Рабочая программа Заним. рус.яз. 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Занимательный русский язык»
для 2 класса начального общего образования

пгт. Горноуральский 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательный русский язык» для обучающихся 2 класса на уровне
начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в программе воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Занимательный русский язык»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Занимательный русский язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Занимательный русский язык» не ущемляет
права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,
отведѐнное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублѐнного
изучения основного курса.
В содержании предмета «Занимательный русский язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс
«Занимательный русский язык» опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в
пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую
речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок - «Русский язык:
прошлое и настоящее» - включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории
русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный
блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок - «Язык в действии» - включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых

единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным
словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое
освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок - «Секреты речи и текста» - связан с совершенствованием четырѐх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников
(умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного
блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Цели изучения учебного предмета «Занимательный русский язык»
Целями изучения русского языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа;
понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего
народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной
семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать
и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в
языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Занимательный русский язык» в учебном плане
Содержание учебного предмета «Занимательный русский язык» во 2 классе рассчитано на
общую учебную нагрузку в объѐме 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы,
игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы
традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик,
ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не
сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами
(тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?»
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть
слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить
несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной
коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста: различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее
существенных фактов; установление логической связи между фактами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета «Занимательный русский язык» во 2 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение
родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие
действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации
языковых
единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Занимательный русский язык» в течение четырѐх лет
обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как
отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию
русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
— осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры,
игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;

— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
— соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка:
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
—
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями
синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
— пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания
слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
— владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами;
— строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника;
— создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
— создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
все- контроль практиго ные
ческие
работы
работы

Дата
изуче
ния

Виды деятельности

Электронные
Виды,
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1.

Что и как могут рассказать слова об
одежде. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой,
обозначающие одежду. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, возникновение
которых связано с
предметами и явлениями
традиционного русского быта: одежда.

1

Работа с рисунками и подписями Устный
опрос
к ним:
понимать значение слова с
опорой на рисунок;
Самостоятельная работа:
познакомиться со
значением слов (рубаха, матроска,
платок,
платье) и фразеологизмов
(засучив
рукава, спустя рукава) на основе
материалов
рубрики «Из истории языка и
культуры»;
Наблюдение за языковым
материалом: выделить суффиксы,
с помощью которых образованы
слова, высказать предположения
о значении суффиксов;
Работа с репродукцией картины:
подготовить устный рассказ о
том, что изображено на
картине;
Работа с текстом: прочитать
текст, сопоставить информацию
из текста с информацией на
рисунке; прочитать текст,
сопоставить
информацию из текста с
репродукцией картины,
восстановить текст, вставив
пропущенные слова; Творческое
задание: описать то, что
изображено на рисунке;
Работа в группе: каждый
участник группы
готовит устное сообщение на
основе
репродукции картины и
представляет его другим
участникам, группа оценивает
сообщение по заранее
согласованным критериям;
Практическая работа: объяснить
значение
пословиц;

Портал «Словари.ру».
URL: http://slovari.ru
https://resh.edu.ru

1.2.

Что и как могут рассказать слова о еде.
Лексические
единицы с национально-культурной
семантикой,
обозначающие предметы традиционного
русского быта: русская кухня.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного
русского быта: еда.

2

Наблюдение: определить общее и Устный
опрос
различное в словах, имеющих
один корень;
Работа со словарѐм в картинках:
на основе
изображений предметов и
подписей к ним
познакомиться со значением слов
калач, бублик, баранки, ватрушка,
сушки, каравай, просо, овѐс,
пшеница, рис, гречиха, ячмень;
Работа с толковым словарѐм:
объяснить
значение слов щи, томиться,
чугунок, чтить; Работа с текстом:
прочитать текст, различить
известную и новую информацию;
определить главную мысль
текста, выбрать заголовок для
него; выделить в тексте
незнакомые слова и объяснить их,
опираясь на контекст;
Практическая работа: объяснить
значение
пословиц;
Творческое задание: придумать
скороговорки из предложенных
слов; подготовить устное
сообщение «Секреты семейной
кухни»;
Самостоятельная работа:
познакомиться со
значением слова полба на основе
материалов рубрики «Из истории
языка и культуры»;
Работа в группе: каждый
участник группы
готовит устное сообщение на
основе
прочитанного текста и
представляет его другим
участникам, группа оценивает
сообщение по заранее
согласованным критериям;

