Проектная мастерская 8 и 9класс

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Проектная мастерская»
Направленность: исследовательская
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти
и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить,
удалось ли достичь поставленных целей. Развитие у обучающихся умения и качества,
необходимые человеку 21-го века. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей
стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике,
бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в
образовательных учреждениях есть все возможности для развития проектного мышления с
помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится
актуальным в современном информационном обществе.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть
таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей
творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми
технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение
своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и
исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так
и индивидуальных проектов.
Проектная деятельность с элементами коллективной
практической и исследовательской работы интересна школьникам, а, следовательно,
способствует их общему психологическому развитию.
Таким образом, программа содействует самовыражению личности каждого ребёнка
через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление
личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая, проходит стадии
определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования
(синтеза), активной деятельности над проектом созданию задуманного продукта, его
презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение
способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Цель:
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью
дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных
практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе
формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и
навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы,
проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать
критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе
реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и
преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение
словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей;

-развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно
излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять
и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности
наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся
практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения,
его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной
работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе
выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать
возможность учащимся проявить себя.
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип развития мотивации к творческой деятельности предполагает создание
оптимальных условий для развития мотивации к познанию и творчеству.
2. Креативный принцип - «необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у обучающихся
способность и потребность самостоятельно находить решение.
3. Принцип деятельности, т.е. учебный материал не преподносится в готовом виде, а
постигается путем самостоятельных действий обучающихся. Педагог организует и направляет
действия обучающихся.
4. Принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими
особенностями обучающихся выражается в том, что основное внимание на занятиях
уделяется развитию каждого ребенка. Доступность предлагаемого материала, темп
деятельности на занятии и организация самого занятия определяются педагогом с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся.
5.Принцип демократических отношений предполагает рациональное сочетание
требовательности и уважения, возможность выбора обучаемым объема и уровня сложности
выполнения задания, обеспечение минимального успеха, тактичность оценки,
«предварительное» уважение, развитие интересов обучающихся.
6.Принцип «минимакса» - «успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий
до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения
преодолевать трудности».
Адресность: программа исследовательской направленности предназначена для
учащихся 10-15 лет.
Срок реализации программы и режим занятий. Дополнительная общеразвивающая
программа «Проектная мастерская» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Количественный состав группы 8-10 чел.
Программа доступна для учащихся любого уровня развития, позволяет развить такие
качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение.
Форма организации занятий может быть индивидуальной, групповой, индивидуальногрупповой. В формировании коммуникативных навыков важную роль играет использование
подгрупповых форм работы: звеньями, малыми группами, парами.
Ожидаемые результаты. Предметные результаты освоения курса кружка
«Проектная мастерская» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать
успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс,
должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки
проблемы до создания портфолио проекта.
Учащиеся должны усвоить:
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 правила классификации и сравнения,

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
 правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
o выделять объект исследования;
o разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
o выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
o анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
o работать в группе;
o работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
o пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
o планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
своей деятельности в различных видах;
o работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
Для проверки результативности процесса обучения осуществляется диагностика, в
основе которой лежит:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения проектов, участия обучающихся в викторинах,
дистанционных и очных конкурсах, активности обучающихся на занятиях;
- ведение творческого дневника обучающегося.
Виды контроля:
- текущий контроль;
- итоговый контроль.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающими новых знаний,
опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат
выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать
проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к
базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов,
самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного
поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного
социального
опыта.
Проявляется
в
участии
обучающихся
в
реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе
конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть
работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением
планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в
процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.
Обучающиеся должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды
работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои
действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Программа составлена на основе следующих источников:



1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативноправовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера,
2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования).
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14)
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие
для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2013.
6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.:
«Сентябрь», 2011. – 204 с.
7.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская
работа школьников. – 2013. № 3. – С. 136-138.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти,
2003
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности «Проектная мастерская»
№ п/п Название раздела Общее количество часов
1 Введение
3
2 Виды проектов
14
27
3 Этапы проекта
14
4 Портфолио проекта
5 Паспорт проекта
10
Всего:
68

Формы промежуточной аттестации
собеседование
тестирование
доклады, сообщения
защита проекта
презентация

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ
дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Проектная мастерская»
№
Название темы
Количество часов
Методы и
формы
п/п
обучения
Теор Пра Всего
к
ия
тика
1. Введение
Практическая
2
1
3
работа
1.1. Введение
в
проектную
деятельность
1.2. Знакомство с понятием проект.

1

0

1

1

0

1

1.3. Выполнение мини-проектов

0

1

1

9

5

14

2. Виды проектов

Виды и формы
контроля

Собеседование

Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Собеседование

Практическая
работа

Текущий: опрос

Текущий:
опрос
Практическ
ая работа

1

1

2

Рассказ,
демонстрация

Текущий: опрос

1

0

1

Рассказ,
демонстрация

Текущий:
доклад

4

2

6

3

2

5

10

17

27

Текущий:
тестировани
е
Текущий:
опрос.
тестирование

3.1. Понятие проблемы проекта

1

0

1

3.2. Составление «Ромашки» - 6 П
проекта:

0

1

1

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Практическая
работа
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

0

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2.1. Виды проектов по времени,
по количеству участников,
по
предметному
содержанию, по ведущему
виду деятельности
2.2. Отбор предметных предпочтений
для выбора проекта (тестовые
таблицы и рисунки)
2.3. Классификация объектов. Проект
“Новый год в моих фантазиях».
2.4. Выбор оснований и критериев
для сравнения; доказательство
3. Этапы проекта

