МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык с увлечением» 1-4 классы начального общего образования пгт. Горноуральский 2023 Пояснительная записка Знание русского языка создаѐт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, мир русской грамоты. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определѐнную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учѐбе. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. В структуру занятия включаются задания с игровыми элементами, игры, загадки, пословицы и поговорки, рифмовки, скороговорки, кроссворды, ребусы, головоломки, грамматические сказки и стихи, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, усвоению и запоминанию материала. Всѐ это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Методологические основы программы Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы: - занимательность; - научность; - сознательность и активность; - наглядность; - доступность; - связь теории с практикой; - индивидуальный подход к учащимся; -гуманизма: вера в возможности ребѐнка, субъективного, позитивного подхода; - системности: рассмотрение ребѐнка как целостного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития. Цели и задачи программы Цели: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования, через систему развивающих занятий. Задачи: Обучающие - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; -пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; -обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития; - создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся: общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха, общей координации движений и мелкой моторики; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие - воспитание культуры общения с книгой; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение младших школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Организация работы по программе Формы проведения занятий: - практические занятия с игровыми элементами, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; - анализ и просмотр текстов; -самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе со словарями; - внесение творческих элементов в занятия: составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение стихов, сказок и т. д. Структура занятия: - игровая часть; - теоретическая часть; - практическая часть. В структуру занятия входят следующие упражнения: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; -упражнения для коррекции произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов. Цикличный принцип построения данного курса предполагает повторение тематики в следующих классах, на более высоком уровне, а так же позволяет применять индивидуальный подход к каждому ребѐнку с учѐтом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы. Основные методы и технологии: - технология разноуровневого обучения; - развивающее обучение; - обучение в сотрудничестве; - коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития УУД и личностных качеств младших школьников. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана на 4 года – 135 часов, 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, 2 – 4 классы – 34 часа в учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин. в 1 классе, по 35-40 мин. во 2- 4 классах. Планируемые результаты 1-й класс Личностные результаты: - осознать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к поступкам. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - учиться работать в паре, группе; - выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й класс Личностные результаты: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других, пользоваться приѐмами слушания, фиксировать тему, заголовок, ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-й – 4-й классы Личностные результаты: - формирование умения осознавать и определять (называть) свои эмоции; - формировать умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать; -развитие чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре; - развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении; - развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - развитие осознания ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач: владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Календарно-тематическое планирование 1-й класс (33 часа) № Тема занятия Формирование первоначальных представлений о слове 1 Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают. На примере сказки «Колобок». 2 Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают. На примере сказки «Теремок». Хорошо ли ты знаешь русский язык ? 3 Языки мира. Русский язык. 4 Сколько слов в русском языке? 5 Новые слова. 6 Слова одинаковые – значения разные. 7 Чужие слова. Звуки и буквы 8-9 Характеристика звуков русского языка: гласные и согласные. Колво ч. 2 1 1 5 1 1 1 1 1 8 2 Деятельность учащихся Составлять рассказ 5-6 предложений на предложенную тему. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Находить слова с заданными звуками. Характеризовать звуки (гласные) – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твѐрдые – мягкие (парные – непарные). Формирование УУД Личностные результаты: Осознавать роль языка и речи в жизни людей; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные Ставить ударение, результаты: делить слова на Регулятивные слоги. УУД: Соотносить слова со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться Дата: план./ факт. 10 1112 13 1415 16 17 18 19 2021 22 2324 25 26 2728 Обозначение звуков буквами. Задачи – игры, сказки и стихи о звуках и буквах. Упражнения по фонетике, загадки – шутки, шарады. Проект «Тайны звуков и букв». Слог как минимальная произносительная единица Слогообразующая роль гласных звуков. Смыслоразделительн ая роль гласных и согласных звуков. Роль гласных в звучании согласных. Звонкие и глухие согласные. Проект «В стране Слогов». Слово Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. Занимательные упражнения на определение количества слогов в слове, деление слов на слоги. Ребусы. «Слоговой аукцион». Законы буквосочетаний ЖИ –ШИ, ЧА –ЩА, ЧУ –ЩУ, ЧК –ЧН. Занимательные упражнения в употреблении слов с сочетаниями. Стихи, загадки, скороговорки, 1 2 1 2 6 1 1 1 1 2 4 1 2 Сравнивать написанное с образцом. Контролировать этапы своей работы. Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме. Участвовать в учебном диалоге, включаться в работу в паре, в группе. высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; 1 4 1 2 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 29 30 31 32 33 фразеологизмы, игры. Проект «Чудеса в стране Слов». Предложение как речевая структурная единица Предложение и слово. Как слова связаны в предложении. Использование пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях. Итоговое занятие «Игротека». 1 4 1 1 1 1 Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса Обучающиеся должны знать: - отличие звука от буквы; - признаки гласных и согласных звуков; - буквы русского алфавита; - антонимы, синонимы (без использования терминов), многозначные слова; - системные связи слов. Обучающиеся должны уметь: - правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов; - распознавать твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах; - делить слова на слоги; - объединять слова в группы; - составлять текст (устно) по вопросам учителя. Календарно – тематическое планирование 2-ой класс (34 часа) № Тема занятия Звуки и буквы 1 Что мы знаем о звуках и буквах? 2 Звук «Й» и его обозначение на письме. 3 Мягкий знак (Ь) и его работа. 4 Что такое фонетика? 5 Непроизносимые согласные. 6 Бывают ли непроизносимые гласные? 7 Что такое орфоэпия? Орфоэпический словарь. 8-9 Проект «Интересные сведения о звуках и буквах». Лексическое значение слов 10 Что такое лексика? 11 Многозначные слова. 12 Антонимы. 13 Синонимы. 14 Толковые словари. 15 «Шуточная викторина» (стихи, загадки, пословицы, фразеологизмы). Орфография 16 Орфография и орфографические словари. 17 Игры со словарными Колво ч. 9 1 1 1 1 1 1 1 2 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 Деятельность учащихся Формирование УУД Находить слова с Личностные заданными результаты: звуками. - осознавать роль языка и речи в Характеризовать жизни людей; звуки (гласные – - эмоционально ударные, «проживать» безударные; текст, выражать согласные – свои эмоции; звонкие, глухие; - понимать эмоции парные – других людей, непарные; сочувствовать, твѐрдые – мягкие, сопереживать; парные – - обращать непарные). внимание на особенности Ставить устных и ударение, делить письменных слова на слоги. высказываний других людей Соотносить (интонацию, темп, слова со тон речи; выбор слогоударной слов и знаков схемой. препинания: точка или многоточие, Подбирать точка или слова, восклицательный соответствующие знак). схеме. Метапредметные Характеризовать результаты: функцию гласных Регулятивные букв. УУД: -определять и Сравнивать формулировать написанное с цель деятельности образцом. с помощью учителя; Записывать под - учиться диктовку высказывать своѐ отдельные слова, предположение предложения. (версию) на Дата план./ факт. словами. 18 Сказочное царство слов «Игротека». Предложение как речевая структурная единица 19 Связь слов в предложении. 20 Пословицы и поговорки. 21 Загадки и считалки. 22 Фразеологизмы. 23 «Игротека» (ребусы, кроссворды, шарады). Текст. Тема. Главная мысль. 24 Тема и основная мысль текста, опорные слова. 25 Заголовок – всему голова. 26- План текста. Части 27 текста. 28 Написание короткого письма и смс- сообщения. 29 Речевая этика (приглашение, поздравление, просьба). Повторение 30 Где хранятся слова? 31 Не лезьте за словом в карман. 32- Сочинение и 33 инсценировка сказки. 34 Итоговое занятие «Игротека». 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 2 1 1 5 1 1 2 1 основе работы с Списывать слова материалом; и предложения в учиться работать соответствии с по предложенному заданным учителем плану. алгоритмом. Познавательные УУД: Контролировать - находить этапы своей ответы на работы. вопросы в тексте, иллюстрациях; Составлять и -преобразовывать читать схему информацию из предложения, одной формы в конструировать другую: подробно предложение по пересказывать схеме. небольшие тексты; Участвовать в -пользоваться учебном диалоге, словарями и включаться в справочниками. групповую Коммуникативные работу. УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -слушать и понимать речь других; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с участниками группы о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; -учиться работать в паре, группе. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса Обучающиеся должны знать: - признаки гласных и согласных звуков; - гласные ударные и безударные; - согласные твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие; - правила переноса слов. Обучающиеся должны уметь: - работать со словарѐм; - группировать и подбирать слова на определѐнные правила; - составлять рассказы по сюжетным картинкам; - устанавливать связь слов в предложениях, составлять предложения из набора слов. Календарно-тематическое планирование 3-ий класс (34 часа) № 1 2-3 4-5 6-7 8 910 1112 13 1415 16 17 18 1920 Тема занятия Путешествие в «Страну слов» Сказочное царство слов. Чудесные превращения слов. В гостях у слов родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с «зарубежными друзьями» (слова заимствованные из других языков). Трудные слова. Синонимы в русском языке. Слова – антонимы. Слова – омонимы. «Крылатые слова». В «Королевстве ошибок». Кол- Деятельность во ч. учащихся 21 1 2 2 2 Пользоваться словарями, справочниками; использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей. 1 Осуществлять анализ и синтез. 