Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 Дополнительная общеобразовательная программа «Юные дизайнеры» Направление: художественное составитель: Пахомова Наталья Петровна Пояснительная записка Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 7 – 9 классов. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в эстетической деятельности. Направленность образовательной программы «Юные дизайнеры» художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников среднего звена к основам дизайна, с целью развития их творческого потенциала. Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность изучать, совершенствовать различные техники изобразительного искусства и применять их при проектировании и художественном конструировании. Актуальность Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели: ― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства. ― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией. Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к успешной социализации. Одной из целевых установок, обеспечивающих эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для формирования у него установки на творческую деятельность. Цель программы Формирование художественно-творческих способностей детей среднего школьного возраста, через проектно-художественную деятельность (дизайн), приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. Задачи программы Обучающие: - познакомить с компьютерными программами - формировать умение использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами; - отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства. Развивающие: - развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; - формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа; - развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ; - развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность; - развивать психометрические качества личности; - развитие мелкой моторики рук и глазомера; - формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности. Воспитательные: - формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками; - осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: принцип эстетизмами предметно-развивающей среды и быта в целом; принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Количество часов на каждую группу по модулям составляет: Класс 7а 7б 7в 9а 9б Количество учебных часов в неделю 2 2 1 2 2 Количество учебных часов в год 66 66 32 66 66 Форма и режим занятий: Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. 7 а, б классы занимаются 2 часа 1 раз в неделю. 7 в класс занимается 1 час 1 раз в неделю. 9 а,б 2 часа 1 раз в неделю. Во время занятий предусмотрен 20 минутный перерыв для снятия напряжения и отдыха. Учебный план 7 а, б. 9 а, б. Разделы №п /п 1 Вводное занятие 2 Мир дизайна Материалы и оборудование. 3 Инструктаж по ТБ. 4 Основы композиции. 5 Основы цветоведения. 6 Работа в программе «Интерьер Дизайна 3 D» часы 2 4 3 4 4 4 7 8 9 10 11 12 Дизайн интерьера Работа в программе «Sweet Home 3D» Графический дизайн. Изготовление макетов Дизайн одежды Выставка работ 4 9 10 10 10 2 Итого: 66 Учебный план 7в Разделы №п /п 1 Вводное занятие 2 Мир дизайна Материалы и оборудование. 3 Инструктаж по ТБ. 4 Основы композиции. 5 Основы цветоведения. 6 Работа в программе «Sweet Home 3D» 7 Дизайн одежды часы 2 4 3 4 4 6 9 Итого: 32 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Вводное занятие. Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Раздел 2. Мир дизайна. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д. Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Техника безопасной работы циркулем, ножницами. Раздел 4. Основы композиции. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием. Раздел 5. Основы цветоведения. Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Цветовой круг как помощник при соединении цветов. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием. Раздел 6. Работа в программе «Интерьер Дизайна 3 D» Построение комнаты. Установка окон и дверей. Выбор мебели. Подбор обоев. Раздел 7. Дизайн интерьера Выполнение рисунков детской комнаты. Раздел 8. Работа в программе «Sweet Home 3D» Построение комнаты. Установка окон и дверей. Выбор мебели. Изменение размеров и цвета мебели. Подбор цветового решения стен и пола. Раздел 9. Графический дизайн. Выполнение рисунка комнаты графическими материалами. Раздел 10. Изготовление макетов Изготовление комнат в виде макетов. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами. Раздел 11.Дизайн одежды Выполнение зарисовок одежды. Выполнение эскиза одежды в цвете. Создание своего костюма. Раздел 12. Выставка работ. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Перспективы работы в будущем учебном году. Учебно-тематический план 7 а, б. 9 а, б № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество часов Разделы Вводное занятие. Мир дизайна Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Основы композиции. Основы цветоведения. Работа в программе «Интерьер Дизайна 3 D» Дизайн интерьера Работа в программе «Sweet Home 3D» Графический дизайн. Изготовление макетов Дизайн одежды Выставка работ Теор Практ Итого ия . работ а 1 1 2 2 2 4 1 2 3 2 1 1 1 1 2 2 3 2 3 3 3 8 8 8 7 2 4 4 4 4 9 10 10 10 2 Итого: 17 49 66 Учебно-тематический план 7в № п/п 1 2 3 4 5 8 11 Количество часов Разделы Вводное занятие. Мир дизайна Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Основы композиции. Основы цветоведения. Работа в программе «Sweet Home 3D» Дизайн одежды Итого: Теор Практ Итого ия . работ а 1 1 2 2 2 4 1 2 3 2 1 1 3 11 2 3 5 6 21 4 4 6 9 32 Планируемые результаты: К концу обучения учащиеся должны знать: - последовательность ведения работы в рисунке, живописи, тематической или декоративной композиции; систему теоретических основ изобразительного искусства (законы конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции); - основы работы в программе«Sweet Home 3D»; должны уметь: - при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления; - с помощью рисунка целенаправленно изучать форму, пространственное положение объектов, важные и интересные события окружающей жизни; - в тематической композиции самостоятельно применять законы перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для выполнения замысла; - работать в программе«Sweet Home 3D»; - создавать заливки и текстуры; - владеть инструментами «Sweet Home 3D»; Список литературы 1. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. М. : Просвещение, 2017. - 175 с.: ил. ISBN 978-5-09-046466-6. Интернет ресурсы: 1. Образовательная социальная сеть nsportal.ru