Словари и
энциклопедии
на Академике.
URL:
https://dic.acade
mic.ru
https://kladraz.ru/blogs/blog
25117/urok-rodnogorusskogo-yazika-2-klassrganoy-hlebushko-kalachudedushka.html

1.3.

Что и как могут рассказать слова о детских
забавах. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой,
обозначающие предметы традиционного
русского быта: детские забавы, игры и
игрушки. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями
традиционного русского быта: детские
игры, забавы.

2

Устный
Работа в группе: подготовить
опрос
выразительное чтение текста,
прочитать по порядку части текста
друг другу в группе, а затем всему
классу, оценить чтение
одноклассников по
заранее согласованным критериям;
Наблюдение: обнаружить
принцип, по которому подобран
ряд слов,и продолжить этот ряд;
выделить суффиксы, с помощью
которых образованы слова,
высказать
предположения о значении
суффиксов; обобщить
информацию о том, почему один
предмет может называться поразному; познакомиться с
разными способами выражения
сравнения в
русском языке;
Рисование на основе описания в
тексте:
прочитать текст и изобразить
описанный
предмет;
Работа с рисунками и подписями к
ним:
выделить признаки, по которым
названы
предметы;
Работа с толковым словарѐм:
объяснить
значение слов верстак, сноровка и
словосочетаний лететь стрелой,
скатиться
кубарем;
Самостоятельная работа:
познакомиться с
историей происхождения слов
полозья, сани, лукошко, бирюльки
на основе материалов
рубрики «Из истории языка и
культуры»;
Работа с текстом: преобразовать
описание в
тексте в схему; восстановить
предложения,
опираясь на информацию из
текста;
Работа со схемой: сделать выводы
о причинах появления разных
названий одного предмета на
основе анализа схемы;
Работа с таблицей:
классифицировать игры по
выделенным признакам;
Творческое задание: подготовить
короткий
устный рассказ на заданную тему;
Дидактическая игра: выбрать
слова, которые можно составить из
букв заданного слова
Учебный диалог «Что с чем можно
сравнить?»;

Портал
«Словари.ру».
URL:
http://slovari.ru
https://resh.edu.ru

1.4.

Лексические единицы с национальнокультурной
семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова,
называющие домашнюю
утварь. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного
русского быта: домашняя утварь.

1

Практическая работа: определить, Устный
опрос
какие
предметы и по какому признаку
сравниваются с решетом,
коромыслом;
Работа с рисунками: сравнить
изображения
созвездий и предметов домашней
утвари,
определить признак, по которому
они
сравниваются;
Самостоятельная работа:
познакомиться с
историей происхождения слов
утварь, решето, сито, ситный,
выражения друг ситный на основе
материалов рубрики «Из истории
языка и
культуры»;
Работа в паре: каждому ученику
нужно
восстановить по рисункам
отрывок из сказки, затем
прочитать его однокласснику,
послушать чтение одноклассника,
оценить, верно ли вставлены
слова;
Наблюдение: определить, как
слово сито
связано с однокоренными
словами;
Творческое задание: придумать
загадку,
опираясь на иллюстрацию Работа
с текстом и рисунками:
прослушать текст, выделить
ключевую информацию,
сопоставить
информацию из текста и рисунков,
выявить недостающую
информацию,
восстановить текст;

Словари и
энциклопедии
на Академике.
URL:
https://dic.acade
mic.ru
https://urok.1c.ru/library/pri
mschool/

Лексические единицы с национально1..5. культурной
семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова,
связанные с традицией русского
чаепития. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного
русского быта: традиция чаепития.

