ВД по профориентации 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 24

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по основам профессиональной ориентации
«Мир профессий»
9 класс основного общего образования

пгт. Горноуральский 2023

1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
При составлении программы «Мир профессии» учитывались:
 основные принципы, цели и задачи предпрофильного обучения в 9 классах;
 основные направления работы, принципы
и условия проведения профессиональной
ориентации в рамках технологии профессионального консультирования;
 отечественный опыт работы в направлении профессиональной ориентации обучающихся;
 психолого-педагогические аспекты
работы с подростками и обучающимися раннего
юношеского возраста;
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся владеют:
 информацией о мире профессий и необходимых элементах профессионального
самоопределения;
 приемами самопознания, самопрезентации, целеполагания и самосовершенствования;
 способами принятия решений о выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Обучающиеся умеют:
 определять свои интересы, склонности и способности;
 соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;
 выбирать дальнейший образовательный маршрут.
 Программа рассчитана на 34 часа (учебных). Занятия целесообразнее проводить по 1 часу в
неделю, желательно в один учебный день. Логика построения программы, чередование форм
работы, новизна материала соответствие возрастным особенностям позволяет избежать
учебных перегрузок.
2.Содержание программы:
 Информационный блок
1.
Введение в изучаемый курс «Мир профессии»
Цели, задачи, принципы курса «Мир профессии». Правила техники безопасности.
Обучающийся должен знать (понимать):цели, задачи, принципы, направления курса
«Мой выбор», правила техники безопасности.
2.
Мир профессионального труда
Многообразие мира профессий. Разделение труда и возникновение профессий и специальностей.
Содержание и характер труда.
Обучающийся должен знать: виды потребностей (материальные и духовные); виды
профессий (массовые, редкие, свободные); функциональное разделение труда (основные и
вспомогательные группы); понятия профессия, специальность, должность.
Обучающийся должен иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека
и общества.
Обучающийся должен уметь: определять вид профессии; отличать профессию,
специальность, должность.
3.
Анализ профессий
Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда
в профессиональной деятельности. Условия труда и ответственность в профессиональной
деятельности. Профессиональная карьера и здоровье. Знакомство с содержанием профессий.
Обучающийся должен знать: разделение профессий по предмету труда на 5 групп: человек,
техника, природа, знаковая система (информация), художественный образ; разделение профессий
по средствам труда: гностические, преобразующие и изыскательские; разделение профессий по
средствам труда: ручные, машинные, автоматические, функциональные; разделение профессий по
условиям труда: с повышенной моральной ответственностью, с повышенной материальной и
обычной ответственностью; условия труда: обычные и необычные; содержание профессий.
Обучающийся должен иметь представление: о понятиях: предмет труда, цели труда,
средства труда, условия труда, о содержании профессий; о влиянии здоровья на успех в профессии.

Обучающийся должен уметь: анализировать профессии по предмету, цели, средствам и условиям
труда.
4.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессия
Секреты выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Интересы, склонности, возможности
личности при выборе профессии. Профессиональный план. Социально-профессиональная
мобильность – качество современного человека. Пути получения профессии. Анализ рынка труда.
Образовательная карта города.
Обучающийся должен знать:что необходимо учитывать при составлении профессионального
плана; типичные ошибки при выборе профессии.
Обучающийся должен иметь представление:о содержании понятий: интерес, способности;
в чем заключается социально – профессиональная мобильность; об учебных заведениях
начального, среднего и высшего профессионального образования в городе и регионе, о рынке
труда г. Белгорода; об образовательной карте города.
Обучающийся должен уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии; уметь пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования; пользоваться образовательной картой города.

