МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5 класс основного общего образования пгт. Горноуральский 2023 Программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе. Данная программа по математике основного общего образования разработана всоответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации (в редакции изменений и дополнений); - обновлѐнным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"). - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020г. № 28; В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. Цель разработанной внеурочной деятельности является углубление и расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике. Задачи: 1) в направлении личностного развития: развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 2) в метопредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. 3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; 4) коммуникативные УУД: воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные 2 возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребѐнка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. В ходе занятий учащиеся выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Изучать данный курс предлагается 1 час в неделю в 5 классе (всего 34 часа). I. Содержание курса «Занимательная математика» Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. (5 часов) Как возникло слово «математика». Счѐт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры. История возникновения названий – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны. Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весѐлый счѐт». Задачи на смекалку «Цифры спрятались». Защита проекта «В мире чисел». Мир занимательных задач (17 часов) Головоломки и числовые ребусы. Судоку. Старинные задачи. Задачи, решаемые способом перебора, «с конца». Логические задачи. Комбинаторные задачи. Графы. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на движение нестандартного характера. Практика: Составление и решение ребусов, задач, загадок, связанных с математикой. Блицтурнир по решению старинных занимательных задач. Задачи на сообразительность и смекалку «Затруднительные положения». Игра «Математический футбол» (игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок). Соревнование «Кто больше». Турнир «Смекалистых» Блистательные умы ( 5 часов) К.Гаусс. Л.Эйлер. Л.Ф.Магницкий. С.В. Ковалевская. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учѐных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики. Практика: Защита проектов «Великие математики». Математика вокруг нас (7 часов) Что такое фольклорная математика? Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. История строительства и развития города Липецка. Просмотрпрезентации «Наш город». Основы здорового образа жизни и математика. Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай 3 пословицу». Конкурс частушек о математике. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Игра-путешествие «Полѐт на Марс». Практические задачи, связанные с городом. Конкурс задач с краеведческим содержанием, составленных детьми. Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Проект – выпуск газеты «Математика вокруг нас». II. Планируемые результаты освоения курса внеучебной деятельности Личностные результаты Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, достижениям российских математиков и использованию этих достижений в других науках. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деят. учѐного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; Ценности научного познания: понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; Метапредметные результаты Универсальные познавательные действия: освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов; выбирать способ решения учебной задачи; Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать 4 вопросы, фиксирующие противоречие, проблему; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно форм. обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения; Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыт. информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. Предметные результаты; Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби. решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач. выполнять, сочетая устные и письменные приѐмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами. знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой. 5 Мир занимательных задач. извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой или круговой диаграммах. приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур. пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг. уметь проводить анализ нестандартных задач, выделять общие признаки и свойства. использовать современную научную терминологию для описания нестандартных задач. Блистательные умы знакомиться с историей развития математики. вычислений; выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа. характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей. Математика вокруг нас вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. применять математические навыки при вычислении возможностей полѐта на другие планеты и пр. показывать роль математики в развитии биологии, медицины. Формирование универсальных учебных действий Познавательные УУД: анализировать информацию, выделяя в тексте задания основную информацию, и выбирать рациональный способ рассуждения об объекте, его решения задачи; строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах. моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы Личностные УУД: формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления Регулятивные УУД: сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания использовать приобретѐнные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений решают простейшие комбинаторные задачи путѐм систематического перебора возможных вариантов Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах и группах проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. 6 III. № Раздел. Тем. 1 Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Кол. часов 5 Тематическое планирование Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/12/ http://evolutsia.com/content/view /730/41/ https://videouroki.net/razrabotki/ kak-lyudi-nauchilis-schitatdrevnie-sistemy-schisleniya.html https://www.youtube.com/watch? v=stGas6n5ZAY 2 Мир задач занимательных 17 https://www.youtube.com/watch? v=qIfGWP8ST8Q https://www.youtube.com/watch? v=eR1vwsiv6ZU https://www.youtube.com/watch? v=pvTbIHHo2YY https://blog.tutoronline.ru/krugijejlera 3 Блистательные умы 5 https://www.youtube.com/watch? v=WRPRaeQV2_s https://www.youtube.com/watch? v=VO3sl6uNox4 https://www.youtube.com/watch? v=Jda-NkuJmTg https://www.youtube.com/watch? v=s819O6LlEqM Воспитательные задачи -побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. -формирование у обучающихся ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуацийдля обсуждения в классе; -воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; -расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов; - воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса; Форма проведения занятий/виды деятельности Беседа-лекция. Решение занимательных задач. Решение занимательных задач, задач повышенной трудности. Решение практических задач. Практическая работа в группах. Фронтальное решение задач. Оформление математических листовок «Ребусы и головоломки»», «Математическая газета», «Задачки и картинки» Творческая работа в группах. Знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с математикой. Практическая работа в группах. -формирование у обучающихся чувства Выполнение мини гордости за развитие математической исследовательских науки в нашей стране. работ. 