МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по основам профессиональной ориентации «Мир профессий» 9 класс основного общего образования пгт. Горноуральский 2023 1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности. При составлении программы «Мир профессии» учитывались: основные принципы, цели и задачи предпрофильного обучения в 9 классах; основные направления работы, принципы и условия проведения профессиональной ориентации в рамках технологии профессионального консультирования; отечественный опыт работы в направлении профессиональной ориентации обучающихся; психолого-педагогические аспекты работы с подростками и обучающимися раннего юношеского возраста; Ожидаемые результаты: Обучающиеся владеют: информацией о мире профессий и необходимых элементах профессионального самоопределения; приемами самопознания, самопрезентации, целеполагания и самосовершенствования; способами принятия решений о выборе дальнейшего образовательного маршрута. Обучающиеся умеют: определять свои интересы, склонности и способности; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку; выбирать дальнейший образовательный маршрут. Программа рассчитана на 34 часа (учебных). Занятия целесообразнее проводить по 1 часу в неделю, желательно в один учебный день. Логика построения программы, чередование форм работы, новизна материала соответствие возрастным особенностям позволяет избежать учебных перегрузок. 2.Содержание программы: Информационный блок 1. Введение в изучаемый курс «Мир профессии» Цели, задачи, принципы курса «Мир профессии». Правила техники безопасности. Обучающийся должен знать (понимать):цели, задачи, принципы, направления курса «Мой выбор», правила техники безопасности. 2. Мир профессионального труда Многообразие мира профессий. Разделение труда и возникновение профессий и специальностей. Содержание и характер труда. Обучающийся должен знать: виды потребностей (материальные и духовные); виды профессий (массовые, редкие, свободные); функциональное разделение труда (основные и вспомогательные группы); понятия профессия, специальность, должность. Обучающийся должен иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества. Обучающийся должен уметь: определять вид профессии; отличать профессию, специальность, должность. 3. Анализ профессий Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда в профессиональной деятельности. Условия труда и ответственность в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера и здоровье. Знакомство с содержанием профессий. Обучающийся должен знать: разделение профессий по предмету труда на 5 групп: человек, техника, природа, знаковая система (информация), художественный образ; разделение профессий по средствам труда: гностические, преобразующие и изыскательские; разделение профессий по средствам труда: ручные, машинные, автоматические, функциональные; разделение профессий по условиям труда: с повышенной моральной ответственностью, с повышенной материальной и обычной ответственностью; условия труда: обычные и необычные; содержание профессий. Обучающийся должен иметь представление: о понятиях: предмет труда, цели труда, средства труда, условия труда, о содержании профессий; о влиянии здоровья на успех в профессии. Обучающийся должен уметь: анализировать профессии по предмету, цели, средствам и условиям труда. 4. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессия Секреты выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Интересы, склонности, возможности личности при выборе профессии. Профессиональный план. Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. Пути получения профессии. Анализ рынка труда. Образовательная карта города. Обучающийся должен знать:что необходимо учитывать при составлении профессионального плана; типичные ошибки при выборе профессии. Обучающийся должен иметь представление:о содержании понятий: интерес, способности; в чем заключается социально – профессиональная мобильность; об учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования в городе и регионе, о рынке труда г. Белгорода; об образовательной карте города. Обучающийся должен уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; уметь пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; пользоваться образовательной картой города. Блок психологического сопровождения выбора профессии и дальнейшего образовательного маршрута 1. Введение в систему активизирующих профессионально-ориентационных методов и процесса диагностических процедур Введение в технологию тренинговых занятий: правила работы в группе. Правила проведения диагностических процедур. Сплочение группы. Обучающийся должен знать (понимать): правила поведения в группе и принимать к их действию; отличительные особенности различных активизирующих профессионально – ориентационных методов; требования к участию в диагностике интересов, склонностей и способностей. Обучающийся должен уметь:исполнять инструкцию к упражнениям и диагностикам 2. Знакомство с самим собой Мотив выбора профессии. Исследование интересов и склонностей с помощью анкеты ориентации. Исследование способностей (тест структуры интеллекта Амтхауэра, методика определения уровня коммуникативных и организаторских способностей КОС) Тайны собственного «Я» (тест Холланда для определение типа личности, характерологическая анкета). Обучающийся должен знать:определение понятий: интересы, склонности, способности; уровни развития своих способностей, которые были исследованы; ведущие интересы и склонности, личностные характеристики. Обучающийся должен иметь представление: о своих возможностях и ограничениях; о понятии «Я - концепция» Обучающийся должен уметь: выполнять инструкцию в ходе активизирующих профессионально–ориентационных методов и психологической диагностики. 3. Стратегия выбора Слагаемые выбора человека. Кем и каким я хочу и могу быть. Обучающийся должен знать: из чего складывается выбор человека; необходимые шаги для принятия решений; слагаемые выбора профессии. Обучающийся должен иметь представление: рациональном и интуитивном факторе при выборе; о путях принятия решений; о собственных ресурсах и ресурсах со стороны при принятии решений Обучающийся должен уметь: ставить профессиональную и образовательную цель, разрабатывать пути ее достижения; определять приоритетные цели и задачи. 4. На пути к образованному человеку Профессиональные пробы. Рефлексивное осмысление в ходе имитационной игры, самопрезентации, защиты своего выбора. Резюме. Обучающийся должен знать: содержание понятия «Профессиональная (профильная) проба»; как и зачем выполняется профессиональная (предпрофильная) проба; что содержит в себе личностно-профессиональное резюме. Обучающийся должен иметь представление: о принципах защиты своего выбора или мнения. Обучающийся должен уметь:соотносить индивидуальные особенности и требования, предъявляемые избираемым профилем и направлением дальнейшего образования; составлять резюме и текст защиты своего выбора. 5. Составление профессионального плана Определение реальных путей получения дальнейшего образования при выборе профессии. Индивидуальное консультирование по результатам пройденного курса. Обучающийся должен знать: наиболее подходящие типы профессий и пути их приобретения; сильные стороны своего характера и мышления; направления работы по развитию своих способностей. Обучающийся должен иметь представление: о типах смежных профессий; о направлении действий и поиске ресурсов при возникающих трудностях, связанных с достижением целей. Обучающийся должен уметь: владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении. По итогам курса обучающиеся защищают квалификационную работу «Я выбираю профессию», которая может быть представлена в любой форме: эссе, презентация, деловая игра и т.д. 3.Формы организации занятий и методы обучения: - комбинированный урок, урок-встреча, урок с элементами тренинга; - индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия; - метод проблемного обучения, ролевые игры, экскурсии; - метод конкретных ситуаций; Тематическое планирование материала: № п.п. 1 2 3 4 1 2 3 4 5 Тема Количество часов Информационный блок 17 Введение в изучаемый курс «Мир профессии» 1 Мир профессионального труда 3 Анализ профессий 6 Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессия 7 Блок психологического сопровождения выбора профессии и 17 дальнейшего образовательного маршрута Введение в систему активизирующих профессионально ориентационных методов и процесса диагностических процедур 2 Знакомство с самим собой 7 Стратегия выбора 2 Профессиональные пробы 2 Составление профессионального плана 4 итого 34