Текущий: опрос
Текущий:
сообщение

1. Проблема
2. Планирование
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
6. Портфолио проекта
3.3 Значение
планирования
в
проектной деятельности
3.4 Виды информации и способы ее
получения
3.5 Анкетирование,
интервьюирование, опрос: выход
с
вопросами
наинформации
группы
3.6 Обработка
информаторов – участников
(статистическая
и
образовательного Составление
процесса ив
аналитическая).
школе.
решение
задачи
с
полученными
3.7 Значение графика работ дляв
ходе анкетирования,
опроса и
выполнения
плана проекта
интервьюирования
данными.
3.8 Консультации
руководителя
проекта – учителя предметника,
родителя.
Поиск
и
отбор
информации. Составление планаграфика реализации проекта
3.9 Консультации
руководителя
проекта.
Формирование
структуры проекта
3.10 Консультации
руководителя
проекта. Работа над содержанием
проекта.

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Текущий:
тестировани
е
Текущий:
опрос
Текущий:
опрос
Текущий:
тест

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Текущий: опрос

2

Рассказ,
демонстрация

Текущий:
опрос

2

Рассказ,
демонстрация

Текущий:
практикум

Текущий:
тест

3.11 Составление отчета о ходе
реализации проекта
3.12 Требования
к
презентации
проекта.
3.13 Выбор
формы
презентации
проекта.
Плакат,
буклет,
сценарий, информация на сайт,
статья
в
газету,
доклад,
презентация, стенгазета и т.п.
3.14 Для чего нужна коррекция
проекта
3.15 Соотнесение замысла проекта с
полученным продуктом
3.16 Требования
к
оформлению
портфолио проекта
3.17 Отбор
содержания
для
портфолио.
3.18 Оформление портфолио проекта.

4. Портфолио проекта

4.4

Материалы
и
способы
оформления портфолио
Знакомство с существующими
портфолио
проектов
и
исследовательских работ
Консультации
руководителя
проекта. Оформление портфолио
проекта
«Сборка» портфолио проекта

4.5

Требования к презентации

4.1
4.2

4.3

4.6 Составление презентации
5. Паспорт проекта
5.1

Структура паспорта проекта.

Проект «Наши бабушки и мамы»
5.2 Отбор материала для заполнения
паспорта проекта
5.3 Заполнение
паспорта
проекта
Всего

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Текущий: опрос

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Текущий: опрос

Практическая
работа
Рассказ, беседа,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

доклад

Текущий:
опрос

3

Рассказ,
демонстрация

Практическ
ая работа

2

4

1

1

2

0
4

1
6

1
10

1

2

3

Рассказ,
демонстрация
Рассказ,
демонстрация
Рассказ, беседа,
Рассказ,
демонстрация
демонстрация
Рассказ,
демонстрация

Практическая
работа
Практическ
ая работа
Собеседование
Текущий:
опрос
Практическ
ая работа

1

2

3

Защита проектов

2

2

Рассказ, беседа,
демонстрация
Практическая
работа

1

1

2

1

1

2

0

1

1

1

1

2

0

1

1

1

1

2

0

1

1

0

1

1

4

10

14

2

2

2

2

1

2

2

4

68

Текущий:
доклад
Текущий:
сообщение

Текущий:
практикум.
Текущий:
тест
Текущий:
доклад
Текущий: опрос

доклад

Итоговый:
презентация
работ.

СОДЕРЖАНИЕ
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности
«Проектная мастерская»
1.Введение – знакомство с содержанием проекта
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной
проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем
смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом
конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет
собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт,
который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения
проблемы проекта.
2.Виды проектов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
1. Учебные исследования;
2. Информационный (сбор и обработка информации);
3. Игровые (занятия в форме игры);
4. Творческие проекты;
5. Практико - ориентированные (практические).
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых
других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов
достижения результата проекта.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося,
развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного
образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений
учащихся.
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их
самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы:
индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
3.Этапы проекта
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо
оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает
первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение
дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в
личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в
дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого
ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда
имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель,
можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты
работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее
результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта,
приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над
проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы
и приобретенного ее в ходе опыта.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим
замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления,
анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих
достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
4.Портфолио проекта
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в
виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание,
методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки),
компьютерная презентация).
5.Паспорт проекта
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для
размещение в портфолио).
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение программы «Проектная мастерская» включает следующие
формы организации обучения: вводное занятие, практические занятия, занятия по
углублению знаний, комбинированные формы занятий; беседы, рассказ, демонстрация.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, демонстрационные.
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
- Проектор, компьютер, принтер, сканер;
- экран;
- классная доска;
- столы и стулья для обучающихся;
- бумага для офисной техники;
- карандаши, фломастеры, маркеры;
Источник литературы
Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры
проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный
ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474
Что такое журналистика? (определение) http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации
образования [электронный ресурс]
Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный
ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Приложение 1
Анкета для выявления проектных умений (самооценка учащихся)
Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:
3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею
Ф.И. ученика___________________________________________________________________
№п/п

Проектные умения

1

Формулировать проблему

2

Ставить цель

Начало
проекта

Окончание
проекта

3

Ставить задачи

4

Выбирать методы и способы решения задач

5

Планировать работу

6

Организовать работу группы

7

Участвовать в совместной деятельности: выслушивать
мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая,
отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

8

Выбирать вид конечного продукта проекта

9

Выбирать форму презентации конечного продукта

10

В проделанной работе видеть моменты, которые помогли
успешно выполнить проект

11

В проделанной по проекту работе находить «слабые»
стороны

12

Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Таким образом, в процессе работы по проектной деятельности у детей формируется:
- позитивная самооценка, самоуважение;
-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией;
Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения
гордости за свой результат.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».