4 Математика вокруг нас 7 https://www.youtube.com/watch? v=loObaQMCDXE https://videouroki.net/razrabotki/ material-na-temu-mesto-i-rolmatematiki-v-meditsine.html https://www.youtube.com/watch? v=VOuuXy28AGo Итого -формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; -развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики. Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Пр. работа в группах. Оформление математических газет «Математика и здоровье», «Математика в быту» Практическая работа в группах. 34 8 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Занимательная математика» Методические пособия Гусев А.А. Математический кружок. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2013 Киселѐва Г.М. Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2013 Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2015 Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2005 Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2008. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2004. Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2007. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М.: ПедагогикаПресс, 1994 Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта+, 2003. Я познаю мир: математика/сост. А.П. Савин и др. – М.: АСТ, 1999 Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5-6 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2009 Интернет-ресурсы http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября» http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики http://www.uchportal.ru/ - учительский портал http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования http://mmmf.msu.ru/circles/z5/ - Малый Мехмат МГУ. Материалы занятий кружков www.math-on-line.com – Занимательная математика – школьникам https://znanio.ru/media/kogda-i-kak-lyudi-nauchilis-schitat-i-zapisyvat-chisla-2730423 Урок "Когда и как люди научились считать и записывать числа?" IV. Технические средства обучения 1. Ноутбук 2. Мультимедиапроектор. 3. Экран. Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Набор геометрических тел. 3. Комплект чертѐжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль. 4. Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин). 5. Карточки с заданиями. 9 V. № занятия 1 Поурочное планирование Тема урока КолЭлектро Форма проведения во нные занятий часов ресурсы Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. (5 часов) https://resh.edu.ru/ Беседа-лекция. Решение Как возникло слово 1 subject/12/ «математика». Счѐт у занимательных задач. первобытных людей. http://evolutsia.co Практическая работа в m/content/view/73 группах. 0/41/ Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. Другие системы счисления. Славянские цифры 1 4 Числа великаны. 1 5 В мире чисел 1 2 3 1 https://videouroki. net/razrabotki/kak -lyudi-nauchilisschitat-drevniesistemyschisleniya.html https://www.you tube.com/watch? v=stGas6n5ZAY Мир занимательных задач (17 часов) https://www.youtu и числовые 1 6 Головоломки ребусы 7 Обратный ход 1 8 Логические задачи 1 9 Игра футбол» 1 10 Принцип Дирихле 1 11 Комбинаторные задачи 1 12 Круги Эйлера 1 13 Графы 1 «Математический be.com/watch?v= qIfGWP8ST8Q https://www.youtu be.com/watch?v=e R1vwsiv6ZU https://www.you tube.com/watch? v=r087irfImys https://www.youtu be.com/watch?v= pvTbIHHo2YY Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» Практическая работа в группах. Беседа-лекция. Решение занимательных задач. Творческая работа в группах. Беседа-лекция. Решение занимательных задач. Решение занимательных задач, задач повышенной трудности. Оформление математических листовок «Ребусы и головоломки»», «Математическая газета», «Задачки и картинки» Беседа-лекция. Решение занимательных задач. Фронтальное решение задач. Групповая работа в форме игры. Инсценирование задач Беседа-лекция. Решение занимательных задач. Беседа-лекция. Фронтальное решение занимательных задач. Групповая работа в форме игры. Беседа-лекция. Решение 10 14 Графы 1 15 1 16 Соревнование. Математическая регата Задачи на взвешивание 17 Задачи на переливание 1 18 Задачи на разрезание 1 19 Задачи со спичками 1 20 «Много» или «мало» 1 21 Путь и движение 1 22 Соревнование «Кто больше» 1 https://skysmart. ru/articles/mathe matic/osnovnyeponyatiya-teoriigrafov 1 http://mmmf.ms u.ru/archive/201 22013/z5/z50112 12.html http://mmmf.ms u.ru/archive/200 52006/z5/3.html https://logiclike. com/mathlogic/spichkigolovolomkizadachi https://blog.tutoro nline.ru/krugijejlera занимательных задач. Беседа-лекция. Решение занимательных задач. Групповая работа в форме игры. Составление схем, диаграмм – работа в группе. Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач Групповая работа в форме игры. Групповая работа форме игры. в Составление загадок, требующих математичес решения. Фронтальное решение. Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач Блистательные умы (5 часов) https://habr.com/ 1 – король 23 К. Гаусс математиков 24 Леонард Эйлер – идеальный математик 1 https://biographe .ru/uchenie/leona rd-eiler/ 25 Л.Магницкий «Арифметика и его 1 https://etudes.ru/ etudes/magnitsk y/ 26 С. Ковалевская – женщина математик первая 1 https://www.you tube.com/watch? v=VpAJRAu3T U4 27 Великие математики 28 Математика вокруг нас (7 часов) https://schoolФольклорная математика 1 ru/post/332966/ 1 science.ru/5/10/3 4926 Изучение печатного материала об ученом. Составление математических ребусов Защита мини исследовательских работ. Защита мини исследовательских работ. Защита мини исследовательских работ. Защита мини исследовательских работ. Беседа. Знакомство научно-популярной литературой. 11 с 29 Покорение математика космоса и 1 30 Математика и наш город 1 31 Математика и наш край 1 32 Математика человека и здоровье 1 33 Математика человека и здоровье 1 34 Соревнование. Математическая карусель 1 https://www.youtu be.com/watch?v=l oObaQMCDXE https://videouroki. net/razrabotki/mat erial-na-temumesto-i-rolmatematiki-vmeditsine.html https://vuzopedia.r u/region/city/107/ matbase https://www.youtu be.com/watch?v= VOuuXy28AGo Фронтальное решение задач. Решение заданий повышенной трудности. Работа с алгоритмами Решение практических задач. Работа в группах «Найди пару» Работа в парах по решению задач Работа в парах по решению задач Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих мат. решения. Оформление математических газет «Математика и здоровье», «Математика в быту» решение заданий повышенной трудности Групповая игра. 12