2 Устанавливать причинноследственные связи в предложениях, вычленять из них словосочетания. 2 1 2 1 1 1 2 Ставить вопрос к слову и по нему определять слова . обозначающие: предмет, признак предмета, Формирование УУД Личностные результаты: -умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; -чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; -интереса к письму, к созданию собственных текстов в письменной форме; -интерес к изучению языка; Дата: план./ факт. 21 2223 2425 26 2728 2930 3132 33 34 Проект «Занимательное словообразование». Слово. Предложение. Текст. В «Стране сочинителей». Искусство красноречия. Праздник творчества и игры. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Проект «Откуда пришли наши имена». КВН Итоговое занятие «Игротека». 1 действие предмета. 13 Составлять план решения учебной задачи. 2 2 1 2 2 2 1 1 -осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели занятия; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -пользоваться словарями, справочниками; -устанавливать причинноследственные связи; -строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -владеть монологической и диалогической формами речи; -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, уметь принимать иную точку зрения, корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса Обучающиеся должны знать: - отличительные признаки основных языковых единиц; -основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, орфографией, морфологией; - основные орфографические и пунктуационные правила; - типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Обучающиеся должны уметь: - работать со словарѐм; - группировать и подбирать слова на определѐнные правила; - составлять рассказы по картинкам; - воспринимать и воспроизводить интонацию речи. Календарно-тематическое планирование 4-ый класс (34 часа) № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Фонетика и орфоэпия Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы. Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. «Кис –кис!» «Мяу!», или кое – что о звукоподражании. Лексикология и развитие речи Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слов. «Откуда катится каракатица?» о словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» Колво ч. 7 1 1 1 1 1 1 1 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Деятельность учащихся Формирование УУД Находить слова с Личностные заданными результаты: звуками. - умения осознавать Характеризовать и определять звуки - (гласные – (называть) свои ударные , эмоции; безударные; -осознавать и согласные – определять эмоции звонкие, глухие; других людей, парные, сочувствовать и непарные; сопереживать твѐрдые, мягкие. другим; - чувствовать Соотносить красоту и слова со выразительность слогоударной речи, стремиться к схемой. совершенствованию собственной речи; Характеризовать - развивать интерес функцию гласных к чтению, букв. потребность в чтении, ведению Сравнивать диалога с автором написанное с текста; образцом. - интерес к письму, к созданию Контролировать собственных этапы своей текстов в работы. письменной форме; - интерес к Участвовать в изучению языка; учебном диалоге, - привитие любви и включаться в уважения к групповую Отечеству, его работу. языку, культуре. Пользоваться словарями, справочниками в соответствии с поставленной Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -самостоятельно Дата план./ факт. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 слов. Словарь – грамотей. Слова уходящие и слова – новички. Какой словарь поможет избежать ошибок? Слова придуманные писателями. Словарь язык Пушкина. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Что такое эссе? Пишем эссе. Текст – сообщение. Текст – описание. Текст – рассуждение. Ошибка Колумба «Ложные друзья переводчики». Итоговое занятие «Игротека». задачей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 формулировать тему и цели Устанавливать занятия; причинно – - составлять план следственные решения учебной связи. проблемы совместно с Строить учителем; рассуждения. - работать по плану, сверяя свои Составлять план действия с решения учебной поставленными задачи. целями и задачами, корректировать свою деятельность; -определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными критериями. Познавательные УУД: -перерабатывать и преобразовывать информацию; - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса Обучающиеся должны знать: - отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; - значимые части слова; - основные орфографические и пунктуационные правила; о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных; - признаки изученных частей речи; - типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Обучающиеся должны уметь: - чѐтко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать слова – паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. -пользоваться орфографическими, словообразовательными, фразеологическими, этимологическими словарями; - создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; - использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.