1

Итого по разделу:

7

Раздел 2. Язык в действии

1

Устный
Творческое задание: придумать
опрос
загадку,
опираясь на иллюстрацию Работа
с текстом и рисунками:
прослушать текст, выделить
ключевую информацию,
сопоставить
информацию из текста и
рисунков,
выявить недостающую
информацию,
восстановить текст;
Работа с текстом: прослушать
текст, выделить ключевую
информацию, объяснить значение
поговорки на основе текста;
восстановить
порядок предложений в тексте;
Творческое задание: придумать
подписи к
иллюстрациям, опираясь на
образцы,
представленные в тексте;
придумать
скороговорки из предложенных
слов;
Практическая работа: для каждого
предложения подобрать слова из
списка, наиболее
подходящие по смыслу;
установить значение слова с
опорой на контекст;
Самостоятельная работа:
познакомиться с
историей происхождения
фразеологизма
принести, подать на блюдечке на
основе
материалов рубрики «Из истории
языка и
культуры»;
Наблюдение за языковым
материалом:
различить слова-омонимы;
Работа в группе: подготовить
устное сообщение на основе
прочитанного текста, представить
его другим участникам группы,
оценить сообщения по заранее
согласованным критериям;
Проверочная работа «Почему это
так
называется?»;
Проектное задание: найти
информацию о музеях самоваров
в разных городах России,
подготовить небольшие устные
сообщения,
представить их в классе;

Мир русского слова. URL:
http://gramota.ru/biblio/mag
azines/mrs
https://urok.1c.ru/library/pri
mschool/

2.1.

Пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов в речи.
Смыслоразличительная роль ударения.
Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа
со словарем ударений.

1

Письмен- Русский
Упражнение: отработка
ный
филологический
правильного
контроль портал. URL:
произношения слов;
http://www.philology.ru
Соблюдение отрабатываемых
орфоэпических норм в речи;
https://uchi.ru
Учебный диалог «Помогает ли
ударение
различать слова?»;
Наблюдение за местом ударения и
произношением слов-омографов;
Работа с рисунками: выбрать
место ударения в словахомографах, опираясь на
изображения соответствующих
предметов;
Упражнение: потренироваться в
произношении слов-омографов в
соответствии с поставленным
ударением; определить место
ударения в словах-омографах;
Работа с толковым словарѐм:
объяснить
значение слов пáрить, парúть,
парóм;
Работа в паре: составить
предложения со
словосочетаниями, в которых
актуализируется
смыслоразличительная роль
ударения в словах;

2.2.

Синонимы и антонимы.

1

Учебный диалог «Что такое
Письмен- Портал
синонимы?
ый
«Словари.ру».
Совпадают ли их значения?»;
контроль URL:
http://slovari.ru
Практическая работа: найти
синонимы в тексте, определить их
https://uchi.ru
роль; подобрать синонимы к
словам (современным,
устаревшим, иноязычным и т. п.);
Упражнение: потренировать
умение выбирать из пары
синонимов тот, который
соответствует
заданному контексту;
Работа в паре: опираясь на
рисунок, каждый ученик
подбирает современные словасинонимы к устаревшим словам,
затем ученики проверяют друг
друга;
Рассказ учителя «Для чего нужны
антонимы?»; Практическая работа:
выписать антонимы из текста;
подобрать антонимы к словам, к
каждой паре антонимов подобрать
слово, к которому они относятся;
Комментированное письмо:
определить, с каким словом
сочетается каждый из синонимов,
записать сочетания слов;
Самостоятельная работа:
познакомиться с
историей происхождения слов
антоним, вороной, вежливый на
основе материалов рубрики «Из
истории языка и культуры»;
Дидактическая игра «Восстанови
антонимическую пару» (на
материале пословиц); Творческая
работа: описать рисунки,
используя антонимы;

2.3.

Происхождение пословиц и
фразеологизмов.

