МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ №24 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вокальный ансамбль» для 3-4 классов пгт. Горноуральский, 2023 Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы начального общего образования по музыке для 3-4 классов. В основу программы внеурочной деятельности вокальной студии общекультурного направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа является модифицированной, художественно-эстетической направленности и классифицируется по уровню освоения – общекультурной. Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка. Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования. Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры. Задачи: формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности; развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания. воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости. Общая характеристика курса. Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков. Возраст детей, участвующих в реализации программы 9 – 11 лет. Сроки реализации программы – 2 года, занятия проводятся 1 раз в неделю. 3-4 классы –по 34 часа в год. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: вокально-хоровая работа; занятия по музыкальной грамоте; музыкально-ритмические упражнения; дыхательная гимнастика. Описание места курса в учебном плане. В соответствии с ООП НОО МАОУ СОШ № 24, курс вокальной студии является программой внеурочной деятельности и представляет систему музыкально-эстетических занятий . В 3-4 классе на эти цели отводится 1 занятие в неделю. Объём учебного времени составляет 34 часа в год. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся в группе и индивидуально по необходимости. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания занятий в вокальной студии. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Содержание курса внеурочной деятельности 3 класс (34 часа) Вводное занятие (1 ч.): Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Тема 1-4. Основы музыкальной грамоты (4 ч.): Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Тема 5-8. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (4 ч.): Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Тема 9-12. Развитие чувства ритма (4 ч.): Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Тема 13. Прослушивание (1 ч.): Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Тема 14-16. Певческая установка. Дыхание (3 ч.): Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Тема 17-20. Распевание (4 ч.): Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Тема 21-22. Дикция (2 ч.): Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Тема 23-28. Работа с солистами (6 ч.): Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Тема 29-32. Сводные репетиции (4 ч.): Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Тема. Итоговое занятие (1 ч.): Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев. 4 класс (34 часа) Вводное занятие (1 ч.): Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Тема 1-4. Основы музыкальной грамоты (4 ч.): Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Тема 5-8. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (4 ч.): Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Тема 9-12. Развитие чувства ритма (4 ч.): Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Тема 13. Прослушивание (1 ч.): Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Тема 14-16. Певческая установка. Дыхание (3 ч.): Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Тема 17-20. Распевание (4 ч.): Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Тема 21-22. Дикция (2 ч.): Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Тема 23-28. Работа с солистами (6 ч.): Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Тема 29-32. Сводные репетиции (4 ч.): Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Тема. Итоговое занятие (1 ч.): Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев. Планируемые образовательные результаты Личностные результаты: Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. Метапредметные результаты: овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Предметные результаты: 3 класс: Узнают: музыкальные жанры (песня, танец, марш); одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию; термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. правила сценической культуры. правила пения и охраны голоса. Получат возможность научиться: верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; соблюдать при пении певческую установку; использовать в пении приобретенные певческие навыки; слитно произносить песенный текст; исполнять песни и вокально-хоровые упражнения; применять на практике варианты музыкально-пластических движений и элементы драматизации исполняемых движений; чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые; петь с музыкальным сопровождением и без него; общаться в социуме в процессе концертной деятельности. 4 класс: Узнают: музыкальные жанры (песня, танец, марш); одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию; термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. правила сценической культуры. правила пения и охраны голоса. Получат возможность научиться: верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; соблюдать при пении певческую установку; использовать в пении приобретенные певческие навыки; слитно произносить песенный текст; исполнять песни и вокально-хоровые упражнения; применять на практике варианты музыкально-пластических движений и элементы драматизации исполняемых движений; чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые; петь с музыкальным сопровождением и без него; общаться в социуме в процессе концертной деятельности. Система оценки планируемых результатов В программе внеурочной деятельности «Вокальный ансамбль» предусмотрено безотметочное обучение, призванное способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации и самостоятельности учащихся. Основными принципами безотметочного обучения являются: сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальная музыкальность, стиль мышления и т.д. Качественная характеристика предметных результатов составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и демонстрации (представления) результатов обучения за год. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Контроль и оценка результатов освоения программы курса внеурочной деятельности осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используется «портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала). В «портфолио» воспитанники помещают результаты проектной деятельности (фотоальбомы, рисунки, СD диски с личными презентациями, и видео и аудио записями песен в своём исполнении; дипломы, свидетельства, благодарности и грамоты за участие в музыкальных вокальных фестивалях, конкурсах и мероприятиях класса, гимназии, города и области). Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Текущий: беседы, групповая, индивидуальная работа, работа в группах (дуэты, трио, по голосам). Итоговый контроль в формах: практические работы; концертных выступлений; подготовки презентаций и сообщений; тестов по разделам программы; творческие работы учащихся; проектная деятельность творческий отчёт. Календарно-тематическое планирование № п/п Даты Тема 1 Вводное занятие 2-5 Основ ы музык альной грамот ы 6-9 Развит ие музык альног о слуха, музык альной памят и 1011 Развит ие чувств а ритма 12 Просл ушива Основное Основные Колсодержание понятия во час Организован- Вокал 1 ное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Определени Фраза, 4 е в песнях запев, фразы, в припев, них запев и темп, припев. динамика Различать , динамику и средства темп как выразите основные льности средства выразитель ности. Использова Бубен, 4 ние ложки упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальны ми инструмент ами (бубен, ложки). Знакомство Ритм, 2 с понятием метр, «метр», темп, «темп». барабан, Игра на ударные ударных инструме музыкальны нты х инструмент ах (барабан, бубен, ложки). Прослушив Голос 1 ание Стр. учебн. ОЭР УУД http://school collection.edu.ru Музыкальная коллекция Личностные: развивать потребность в систематическом коллективном музициро вании, формировать эстетичес кое отношение к красоте окружаю щего мира, прививать навыки здорового образа жизни. Познавте льные: научить слушать, видеть, понимать ,и анализро вать произвде ния искуссва, научить приёмам исполнит ельского мастерст ва научить правильн о использо вать специаль Музыкальная коллекция http://musicandi. ru/ Музыкальная коллекция, музыкальные инструменты http://schoolcollection.edu.ru Музыкальная коллекция, музыкальные инструменты http://schoolcollection.edu.ru Музыкальная коллекция, Формы занятия Беседа, прослушиван ие музыкальных произведений Беседа, фронтальна я, индивидуал ьная Практическ ая, дидактическ ие игры Работа в группах, беседы, сольные и групповые исполнения песен. Индивидуал ьная работа ние голосо в 1315 Певче ская устано вка. Дыхан ие 1619 Распев ание 2021 Дикци я 22- Работа голосов детей с музыкальны м сопровожде нием и без него. Работа над выработкой умений, правильног о поведения воспитанни ка во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономично го дыхания во время пения. Разогревани еи настройка голосового аппарата обучающих ся. Упражнени е на дыхание: считалки, припевки, дразнилки Отчетливое произношен ие слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляци онным аппаратом. Использова ние скороговоро к. Индивидуал звуковое оборудование ные термины, формули ровать определе ния понятий, использу емых в произвед ениях музыкаль ного искусств а Коммуни кативные : формиро вать чувство радости от результат ов индивиду альной и коллекти вной деятельн ости Дыхание, пение, вокал 3 Музыкальная коллекция Просмотр видеоклипов с Детского Евровидения Фронтальна я, индивидуал ьная, практическа я, игровая. Распевка, методы распевки 4 Музыкальная коллекция http://iskusstvo. my1.ru/ Скорогов орки, дикция, артикуля ционный аппарат 2 Музыкальная коллекция http://www.nach alka.com/igrovaj a Работа в группах, беседы, сольные и групповые исполнения песен., игровая деятельност ь Вокал, 4 Музыкальная Индивидуал Фронтальна я, практическа я, игровая 27 с солист ами 2833 Сводн ые репети ции 34 Итого вое заняти е ьная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляци ей. Работа со всем составом кружка над единой музыкально й композицие й. дыхание, поведени е, артикуля ция, дикция Хор, вокал, репетици я Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев. Вокал, концерт коллекция, звуковое оборудование http://iskusstvo. my1.ru/ ьная 3 Музыкальная коллекция, звуковое оборудование http://www.muzurok.ru/ Коллективн офронтальна я, Работа в группах, беседы, сольные и групповые исполнения песен. 1 Музыкальная коллекция, экран, инструменты, звуковое оборудование Коллективн офронтальна я Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. 2. Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010. 3. Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г. 4. Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013. 5. Рабочая тетрадь для 3 класса, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013. 6. Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013. 7. Рабочая тетрадь для 4 класса, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1,2,3 и 4 классы. М.: Просвещение, 2007 Демонстрационные пособия Карточки с названиями музыкальных инструментов Карточки с кроссвордами для групповой работы Тексты исполняемых песен Учебно-практическое оборудование Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала; фортепиано; синтезатор; русские народные музыкальные шумовые инструменты Компьютерные и информационно-коммуникативные средства 1. Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» http://art.1september.ru 2. Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic.edu.ru 3. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru 4. Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru 5. Belcanto.Ru — в мире оперы http://www.belcanto.ru 6. Classic-Music.ru — классическая музыка http://www.classic-music.ru; 7. World Art — мировое искусство http://www.world-art.ru 8. Фото известных композиторов, портеры композиторов. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views 9. Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/ 10. Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/ 11. Классическая музыка – http://classic.ru 12. Музыка и я - http://musicandi.ru/ 13. Онлайновые разработки (развивающие игры, кроссворды): http://www.nachalka.com/igrovaja 14. Детские электронные презентации и клипы: http://viki.rdf.ru/ Технические средства обучения Электронная доска Персональный компьютер Мультимедийный проектор Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. Колонка Микрофоны Список используемой при составлении программы литературы: 1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г. 2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. 3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. 4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г. 5. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г. 6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. 7. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с. 8. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург; 9. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000. 10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. 11. Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.