Рабочая программа курса «Успешное чтение» Ступень обучения (класс) ‒7 класс Количество часов ‒ 34 часов ( 1 час в неделю) Программа разработана на основе « Методического портфеля» всероссийского проекта «Успешное чтение»: программы «Хорошее время читать» (авторский коллектив: Галактионова Т.Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А. И.Герцена, руководитель Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации Чтения; Казакова Е.И.-доктор педагогических наук, профессор, СПб Государственный Университет ; Гринёва М.И. и др.) , 2008. Пояснительная записка Целенаправленное приобщение к чтению начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого предмета. В целом умение читать, по мнению специалистов, включает в себя: - овладение техникой чтения: помимо темпа (скорости) чтения, способ чтения, правильность чтения, выразительность (умение интонировать, соблюдать смысловые паузы, расставлять логические ударения); - осмысленное восприятие текста; - умение успешно ориентироваться в мире детских книг; - освоение художественной формы произведения в соответствующих пределах. Необходимо подчеркнуть, что умение читать формируется через привитие интереса к чтению. Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Уже в стандарте начальной школы делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает: - Осмысление учащимися цели чтения. - Осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью. - Овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации. В настоящее время осознаётся понимание необходимости приобщения к чтению как общепедагогической задачи. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач приобщения к чтению для того, чтобы более эффективно способствовать развитию культуры чтения обучающихся. Доказано, что читатели, в отличие от «нечитателей», способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является. В ходе реализации данной программы предусмотрен диалог с учениками, групповая, творческая работа, превносится элемент соревнования для развития мотивации читательской деятельности; при этом появляется возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативную и информационную компетенции. По окончании освоения программы предполагается определенный продукт ‒ «Портфель читателя». Курс «Успешное чтение », имеет своей целью: - Вдохновить каждого ребёнка на внимательное отношение к книгам и чтению. - Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя. - Расширить круг чтения и читательских интересов обучающегося. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности. 1. Краткое теоретическое обоснование идеи. Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ученика форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. 2. Цель и задачи использования методики. Цель: Повышение престижности чтения среди учащихся 6 класса. Задачи: формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений); - освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений); - создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей. Смысловые девизы проекта: - Книжная культура – основа современной культуры, ее сохранение и развитие - важная миссия человечества. - Читающие люди более успешны в жизни, чем их антиподы. - Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. - Успешное чтение – залог успеха в обучении. Чтение – это: - образовательная программа «длиною в жизнь»; - основа успешности процесса обучения в школе; - средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; - способ получения удовольствия в духовной сфере. 3. Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики: - Определение круга чтения для данного класса (15 книг). - Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг. - Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя». - Подготовка наглядности (экран, выставка книг) - Подготовка лотерейных билетов - Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты,резинки и пр. - Распространение информации для учеников и родителей. - Систематические собеседования с детьми о прочитанных книгах. - Проведение презентации полюбившихся книг. - Награждение победителей. 4. Описание реализации методики: 1.Детям предлагается «Портфель читателя» А) список из 15 книг Б) перечень различных заданий на выбор 2.Учитель подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге. 3.По завершении определенного этапа проводится: А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей; Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера). Что делают дети: - читают книги; в процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу); - отчетный лист предъявляют учителю и получают лотерейный билет «бук». - оформляют «портфели» - участвуют в выставке «портфелей» - делают презентацию понравившейся книги; - участвуют в лотерее. 5. Методическое сопровождение: «Портфель читателя». Что такое «Читательский портфель»? Это личный документ, который выдается каждому ученику : - помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю; - позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность; - отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения; Простые диагностические формы, предложенные в методической части «Портфеля» помогут определить, насколько продуктивно чтение ученика, на что следует обратить внимание, чтобы сделать этот процесс более эффективным. Рекомендательные списки литературы позволят более осмысленно отнестись к выбору книги. Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями. 6.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Ученик научится: - моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных); - использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); - моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам; - придумывать истории с героями изученных произведений; - получать информацию о героях, произведении или книге; - работать с несложными таблицами, схемами, моделями; Ученик получит возможность научиться: - понимать нравственное содержание прочитанного произведения; - высказывать суждения о произведении и поступках героев; - узнавать изученные произведения по отрывкам из них; - оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы; - находить в тексте произведения сравнения, обращения; - находить в тексте и читать диалоги героев; - определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; - иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; - инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; - создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы); - находить в тексте информацию о героях произведений; 7. Перечень учебно-методического обеспечения. 