1

Объяснение учителя: особенности Тестирование
жанра
пословиц;
Практическая работа: объяснить
значение
пословиц, предположить, как они
могли
возникнуть Работа в паре:
составить из частей пословицы,
сравнить русские пословицы и
поговорки с пословицами и
поговорками других народов;
Работа с толковым словарѐм:
объяснить
значение слов верста, пядь,
аршин, сажень и
значение поговорок и пословиц, в
которых эти слова встречаются;
Дидактическая игра «Отгадай
пословицу»;
Рассказ учителя о
фразеологизмах;
Практическая работа: разделить
фразеологизмы на группы по
значению; заменить слова и
сочетания слов фразеологизмами;
подобрать фразеологизмыантонимы;
Работа в группе: сравнить
фразеологизмы,
имеющие в разных языках общий
смысл, но
различную образную форму;
догадаться по
описанию, о каком фразеологизме
идѐт речь
(каждый участник работает со
своим описанием, затем
представляет результаты работы
группе); Самостоятельная работа:
познакомиться с
историей происхождения
фразеологизма попасть впросак на
основе материалов рубрики «Из
истории языка и культуры»;
Творческое задание: выбрать из
списка
фразеологизм, придумать и
рассказать короткую историю, в
которой его уместно употребить;

Портал
«Словари.ру».
URL:
http://slovari.ru
https://learningapps.org

2.4.

Разные способы толкования значения слов. 1

Устный
Объяснение учителя: какой
опрос
словарь называется толковым;
Работа в паре: восстановить слово
по его
толкованию, проверить друг
друга; объяснить значение слов с
помощью синонимов;
объяснить значение слова,
подобрав родственное слово;
Комментирование: объяснить
значение слова с помощью
перечисления;
Практическая работа: дописать
краткое
толкование заданных слов,
объяснить значение пословицы;
Работа с рисунками: составить
краткое
толкование значения слов,
называющих
предметы на рисунках;
Работа в группе: опираясь на
информацию в таблице, объяснить
значение одного слова
разными способами (у всех
участников
группы разные слова),
представить результаты
выполнения задания
другимучастникам группы;

Портал
«Словари.ру».
URL:
http://slovari.ru
https://resh.edu.ru

2.5.

Учимся читать стихи и сказки.

Итого по разделу:

1

Устный
Рассказ учителя о «сказочном»
опрос
ударении;
Упражнение: потренироваться в
чтении
«сказочных» слов и выражений с
необычным ударением и чтении
фразеологизмов с
ударением на предлоге;
Наблюдение: прочитать отрывки
из сказок,
подумать, почему ударение стоит
на
определѐнных словах, сравнить
своѐ
предположение и объяснения,
предложенные в задании;
Самостоятельная работа:
прочитать отрывки из сказок,
определить, в каких «сказочных»
словах можно поставить
ударение, опираясь на текст, а в
каких — нужно воспользоваться
словарѐм; Работа в парах:
прочитать выбранный фрагмент
текста, поставить ударение в
словах, которые можно прочитать
не «показочному», выписать эти
слова, проверить и оценить
работу друг друга;
Практическая работа: «Слушаем
и учимся
читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с
необычным произношением и
ударением»;
Орфографический тренинг;

Стихия:
классическая
русская/советская
поэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya

Устный
Работа с рисунками: провести
опрос
анализ ситуаций речевого
общения; подобрать к каждому
рисунку варианты подписей —
устойчивых этикетных
выражений;
Работа с толковым словарѐм:
объяснить
значение слов диалог, реплика;
Работа в группе: каждому
участнику группы нужно
прочитать диалог, найти ошибки,
обсудить, как их исправить, с
другими
участниками группы;
Работа в паре: определить
количество
участников диалога, прочитать
его по ролям, точно передавая
интонацию каждого
собеседника;
Самостоятельная работа:
объяснить значение пословиц;
Проектное задание: написать
несколько советов о том, как
вести диалог;

https://uchi.ru

5

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1.

