программа вн.деят. Вокальный ансамбль

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ №24

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Вокальный ансамбль»
для 3-4 классов

пгт. Горноуральский, 2023

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы начального
общего образования по музыке для 3-4 классов. В основу программы внеурочной деятельности
вокальной студии общекультурного направления положены идеи и положения Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа
является
модифицированной, художественно-эстетической направленности
и
классифицируется по уровню освоения – общекультурной.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не
просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны
данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной
деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших
школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования,
музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного
художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной
деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого
участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи:
 формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха,
накопление музыкально-слуховых представлений;
 формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности,
выразительности;
 развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.
 воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет
структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в
пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное
положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период
формирования певческих навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 9 – 11 лет.
Сроки реализации программы – 2 года, занятия проводятся 1 раз в неделю. 3-4 классы –по
34 часа в год.
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет
поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Основной формой организации занятий является групповая работа. Наряду с групповой
формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к
детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на
которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения
варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
 вокально-хоровая работа;
 занятия по музыкальной грамоте;
 музыкально-ритмические упражнения;
 дыхательная гимнастика.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с ООП НОО МАОУ СОШ № 24, курс вокальной студии является
программой внеурочной деятельности и представляет систему музыкально-эстетических занятий
. В 3-4 классе на эти цели отводится 1 занятие в неделю. Объём учебного времени составляет
34 часа в год. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься

именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий
возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их
одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же
небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог
может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия
проводятся в группе и индивидуально по необходимости.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности
способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности
выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания,
позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников
формируются духовно-нравственные основания занятий в вокальной студии.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать,
петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на
музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное,
социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером
организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет
решение основных педагогических задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 ч.): Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального
кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Тема 1-4. Основы музыкальной грамоты (4 ч.): Определение в песнях фразы, в них запев и
припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.
Тема 5-8. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (4 ч.): Использование
упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными
инструментами (бубен, ложки).
Тема 9-12. Развитие чувства ритма (4 ч.): Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на
ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Тема 13. Прослушивание (1 ч.): Прослушивание голосов детей с музыкальным
сопровождением и без него.
Тема 14-16. Певческая установка. Дыхание (3 ч.): Работа над выработкой умений,
правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением
корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Тема 17-20. Распевание (4 ч.): Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Тема 21-22. Дикция (2 ч.): Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги,
работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Тема 23-28. Работа с солистами (6 ч.): Индивидуальная работа по развитию певческих
навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Тема 29-32. Сводные репетиции (4 ч.): Работа со всем составом кружка над единой
музыкальной композицией.
Тема. Итоговое занятие (1 ч.): Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
4 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 ч.): Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального
кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Тема 1-4. Основы музыкальной грамоты (4 ч.): Определение в песнях фразы, в них запев и
припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.

Тема 5-8. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (4 ч.): Использование
упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными
инструментами (бубен, ложки).
Тема 9-12. Развитие чувства ритма (4 ч.): Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на
ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Тема 13. Прослушивание (1 ч.): Прослушивание голосов детей с музыкальным
сопровождением и без него.
Тема 14-16. Певческая установка. Дыхание (3 ч.): Работа над выработкой умений,
правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением
корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Тема 17-20. Распевание (4 ч.): Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Тема 21-22. Дикция (2 ч.): Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги,
работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Тема 23-28. Работа с солистами (6 ч.): Индивидуальная работа по развитию певческих
навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Тема 29-32. Сводные репетиции (4 ч.): Работа со всем составом кружка над единой
музыкальной композицией.
Тема. Итоговое занятие (1 ч.): Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты: Личностные результаты освоения рабочей программы по
музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление
к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению
профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В
результате
освоения
содержания
программы
происходит
гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное
представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и
освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Метапредметные результаты:
 овладение способами решения поискового и творческого характера;
 культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
 приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметные результаты:
3 класс:
Узнают:
 музыкальные жанры (песня, танец, марш);
 одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
 средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
 музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
 название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по
звучанию;
 термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
 правила сценической культуры.
 правила пения и охраны голоса.
Получат возможность научиться:
 верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
 быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
 петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
 соблюдать при пении певческую установку;
 использовать в пении приобретенные певческие навыки;
 слитно произносить песенный текст;
 исполнять песни и вокально-хоровые упражнения;
 применять на практике варианты музыкально-пластических движений и элементы
драматизации исполняемых движений;
 чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
 петь с музыкальным сопровождением и без него;
 общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
4 класс:
Узнают:

музыкальные жанры (песня, танец, марш);

одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их
по звучанию;


термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

правила сценической культуры.

