Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273
в МАОУ СОШ№24 созданы специальные
условия обучения, воспитания и развития для получения образования инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя:
- использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования;
- проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий;
-обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
МАОУ
СОШ №24 реализует программы начального общего и основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1) Адаптированная
основная общеобразовательная программа для обучающихся НОО с
задержкой психического развития (Варпиант1, Вариант2);
2) Адаптированная
основная общеобразовательная программа для обучающихся ООО с
задержкой психического развития;
3) Адаптированная
основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Вариант1, Вариант2.
Приём детей с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. Необходимость создания образовательных условий для ребенка
с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии".
По медицинским и
социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей
(законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным
учебным планам в общеобразовательном классе, в коррекционном классе, на дому.
В целях обеспечения успешного освоения
детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных
программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического
развития в школе функционирует школьный ППк, работают учителя-логопеды,
педагоги-психологи, учителя-дефектологи, медицинский работник, заместитель
директора по ПВ, социальный педагог.
Для обеспечения эффективной интеграции
детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
В системе дополнительного образования
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в
кружках и секциях наравне с другими обучающимися.
В
соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ".
В школе создана универсальная
безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и
обучающихся с ОВЗ. В МАОУ СОШ № 24 специализированный учет инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и
обучения в школе. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел
«Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения
(слабовидящих).
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый
порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что
"лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования".
Специально оборудованные учебные кабинеты
Образовательный процесс в МАОУ СОШ № 24 осуществляется
в двух зданиях. Школа имеет 42 учебных кабинета. Имеются специализированные
кабинеты: физики, химии, биологии, информатики, технологии (мастерская
токарная, столярная, швейная, кабинет социального обслуживания труда), 2
спортивных зала, зал хореографии, актовый зал, кабинеты психолога (сенсорная
комната) и логопеда. Для организации учебно-воспитательного процесса
оборудованы музей, библиотека, комнаты для индивидуальных занятий.
Кабинеты оснащены необходимым
оборудованием, дидактичными и технологическими средствами.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СОШ №24 имеются мобильные электронные лабораторные
комплексы по предметам для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Имеются специализированные кабинеты технологии:
столярная, токарная, швейная мастерская, кабинет социального обслуживания,
кабинет химии, физики, биологии, центр образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьная библиотека
расположена на втором этаже основного здания школы. Она занимает изолированное,
приспособленное помещение. Библиотека оборудована столами для читателей,
стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для
библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место
библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального
зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.
Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ОО имеются два спортивных зала, оснащенных
оборудованием и инвентарем по всем разделам учебной программы по физической
культуре. Имеются кабинки для переодевания для мальчиков и девочек. Имеется
отдельное помещение для лыжной подготовки.
На территории школы функционирует стадион с полем для
мини-футбола, волейбольной/баскетбольной площадками, зоной для воркаута,
тренажерной площадкой, беговой дорожкой с резиноналивным покрытие.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Лица с
ограниченными возможностями здоровья и инвалиды пользуются следующими
средствами обучения и воспитания: печатные и электронные образовательные
ресурсы, средства психологической разгрузки (сенсорная комната) и
коррекционного развития, спортивный инвентарь, мультимедийное оборудование, в
том числе интерактивная панель, мобильный лингафонный кабинет, средства
наглядности и электронные лабораторные комплексы по предметам.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Входная группа оборудована пандусом
для беспрепятственного попадания инвалидов-колясочников, информационной
вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне,
прозрачными широкими входными дверями с беспороговой системой, ровным покрытием
пола фойе и гардероба. Разработано положение по оказанию ситуационной помощи
инвалидам сотрудниками МАОУ СОШ №24.
Специальные условия питания
В образовательной
организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак
и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей –
инвалидов.
Столовая МАОУ СОШ№24 оборудована
широкой беспороговой входной группой, расстояние между обеденными столами
позволяет комфортно принимать пищу лицам с ограниченными возможностями и
инвалидам-колясочникам.
Специальные условия охраны здоровья
В школе
созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с
ОВЗ. Проводятся занятия по ЛФК. Имеются медицинский и процедурный кабинеты. В
школе функционирует ППк, работают специалисты сопровождения:
педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог, учителя-дефектологи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство,
обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного
общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
-выходом в
Интернет;
- локальной сетью;
-разработан и
действует школьный сайт.
В образовательном учреждении внедрена и
функционирует автоматизированная информационная система Электронный журнал.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть
интернет в школе действует система контент - фильтрации.
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не
ограничен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Современная платформа официального сайта Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области (далее – Министерство) обеспечивает
доступность большого объема информации по всем направлениям сфер образования и
молодежной политики. На сайте Министерства размещаются новости, официальные
документы, методические рекомендации, анонсы мероприятий и много другой
полезной информации.
Сайт Министерства - https://minobraz.egov66.ru;
Также Министерство образования и молодежной политики информирует о том,
что на главной странице официального сайта Министерства создан раздел
"Образование детей с особыми образовательными потребностями", где
ежедневно размещаются методические и учебные материалы, презентации по
реализации программ и организации досуга для детей с ОВЗ.
https://yadi.sk/i/Oe-BdAiRXoLi6w?uid=368192861 - актуальные вопросы в воспитании детей с ОВЗ.
Электронный
образовательный ресурс |
Ссылка |
Официальный
информационный портал Государственной итоговой аттестации |
|
Федеральный
институт педагогических измерений |
|
Интерактивные
курсы на УЧИ.RU |
|
Интерактивная
цифровая платформа для профориентации школьников «ПРОЕКТОРИЯ» |
|
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://school-collection.edu.ru/ |
Медиатека
образовательных ресурсов |
|
Федеральный
портал «Российское образование» |
|
Российский
общеобразовательный портал |
|
Бесплатные
конкурсы для школьников |
|
Эрудит
марафон для учащихся |
|
Справочно-информационный
портал "Грамота.ру" |
|
Портал
бесплатного образования |
|
Электронный
Журнал |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебные кабинеты, кабинет
педагога-психолога, учителя-логопеда оборудованы интерактивными досками,
мобильными лингафонными кабинетами, электронными мобильными лабораторными
комплексами, цифровыми лабораториями.