Диалог. Приемы обещния. Особенности
русского речевого этикета. Устойчивые
этикетные выражения в учебно-научной
коммуникации: формы обращения;
использование
обращений ты и вы.

1

3.2. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста: отличение
главных фактов от второстепенных;
выделение наиболее существенных
фактов; установление логической связи
между фактами. Создание текста:
развернутое
толкование значения слова.

1

Работа с текстом: послушать
текст, который читает учитель,
извлечь информацию о родовом
значении заданных слов, отвечая
на
вопросы учителя; прочитать
текст, подчеркнуть слова,
которые описывают главного
героя
рассказа;
Творческое задание: используя
подчѐркнутые в тексте слова,
написать развѐрнутое
толкование значения
незнакомого слова;
Работа в группе: соотнести
краткие и
развѐрнутые толкования
значений одних и тех же слов и
ситуации, в которых эти
толкования уместны;
восстановить тексты,
подобрав соответствующие им
толкования
значения слова;
Творческое задание: составить
из двух
толкований значения слова одно
развѐрнутое толкование;
Работа в группе: оценить
черновики текстов —
развѐрнутых толкований
значения слова — по критериям,
отредактировать тексты;
Работа с таблицей: заполнить
таблицу, выписав из текста
краткое и развѐрнутое
толкование значений
выделенных слов;

Устный
опрос

Кругосвет –
универсальная
энциклопедия.
URL:
http://www.krug
osvet.ru
https://learningapps.org

3.3.

Связь предложений в тексте.
Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор,
местоименный повтор.

1

Письмен- https://learningapps.org
Работа с текстом: послушать
ный
текст, который читает учитель,
объяснить значение незнакомых контроль
слов, опираясь на информацию из
текста; восстановить учебный
текст, обобщив информацию из
примеров;
Работа в паре: опираясь на
информацию из
текста и предложенный план,
подготовить
короткое устное сообщение,
послушать
сообщения друг друга и оценить
их по
критериям;
Наблюдение: прочитать текст,
заменить
местоимение и слово-синоним,
связывающие два соседних
предложения в тексте, словом из
предыдущего предложения,
сравнить исходный и
«экспериментальный» тексты,
сделать вывод о роли слов,
связывающих предложения в
тексте; Упражнение:
потренироваться в умении
находить слова-связки в тексте;
Практическая работа:
восстановить в тексте
слова, связывающие
предложения;
Проверочная работа: исправить
ошибки в
выборе слов, связывающих
предложения в
тексте;
Творческое задание: придумать
первое
предложение (второе
предложение уже задано, и в
качестве связок в нѐм
используются слова там или это);
Творческая работа: написать
небольшой текст по серии
рисунков;
Работа в группе: обсудить
черновики текстов, написанных
по серии рисунков,
отредактировать тексты;

3.4.

3.5.

Создание текстов инструкций. Создание
текстовповествований: заметки о посещении
музеев: повествование об участии в
народных праздниках.

Устный ответ как жанр
монологической устной учебнонаучной речи.

1

1

Итого по разделу:

5

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17

1

1

1

Работа с текстом: послушать
текст, который читает учитель,
сопоставить информацию из
текста и рисунки; найти
предмет, который
описан в тексте; опираясь на
информацию из текста,
дополнить толкование значения
слова; Самостоятельная работа:
познакомиться с
историей происхождения
фразеологизма тянуть канитель
на основе материалов рубрики
«Из истории языка и культуры»;
Творческое задание: составить
инструкцию по предложенному
алгоритму с опорой на
информацию из текста и
проверить себя,
сравнив свою инструкцию и
инструкцию,
приведѐнную в учебнике;
Творческая работа: прочитать
текст,
сопоставить информацию из
текста и
иллюстрации к нему, выделить в
тексте
информацию, которая
понадобится для
инструкции, написать черновик
инструкции, как сделать
ѐлочную игрушку; на основе
инструкции и предложенного
плана написать небольшой
текст-повествование по
заданной теме;
Работа в группе: обсудить
черновики текстов,
отредактировать их;

Письмен- Мир русского слова.
ный
URL:
контроль http://gramota.ru/biblio/m
agazines/mrs

Работа в группе: сделать
устное сообщение о
результатах выполнения
проектного задания, оценить
сообщения участников группы
по заранее согласованным
критериям;

Устный
опрос

https://urok.1c.ru/library/pri
mschool/

Академический
орфографический
словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari
/info/lop

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема урока
п/п

1.