1.Учебно-методический пакет «Успешное чтение» (авторский коллектив: ГалактионоваТ.Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена, руководитель Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации Чтения; КазаковаЕ.И.-доктор педагогических наук, профессор, СПб Государственный Университет ; Гринёва М.И. и др,), 2008. 2. Программа «Хорошее время читать» (авторский коллектив: Галактионова Т.Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, руководитель Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации Чтения; Казакова Е.И.-доктор педагогических наук, профессор, СПб Государственный Университет ; Гринёва М.И. и др,), 2008. 3. Читательский паспорт (авторский коллектив: Галактионова Т.Г. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, руководитель Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации Чтения; Казакова Е.И.-доктор педагогических наук, профессор, СПб Государственный Университет ; Гринёва М.И. и др,), 2008. 8. Содержание А.Грин « Каждый сам миллионер»-2ч К.Паустовский «Белая радуга»-2ч В.Тендряков «Хлеб для собаки»-2ч Д.Лондон « Любовь к жизни»-2ч Д. Лондон « Белый клык»-2ч Е.И.Носов « Живое пламя»-2ч М.Пришвин « Голубая стрекоза»-2ч А.П. Чехов «Слёзы крокодила»-1ч И.Бунин « Лапти»-1ч В.Розов « Дикая утка»-1ч К.Паустовский « Тёплый хлеб»-2ч В. Бахревский «Пятёрка по нелюбимому предмету»-2ч Л.Андреев « Ангелочек»-1ч Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»-2ч Л.Улицкая « Перловый суп»-2ч Календарно – тематическое планирование по курсу « Успешное чтение» в 7 классе № Тема урока урока 1 «Хорошее время читать…» 2 3 4 5 6 7 8 9 Цели и задачи Знакомство с содержанием курса, учебником. Работа с Знакомство с портфелем содержанием читателя. портфеля читателя. Работа с Знакомство с портфелем содержанием читателя. портфеля читателя. Мой Оформление читательский читательского паспорт. паспорта. Мои Формирование размышления о умений чтении. высказывать своё мнение. Моя Оценка читательская читательского биография. опыта. Работа с картой Знакомство с текста. А.Грин частями « Каждый сам произведения миллионер» ( композиция, сюжет) Работа с картой текста. А.Грин « Каждый сам миллионер» Бортовой журнал. К.Паустовский «Белая радуга» Количество часов 1 Электронные ресурсы 1 1 1 1 1 1 Инфоурок. Электронная библиотека www.e-kniga.ru Знакомство с частями произведения ( композиция, сюжет) 1 Собственные ассоциации, воспоминания, опыт с 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Инфоурок. Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Бортовой журнал. К.Паустовский «Белая радуга» Очень важная таблица. В.Тендряков «Хлеб для собаки» Очень важная таблица. В.Тендряков «Хлеб для собаки» Путевые записки. Д.Лондон « Любовь к жизни» Путевые записки. Д.Лондон Любовь жизни» « к Двухчастный дневник. Д. Лондон « Белый клык» Двухчастный дневник. Д. Лондон « Белый клык» Иллюстрация. Е.И.Носов « Живое пламя» прочитанным. Собственные ассоциации, воспоминания, опыт с прочитанным. Знакомство с автором и произведением (« Знаю, хочу узнать, узнал») Знакомство с автором и произведением (« Знаю, хочу узнать, узнал») Формировать умения определять жанр, фабулу, действие, поступки героев. Формировать умения определять жанр, фабулу, действие, поступки героев. Подбирать цитаты, учиться комментировать выбранные цитаты. Подбирать цитаты, учиться комментировать выбранные цитаты. Варианты оформления обложки книги, её иллюстрация. 1 www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru Иллюстрация. Варианты Е.И.Носов « оформления Живое пламя» обложки книги, её иллюстрация. 1 Толковый словарь. М.Пришвин Голубая стрекоза» Толковый 1 Находить непонятные « слова, выяснять их значение, иллюстрировать. Находить Электронная библиотека http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная 21 22 23 24 25 26 27 28 словарь. М.Пришвин Голубая стрекоза» График интереса. А.П. Чехов «Слёзы крокодила» непонятные « слова, выяснять их значение, иллюстрировать. Уметь отражать на графике вовлечённость в процесс чтения. Личный прогноз. И.Бунин Лапти» Учиться по обложке и « названию предполагать о чём книга, кто её герои. Музыкальное сопровождение В.Розов « Дикая утка» Подбор музыкального сопровождения для каждой сцены произведения ( если по этой книге будет снят, например, фильм) Зашифрованная Составлять схема ( кластер по кластер) прочитанному К.Паустовский произведению. « Тёплый хлеб» Зашифрованная Составлять схема ( кластер по кластер) прочитанному К.Паустовский произведению. « Тёплый хлеб» Волшебное Отношения дерево. между героями В.Бахревский произведения, «Пятёрка по выражать своё нелюбимому отношение к предмету» героям. Волшебное Отношения дерево. между героями В.Бахревский произведения, «Пятёрка по выражать своё нелюбимому отношение к предмету» героям. Аргументы. Заинтересовать Л.Андреев других в « Ангелочек» прочтении книги ( реклама) с помощью аргументов. библиотека www.e-kniga.ru 1 http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 29 30 31 32 33 34 Письмо от лица героя. Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» Письмо от лица героя. Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» Рюкзак героя. Л.Улицкая « Перловый суп» Учиться писать письмо от лица героя произведения. 1 Учиться писать письмо от лица героя произведения. 1 Угадывать героя по предметам, находящимся в рюкзаке. 1 Рюкзак героя. Угадывать героя Л.Улицкая « по предметам, Перловый суп» находящимся в рюкзаке. 1 Хорошее время читать: мои достижения. Мои цели планы на следующий учебный год. Синквейн. Открытое мероприятие. Итого: 34 уроков 1 час в неделю 1 Видеть собственные успехи в чтении. Писать синквейн о чтении. Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm Электронная библиотека www.e-kniga.ru http://www.ekniga.ru/index.htm 1 34 часов