Блок психологического сопровождения выбора профессии и дальнейшего
образовательного маршрута
1. Введение в систему активизирующих профессионально-ориентационных
методов и процесса диагностических процедур
Введение в технологию тренинговых занятий: правила работы в группе. Правила проведения
диагностических процедур. Сплочение группы.
Обучающийся должен знать (понимать): правила поведения в группе и принимать к их
действию; отличительные особенности различных активизирующих профессионально –
ориентационных методов; требования к участию в диагностике интересов, склонностей и
способностей.
Обучающийся должен уметь:исполнять инструкцию к упражнениям и диагностикам
2. Знакомство с самим собой
Мотив выбора профессии. Исследование интересов и склонностей с помощью анкеты ориентации.
Исследование способностей (тест структуры интеллекта Амтхауэра, методика определения уровня
коммуникативных и организаторских способностей КОС) Тайны собственного «Я» (тест Холланда
для определение типа личности, характерологическая анкета).
Обучающийся должен знать:определение понятий: интересы, склонности, способности;
уровни развития своих способностей, которые были исследованы; ведущие интересы и склонности,
личностные характеристики.
Обучающийся должен иметь представление: о своих возможностях и ограничениях; о
понятии «Я - концепция»
Обучающийся должен уметь:
выполнять инструкцию в ходе активизирующих
профессионально–ориентационных методов и психологической диагностики.
3. Стратегия выбора
Слагаемые выбора человека. Кем и каким я хочу и могу быть.
Обучающийся должен знать: из чего складывается выбор человека; необходимые шаги для
принятия решений; слагаемые выбора профессии.
Обучающийся должен иметь представление: рациональном и интуитивном факторе при выборе; о
путях принятия решений; о собственных ресурсах и ресурсах со стороны при принятии решений
Обучающийся должен уметь: ставить профессиональную и образовательную цель, разрабатывать
пути ее достижения; определять приоритетные цели и задачи.
4. На пути к образованному человеку
Профессиональные пробы. Рефлексивное осмысление в ходе имитационной игры,
самопрезентации, защиты своего выбора. Резюме.
Обучающийся должен знать: содержание понятия «Профессиональная (профильная) проба»;
как и зачем выполняется профессиональная (предпрофильная) проба; что содержит в себе
личностно-профессиональное резюме.

Обучающийся должен иметь представление: о принципах защиты своего выбора или
мнения.
Обучающийся должен уметь:соотносить
индивидуальные особенности и требования,
предъявляемые избираемым профилем и направлением дальнейшего образования; составлять
резюме и текст защиты своего выбора.
5. Составление профессионального плана
Определение реальных путей получения дальнейшего образования при выборе профессии.
Индивидуальное консультирование по результатам пройденного курса.
Обучающийся должен знать: наиболее подходящие типы профессий и пути их приобретения;
сильные стороны своего характера и мышления; направления работы по развитию своих
способностей.
Обучающийся должен иметь представление: о типах смежных профессий; о направлении
действий и поиске ресурсов при возникающих трудностях, связанных с достижением целей.
Обучающийся должен уметь: владеть комплексом способов деятельности по обеспечению
принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении.
По итогам курса обучающиеся защищают квалификационную работу «Я выбираю
профессию», которая может быть представлена в любой форме: эссе, презентация, деловая игра и
т.д.
3.Формы организации занятий и методы обучения:
- комбинированный урок, урок-встреча, урок с элементами тренинга;
- индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия;
- метод проблемного обучения, ролевые игры, экскурсии;
- метод конкретных ситуаций;

Тематическое планирование материала:
№
п.п.

1
2
3
4

1
2
3
4
5

Тема

Количество
часов
Информационный блок
17
Введение в изучаемый курс «Мир профессии»
1
Мир профессионального труда
3
Анализ профессий
6
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессия
7
Блок психологического сопровождения выбора профессии и
17
дальнейшего образовательного маршрута
Введение
в
систему
активизирующих
профессионально
ориентационных методов и процесса диагностических процедур
2
Знакомство с самим собой
7
Стратегия выбора
2
Профессиональные пробы
2
Составление профессионального плана
4
итого
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».