требования к написанию
сочинений.

2

Тематическое направление «Разум и
чувство»
Тематическое направление «Честь и
бесчестие»
Тематическое направление «Победа и
поражение»

3
4

Количество
часов, в т.ч.
практические
часы
3

8
4
4

«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда», «Он и она»
Сочинения разных жанров
Типичные ошибки и недочеты в сочинении
Итоговая работа
Анализ написанных работ и методические
рекомендации
Итог:
2. Тематическое планирование
№
Тема урока
урока
п/п
1.
Знакомство с содержанием курса.
2.
Анализ предложенных тематических направлений.
3.
Основные требования к написанию сочинений.
4.
«Разум и чувство». Варианты вступлений
5.
Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие
6.
Как завершить сочинение. Варианты
7.
Анализ вступлений.
8.
Анализ заключений
9.
Анализ основной части
10. Организация материала при помощи плана.
11. Анализируем предложенное сочинение.
12. «Честь и бесчестие». Варианты вступлений.
13. Работа с основной частью.
14. Варианты заключений
15. Анализируем предложенное сочинение.
16. «Победа и поражение». Варианты вступлений
17.
Работа с основной частью
18. Варианты заключений
19. Анализируем предложенное сочинение.
20. «Опыт и ошибки». Вступления
21. Работа с основной частью
22. Заключение
23. Анализ написанных сочинений
24. «Он и она». Вступление
25. Основная часть.
26. Заключение.
5
6
7
8
9
10

4
4
1
1
4
2
35 (31+4)

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Анализ написанных сочинений.
Сочинения разных жанров (письмо, размышление, эссе)
Типичные ошибки и недочеты в сочинении
Итоговая работа
Итоговая работа
Итоговая работа
Итоговая работа
Анализ написанных работ
Методические рекомендации

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».