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

По одежке встречают... (Что и 1
как могут рассказать слова об
одежде. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
обозначающие одежду.

Устный
опрос

Пословицы, поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: одежда).
2.

Ржаной хлебушка калачу
дедушка. (Что и как могут
рассказать слова о еде.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: русская
кухня. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: еда).

1

Устный
опрос

3.

Если хороши щи, так другой 1
пищи не ищи. Каша кормилица наша. (Что и как
могут рассказать слова о еде.

Устный
опрос

Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: русская
кухня. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: еда).
4.

1
Любишь кататься, люби и
саночки возить. (Что и как
могут рассказать слова о
детских забавах. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
обозначающие предметы
традиционного русского
быта: детские забавы, игры и
игрушки. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: детские игры,
забавы).

Устный
опрос

Делу время, потехе час. (Что 1
и как могут рассказать слова о
детских
забавах. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
обозначающие предметы
традиционного русского
быта: детские забавы, игры и
игрушки. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: детские игры,
забавы).

Устный
опрос

6.

В решете воду не удержишь.
(Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: слова,
называющие домашнюю
утварь. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: домашняя
утварь).

Устный
опрос

7.

1
Самовар кипит, уходить не
велит. (Лексические единицы
с национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы традиционного
русского быта: слова,
связанные с традицией
русского
чаепития. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями традиционного
русского быта: традиция
чаепития).

5.

1

1

Практическая
работа

1

Письменный
контроль

1

Письменный
контроль

1

Тестирование

11. Как можно объяснить
значение слова?(Разные
способы толкования
значения слов).

1

Устный
опрос

12. Встречается ли в сказках и
стихах необычное ударение?

1

Устный
опрос

1

Устный
опрос

8.

Помогает ли ударение
различать слова?
(Пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
произношении слов в речи.
Смыслоразличительная роль
ударения. Наблюдение за
изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со
словарем ударений).

9.

Для чего нужны
синонимы? Для чего
нужны антонимы?

10. Как появились пословицы и
фразеологизмы?
(Происхождение пословиц и
фразеологизмов).

(Учимся читать стихи и
сказки).
13. Учимся вести диалог.
(Диалог. Приемы обещния.
Особенности русского
речевого этикета.
Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной
коммуникации: формы
обращения; использование
обращений ты и вы).

14. Составляем развѐрнутое
толкование значения слова.

Устный
опрос

1

(Анализ информации
прочитанного и
прослушанного текста:
отличение главныых фактов
от второстепенных;
выделение наиболее
существенных фактов;
установление логической
связи между фактами.
Создание текста: развернутое
толкование значения слова).
15. Устанавливаем связь
1
предложений в тексте.(Связь
предложений в тексте.

Письменный
контроль

Практическое овладение
средствами связи:
лексический повтор,
местоименный повтор).
16. Создаем тексты-инструкции
и тексты-повествования.

Письменный
контроль

1

(Создание текстов
инструкций. Создание
текстов-повествований:
заметки о посещении музеев:
повествование об участии в
народных праздниках).
17. Устный ответ как жанр
монологической устной
учебно-научной речи.

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17

1

Контрольная
работа

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И.,
Петленко Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В., Русский родной язык.
Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебно-методический комплект по русскому родному языку для 2 класса авторов О.М.
Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова и др.:
Рабочие программы и тематическое планирование курса
Учебник
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru
https://urok.1c.ru/library/primschool/
https://uchi.ru
https://learningapps.org
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru ,
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации
Таблицы по русскому языку
Презентации по темам уроков
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ

Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».