правила пения и охраны голоса.
Получат возможность научиться:
 верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
 быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
 петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
 соблюдать при пении певческую установку;
 использовать в пении приобретенные певческие навыки;
 слитно произносить песенный текст;
 исполнять песни и вокально-хоровые упражнения;
 применять на практике варианты музыкально-пластических движений и элементы
драматизации исполняемых движений;
 чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
 петь с музыкальным сопровождением и без него;
 общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
Система оценки планируемых результатов
В программе внеурочной деятельности «Вокальный ансамбль» предусмотрено
безотметочное обучение, призванное способствовать гуманизации обучения, индивидуализации
учебного процесса, повышению мотивации и самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются: сочетание качественной и
количественной составляющих оценки.
Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся,
позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в
группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальная музыкальность,
стиль мышления и т.д. Качественная характеристика предметных результатов составляется на
основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и демонстрации
(представления) результатов обучения за год.
Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся,
сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад,
сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Контроль и оценка результатов освоения программы курса внеурочной деятельности
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используется «портфолио» ученика
(демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала). В
«портфолио» воспитанники помещают результаты проектной деятельности (фотоальбомы,
рисунки, СD диски с личными презентациями, и видео и аудио записями песен в своём
исполнении; дипломы, свидетельства, благодарности и грамоты за участие в музыкальных
вокальных фестивалях, конкурсах и мероприятиях класса, гимназии, города и области).
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий: беседы, групповая, индивидуальная работа, работа в группах (дуэты, трио, по
голосам).
Итоговый контроль в формах:
 практические работы;
 концертных выступлений;
 подготовки презентаций и сообщений;
 тестов по разделам программы;
 творческие работы учащихся;
 проектная деятельность
 творческий отчёт.
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Даты

Тема

1

Вводное
занятие

2-5

Основ
ы
музык
альной
грамот
ы

6-9

Развит
ие
музык
альног
о
слуха,
музык
альной
памят
и

1011

Развит
ие
чувств
а
ритма

12

Просл
ушива

Основное Основные Колсодержание понятия во
час
Организован- Вокал
1
ное занятие.
Объяснение
целей и задач
вокального
кружка.
Распорядок
работы,
правила
поведения.
Определени Фраза,
4
е в песнях
запев,
фразы, в
припев,
них запев и
темп,
припев.
динамика
Различать
,
динамику и
средства
темп как
выразите
основные
льности
средства
выразитель
ности.
Использова
Бубен,
4
ние
ложки
упражнений
по
выработке
точного
восприятия
мелодий.
Работа с
детскими
музыкальны
ми
инструмент
ами (бубен,
ложки).
Знакомство
Ритм,
2
с понятием
метр,
«метр»,
темп,
«темп».
барабан,
Игра на
ударные
ударных
инструме
музыкальны нты
х
инструмент
ах (барабан,
бубен,
ложки).
Прослушив
Голос
1
ание

Стр. учебн.
ОЭР

УУД

http://school
collection.edu.ru
Музыкальная
коллекция

Личностные:
развивать
потребность в
систематическом
коллективном
музициро
вании,
формировать
эстетичес
кое
отношение к
красоте
окружаю
щего
мира,
прививать
навыки
здорового образа
жизни.
Познавте
льные:
научить
слушать,
видеть,
понимать
,и
анализро
вать
произвде
ния
искуссва,
научить
приёмам
исполнит
ельского
мастерст
ва
научить
правильн
о
использо
вать
специаль

Музыкальная
коллекция
http://musicandi.
ru/

Музыкальная
коллекция,
музыкальные
инструменты
http://schoolcollection.edu.ru

Музыкальная
коллекция,
музыкальные
инструменты
http://schoolcollection.edu.ru

Музыкальная
коллекция,

Формы
занятия
Беседа,
прослушиван
ие
музыкальных
произведений

Беседа,
фронтальна
я,
индивидуал
ьная

Практическ
ая,
дидактическ
ие игры

Работа в
группах,
беседы,
сольные и
групповые
исполнения
песен.

