Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Проектная мастерская» Направленность: исследовательская Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок реализации: 1 год Пояснительная записка Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Развитие у обучающихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в образовательных учреждениях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так и индивидуальных проектов. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам, а, следовательно, способствует их общему психологическому развитию. Таким образом, программа содействует самовыражению личности каждого ребёнка через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности над проектом созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Цель: Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Задачи: Обучающие: -познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности. Развивающие: -формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; -развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов. Воспитательные: -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя. В основе программы лежат следующие принципы: 1. Принцип развития мотивации к творческой деятельности предполагает создание оптимальных условий для развития мотивации к познанию и творчеству. 2. Креативный принцип - «необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение. 3. Принцип деятельности, т.е. учебный материал не преподносится в готовом виде, а постигается путем самостоятельных действий обучающихся. Педагог организует и направляет действия обучающихся. 4. Принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся выражается в том, что основное внимание на занятиях уделяется развитию каждого ребенка. Доступность предлагаемого материала, темп деятельности на занятии и организация самого занятия определяются педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. 5.Принцип демократических отношений предполагает рациональное сочетание требовательности и уважения, возможность выбора обучаемым объема и уровня сложности выполнения задания, обеспечение минимального успеха, тактичность оценки, «предварительное» уважение, развитие интересов обучающихся. 6.Принцип «минимакса» - «успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности». Адресность: программа исследовательской направленности предназначена для учащихся 10-15 лет. Срок реализации программы и режим занятий. Дополнительная общеразвивающая программа «Проектная мастерская» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Количественный состав группы 8-10 чел. Программа доступна для учащихся любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение. Форма организации занятий может быть индивидуальной, групповой, индивидуальногрупповой. В формировании коммуникативных навыков важную роль играет использование подгрупповых форм работы: звеньями, малыми группами, парами. Ожидаемые результаты. Предметные результаты освоения курса кружка «Проектная мастерская» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта. Учащиеся должны усвоить: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь: o выделять объект исследования; o разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; o выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; o анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, o работать в группе; o работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, o пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; o планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; o работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Для проверки результативности процесса обучения осуществляется диагностика, в основе которой лежит: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ выполнения проектов, участия обучающихся в викторинах, дистанционных и очных конкурсах, активности обучающихся на занятиях; - ведение творческого дневника обучающегося. Виды контроля: - текущий контроль; - итоговый контроль. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающими новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы. Обучающиеся должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. Программа составлена на основе следующих источников: 1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативноправовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844). 2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера, 2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования). 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14) 4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007. 5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2013. 6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2011. – 204 с. 7.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2013. № 3. – С. 136-138. 8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003 УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы исследовательской направленности «Проектная мастерская» № п/п Название раздела Общее количество часов 1 Введение 3 2 Виды проектов 14 27 3 Этапы проекта 14 4 Портфолио проекта 5 Паспорт проекта 10 Всего: 68 Формы промежуточной аттестации собеседование тестирование доклады, сообщения защита проекта презентация УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Проектная мастерская» № Название темы Количество часов Методы и формы п/п обучения Теор Пра Всего к ия тика 1. Введение Практическая 2 1 3 работа 1.1. Введение в проектную деятельность 1.2. Знакомство с понятием проект. 1 0 1 1 0 1 1.3. Выполнение мини-проектов 0 1 1 9 5 14 2. Виды проектов Виды и формы контроля Собеседование Рассказ, беседа, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Собеседование Практическая работа Текущий: опрос Текущий: опрос Практическ ая работа 1 1 2 Рассказ, демонстрация Текущий: опрос 1 0 1 Рассказ, демонстрация Текущий: доклад 4 2 6 3 2 5 10 17 27 Текущий: тестировани е Текущий: опрос. тестирование 3.1. Понятие проблемы проекта 1 0 1 3.2. Составление «Ромашки» - 6 П проекта: 0 1 1 Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Практическая работа Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2.1. Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности 2.2. Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) 2.3. Классификация объектов. Проект “Новый год в моих фантазиях». 2.4. Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство 3. Этапы проекта Текущий: опрос Текущий: сообщение 1. Проблема 2. Планирование 3. Поиск информации 4. Продукт 5. Презентация 6. Портфолио проекта 3.3 Значение планирования в проектной деятельности 3.4 Виды информации и способы ее получения 3.5 Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами наинформации группы 3.6 Обработка информаторов – участников (статистическая и образовательного Составление процесса ив аналитическая). школе. решение задачи с полученными 3.7 Значение графика работ дляв ходе анкетирования, опроса и выполнения плана проекта интервьюирования данными. 3.8 Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление планаграфика реализации проекта 3.9 Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта 3.10 Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Текущий: тестировани е Текущий: опрос Текущий: опрос Текущий: тест Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Текущий: опрос 2 Рассказ, демонстрация Текущий: опрос 2 Рассказ, демонстрация Текущий: практикум Текущий: тест 3.11 Составление отчета о ходе реализации проекта 3.12 Требования к презентации проекта. 3.13 Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. 3.14 Для чего нужна коррекция проекта 3.15 Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом 3.16 Требования к оформлению портфолио проекта 3.17 Отбор содержания для портфолио. 3.18 Оформление портфолио проекта. 4. Портфолио проекта 4.4 Материалы и способы оформления портфолио Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта «Сборка» портфолио проекта 4.5 Требования к презентации 4.1 4.2 4.3 4.6 Составление презентации 5. Паспорт проекта 5.1 Структура паспорта проекта. Проект «Наши бабушки и мамы» 5.2 Отбор материала для заполнения паспорта проекта 5.3 Заполнение паспорта проекта Всего Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Текущий: опрос Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Текущий: опрос Практическая работа Рассказ, беседа, демонстрация Рассказ, демонстрация доклад Текущий: опрос 3 Рассказ, демонстрация Практическ ая работа 2 4 1 1 2 0 4 1 6 1 10 1 2 3 Рассказ, демонстрация Рассказ, демонстрация Рассказ, беседа, Рассказ, демонстрация демонстрация Рассказ, демонстрация Практическая работа Практическ ая работа Собеседование Текущий: опрос Практическ ая работа 1 2 3 Защита проектов 2 2 Рассказ, беседа, демонстрация Практическая работа 1 1 2 1 1 2 0 1 1 1 1 2 0 1 1 1 1 2 0 1 1 0 1 1 4 10 14 2 2 2 2 1 2 2 4 68 Текущий: доклад Текущий: сообщение Текущий: практикум. Текущий: тест Текущий: доклад Текущий: опрос доклад Итоговый: презентация работ. СОДЕРЖАНИЕ дополнительной общеразвивающей программы исследовательской направленности «Проектная мастерская» 1.Введение – знакомство с содержанием проекта Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. 2.Виды проектов По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: 1. Учебные исследования; 2. Информационный (сбор и обработка информации); 3. Игровые (занятия в форме игры); 4. Творческие проекты; 5. Практико - ориентированные (практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. 3.Этапы проекта Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта. 1. 2. 3. 4. 5. 6. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия. 4.Портфолио проекта Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация). 5.Паспорт проекта Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещение в портфолио). Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы Методическое обеспечение программы «Проектная мастерская» включает следующие формы организации обучения: вводное занятие, практические занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий; беседы, рассказ, демонстрация. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, демонстрационные. Материально-техническое обеспечение Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: - Проектор, компьютер, принтер, сканер; - экран; - классная доска; - столы и стулья для обучающихся; - бумага для офисной техники; - карандаши, фломастеры, маркеры; Источник литературы Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260 Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 Что такое журналистика? (определение) http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [электронный ресурс] Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Приложение 1 Анкета для выявления проектных умений (самооценка учащихся) Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки: 3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею Ф.И. ученика___________________________________________________________________ №п/п Проектные умения 1 Формулировать проблему 2 Ставить цель Начало проекта Окончание проекта 3 Ставить задачи 4 Выбирать методы и способы решения задач 5 Планировать работу 6 Организовать работу группы 7 Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др. 8 Выбирать вид конечного продукта проекта 9 Выбирать форму презентации конечного продукта 10 В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект 11 В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны 12 Видеть, что мне лично дало выполнение проекта Таким образом, в процессе работы по проектной деятельности у детей формируется: - позитивная самооценка, самоуважение; -умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование умения решать творческие задачи; - формирование умения работать с информацией; Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.