Индивидуал
ьная работа

ние
голосо
в

1315

Певче
ская
устано
вка.
Дыхан
ие

1619

Распев
ание

2021

Дикци
я

22-

Работа

голосов
детей с
музыкальны
м
сопровожде
нием и без
него.
Работа над
выработкой
умений,
правильног
о поведения
воспитанни
ка во время
занятия.
Знакомство
с основным
положением
корпуса и
головы.
Знакомство
с основами
плавного
экономично
го дыхания
во время
пения.
Разогревани
еи
настройка
голосового
аппарата
обучающих
ся.
Упражнени
е на
дыхание:
считалки,
припевки,
дразнилки
Отчетливое
произношен
ие слов,
внимание
на ударные
слоги,
работа с
артикуляци
онным
аппаратом.
Использова
ние
скороговоро
к.
Индивидуал

звуковое
оборудование

ные
термины,
формули
ровать
определе
ния
понятий,
использу
емых в
произвед
ениях
музыкаль
ного
искусств
а
Коммуни
кативные
:
формиро
вать
чувство
радости
от
результат
ов
индивиду
альной и
коллекти
вной
деятельн
ости

Дыхание,
пение,
вокал

3

Музыкальная
коллекция
Просмотр
видеоклипов с
Детского
Евровидения

Фронтальна
я,
индивидуал
ьная,
практическа
я, игровая.

Распевка,
методы
распевки

4

Музыкальная
коллекция
http://iskusstvo.
my1.ru/

Скорогов
орки,
дикция,
артикуля
ционный
аппарат

2

Музыкальная
коллекция
http://www.nach
alka.com/igrovaj
a

Работа в
группах,
беседы,
сольные и
групповые
исполнения
песен.,
игровая
деятельност
ь

Вокал,

4

Музыкальная

Индивидуал

Фронтальна
я,
практическа
я, игровая

27

с
солист
ами

2833

Сводн
ые
репети
ции

34

Итого
вое
заняти
е

ьная работа
по развитию
певческих
навыков.
Работа над
дыханием,
поведением,
дикцией,
артикуляци
ей.
Работа со
всем
составом
кружка над
единой
музыкально
й
композицие
й.

дыхание,
поведени
е,
артикуля
ция,
дикция

Хор,
вокал,
репетици
я

Отчетный
концерт,
поощрение
более
активных
кружковцев.

Вокал,
концерт

коллекция,
звуковое
оборудование
http://iskusstvo.
my1.ru/

ьная

3

Музыкальная
коллекция,
звуковое
оборудование
http://www.muzurok.ru/

Коллективн
офронтальна
я,
Работа в
группах,
беседы,
сольные и
групповые
исполнения
песен.

1

Музыкальная
коллекция,
экран,
инструменты,
звуковое
оборудование

Коллективн
офронтальна
я

Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
1.
Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы»
авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
2.
Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение,
2010.
3.
Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г.
П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.
4.
Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
5.
Рабочая тетрадь для 3 класса, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С. М.:Просвещение, 2013.
6.
Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
7.
Рабочая тетрадь для 4 класса, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:
1,2,3 и 4 классы. М.: Просвещение, 2007
Демонстрационные пособия
Карточки с названиями музыкальных инструментов
Карточки с кроссвордами для групповой работы
Тексты исполняемых песен
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала; фортепиано; синтезатор; русские народные
музыкальные шумовые инструменты
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.
Газета
«Искусство»
Издательского
дома
«Первое
сентября»
http://art.1september.ru
2.
Коллекция
«Мировая
художественная
культура»
Российского
общеобразовательного портала http://artclassic.edu.ru
3.
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://music.edu.ru
4.
Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru
5.
Belcanto.Ru — в мире оперы http://www.belcanto.ru
6.
Classic-Music.ru — классическая музыка http://www.classic-music.ru;
7.
World Art — мировое искусство http://www.world-art.ru
8.
Фото
известных
композиторов,
портеры
композиторов.
http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
9.
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
10.
Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
11.
Классическая музыка – http://classic.ru
12.
Музыка и я - http://musicandi.ru/
13.
Онлайновые
разработки
(развивающие
игры,
кроссворды):
http://www.nachalka.com/igrovaja

14.
Детские электронные презентации и клипы: http://viki.rdf.ru/
Технические средства обучения
Электронная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала.
Колонка
Микрофоны
Список используемой при составлении программы литературы:
1.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
2.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М.,
Академия, 2001г.
3.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М.,
Владос, 2002г.
4.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания
младших школьников», М.,Академия, 2001г.
5. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник,
1999г.
7. Домогацкая И.Е.
Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.:
ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
8. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства
ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
9. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
11. Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П.,
1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».